Ручей Бецет, пещера Сарах и Хурват Данаила

Jul 08, 2014 00:17

15.04.2014

Крайний север Израиля. От кемпинга в Национальном парке Адмит до парка Зейтим 10 километров с хвостиком по тропам через буераки. Наш путь занял ровно семь часов. Можно было и быстрее, но спешка не входила в планы. Зато по дороге открылись в полной мере:
- панорама всей Западной Галилеи с высоты как на блюдечке
- редкое для этих мест подобие джунглей с единственными в Израиле дикорастущими платанами
- некогда иссохшая, но рукотворно восстановленная речка в ущелье
- сталактитовые своды и аутентичный фольклор в симпатичной пещере
- летучие мыши
- гады земные местной фауны
- руины старинной деревни трудяг-маслодавильщиков
- и "цареградский стручок".
Итак, в хронологическом порядке...

После ночёвки в палатках, пещеры-Арки и Леопардовой пещеры мы вышли к обрыву и направились на запад по разметке красной тропы. За спиной горизонт Средиземного моря и отвесный край плато Адмит

Справа внизу долина Западной Галилеи. Если приглядеться, невооруженным глазом видно гору Кармель вдали, до которой 35 км отсюда. Трудно поверить, но почти весь этот лес внизу высажен искусственно. Ещё сто лет назад тут ничего не было, кроме малярийных болот и камней

Горные коровы не обращают на нас никакого внимания. В долине под ними поселок Яара

Зато пожилая кобыла провожает внимательным взглядом

Плато Адмит с одноименным кибуцем лежит на высоте без малого 500 метров. Воду туда подают по трубе снизу

Дальше через колхозный сад. Красная загогулина в белом обрамлении на столбе это дорожный указатель. Означает поворот тропы направо. Калитка и колючая проволока - ограждение от скотин. Чтоб не лезли в сад и заповедник.

Персиковые деревья цветут в апреле

Такая же разметка, красная полоса на белом фоне. Нарисована на камнях через каждые метров 20-30, чтоб путники не сбились с тропы

Впереди горы. Где-то за ними озеро Кинерет, оно же Галилейское море, а ещё дальше Голанские высоты. Но туда не пойдём, наш путь вниз, где русло ручья Бецет - в ущелье, слева от горы, что виднеется посередине. Гора называется Ухман. Не знаю в чью честь, но видимо достойный был человек.

Небольшой перекур под сенью. Слева направо: Слава
gava, Ирина
baba_lyuba, Иван
yuzhanin и Валера.

Это рожковое дерево, такие здесь везде растут спонтанно. А в других местах по Средиземноморью их возделывают специально. Плоды ещё зелёные, когда созреют, станут цвета баклажана. Именно ими питался библейский блудный сын в своих скитаниях:
От Луки 14:15 - и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
Точнее не ими, а жмыхом. Рожки отжимали на вино, а остатки мякоти кидали свиньям

Спелая мякоть на вкус сладкая, похоже на пересохшую мармеладку, в старину считалась лакомством. В русской традиции называется цареградский стручок. А по-научному Ceratonia, от греческого keras (“рога”). Отсюда же и мера веса карат - семена в стручке всегда одинаковые, около 0,2 гр. Ими в древности взвешивали драгоценности как гирьками.
Если на упаковке в составе продукта попадётся марка Е410, то это не какая-то химия, а загуститель-эмульгатор из этих самых семян. Используется в кулинарии. Кстати, эмульсию для кино-фотоплёнок тоже из них делают (хотя не только).

Постепенно спускаемся со склона, огибая горы

Небольшой ролик. Мой походный видеорегистратор, а именно экшен-камера, надеваемая на голову.
На карте в конце поста запечатленный участок обозначен желтой линией.

