Дачники и постройки Петровского парка. Увеселительный сад Сакса. Часть 49.
Вводная часть. Часть 1 - 40. (
см. подробное оглавление здесь).
Часть 41.
Часть 42.
Часть 43.
Часть 44.
Часть 45.
Часть 46.
Часть 47.
Часть 48.
Одним из первых, в 1861 г., в Петровском парке открылся увеселительный частный сад Максимилиана Сакса. К сожалению, до наших дней не сохранилось изображений этого сада, но есть декорация художника Юона к спектаклю А.Н. Островского "Бешенные деньги", где упоминается сад Сакса, в котором и начинается действие пьесы.
Юон Константин «В Петровском парке, в саду Сакса. Эскиз декорации к пьесе А.Н.Островского "Бешеные деньги" 1934 г.
Увеселительные сады стали появляться в Москве уже с конца XVIII века, например "воксал" М. Медокса. Однако наиболее популярными они стали в середине и во второй половине XIX века. Эти сады появились не на пустом месте. Они продолжали традицию аристократических садовых праздников XVIII века. Со временем сложился особый тип городского увеселительного сада, в котором непременно имелось несколько аллей для гуляния, скамейки, открытая эстрада для духового оркестра, театральное здание и ресторан с летней верандой. В таких садах давались различные представления, гастроли заезжих актеров, выступления борцов, канатоходцев, фокусников. Здесь устраивались тематические праздники, карнавальные шествия, иллюминации и фейерверки.
Сад "Эрмитаж" М.В.Лентовского. Фото 1879 г.
К моменну открытия собственного сада Максимилиан Сакс был хорошо известен всей Москве. Вот как об этом пишет в своем труде Е.А. Сариева - "В 1861 году австрийский дирижер Максимилиан Сакс, гордость "Эрмитажа", открыл увеселительный сад в Петровском парке. Для этого он облюбовал дачу госпожи Мельгуновой с большим участком земли, построил две крытые галереи для артистов, одна из них - в виде раковины, и "перламутровый" грот для оркестра, сама дача была оборудована под ресторан. Сакс был театральным артрепнером и прекрасным дирижером, и его оркестр привлекал в сад много публики". Оркестр Сакса состоял из двацати пяти человек и был подобран им самим. Сам Максимилиан Сакс в 1860-е годы проживал на Никитском бульваре в доме Ивлева (
дом №19, не сохранился).
Приспосабливаясь к вкусам публики, кто только не выступал в этом саду. Сакс устраивал тут почти ежедневно музыкальные и увеселительные вечера для избранного общества. Программы были разнообразны. Тут показывали живые картины, выступали цыганские, русские хоры, оркестр Сакса, оркестр духовой военной музыки.
В 1862 году в журнале "Зритель" появилась небольшая заметка о выступлении народного хора в увеселительном саду М. Сакса в Петровском парке, писала - "Выйдет несколько кукол, одетых в театральные сарафаны и поддевки с позументами, постоят, как вкопанные, пропоют что-нибудь как урок, и над всем этим опустится занавес. Затем опять то же, только урок другой...".
На эстраде-раковине французские гастролерши, выписанные из Петербурга, исполняли эротические песенки, сопровождая их неистовым канканом.
В "волшебном перламутровом" гроте показывал свои удивительные фокусы "профессор древней и новейшей модной магии" Жан Мартини. Он интересовался, "какие цветы угодно публике, чтобы он вырастил: мужской голос кричал - “камелии! ” (камелиями называли дам с сомнительной репутацией), а женский пищал с приличным закатыванием глаз: “незабудки!”. Из цилиндра маэстро доставал незабудки.
Большой популярностью пользовался рассказчик сцен "из народного быта" Соколов, о нем
я уже упоминала тут, он выступал в Петровском парке не только в саду Сакса, но и на даче воскресенской купчихи Сухановой Е.И.
В это время становится традицией отмечать гуляньем в Петровском парке день Марии Магдалины 22 июля - царский день, именины царицы. Гулянье заключалось в прогулке по аллеям парка в колясках и ландо.
В 1865 году Сакс устроил в этот день в саду "хрустальную иллюминацию". В программе участвовали - Гавриил Федоров со своим хором, английские комики, группа венгерских танцоров, которые "нравились всем", танцовщица - мадемуазель Лютензи, "создание веселое и живое". Вечер закончился гимном, исполненным двумя оркестрами, и фейерверком, фигуры которого составили царские вензеля.
