18.04.2014
В прошлый раз
было о кибуцном принципе работы, теперь о быте.
Мой друг Валера, пожив тут некоторое время после переселения, попытался сравнить, на что это всё похоже? И неожиданно сообразил: на Цветочный город из книги Носова про Незнайку.
Вокруг сады и грядки, в середине домики, в которых без суеты живут счастливые люди
Другое дело, собственно члены кибуца в большинстве своём уже пенсионеры лет под 90. В молодости они жили с верой в свою миссию и строили будущее, считая сельскохозяйственный труд залогом национального возрождения
Однако энтузиазма отцов-основателей хватило всего на пару поколений. Сегодня молодежь в основном занята на стороне, кто где. У всех машины, а расстояния в Израиле небольшие и дороги хорошие, что позволяет спокойно каждый день ездить на работу и возвращаться домой
По моим ощущениям кибуц здорово смахивает на какой-нибудь пансионат, с тем лишь отличием, что здесь всё-таки живут постоянно и работают
Столовая. Как и во всех кибуцах это центр общественной жизни. Здесь встречаются, проводят собрания и отмечают праздники. Обычно столовая располагается посередине, но в Бейт а-Эмеке с краю, рядом со въездом в кибуц
Стиль функционального минимализма не случаен и очень типичен для кибуцев, он был таким же инструментом построения нового идеального общества, как и принципы коллективизма. С годами кибуцная конструктивистская архитектура стала таким же знаковым явлением, как, например, баухауз.
Вокруг зелень и газоны. Сцена для выступлений и митингов, судя по виду, давно не используется
Поблизости остановка, куда заезжают автобусы и маршрутки до
Нагарии
Вход в столовую со стороны кибуца по ступенькам вверх
А на первом этаже контора правления, магазин, почта, В магазине набор товаров первой необходимости: хлеб, вода, молоко, всякие мелочи. Но основательно за продуктами надо ехать в Нагарию.
С недавних пор в местном магазинчике оказались под запретом полиэтиленовые пакеты - забота об окружающей среде и экологии. Но бумажных пока в продаже нет, поэтому надо идти со своей авоськой, как у нас в старые добрые советские времена.
Сама столовая на втором этаже
Меню, цены в шекелях. По состоянию на весну 2014 г., когда мы там были, 1 шекель = 10 руб. 30 коп. (после кризиса и санкций 2015 г. курс повысился до 15 руб).
Для примера:
Стейк из лосося с гарниром - 19.80
Курица домашняя - 16.50
Суп из курицы - 4.80
Внизу красными буквами написано "Шабат шалом и приятного аппетита!"
Указанные цены для всех, кроме членов кибуца. Те рассчитываются по внутреннему безналу и существенно дешевле - с них не взимают НДС.
Из одного крана питьевая вода, из другого она же, но газированная. Это бесплатно
В столовой работают арабские женщины из соседней деревни
Начальная школа
Кабинет труда
Местная шпана. Обратите внимание на обувь - кроксы
Кроксы в наше время являются чем-то вроде израильского национального костюма. Как карикатурного русского мужика изобразят в валенках, так же карикатурного израильтянина обязательно в кроксах. Действительно очень удобно в здешнем климате, я тоже купил себе пару.
Вообще сказать, понятие дресс-кода в Израиле отсутствует напрочь. На одёжку смотрят в последнюю очередь, если вообще смотрят. Крупный бизнесмен может запросто заявиться на переговоры в тех же кроксах, а профессор в шортах на лекцию перед студентами. Никому нет никакого дела до того, как ты одет.
Детский сад
Через дорогу серая бетонная надстройка. Это вход в подземное бомбоубежище
В детсад люди приносят ненужные вещи, которые могут пригодиться для игр
У нас пожарная инспекция и санитарная служба такого бы не потерпела
Ясли. Белый железобетонный колокол - это укрытие на случай ракетного обстрела. При тревоге воспитательница хватает детей и закрывается с ними внутри. В сам кибуц ракеты пока не залетали, но во время второй Ливанской войны 2006 года взрывались в непосредственной близости
Ещё ясли для самых маленьких. Перед входом стоят тележки на колёсиках. Их нянечки толкают утром по дорожкам между домами, сажают детей и отвозят сюда
Лужайка с детской и спортивной площадками
На детской площадке две таблички с надписями
Это довольно трогательная история.