Внизу течёт ручей, называемый Бецет

Здесь разметка тропы меняется с красной на синюю. Идём вдоль ручья вверх по течению. Приятная дорога, журчание, пахнет свежестью. Лес в долине Бецет природный, только некоторые деревья подсажены вручную

Вид растительности навевает впечатления от американских фильмов, где показан Индокитай. А ля вьетнамские джунгли

Развалины какого-то строения на берегу

Недоверчивый взгляд

Источники сообщают, что где-то здесь растёт самый большой платан в Израиле. А это вроде бы фисташковое дерево? О масштабе можно судить по моей фигуре

И тут мы увидели то, от чего у меня глаза на лоб полезли. Оказывается вода в ручей поступает... из водопровода по пластиковым трубам. Две чёрные трубы, их видно на снимке

Раньше в этом месте был источник Каркара.  Одноименное название с соседними развалинами времен Византии - поселение Каркара. Но одновременно с достижениями народного хозяйства в 1960-х г.г. произошли необратимые нарушения экологического баланса, вода иссякла, ручей начал сохнуть. Тогда ради сохранения природы, рыб, насекомых и растений сюда протянули трубы из сети государственного водопровода. И в летние месяцы круглосуточно качают воду объёмом 60 кубометров в час, искусственно возобновив источник.

Дальше русло сухое. Говорят, в зависимости от сезона, здесь бывает и естественный поток

Камни похожи на наши карельские

Дорожный указатель - развилка тропы. Здесь русло Бецет соединяется с ручьём Сарах. Нам туда и надо по синей разметке. Мы пришли слева, а направо чёрная тропа в бедуинскую деревню Арамша

Сарах значит папоротник. Русло ручья Сарах тоже высохшее в это время года

Через 400 метров ещё одна аттракция - пещера под таким же названием Сарах (или Шерах, кто как произносит)

Это вход, а выхода два: один поблизости для детского маршрута, второй дальше и выше на 15 метров. Второй маршрут считается тяжелым, внутри надо карабкаться по металлическим скобам и протискиваться в отверстия. На самом деле ничего сложного.
Перед входом стандартная табличка на трёх языках о том, что с 1 ноября по 31 марта в пещере спят летучие мыши, и в этот период посещение запрещено. Двигаться следует по меткам-светоотражателям, нельзя разводить огонь, в том числе свечи. Остальное на свой страх и риск.
Пещера оборудована для прогулок, это любимое место здешних туристов. Жаль, природной девственностью тут не пахнет, хотя посмотреть есть на что.
Оставляем рюкзаки снаружи и с фонариками внутрь

Дальше видео. На 3:30 Иван рассказывает местную легенду про рыцаря, который победил в этой пещере дракона. Рыцарь, очевидно, крестоносец. Скорей всего тевтон, у них тут поблизости была резиденция.

Внутри недалеко от выхода есть металлическая решетка, перегораживающая дорогу в третий маршрут. Я заметил, что через прутья можно пролезть. Любопытство взяло верх - выйдя на свет из пещеры и постояв минутку, я всё-таки вернулся назад посмотреть, что за этой решеткой. Оказалось не зря - увидел летучих мышей. Внизу есть большой зал наподобие ямы, туда не спуститься без снаряжения. Чахлый луч фонарика потерялся в глубине зала и потревожил мышей. Надеюсь, я не нанёс им душевную травму.
Если лень смотреть весь ролик, это место, где порхают мыши, примерно на 3:45

От пещеры полтора километра до автостоянки Сарах

Выходим на автостоянку с этой тропы

Здесь предусмотрительно припаркован автомобиль Славы. Тут часто так делают - на двух машинах приезжают в конец запланированного маршрута, оставляют одну, а на второй переезжают к началу.
Сгружаем рюкзаки к нему в багажник и налегке углубляемся в лес с противоположной стороны.
Под ногами шныряют маленькие юркие зверюшки

Хурват Данаила - остатки древней сельскохозяйственной усадьбы (хурват на местном наречии значит руина)

Ферма возникла во времена правления римлян в Иудее (1-4 столетие н.эры)

В византийскую эпоху (5-7 столетие н.эры) она превратилась в маленькое деревенское поселение, в котором проживало примерно 10 семей.
Деревенская улочка

Остатки пяти маслоделен подтверждают, что в те времена экономика жителей была основана на производстве оливкового масла для продажи из Галилеи в отдалённые области

