"ФАШИЗМ". БСЭ, 1936г. (часть 2.1)

Apr 24, 2015 16:29


II. Фашизм до прихода к власти и Ф. у власти.

Классовый характер Ф. как организации, служащей исключительно интересам империалистической буржуазии, выявляется еще до прихода его к власти, когда он всячески стремится завуалировать свою классовую природу. Фашистские организации во всех странах на первых порах своего существования ведут жалкое политическое прозябание как организации, искусственно созданные монополистической верхушкой буржуазии. Обычно первые организаторские и командные кадры для фашистских партий и отрядов поставляет командный состав армии. В условиях революционного кризиса всегда возникает множество таких контрреволюционных организаций. Но только те из них сохраняются, укрепляются и подчиняют остальные, только те получают наибольшую финансовую и пр. поддержку буржуазии, к-рые умеют привлечь массы мелкой буржуазии и создать так. обр. преграду пролетарской революции. В настоящее время, в период общего кризиса капитализма, когда происходит быстрое революционизирование масс, одних сил гос. аппарата, полиции и армии для подавления революции недостаточно. Поэтому империалистическая буржуазия прибегает к обману масс, наиболее циничному и подлому, влекущему затем за собой жесточайшую расправу с массами, использующему всю темноту, политическую незрелость отсталой части трудящейся массы, состояние бесперспективности, деклассированности, погоню за быстрым «счастьем» и т. п., насаждавшуюся десятилетиями буржуазией среди отсталых слоев населения. Особо благоприятные условия для уловления масс Ф. создает с.-д-тия своей политикой сотрудничества с буржуазией и раскола рабочего движения.


Первые фашистские организации были созданы империалистической буржуазией в период первого тура войн и революций в тех странах, где господству буржуазии непосредственно угрожала пролетарская революция. По меткому определению т. Димитрова, империалистические круги нуждаются в Ф. для того, чтобы опередить нарастание сил революции путем разгрома революционного движения рабочих и крестьян. Такой острый период переживала буржуазия в 1920-22 в Италии, в 1925-26 в Польше, в начале 20-х годов в Германии.

Тов. Димитров на VII конгрессе Коминтерна говорил: «Нельзя, товарищи, представлять себе приход фашизма к власти так упрощенно и гладко, будто какой-то комитет финансового капитала решает такого-то числа установить фашистскую диктатуру. В действительности фашизм приходит обыкновенно к власти во взаимной, подчас острой борьбе со старыми буржуазными партиями или с определенной частью их, в борьбе даже в самом фашистском лагере, которая иногда доходит до вооруженных столкновений, как это мы видели в Германии, Австрии и других странах. Все это однако не ослабляет значения того факта, что до установления фашистской диктатуры буржуазные правительства обычно проходят через ряд подготовительных этапов и осуществляют ряд реакционных мероприятий, помогающих непосредственно приходу фашизма к власти. Кто не борется на этих подготовительных этапах против реакционных мероприятий буржуазии и против нарастающего фашизма, тот не в состоянии помешать, тот, наоборот, облегчает победу фашизма». VII конгресс Коминтерна подчеркнул задачи борьбы против этих реакционных мероприятий буржуазии, играющих роль подготовки фашистской власти.

Тов. Димитров на VII конгрессе Коминтерна предостерегал от смешивания реакционного правительства вообще с фашистской формой буржуазной диктатуры: «Приход фашизма к власти-это необыкновенная замена одного буржуазного правительства другим, а смена одной государственной формы классового господства буржуазии, буржуазной демократии, другой его формой-открытой террористической диктатурой» (Димитров, Наступление фашизма..., стр. 10). Тов. Димитров в своем докладе дал исчерпывающий ответ на вопрос об условиях, дающих возможность Ф. придти к власти и разгромить рабочие организации: «Фашизм смог придти к власти прежде всего потому, что рабочий класс благодаря политике классового сотрудничества с буржуазией, которую воли вожди социал-демократии, оказался расколотым политически и организационно разоруженным перед лицом наступающей буржуазии. Коммунистические же партии были недостаточно сильны, чтобы помимо и против социал-демократии поднять массы и повести их на решительный бой против фашизма» (там ж е, стр. 18).

Ф. мог победить в ряде стран также потому, что социал-демократия своей антикрестьянской политикой разрывала революционный союз пролетариата с крестьянством. Так, в Испании соц. партия не вела решительной борьбы с военно-фашистской диктатурой Примо де Ривера (1923 -30). После апрельской революции 1931 в республиканское правительство вошло три представителя социалистической партии. В течение двух с половиной лет они не вели действительной борьбы против вооружения Ф. и жандармерии, против репрессий против революционного движения, выгодного для Ф. изменения конституции, за разрешение аграрного и национального вопросов. Но удивительно поэтому, что за один 1932 количество членов профсоюзов батраков и с.-х. рабочих, в к-рые входила и часть мелкого крестьянства, упало в два раза (с 400 тыс. до 200 тыс.), а количество членов фашистских организаций (Испанской конфедерации правых автономных организаций - СЭДА), демагогически использовавших предательство с.-д. вождей, значительно увеличилось.

