"ФАШИЗМ". БСЭ, 1936г. (часть 4.1)

May 18, 2015 15:02

IV. Идеология фашизма.
         Идеология Ф. представляет собой самую реакционную разновидность буржуазной идеологии периода общего кризиса капитализма. Она представляет идейные отбросы, создаваемые процессом разложения буржуазии. Идеология Ф. есть идеология капиталистического террора и демагогии, цинизма и лицемерия, сочетающихся с возрождением средневекового мракобесия. Идеология Ф. не является и не может быть последовательной идейной системой. Ее эклектизм коренится в противоречивом положении самого Ф. и выполняет политическую функцию защиты гибнущего капитализма всеми средствами без разбора их. Нуждаясь в демагогии для поддержания своей диктатуры, Ф. практикует идейную беспринципность, иезуитскую софистику в качестве своих политических приемов пропаганды. «Если мне сегодня кто-нибудь скажет,-признается цинично министр пропаганды германского фашизма Геббельс,- Вы демагог, то я отвечу: Демагогия в хорошем смысле есть не что иное, как уменье воздействовать на массы в нужном мне направлении» (Gоеbbе11s, Sygnalo der neuen Zeit, Munchen, 1935, S. 49).
         Пытаясь предотвратить неотвратимую гибель капитализма, Ф. поддерживает и насаждает все реакционное, откуда бы оно ни шло. «В цивилизованной и передовой Европе, с ее блестящей развитой техникой, с ее богатой, всесторонней культурой и конституцией,-указывал В. И. Ленин еще в 1913, в ст. «Отсталая Европа и передовая Азия»,-наступил такой исторический момент, когда командующая буржуазия, из страха перед растущим и крепнущим пролетариатом, поддерживает все отсталое, отмирающее, средневековое. Отживающая буржуазия соединяется со всеми отжившими и отживающими силами, чтобы сохранить колеблющееся наемное рабство» (Ленин, Соч., т. XVI, стр. 395). Ф. обкрадывает другие группы и партии буржуазии, заимствуя у них все сколько-нибудь удобные для него реакционные элементы их идеологии. Так, германские фашисты немало присвоили себе в порядке плагиата из расовой философии истории убитого ими же из-за угла министра Германии эпохи Веймарской республики Вальтера Ратенау (см. его книгу «Zur Kritik der Zeit», стр. 191). Открыто отбрасывая всякую объективность и объявляя единственной истиной лишь то, что может хоть сколько-нибудь ввести в заблуждение массы и отсрочить гибель буржуазии, Ф. враждебен вообще всякой теоретической принципиальности и чужд логической последовательности в своей идеологии.
          Крайний эклектизм проявляется и в пестроте идейных источников Ф. Германский Ф. канонизирует средневековую мистику Мейстера Эккарта, реставрирует и пессимистическую философию романтика Гельдерлина и самые реакционные черты философии Гегеля-учение о государстве как воплощении всеобщего народного духа, идею сословности, германизм,-отбрасывая и оплевывая все великое и революционное, что было в гегелевской диалектике. Он восхваляет и датского теолога Киркегарда за его учение О мистических неразрешимых антиномиях, за его индивидуализм и т. п. Он превозносит Ницше за его презрение к массам и шовинизм. Он заимствует свои расовые «теории» и у француза Гобино, и у англичанина Чемберлена, и у др. Несомненное влияние оказала на его идеологию интуитивная философия А. Бергсона, несмотря на его еврейское происхождение. Итальянский фашизм черпает «социологическое» обоснование для своего политического авантюризма у Вильфридо Парето, сводившего социологию к технике влияния на массы. Корпоративная идеология итал. Ф. пользуется идеалистич. учением Гегеля о государстве, проповедуемым ныне неогегельянцами. Идеология Ф. таким образом является сгустком всего самого антинаучного, самого реакционного, самого шовинистического в бурж. идеологии.

