Кзив, Монфор, Мицад Эйн Тамир и Меарат-а-Микдаш

Aug 14, 2014 22:36

16.04.2014

Нередко направляясь в неизведанные кущи рискуешь оказаться в "местах общего пользования", куда по выходным стекается народ со всей округи. Как у нас под Питером в Комарово или Вырицу. Но даже на самых затоптанных полянах всегда можно найти что-то не совсем очевидное. Главное, заранее подготовиться и найти хороших попутчиков.
Ущелье Кзив в северной части Израиля одно из таких мест. Мы тут оказались не просто в выходной, а ещё и в общенациональный праздник. Но попутчики были лучше некуда, да и подготовились загодя аж за полгода. Поэтому увидели то, что видят далеко не все.

Третий день путешествия пешим порядком по горам и долам Западной Галилеи. Самый насыщенный, фотографий очень много. Первый день здесь, второй здесь.

Если из стоянки Зейтим, где мы только что провели вторую ночь в палатках, посмотреть на север, то хорошо видно поселение Горен, а на дальней возвышенности в левой части можно разглядеть лесок и обрыв ещё левее. Это парк Адмит и Меарат Кешет, там мы были в первый день. За ними уже ливанская граница

На ближнем склоне есть пещера, обозначенная как Халиль.
Наши спутники Иван с Ириной ещё спали, а мы вдвоём с Валерой, проснувшиеся на рассвете, пошли поглазеть на неё.
Вход оказался загорожен сеткой и какими-то неаккуратного вида железяками

Я всё же спустился и залез внутрь. Оказалось, это не пещера, а грот, не очень глубокий - метров пять. По всему, использовался испокон в качестве стойла. Там метра полтора спрессованного окаменелого навоза, уложенного геологическими слоями

Рядом чей-то уютненький чилл-аут

Наверху прямо над гротом руины древнего сельхозугодья с подземными резервуарами

Отсюда хорошо видно крепость крестоносцев Монфор - последний "обязательный пункт" похода. Вдалеке город Нагария, ещё дальше Средиземное море

Парк Зейтим. Здесь можно ставить палатки, место оборудовано для кемпинга. Утренние процедуры и чашечка кофе

Есть парковка для автомобилей. Приехал продавец мороженого, вон справа стоит его фургон

Когда мы накануне вечером подходили сюда пешком, он нам встретился отъезжающий. Ещё притормозил и показал пальцем через лобовое стекло на надпись на своём капоте, мол, не желаете отовариться?

Внизу ущелье, в котором протекает ручей Кзив. Отвесный обрыв, приятно посидеть, болтая ногами

Растут оливки

Эта оливковая роща, видно, очень древняя. Не сама роща буквально, терасса выложена старинной каменной кладкой, чей возраст измеряется тысячелетиями

Тропа с синей разметкой - спуск в ущелье прямо к источнику Эйн Тамир. Но мы к нему пойдём не здесь, а длинным окружным путём, так интереснее

Здесь же остатки бывшего некогда ханаанского дворца Мицад Эйн Тамир

Специальная табличка поясняет

Перевод с иврита:
Крепость Эйн Тамир
В эпоху средней бронзы (18-17-й века до н.э.) на этом месте был возведен укрепленный дворец, который, по-видимому, служил царям ханаанского города-государства, располагавшегося среди родников Кабри. Дворец включает комнаты, расположенные в один ряд вокруг двора, а также четыре дополнительные комнаты в южном крыле. Вход был через проём, найденный в восточной стене, и он вёл через две комнаты во двор и к лестничному пролёту, который, вероятно, позволял подняться на второй этаж.
Это наиболее полно сохранившийся дворец ханаанской эпохи из найденных в Израиле.

Перевод с английского:
Форт Эйн Тамир
Этот укрепленный дворец был построен в эпоху средней бронзы (18-17-й века до н.э.) и, по-видимому, принадлежал царю одного из ханаанских городов-государств, контролировавших эту местность в то время. Северная часть дворца состоит из внутреннего двора с комнатами, расположенными вокруг него; к югу есть еще четыре дополнительные комнаты. Вход был в восточной стене, и он вёл через две маленькие комнаты во двор и к ступеням, которые, вероятно, поднимались на второй этаж.
Это наиболее хорошо сохранившийся целый дворец ханаанской эпохи из найденных в Израиле к настоящему времени.