Правда, уже на следующий год газета "Антракт" в №25 за 1866 г. писала - "Москва опередила Петербург. Московская публика сама и прежде петербургской, решилась отвернуться от неудобозримых зрелищ, и на нынешнее лето ни один из содержателей московских публичных садов не решился выписать певцов и певиц, канкаверов и канканерок, в роде прошлогодних Боверс, Деланд, Лютензе и т. п.".
Из заморских новинок собирала много публики Катерина Альфонса - "женщина-Блонден", которая пробиралась по туго натянутой проволоке на пятнадцатиаршинной высоте.
Газета "Антракт"
№34 за 1866 г. писала - " московские летние гулянья все еще продолжаются во всей своей силе... Программа вечерних удовольствий на всех этих гуляньях почти одна и та же: один, или два оркестра, фейеркерк и хождение по канату. Что касается до этого последнего удовольствия, то, кажется, будто все канатные плясуны сговорились собраться в Москве. И все они называются Блонденами. Который же из них настоящий, истинный Блонден?" и далее, в этой же заметке - "Оркестр г. М. Сакса, с которым он играет в своем собственном! саду, уже с давнего времени пользуется в Москве хорошею репутацией. Самого дирижера нельзя упрекнуть в недостатке хорошего вкуса или опытности".
Как следует из рекламы ниже, в той же газете, в №25 за 1966 г. настоящий г. Блонден также выступал в саду Сакса. Правда, в этой рекламе не указано имя Блондена, но он также выступал в этом году и в
саду Брауна в Сокольниках, из которой ясно, что речь идет о настоящем Блондене, там упомянуто об американских гостях, а Блонден в эти годы жил в Соединенных Штатах.
Газета "Антракт" №25 за 1866 г.
Шарль Блонден (его настоящее имя было Жан-Франсуа, по другим источникам Эмиль, Гравеле), французский канатоходец прославился тем, что еще в 1859 г. прошел на канате через Ниагарский водопад. Впоследствии этот трюк он повторял неоднократно, при этом каждый раз усложняя задачу - шёл с мешком на голове, ночью с зажжённым фейерверком, в кандалах. Но самым опасным был трюк, когда канатоходец нёс на плечах своего управляющего Гарри Колкордома. В пути Блонден несколько раз останавливался передохнуть, и тогда его - седок - должен был слезать и стоять на канате. "Малейшее неверное движение, - вспоминал Гарри, - и мы могли бы навеки упокоиться в пучине".
Шарль Блонден пересекает Ниагарский водопад, Фото 1859 г.
Г. Блонден посещал Россию дважды, первый раз в 1864 г., тогда он выступал в Петербурге и в Москве в саду "Эрмитаж". В том же, 1864 году, в Москве вышла книжка "Блонден, герой Ниагарский", с подробным описанием жизни знаменитого канатоходца и рисунками, изображающими его головоломные трюки. А в 1866 г. он выступалв саду Брауна в Сокольниках и в саду г. Сакса в Петровском парке.
Александр Куприн, прекрасно знавший цирковое искусство, посвятил ему рассказ "Блондель", где в частности писал - "Это был истинный бог циркового искусства, владевший в совершенстве всеми его видами, родами и отраслями, за исключением клоунады..." и далее - "Такие люди рождаются только раз в тысячу лет, по особому заказу природы..."
В декабре 1866 г. Максимилиан Сакс умер. В "Русских Ведомостях" сообщалось - "... неудивительно, что проводить его до могилы собралось много знавших покойного; реформатская церковь была не только полна, но и на дворе ее толпились люди. Звуки оркестра проводиди гроб из церкви, и духовая музыка встретила его на Введенском кладбище, где над свеже-засыпанной могилой немецкое общество пения и тирольцы Зейвера пропели несколько печальных песен... Сакс, умирая, завещал своим музыкантам не расходиться, а составить такой же оркестр, под унравлением хорошегого дирижера. Музыканты хотят исполнить в точности это завещание и уже пригласили из Петербурга г. Реша.