Ф. и наука. Фашизация буржуазной идеологии происходит в период общего кризиса капитализма и протекает в различных странах неравномерно. До взятия Ф. власти она характеризуется широким проникновением открыто реакционных, антинаучных идей в отдельные отрасли знания. После прихода Ф. к власти, в особенности в таких странах, как Италия и Германия, она означает открытое подчинение науки, искусства и т. д. политическим задачам Ф.-«унификацию» идеологии, запрещение какой бы то ни было иной мысли, кроме официальных фашистских идей. Фашизация буржуазной идеологии означает открытый отказ буржуазии от прежней буржуазной идеи «беспартийности», «аполитизма» и «объективизма» науки и искусства и замену их пропагандой фашистской партийности и откровенного махрового субъективизма. Итальянский фашистский журнал «Государство» писал напр., что в соответствии с директивой Муссолини фашистское государство будет продолжать энергичную борьбу против аполитичности в науке (т. е. против равнодушия к фашистским идеям) («Lo Stato», октябрь 1933, стр. 657-661).- Наука и ученью, согласно требованию фашистского государства, должны не познавать, а «служить». Официальный орган германского Ф. жаловался на то, что среди 7.523 докторских диссертаций за 1933 почти отсутствовали работы на «актуальные» темы (т. е. на темы о подготовке к войне и о лучших средствах истребления), а всего больше было тем о разрушении атома и т. п. («Volkisсher Beobachter», 1935, № 81). «Абстрактные», с точки зрения фашистского правительства, и в особенности неугодные ему научные работы не допускаются к печатанию, а если формально проходят через цензуру, то не допускаются к продаже (последний метод особенно практикуется в фашистской Италии).
          Так, фашизация естествознания означает третирование естественных наук и «плановое» ограничение научного прогресса в отраслях, но связанных непосредственно с военной техникой. Она означает разгром научных кадров, преследование и изгнание неугодных Ф. либерально или марксистски настроенных ученых и ученых неарийского происхождения. Результатом этого в Германии была эмиграция крупнейших немецких естествоиспытателей, врачей и т. д., напр. Эйнштейна, Шредингера, увольнение и смерть от нужды крупнейшего химика Габера, своим синтезом аммиака оказавшего огромную услугу германскому империализму в империалистическую войну, но оказавшегося «неарийцем», и др. Ф. проводит милитаризацию естествознания, т. е. сводит развитие науки к насаждению «военной физики», «военной химии» и т. п. Физика, химия, биология нужны Ф. лишь постольку, поскольку они служат для подготовки войны. В науку внедряются мистика и идеализм. Напр. математика объявляется выражением чистого духа, не имеющего никакого касательства к материальной практике, и фашистские идеологи занимаются исследованием о «родстве» математики и национал-социализма, каковое усматривается в идеалистическом презрении к материальным нуждам и в духе принудительной, насильственной дисциплины. -Самые яркие образцы этого дает фашизация биологии, насквозь мистифицируемой и применяющейся ДЛЯ толкования всего на свете, включая вопросы о причинах поражения Гитлера в 1923 и его победы в 1933. Германский Ф. создает «политическую биологию», «политическую медицину» и т. п. Он отрицает теорию относительности и эволюционное учение Дарвина как «либеральные» и материалистические.
          Фашизация общественных наук представляет полный отказ от научного познания общества. На место наук об обществе фашизм ставит учение о душе и о технике влияния на душу масс. От общественных наук у буржуазии ничего не остается кроме лживой, демагогической пропаганды и учебных пособий о приемах демагогической обработки и террористического подавления масс. Биржа объявляется лучшим источником познания, не нуждающегося вообще в «социологии». Книга Гитлера «Mein Кampf» объявляется «учебником политической психологии».-Фашизация искусства означает отрицание подлинного искусства, правдивого художественного отображения действительности, внедрение мистики в искусство, отрицание, прямое запрещение и изгнание всех новаторских течений в искусстве (напр. молодой школы архитектуры в Германии), насаждение архаического, средневекового стиля в искусстве (например в архитектуре «неоготического» стиля, проповедуемого Гитлером). Фашистское искусство культивирует мотивы кровожадности, антисемитизма, шовинизма в искусстве, яркие примеры к-рых представляют произведения Геббельса, Иоста, порнографического писателя Эверса и др. официальных столпов германского фашистского искусства. Наиболее выдающиеся писатели и поэты, артисты, режиссеры и дирижеры Германии были изгнаны или бежали из страны фашистского террора (режиссер М. Рейнгардт, писатели Т. Манн, Фейхтвангер и др.).

Часть 1 - I. Классовая сущность фашизма.
Часть 2.1 - II. Фашизм до прихода к власти и Ф. у власти.
Часть 2.2 - II. Фашизм до прихода к власти и Ф. у власти (Италия).
Часть2.3 - II. Фашизм до прихода к власти и Ф. у власти (Германия).l
Часть3.1 - III. Диктатура Ф. и угнетение масс. Теория и практика корпоративного государства.
Часть3.2 - III. Диктатура Ф. и угнетение масс. Трудовая политика.
Часть3.3 - III. Диктатура Ф. и угнетение масс. Аграрная политика.
Часть3.4 - III. Диктатура Ф. и угнетение масс. Фашистское «право».
Часть4.1 - IV. Идеология фашизма. Ф. и наука.
Часть4.2 - IV. Идеология фашизма. Философия Ф.
Часть4.3 - IV. Идеология фашизма. Шовинизм и расовые теории Ф.
Часть4.4 - IV. Идеология фашизма. Милитаризм и культ войны. Философия порабощения масс. Фашизация воспитания.
Часть5 - V. Единый фронт и задачи борьбы с Ф.

Фашизм

Previous post Next post
Up