Перводы любезно предоставил Иван
yuzhanin

Со стороны выглядит как груда камней, но вблизи явно угадываются очертания стен и комнат

Из парка Зейтим по грунтовке в сторону посёлка Авирим

Внизу поста есть карта. Через пару сотен метров площадка, откуда хорошо видно нашу первую цель: Меарат-а-Микдаш или по-русски Храмовая Пещера. Перед пещерой проплешина на склоне в середине кадра

На карте место, откуда сделан этот снимок, обозначено маркером

На длинном фокусе

Этот объект открыт современной археологической наукой совсем недавно, в 1985 году. А глубинный смысл его и назначение до сих пор не постигнуты.
По прямой (по воздуху) до пещеры около километра, но тропа идёт в обход горы слева, и получается крюк километров пять

Грунтовка прямо ведёт в Авирим, а нам по тропе с синей разметкой направо

Метров через сто опять развилка: направо к пещере, налево в ущелье Кзив. И тут мне было ещё одно потрясение на чужбине, со смешанными чувствами. Поскольку нам предстояло вернуться к этой развилке обратно, Иван и Ирина предложили оставить рюкзаки здесь, прямо на дороге. Как так? Ведь здесь ходят, нам встречались люди, упрут же. У нас бы точно упёрли, какие сомнения.
Ребята сняли рюкзаки и просто прислонили к камню. А я не смог осилить разрыв шаблона и унёс свой подальше в кусты. Ещё и закопал опавшими листьями.

Тут тропа имеет зелёную маркировку и вот такой вид

Экшен-камера, которая крепится на голову зафиксировала дальнейший участок. Он обозначен на карте в конце поста желтой линией

Эта тропа над обрывом была сложена 2400 лет назад в эллинистический период, но вскоре заброшена, и уже в наши дни восстановлена заново. Она выводит прямо к лужайке перед Храмовой пещерой. Склон весьма крутой. Неосторожный шаг и можно укатиться в ущелье

Главная изюмина здесь - высеченный в скале барельеф, изображающий лысого мужика в плиссированной юбке

Под ним стоит зелёная табличка с описанием, а сам он расположен на высоте метров трёх справа от входа в пещеру. Можно разглядеть на снимке

Утром на стоянке Зейтим служитель Национального парка сказал нам, что его хорошо видно только в определённое врямя суток ближе к вечеру, когда солнечный свет падает под выгодным углом и прочерчивает тени. Или если поверхность скалы мокрая. Я полез наверх с бутылкой воды, чтоб плеснуть на него и намочить. Лучше не стало

Кто его изобразил, когда и зачем - неизвестно. Это тема для диссертаций будущих историков.
В 1985 году местный исследователь Самуэль Беер осматривал эту пещеру и окрестности. Как он писал в дневнике, взгляд его скользнул по скале, не зафиксировался, но в уме отложилось нечто. Он замер, обернулся и тут явственно увидел это изображение.
В дальнейшем к открытию подключился со своей командой археолог Рафи Френкель, о котором я упоминал в прошлом посте и с которым имел честь познакомиться лично. Он описал увиденное и подготовил публикации в научной прессе.
Подобные наскальные барельефы есть в соседнем Ливане, но в Израиле этот единственный. Выглядит интригующе. Похож на воина, без шлема, лысый, без бороды. Ноги повёрнуты как на египетских картинках

По одной версии пещера служила языческим храмом во времена эллинского владычества здесь в 5 веке до нашей эры. Отсюда и название. А воин - кто-то из древнегреческих богов или обожествленный царь.
Есть другая версия, по которой здесь укрывались иудеи в бегах во времена уже римского протектората. И какой-то центурион выбил восставших из пещеры и таким образом увековечил событие. Недаром солдат грозит кулаком налево в сторону входа в пещеру.
Так или иначе, но в сегодняшней местной традиции этот барельеф называют просто "Человек в стене" без персонализации.

