Меарат Кешет и Меарат Намер

Jun 25, 2014 23:03

14.04.2014

Меарат Кешет переводится как пещера Арка или пещера Дуга. Это популярное в народе природное образование на самом севере Израиля, примерно в километре от ливанской границы. У нас где-нибудь под Пятигорском его бы назвали "Провал" и брали за вход деньги на капитальный ремонт, чтоб не слишком проваливался. Здесь пока бесплатно до поры до времени.

Это был первый "обязательный" пункт трёхдневного похода. Точнее двух-с-половиной-дневного. Запланирован поход был давно с нашими заморскими израильскими друзьями, ещё осенью.
Иван
yuzhanin и Ирина
baba_lyuba приехали в кибуц Бейт Ха-Эмек, где в этот период был наш стол и дом, и мы познакомились визуально и тактильно (пожали руки). До этого общение было только в переписке и скайпе. Спасибо им за организацию, закупку провианта и предоставленное оборудование.
Планы пришлось подкорректировать: жена Люба накануне получила травму, поэтому с дочкой Иванкой осталась загорать в кибуце, а мы с Валерой загрузились в машину Ивана и минут через 10-15 уже были у поворота в Адмит с 899-го шоссе. Отсюда видно пещеру Кешет, вон она зияет дырой на вершине обрыва:

Несколько километров серпантина наверх, и парк Адмит на плато прямо над пещерой. Здесь всё цивильно, нарядно и ухожено. Автомобильная стоянка, тенёк деревьев, аккуратные дорожки.

Мы не побежали в первую очередь сломя голову, а неторопливо расселись отметить удачное начало чашечкой кофе

По случаю выходных народу довольно много. С детьми, с собаками, с бабусями. Кто-то курит кальян, кто-то гоняет мяч, другие просто закусывают

Однако дело к вечеру и люди постепенно разъезжаются. Моё внимание привлекла компания, которая сгрудилась вокруг куста и что-то высматривала. Оказалось, под кустом сидит большая коричневая ящерица. Услышав нашу речь, девушка спросила на иврите:
- Как по-русски называется? Ящерица? Ха-ха-ха! Какое слово смешное! Как-как? Надо запомнить, на работе расскажу нашим в офисе, пусть посмеются. Яш-че-ри-ца.

Из земли торчат пара кранов с питьевой водой, есть даже фундаментальный общественный туалет, опять же бесплатный. Воду сюда и в соседний кибуц Адмит качают из низины по специальной трубе.

Мемориал двум израильским солдатам, недалеко от этого места похищенных и убитых Хизбаллой 12 июля 2006 года, что явилось причиной начала 2-й ливанской войны. На камнях их биографии - Эхуд Гольдвассер и Эльдад Регев

Дорожка выводит на край обрыва

Парк огорожен колючей проволокой, чтоб сюда не заходили козы и коровы. А в проходе под ногами установлена металлическая решетка, потому что скот в силу анатомических особенностей не может пройти по ней копытами. Такие конструкции я видел и в других подобных местах

До Арки около сотни метров такой извилистой дорожки. Можно хоть на инвалидной коляске

Ближе к 5 часам пополудни здесь уже безлюдно, можно спокойно полюбоваться и сфотографироваться на память. Я в белой шапочке

Пещера Арка на самом деле не пещера. Она когда-то в доисторические времена была пещерой с огромным проемом на склоне, но природный катаклизм обрушил её потолок, оставив скальную дугу над входом. Рано или поздно и этот каменный мост рухнет. Валера впечатлился, ему показалось, что это произойдёт прямо сейчас у него под ногами.

Старинная арабская сказка:
Давным давно, в окрестностях русла Бецет орудовала шайка разбойников, грабивших любого, кто имел несчастье здесь проходить. И вот, одному из грабителей как-то явился во сне пророк с предупреждением об ожидавшей их горькой участи, если они не прекратят свои злодеяния.
Наутро сновидец поведал о ночном явлении своим сообщникам и принялся настойчиво уговаривать их покаяться и сменить занятие на более мирное, скажем, стать земледельцами. Несмотря ни на что, разбойников горячая проповедь собрата не убедила. Однако, «праведный» коллега продолжал им докучать и, посему, грабители решили избавиться от него. Они пообещали ему, что вот, мол, в последний раз ограбим вон тот длинный приближающийся караван и сразу же завяжем свои грязные дела.
Разбойники поручили «сновидцу» ответственную роль дозорного, наблюдающего из проёма Меарат Кешет, тогда ещё, конечно же, полноценной пещеры со стенами и потолком. Поставив его над пропастью, они лишь ожидали удобного случая, чтобы столкнуть его вниз. И в этот момент доброе божество обрушило потолок пещеры прямо на находившихся в ней злодеев. Лишь у выхода из пещеры, над головой раскаявшегося разбойника, остался фрагмент потолка в виде той арки, которую мы имеем возможность лицезреть и по сей день.