Когда Валера поселился здесь, ему выделили небольшую жилплощадь, половину домика с одной комнатой. До него там жил Ханан, старик из Голландии, один из первых кибуцников, который незадолго до этого скончался. Один религиозный человек тогда сказал Валере: Барух-а-шем, до тебя жил очень хороший человек, тебе легко будет там жить. То ли примета такая, то ли что.
Этот Ханан был идеалист, всю жизнь пахал как вол в кибуце и никогда ничего не требовал. Одиночка, его родственники все погибли в войну.
Он так и остался в старом маленьком доме, интриги не плел. Другие уже за счет кибуца дворцы себе понастроили, а ему - по фиг. На свои небольшие деньги покупал только книги. Всем всегда помогал чем мог, никому не отказывал. Все кибуцники его любили, особенно дети.
Когда он умер, выяснилось, что он всю жизнь откладывал понемножку деньги, и завещал на эти деньги построить в кибуце хотя бы маленькую площадку для детей.
На табличках написано: Ган Ханан ("садик Ханана"). Пожертвовано Хананом Кауфманом (1933 - 2001)
В целом в Израиле очень часто встречаются места с табличками, на которых написано, кто пожертвовал на создание объекта. Здесь это любят. От целой улицы в большом городе до скамейки в парке. Я мог бы внести сумму, и тогда появится, например, урна для окурков на набережной Тель-Авива с высеченной надписью моего имени как благотворителя
Спортивная площадка. Такие уличные тренажеры в последнее время появились во множестве и у нас в Петербурге. Но здесь особо учитывается, что устанавливает их не просто государственный муниципалитет, а конкретно Министерство обороны для поддержания физической формы населения на всякий случай
Библиотека
Рядом синагога. Вход всегда открыт для всех, даже если внутри никого нет
При зарождении кибуцев социалистическая идеология не поощряла соблюдение еврейских заповедей. За исключением нескольких религиозных кибуцев кибуцное движение было воинственно безбожным. Однако постепенно происходит возвращение к традиции и появляются синагоги
Это же помещение используется как клуб - тут время от времени выступают артисты художественной самодеятельности.
Синагога смыкается с библиотекой
Как водится, аллея к кладбищу
И собственно оно. На некоторых плитах лежат камни. Это чисто еврейский обычай - вместо цветов и венков, как у нас, класть на надгробия камешки. Означает, что могила посещаема и ухаживается. Чем больше камней, тем, значит, больше было посетителей. Скульптурные изображения на местах захоронений в еврейской традиции не практикуются
Вход в ещё одно бомбоубежище. Здесь их много - человеческая жизнь наивысшая ценность.
Не зря евреи поднимая стакан говорят: - Ле хаим! (за жизнь)
Медпункт. Фельдшер принимает три дня в неделю
Задворки прачечной
Бассейн
Интересное дерево растет возле столовой. Называется Хоризия великолепная, по-другому бутылочное дерево
В Израиле их много, а происхождение бразильское
В
следующем посте продолжение рассказа. Об арабской деревне Кувайкат, стоявшей тут ранее, о члене кибуца археологе докторе Френкеле, об истории и современности.
Это место на Google Maps Фото мои. Разрешаю брать и использовать с любой целью не спрашивая. По клику на снимок в новом окне открывается страничка Яндекс-фоток, откуда можно скачать оригинал.
Другие посты израильского цикла Апрель 2014:
11.04.2014.
Пулково - Бен Гурион - Нагария12.04.2014.
Шавей Цион, византийская мозаика 5 века12.04.2014.
Мазраа. Акведук Кабри - Акко14.04.2014.
Меарат Кешет и Меарат Намер15.04.2014.
Ручей Бецет, пещера Сарах и Хурват Данаила16.04.2014.
Кзив, Монфор, Мицад Эйн Тамир и Меарат-а-Микдаш17.04.2014.
Нагария18.04.2014.
Кибуц Бейт а-Эмек, сельское хозяйство18.04.2014.
Повседневная жизнь в кибуце Бейт а-Эмек18.04.2014.
Кибуц Бейт а-Эмек, арабская деревня Кувайкат, археолог доктор Френкель 21.04.2014.
Кибуц Бейт а-Эмек и его ближайшие окрестности