Вход в Храмовую пещеру

Внутри это весьма просторный и высокий грот. Наскальной живописи нет, зато есть свежий коровий и козий навоз. Надо наступать осторожно, чтоб не вляпаться. Здесь ночует скот

В этот момент по ущелью на высокой скорости пролетели два боевых вертолёта

Та самая израильская военщина, которая против арабской деревенщины, о которой нам так усердно рассказывали в СССР в школе на политинформации

Кроме основного грота есть масса более мелких отверстий на разных уровнях. Скорей всего пещерой люди пользовались ещё с доисторических времён. Археологи нашли в ней черепки и изделия железного века, и более поздние артефакты

Метка, обозначающая конец зелёной тропы. Дальше дороги нет. Справа от метки притулился геккон

Фото на память и пора обратно

Ручей Кзив плещется внизу в ущелье, его слышно. Но попасть к нему можно только в обход, километра четыре. Благо, всё время вниз.
Рюкзаки наши лежали нетронутые, никто из прохожих к ним не прикоснулся. Другое дело, если бы место было очень людное, к ним могла проявить интерес полиция, как к подозрительным.

Тропа идёт по сухому руслу ручья Авирим

Авирим значит рыцари. Эта местность связана с эпохой завоеваний крестоносцев. А русло ручья - часть длинной тропы "От моря до моря" - 75 км. Нам повстречались несколько путешественников, решивших её одолеть. От Средиземного моря до озера Кинерет, называемого также Галилейским морем. Оно же библейское Генисаретское озеро.

Внизу в ущелье народу как на Невском проспекте в базарный день

Здесь протекает ручей Кзив, который по местным меркам считается чуть ли не полноводной рекой

Водятся рыбы. Вроде бы форели

Хозяйственные постройки времён Османской империи

Подходим к источнику Эйн Тамир

Уставшие в пыльных офисах горожане проводят неспешный досуг

В этом месте ручей протекает в каменном русле, разбившись на несколько рукавов и образовав таким образом своеобразные гладкие природные ванны. Детям счастье. Да и нам тоже

А эта расщелина собственно и есть источник Эйн Тамир

Точнее источник находится глубоко в скалах, а расщелина это некогда прорубленный туннель для усиления потока. Конечно я не мог упустить случай и полез внутрь посмотреть что там. До самого родника не добрался. Кое-где надо ползти на карачках, а ближе к концу свод понижается, и в сезон высокой воды надо подныривать. Хоть камера у меня в водозащитном боксе, но фонарик без оного. И если бы его замкнуло водой, перспектива остаться в полной темноте в 60 метрах под скалами выглядит не сильно радужной

Задерживаться не было резона, дело к вечеру, а нам всем надо попасть по домам. И мы в быстром темпе двинули вдоль ручья в западном направлении

В прошлый приезд я уже был здесь. Тут не было ни одного человека, ни единого! Только мы вдвоём с Валерой во всём ущелье. Правда, это был вечер 31 декабря 2005 года. Хоть запрещено (поскольку заповедник), но мы даже остались здесь ночевать в новогоднюю ночь. Вообще-то в Израиле Новый год отмечают совсем в другое время, но мы встретили по-нашему. И только наутро 1 января появились пара-тройка первых туристов.

Ночевали мы тогда без палаток. Просто набросали сухих листьев погуще и сверху расстелили спальные мешки. Где-то в этом месте на берегу. Ночью пришли кабаны и стояли метрах в пяти. Я светил им фонариком в лицо, а они молча стояли и смотрели. С укоризной.
Кстати, любопытный факт. Здесь водятся персидские олени. Некогда они жили в этих краях естественным образом, но позже покинули ареал или вымерли. А с созданием заповедника израильтяне выписали из Ирана стадо оленей для расселения. Популяция в 150 особей была доставлена самолётом в 1978 году. И это был последний воздушный рейс между двумя странами. В Иране произошла революция, к власти пришли исламисты и государства превратились во враждующие стороны.

Впереди показались очертания развалин замка Монфор

Нижняя постройка крепости - мельница. По некоторым данным служила также в качестве госпиталя

Собственно замок построен 180 метрами выше на узкой скале. Это наглядно видно с северной стороны ущелья. Мы туда не дошли, поэтому две ознакомительные фотки, взятые из интернета:

Фото: http://www.biblewalks.com

Это самый первый замок и резиденция магистров Тевтонского ордена крестоносцев. Тех самых псов-рыцарей, которые по льду Чудского озера шли свиньёй на Новгород.

В двух словах история такова. После Первого крестового похода в 1099 г. в этих землях появились европейцы и построили укрепленную усадьбу, назвав её Монфор, что по-французски значит "Сильная гора". По некоторым данным на этом месте раньше стояла древняя римская крепость.