С обрыва открывается шикарный вид на всю Западную Галилею

Справа Средиземное море, слева на горизонте гора Кармель, на её склонах город Хайфа. Отсюда до неё 35 км по прямой. Светлая ровная поверхность в правой части это банановая плантация, покрытая специальной мелкоячеистой сеткой для создания микроклимата, навроде теплицы. А в середине Т-образный перекрёсток на 899 шоссе, с него я сфотографировал склон с пещерой, этот снимок в начале поста

Рюкзаки мы оставили в машине на стоянке и налегке пошли по тропе вдоль над обрывом в западном направлении к Меарат Намер - Леопардовой пещере

Вид на восток, в противоположную от Средиземного моря сторону

Далее тропа ведёт по острым местами камням. Здесь уже в шлёпанцах не пройдёшь. Но не смертельно

Дорога серпантином, по которой мы приехали в парк Адмит. Слева от неё Нахаль Намер - ущелье Леопардового ручья, где находится наша цель

Выходим на шоссе, и метров через 50 вниз стоит указатель тропы к Леопардовой пещере

Кроме неё Иван усмотрел ещё одну пещеру на своей топографической карте. Её видно отсюда - чёрная дыра в правой верхней части снимка на склоне, к ней мы тоже сходим. А Леопардовая ближе, но она скрыта деревьями

Ущелье

На противоположном склоне много других пещер. Но туда мы не пойдём - далеко

Про одну из них рассказал
rogarik:
В кибуце Адамит я с родителями прожил по программе "Первый дом на родине" наши 2 первых года в стране. Мне тогда было 14-15 и я облазил все окрестности... А еще я с кибуцным другом как-то решил добраться до пещеры, которую сто раз видел на другой стороне ущелья, когда проезжал по дороге в/из кибуца. Подойдя ближе мы увидели, что вся стена испещрена отверстиями пещер на разной высоте. Самое большое находилось где-то в четырех метрах от земли. Рядом валялось бревно, его мы поставили на попа и по нему забрались вовнутрь. Там пещеры соединены вместе узенькими проходами, как и Леопардовые. Пока мы ползали, арабские детки, проходившие около пещер, мы слышали их голоса, скинули бревно и мы не смогли спуститься, а прыгать слишком высоко. Уже смеркалось и было решено переночевать там, мол утро вечера мудренее.
Не успев заснуть мы услышали шум со стороны дороги, пещеры осветились лучами прожекторов, нас стали звать по громкоговорителю. Хорошо, что я благоразумно сообщил родителям куда иду. Потом пришли солдаты, которые помогли нам спуститься и вывели на дорогу через ущелье.
Это было ровно 20 лет тому назад - летом 92-го.
Когда мы укладывались спать в пещере и я расчищал руками лежак, чтоб ничего не впивалось в бок, то, что я поначалу принял за мелкие камешки, оказались кусочками ракушек. Меня это так поразило, что я до сих пор это помню.

Холм посередине, по нему проходит ливано-израильская граница. А внизу в русле ручья видны обломки упавшего вниз автобуса

Как он там оказался, при каких обстоятельствах?

У желудей местного дуба очень нарядная шапочка

Леопард на иврите - намер. Намер кешет - Леопардовая пещера.
Некогда здесь водились леопарды, согласно дошедшим до нас из давнего прошлого свидетельствам. Одна из легенд сообщает о бедуине, спустившимся к ручью и столкнувшимся здесь со старым, ослабевшим, беззубым и лишённым какой-либо боевой мотивации леопардом. Без особого труда кочевник одолел и убил несчастного хищника. В другой истории рассказывается о британском офицере периода Мандата, любителе поохотиться, убившем здесь леопардиху. Бывшего с ней детёныша офицер передал на попечение в тель-авивский зоопарк.

Ещё одна рухнувшая машина, застрявшая в деревьях

Метрах в 20 над ней правее вход в Леопардовую пещеру

Рядом табличка, на трёх языках (иврите, арабском и английском) написано, что вход в пещеру с 1 ноября по 31 марта запрещён:  там спят мыши, будить их нельзя, так как для них чревато. В остальное время пожалуйста, но на свой страх и риск. Мол, если ударишься башкой о потолок - сам виноват. Также указано, двигаться следует по меткам и отклоняться нельзя. Метки это маленькие светоотражатели вмурованные в стены.
На самом деле пещера детская, хотя в паре мест надо лезть по железным скобам. Маршрут внутри кольцевой, если внутри сразу от входа повернуть направо, сделав под землёй вертикальный круг, выйдешь к тому же входу, но слева. Мы надели налобные фонарики, а я ещё и прицепил на голову маленькую экшен-видеокамеру, и двинулись:

В глубине сталактито-сталагмитовый зал. Скорее даже не зал, а комната. Внутренне убранство хорошо видно на снимке, любезно предоставленном
dandrey, побывавшим здесь двумя годами ранее