В конце византийской эпохи (7-9 столетие н.эры) это место было покинуто и заселено снова в эпоху Мамлюков (9-10 век). На этом месте поселились крестоносцы. С уходом крестоносцев история поселения прервалась

Откопал усадьбу местный археолог д-р Рафаэль Френкель, член кибуца Бейт а-Эмек. По стечению обстоятельств Валера живёт как раз в этом кибуце, знает Рафи Френкеля и даже ходил у него в подмастерьях на любительских раскопках. Д-р Френкель давно на пенсии, но по-прежнему что-то копает в окрестностях. Благодатная почва, тут действительно на каждом шагу находятся древности. В кибуце у него свой маленький археологический музей. Подробней об этом я написал в этом посте.

Остатки маслодельни

Чертёж объясняет принцип действия маслодавильного пресса

Круглая выемка на земле - резервуар, куда стекало масло из выдавленных оливок. На чертеже обозначен цифрой 7. А цифра 1 это мешки с оливками.

Проём в стене это не вход. В него вставлялся рычаг пресса

Подземные резервуары на всякий случай защищены решётками

Окружающий лес, кстати, по большей части тоже рукотворный

Его в конце 1970-х посадили местные дети в ходе акции, посвящённой памяти миллиона погибших детей в Холокосте. Каждый участник посадил два дерева: одно за себя, второе за погибшего ребёнка.

Со стоянки Слава со всеми рюкзаками уехал в парк Зейтим - конечный пункт сегодняшнего дня, а мы оставшиеся километра три пошли вчетвером пешком. Сначала напрямик через лес по тропе с синей разметкой

Потом по обычной дороге

Не знаю как в других компактных странах, но в Израиле вся территория помимо автодорог иссечена пешеходными тропами. Они имеют официальный статус, нанесены на карты, размечены указателями и поддерживаются государством. Есть даже тропа через всю страну с севера на юг, почти 400 км. Я подумал, если бы жил здесь, мне пришлась бы по вкусу работа разметчиком троп. Хотя бы на пару лет.

Асфальтированный кусок на грунтовке. В таких местах в дождливый сезон может быть вода, и специальный знак указывает водителю, чтоб он не волновался - под слоем воды есть асфальт и машина никуда не провалится. У нас я таких не видел

Подходим к ущелью Кзив. На противоположной стороне ущелья лежит Хила - элитный посёлок в элитном месте. Там, например, живёт тот самый Гилад Шалит

Парк Зейтим не такой цивильный как парк Адмит, но тоже ничего. На заднем плане не просто груда камней, это остатки Хананейской крепости эпохи Бронзового века. Возраста примерно египетских пирамид

Здесь нас ждал Слава с машиной. После небольших посиделок он откланялся и уехал домой, а мы расставили палатки

Эти места на карте:
7. Хурват Данаила
8. Парк Зейтим
Красная линия - весь маршрут
Жёлтый отрезок - участок на видео в середине поста

Просмотреть Ручей Бецет, пещера Сарах и Хурват Данаила на карте большего размера

Источники информации:
- http://www.tzofit.co.il/tour/details_site.php?ts_id=3852
- http://www.travelhotels.co.il/rus/
- http://www.tiuli.com/track_info.asp?lng=rus&track_id=69
- http://praisman.com/israel/Karkara-spring
- http://www.ynet.co.il/articles/0,7340,L-3974973,00.html
- http://dobavkam.net/additives/e410

Все фото и видео мои. Разрешаю брать и использовать с любой целью не спрашивая. По клику на снимок в новом окне открывается страничка Яндекс-фоток, откуда можно скачать оригинал.

Другие посты израильского цикла Апрель 2014:
17.04.2014. Нагария
18.04.2014. Кибуц Бейт а-Эмек, сельское хозяйство
18.04.2014. Повседневная жизнь в кибуце Бейт а-Эмек
18.04.2014. Кибуц Бейт а-Эмек, арабская деревня Кувайкат, археолог доктор Френкель