Тевтонский орден был сформирован немецкими рыцарями в Акко, столице крестоносцев в 19 км отсюда, во время Третьего крестового похода. Орден начал активно скупать эти земли и в 1220 году ему досталась усадьба Монфор. Римский Папа Григорий IX оказал помощь деньгами и рыцари возвели здесь замок Штаркенберг (Starkenberg по-немецки то же самое, что французское Монфор). В 1230-м четвёртый Гроссмейстер Тевтонского ордена Герман фон Зальца перевёл резиденцию сюда из Акко. Перевезли казну и архив, и замок превратился в административный центр.

Герман фон Зальца

картинка: http://www.hermann-von-salza.de

В мае 1266 г. Монфор атаковали египетские мамлюки, но рыцари выдержали осаду. Пять лет спустя в 1271 г., когда все основные крепости крестоносцев на Святой Земле уже были в руках мамлюков, они под предводительством султана Бейбарса вновь осадили замок. На этот раз нападавшие применили инженерные решения и им удалось прорваться через внешнюю стену. Несколько дней рыцари держали оборону во внутренних помещениях, но, посовещавшись, приняли условия почётной капитуляции. Им было позволено не только убраться невредимыми, но и забрать оружие, архив и сокровища. Тевтонский орден переехал обратно в Акко, потом в Венецию, а в наше время этот самый архив хранится в Австрии.

Замок был разрушен, с годами забылось его первоначальное имя. Арабы стали называть его Келлат Курен, что означает "Замок на углу горы", изменив заодно и имя ручья Кзив на Вади эль-Курен. Так и стоит по сей день 800 лет, если не считать того, что каменные блоки частично растащили жители местных деревень для строительства домов. Остались лишь развалины и красивый вид на округу.

В 1926 году на территории замка были проведены раскопки экспедицией нью-йорксого музея Метрополитен. Ее результаты не были опубликованы полностью, но известно. что они нашли немного оружия, часть доспехов, керамику, монеты, в том числе и римской эпохи.

Северная сторожевая башня

Она же, вид сверху

Рыцарский зал заседаний. Крыша не сохранилась

На заднем плане возвышаются руины главной башни

На главной башне

Сверху

Внутренние помещения. Здесь были комнаты рыцарей, часовня, кухня, мастерские

Фундамент крепостной стены с северной стороны

А с южной средневековая канализация

Солнце к закату, надо уходить

Дорожка к шоссе

Темнеет

К шоссе вышли в темноте. Об общественном транспорте не могло быть и речи, на попутку тоже никакой надежды. Скинулись и вызвали такси из Нагарии.
Пока ждали у поворота на Гилу, дорогу перегородило стадо коз, заинтересовавшихся близлежащей помойкой. Старенький пастух бедуин в арафатке безучастно стоял посреди шоссе, оперевшись на посох, и лениво реагировал на сигналы проезжавших.
Приехал таксист, молодой друз с ухоженными будённовскими усами, у которого в машине играл Роллинг Стоунз.
В Нагарии перегрузились в машину Ивана, доехали до киббуца, распрощались, раскланялись, и они с Ириной отправились домой в Петах-Тикву. А на обочине осталась лежать сумочка-аптечка Ирины с медикаментами, которую та обронила. Так что пришлось нам через несколько дней встречаться для возврата, на этот раз в Иерусалиме. Впрочем, мы собирались и без того.

Кратенький отчет от Ивана.

Эти места на карте:
7. Поворот на Гилу
Красная линия - весь маршрут
Жёлтый отрезок - участок на видео в середине поста. Тропа к Меарат-а-Микдаш

Просмотреть Кзив, Монфор, Мицад Эйн Тамир и Меарат-а-Микдаш на карте большего размера

Источники информации:
- http://www.inonscaves.co.il/Article.html?article_id=12
- http://www.abbirim.co.il/uploads/file/mazd.doc
- http://bukvoed.livejournal.com/55791.html
- http://www.prichal.com/forum/zhemchuzhiny-galilei-kziv-i-monfor

Кроме оговоренных, фото мои. Разрешаю брать и использовать с любой целью не спрашивая. По клику на снимок в новом окне открывается страничка Яндекс-фоток, откуда можно скачать оригинал.

Другие посты израильского цикла Апрель 2014:
17.04.2014. Нагария
18.04.2014. Кибуц Бейт а-Эмек, сельское хозяйство
18.04.2014. Повседневная жизнь в кибуце Бейт а-Эмек
18.04.2014. Кибуц Бейт а-Эмек, арабская деревня Кувайкат, археолог доктор Френкель