Ко второй пещере, которую Иван приметил на карте, Валера решил не идти, ему лень было карабкаться, и остался нас ждать. А мы втроём продолжили путь ещё на сотню метров дальше и добрались до неё

Оказалось зря. Это не пещера, а небольшой грот метра полтора в глубину. Ничего интересного

Мои спутники: Иван

Ирина

Путь обратно тем же макаром, ещё раз красоты с высоты

Под обрывом слышно меканье, отдыхает стадо черных коз

Из расщелин выглядывают даманы или скальные кролики, как их тут называют. Генетически близкие слону зверьки. С ними мы познакомились ближе через несколько дней в окрестностях Мёртвого моря

Национальный парк Адмит (или Адамит, как правильно, я так и не понял) по сути кемпинг. Пока не стемнело, мы расставили палатки, достали припасы, разожгли угли и сели жарить мясо. После захода к нам присоединился Слава
gava, он приехал на машине и привёз горячительное. Очень кстати, потому что с моря потянул холодный ветер и после дневной жары начала колотить дрожь. Иван расчехлил гитару, они с Ириной исполнили концерт. Никогда бы не подумал, что песня "Гренада" может звучать так душевно. Для меня это всегда было скучное стихотворение, которое нужно учить наизусть по школьной программе.

Выяснилось, что я где-то по дороге потерял свой телефон. Мы вызвали его номер с другого аппарата, пошли гудки. Это значит, что он валяется в зоне досягаемости сигнала, по крайней мере не в пещере. Можно найти.

Слава раздал всем армейские грелки. Это такие холщовые мешочки с порошком-реагентом секретного состава, запаянные в вакууме в целлофан. Надо вскрыть целлофан, достать мешочек, порошок вступает в реакцию с атмосферным кислородом и разогревается градусов до 40-45. Мешочек надо положить ближе к телу в районе живота. Держит тепло 20 часов.

Ночью довольно близко был слышен вой шакалов, а некоторые особи топали лапами непосредственно у наших палаток

Я встал пораньше в 6 утра, взял у Валеры его телефон и пошел по вчерашнему маршруту искать свой, периодически вызывая его номер и прислушиваясь, не тренькает ли где. Если вчера мы добирались до Леопардовой пещеры больше часа с остановками и любованиями, то в этот раз без задержек быстрым шагом я дошел за 20 минут. Телефон нашёлся на полдороги между Леопардовой и той второй пещерой, куда мы ходили втроём. Лежал на тропе как миленький.
Я ещё раз залез в Леопардовую пещеру, прошел её по кругу и через полчаса вернулся к своим в кемпинг. Все уже проснулись, попили кофе, и Слава с Иваном уехали отгонять Славину машину к конечному пункту сегодняшнего дня похода.
Пока они ездили, мы с Валерой пошли ещё раз посмотреть пещеру Арку.

Моя персона

Здесь уже было много народа, некие альпинисты-предприниматели привязали и свесили в провал верёвки, и предлагали всем желающим пощекотать нервы спуститься вниз

Вертикальный спуск по верёвке здесь называется снеплинг, это чисто израильский термин. Опыт у меня есть, и я уж думал соприкоснуться, но смутила цена развлечения - 100 шекелей, это больше 1000 рублей по-нашему. К тому же обратно надо возвращаться пешком делая крюк километра два по камням в гору. Ну его на фиг.

Этот парень висел и отчаянно матерился по-русски. Видно было, что ему очень страшно

Рядом с нами оказалась женщина лет сорока, она смотрела вниз и одёргивала его: - Миша! Не смей ругаться!
А он в ответ кричал: - А-а-а!!!   Ё... твою ма-а-ать! Мама, прости меня-я-я!!! - и эхо разносило его слова.

Слава с Иваном вернулись, к этому моменту мы упаковались и все двинулись дальше. Следующим пунктом были долина Бецет и ручей Сарах с одноименной пещерой.
Калитка из парка Адмит с указателем тропы. Наш путь налево

Эти места на карте:
1. Парк Адмит
2. Меарат Кешет (Арка)
3. Меарат Намер (Леопардовая)
Красная линия - тропа между ними

Просмотреть Меарат Кешет и меарат Намер на карте большего размера

Источник информации: http://www.tiuli.com/track_info.asp?lng=rus&track_id=12

Кроме оговоренных, фото мои. Разрешаю брать и использовать с любой целью не спрашивая. По клику на снимок в новом окне открывается страничка Яндекс-фоток, откуда можно скачать оригинал.

Другие посты израильского цикла Апрель 2014:
17.04.2014. Нагария
18.04.2014. Кибуц Бейт а-Эмек, сельское хозяйство
18.04.2014. Повседневная жизнь в кибуце Бейт а-Эмек
18.04.2014. Кибуц Бейт а-Эмек, арабская деревня Кувайкат, археолог доктор Френкель