IV. Идеология фашизма.
Философия Ф.-это но философия в собственном смысле, а замена ее философствованием в угодном фашистскому режиму направлении. Философия фашизма обнажает до конца самые реакционные черты самых реакционных разновидностей буржуазной философии и отказывается от того формального объективизма, к-рый все же иногда имеется даже у эпигонов бурж. философии. Ф. официально становится на платформу идеализма, отвлекающего сознание от материальной действительности для того, чтобы оправдать отживающий строй рабства. Ф. возрождает средневековые мистические формы мышления. Мистический идеализм его требует пренебрежения материальными нуждами и примирения с существующим положением. Рабы капитализма должны пренебречь своими материальными интересами, отвлечься от своих материальных нужд и предать себя идее «целого».
Мистический идеализм Ф. объявляет источником всего существующего непостижимую духовную сущность. Действительность объявляется лишь символом этой иррациональной сущности. Объективная истина отрицается и изгоняется, истиной объявляется то, что полезно. Символ объявляется чем-то стоящим выше реальности и могущим вообще не быть реальностью. По существу фашизм, не разбираясь в средствах, признает истинным все то, что полезно буржуазии, лицемерно объявляя это полезным для нации и для расы. Фашистское понимание истины, имея нечто общее с прагматизмом, отличается от него своим еще более мистическим характером, подчиняющим эмпирическую пользу личности мистической «нужде» нации или расы, т. е. объявляющим по сути дела истину принудительной верой в значение фашистских символов. Отрицая рациональное познание действительности, Ф. объявляет единственно возможной лишь слепую веру в мистическое. Индивидуум в его последней сущности,-говорит неогегельянец Глокнер,-«неисповедим», т. е. иррационален. Наиболее отвратительным и циничным выражением фашистской философии является фашистская «теория» мифа. Объявляя действительность символом иррациональной, недоступной разуму сущности, она требует признавать единственным толкованием его «миф», т. е. абсолютно враждебную науке и истине условную гипотезу, сознательно созданную господствующим классом для влияния на массы.
Главный миф фашизма-миф о ненужности классовой борьбы, о сверхъисторической миссии нации. Теория мифа объявляет единственно истинным толкованием фашистских символов демагогию «вождя», дополняемую открытым террором. -Объявляя войну материализму, фашизм противопоставляет революционной диалектике самую мрачную метафизику и софистику. Идее диалектического развития путем борьбы противоположностей и разрешения противоречий противопоставляется старая идея неизменных, вечных, неразрешимых, полярных противоположностей - антиномии - идея, которая должна оправдывать ценность рабства. Ф. пытается увековечить противоположности в т. н. «трагической диалектике», отрицающей возможность какого-либо разрешения противоречий.
Ф. отбрасывает идею развития и прогресса, ставшую даже в своей абстрактной форме опасной для умирающей буржуазии. Развитие и прогресс отвергаются как якобы не имеющие места в истории. История изображена Ф. как вечное колебание полярностей, как движение от одной мистической катастрофы к другой, как фатальный круговорот изолированных культур, переживающих детство, зрелость, закат и гибнущих, завершая роковой круг своего существования и не оставляя после себя следа. Ф. требует отказа от «розового оптимизма прогресса. Никаких стремлений к лучшему будущему! Никакой надежды выйти за рамки той профессии, касты, к к-рой трудящийся прикован капиталистическим разделением труда.- Ф. противопоставляет науке веру, превращая науку в придаток религии. «Фашизм есть религиозная концепции, в которой человек смотрит не с точки зрения внутренних донесений его сознании, а с точки зрения верховных законов, с точки зрении объективной воли, которая влечет частного индивидуума и подымает его, делая его сознательным членом духовного общества» (Mussolini Benito,Fascismo Dottrina, Encyclopedia Italiana, t. XIV, p. 847). Религию Ф. непосредственно подчиняет политическим задачам капиталистич. аппарата власти. История объявляется осуществлением божественного предопределения, а критерием божественной воли Ф. объявляет предписания фашистских «вождей». В целях шовинистической пропаганды, в противовес ненавистным Ф. идеям «милосердия», лицемерно провозглашаемым христианской религией, и в противовес «политическому католицизму» прежней партии центра, германский Ф. культивирует древнегерманские языческие формы религии, языческие празднества и т. д. Все это не могло не привести к трениям между германским Ф. и рядом церковных организаций, в частности с католической церковью, к-рые руководствуются в своей оппозиции к религиозной политике германского Ф. прежде всего боязнью того, что грубые, циничные методы политического использовании религии Ф. еще больше дискредитируют ее в глазах масс.
В своей «философии истории» фашизм процедит фаталистически-авантюристический антиисторизм. Так как ход истории изображается как осуществление таинственной судьбы или роковой случайности, то решить, «настал ли час», способен, с точки зрения фашистского мистицизма, лишь "избранный судьбой". Критерием исторических событий объявляется "слово пророка и дело героя». В этом авантюристическом понимании истории массы третируются как не имеющий никакого исторического значения фактор. Массобоязнью пропитана вся идеология Ф. Не представляя собой никакой новой идеи толкования истории, Ф. лишь пережевывает старью учения об активных героях и пассивной толпе.
Наемники магнатов капитала видят в марксизме злейшего врага своего именно потому, что марксизм, коммунизм является знаменем освобождения масс. Существование эксплоатируемой и подчиненной массы трудящихся и командующих предпринимателей, по Гитлеру, есть якобы вечный закон общества (Гитлер называл себя даже маклером между предпринимателями и рабочими). Именуя себя «национал-социалистами», германские фашисты стараются доказать, что социализм невозможен, потому что «всегда кто-то должен быть внизу и малочисленный слой вверху» (Lulddecke Th., Meisterung der Maschinenwelt, S. 60, 70-71).
Часть 1 - I. Классовая сущность фашизма. Часть 2.1 - II. Фашизм до прихода к власти и Ф. у власти. Часть 2.2 - II. Фашизм до прихода к власти и Ф. у власти (Италия). Часть2.3 - II. Фашизм до прихода к власти и Ф. у власти (Германия).l Часть3.1 - III. Диктатура Ф. и угнетение масс. Теория и практика корпоративного государства. Часть3.2 - III. Диктатура Ф. и угнетение масс. Трудовая политика. Часть3.3 - III. Диктатура Ф. и угнетение масс. Аграрная политика. Часть3.4 - III. Диктатура Ф. и угнетение масс. Фашистское «право». Часть4.1 - IV. Идеология фашизма. Ф. и наука. Часть4.2 - IV. Идеология фашизма. Философия Ф. Часть4.3 - IV. Идеология фашизма. Шовинизм и расовые теории Ф. Часть4.4 - IV. Идеология фашизма. Милитаризм и культ войны. Философия порабощения масс. Фашизация воспитания. Часть5 - V. Единый фронт и задачи борьбы с Ф.