А "Московские губернские ведомости" птсали - "Старшины Артистическаго Кружка, желая почтить память покойного М. Сакса, бывшего дуйствительного члена Кружка, открыли подписку на сооружение памятника покойному Саксу, на единовременное пособие его матери и на издание его сочинений, в той уверенности, что члены Артистическаго Кружка и все знавшие покойного, как истинного артиста, служившего более пятнадцати лет Московскому обществу, откликнутся на призыв к доброму делу".
Отмечу, Вера Бокова в своей книге "Повседневная жизнь Москвы в XIX веке" писала - "Тот же Сакс оказался в конце концов в долговой тюрьме, где вскоре умер". Правда, откуда у нее такие сведения неизвестно, а ссылок у нее в книге нет. Напишите и дайте ссылку, если у Вас есть сведения об этом факте биографии г. Сакса.
Где точно располагался сад Сакса достоверно неизвестно, поэтому каждый пишет, что хочет. Например, часто упоминается что "московский сад "Фантазия" в Петровском парке был открыт антрепренёром В. А. Взметневым, на месте сада Сакса", Это неверно, сад "Фантазия" этого анрепренера был открыт на месте бывшего Петровского летнего театра, об этом
я подробно писала тут (всего одноименных садов было два, о втором расскажу в дальнейшем). Кроме того, частный сад Сакса работал в одно время с летним театром Петровского парка, последний тогда принадлежал Дворцовому ведомству.
Однако, у меня есть предположение, что сад Сакса находился на месте, где впоследствии появился ресторан "Мавритания" (о нем в дальнейшем), а сейчас стоит памятник собаке Лайке. Прямых доказательств у меня нет, но есть много косвенных. Об этом читайте ниже.
На карте Яндекса справа видно, что памятник собаке Лайке расположен напротив современной Летней аллеи, а в 1866 г., то есть во времена сада Сакса, аллея была еще безымянной.
План Москвы 1866 г. и карта Яндекса.
Современная Летняя аллея не раз меняла свое название. На плане 1881 г она именуется Мельгуновской. Напомню, г. Сакс под свой увеселительный сад приобрел дачу Мельгуновой (не путать с атрепренером Мельгуновым, которому принадлежал
первый сад "Альгамбра", это однофамильцы). Как раз в эти годы многие названия в Петровском парке получили свое наименование по бывшим домовладельцам. Например, на том же плане 1881 г. мы видим Кугушевскую аллею, названную тоже в честь бывшего домовладельца князя Кугушева,
об этом здесь. Первоначально я предположила, что дача Мельгуновой была на самой этой аллее, но судя по старым планам и картам, на ней дачной застройки не было, а следовательно ее дача должна была располагаться напротив этой аллеи.
План Москвы 1881 г. и 1903 г.
Отмечу, эта аллея недолго носила название Мельгуновская, на плане 1903 г. она уже именуются Петровской, а сейчас Летней.
Забегая вперед скажу, что на месте сада Сакса до 1877 г. существовали увеселительные сады других владельцев (об этом в следующей части), один из них Беккер переименовал сад г. Сакса в сад "Шато де Флер". Так вот, в своем исследование Е.А. Сариева, ссылаясь на газетную вырезку, хранящуюся в ГЦТМ им. А.А. Бахрушина (Фонд 144. Ед.хр. 958. стр. 70), пишет - "Лавры Беккера не давали покоя другим антрепренерам. В 1874 году на бывшей даче Немецкого клуба открывается антрепренером Мельгуновым еще один сад - "Альгамбра". Современник вспоминал: "Оба эти сада, стоящие один против другого, как два вражеских стана, конкурировали между собой не на шутку. У каждого, впрочем, было чем удивить и чем приманить".
Переводя на наше время 1-й сад "Альгамбра" находился слева от современного Мирского проезда, а сад "Шато де Флер" справа от него.
А в 1877 г. участок №1252 г. приобрел купец Натрускин, где открыл свой ресторан "Мавритания", в дальнейшем Натрускин приобритет еще участок №1204 (подробнее в дальнейшем).
План Москвы 1866 г. и 1903 г.
После смерти Максимилиана Сакса увеселительные сады на этом месте продолжали существовать и дальше, но об этом уже в следующей части.
Дачники и постройки Петр. парка. Новые влад. б. сада Сакса и сад "Шато де Флер". Часть 50.
Другие достопримечательности.
Оглавление. Использованы материалы: Справочники и периодика разных лет; Е.А. Сариева "Развлечения в старой Москве...." и др.