Крестьянство и в других странах видело со стороны с.-д. правительств и министров игнорирование крестьянских нужд и требований батраков, отсутствие реальной помощи крестьянству, борьбы против помещиков, борьбы за землю для крестьян. Поэтому Ф. часто удавалось обмануть крестьянство своей демагогией и использовать крестьянские массы для получения всей полноты государственной власти в свои руки. Победа фашизма облегчалась игнорированием с.-д-тиой молодежи, испытавшей все ужасы безработицы, экономической нужды и бесперспективности, и стремлением с.-д-тии отвлечь со от классовой борьбы.

Наконец победа Ф. облегчается сектантскими ошибками в рядах многих компартий, иногда не умевших разглядеть фашистский характер переворота (в 1926 в Польше), иногда неподготовленных и захваченных фашистским переворотом врасплох (Финляндия). В Германии левацкий уклон Гейнца Неймана декларировал невозможность победы фашизма в Германии. Важнейшим препятствием в антифашистской борьбе компартий, особенно в период быстрого революционизирования широких масс рабочих из реформистских организаций, были сектантские методы подхода к массам, отказ от работы в массовых реформистских и буржуазных организациях, игнорирование повседневных нужд рабочих и неумение увязывать их с общими задачами борьбы.

Ф. у власти. Придя к власти, Ф. либо сразу устанавливает свое безраздельное господство, ликвидируя парламент и все другие партии, в том числе и буржуазные, как это было в Германии, либо допускает временно ограниченное прозябание суррогата парламентаризма и других партий, в т. ч. легальное существование с.-д-тии, как это допускал до 1927 Муссолини. Это зависит от силы Ф. и остроты противоречий в лагере буржуазии и в самой фашистской организации. Это зависит также от того, насколько велика угроза пролетарской революции, вызывающая стремление у финансового капитала сделать свою диктатуру возможно более боеспособной и монолитной путем террористического устранения всех других партий, организаций, парламента, муниципалитетов и всех других учреждений, могущих тормозить быструю и жесточайшую расправу с революционными элементами.

Как ни маскирует Ф. свои подлинные задачи и намерения, свою практику, свою внутреннюю и внешнюю политику, его империалистическое лицо ясно проглядывает всюду, во всех его «идеях», лозунгах и делах. Убогий багаж государственных «идей» Ф., их реакционность, антикультурность, антисемитский и зоологически-шовинистический характер, не имеет абсолютно ничего оригинального, как бы Ф. претенциозно ни заявлял о своей новизне и самородности. Ни одной даже самой ничтожной теории, в том число «о расовой неполноценности людей», фашисты сами не создали. Они черпают их из мусорных ящиков самых реакционных лжемыслителей и псевдоученых, подбирают отбросы всех эпох истории буржуазного общества.

Вожди фашистских партий сами вынуждены были признавать свою теоретико-политическую нищету и необходимость искусственно создать «новую» теорию, которую можно было бы противопоставить социализму и которой можно было бы прикрыть голое классовое насилие, осуществляемое Ф. Муссолини вынужден был в 1921 признать, что «итальянский фашизм должен теперь обзавестись „комплексом доктрин", если он не хочет погибнуть или, что еще хуже, покончить самоубийством... Это сильно сказано, но я хотел бы, чтобы в течение двух месяцев, до созыва национального съезда, была создана философия фашизма». Муссолини в своей программной статье о Ф. для «Итальянской энциклопедии» заявил: «Можно обойтись без тщательно разработанной доктрины с красивыми определениями, заголовками и параграфами. Ее место должно занять нечто более решающее, а именно вера».

Использовав до прихода к власти «антикапиталистическую» и «социалистическую» демагогию, Ф., придя к власти, переходит к теориям отрицания самого существования капитализма, отрицания классов и классовой борьбы. Он провозглашает «единство нации», отрицает самый факт эксплуатации, требует подчинения частных интересов «общим», объявляет капиталистов «капитанами» и «вождями» промышленности. Пропаганда такой идеологии необходима империалистической буржуазии, самому существованию и господству которой угрожает классовая борьба пролетариата в период общего кризиса капитализма. Почва для таких теорий была создана и удобрена социал-демократией с ее теориями «классового мира», «хозяйственной демократии», «организованного капитализма», «конструктивного социализма» и т. п.

Германские фашисты просто декретировали в своем «Кодексе труда»: «На фабрике предприниматель в качестве вождя и рабочие и служащие в качестве его дружины работают совместно для достижения целей фабрики в интересах народа и государства. Решение вождя обязательно для его дружины во всех вопросах, касающихся фабрики». Так декларацией и принудительным декретом стремятся фашисты вбить в голову рабочим представление об отсутствии эксплуатации при капитализме; так возвеличивают они эксплуататоров и стремятся увековечить рабство рабочих. Гитлер заявляет: «Но существует никакой капиталистической системы. Предприниматели пробили себе дорогу благодаря своему прилежанию и умению. В силу этого качества, показывающего, что они принадлежат к высшему типу, они имеют право на руководство».

Неизбежность нарастания стачечной и всех других видов экономический и политической борьбы трудящихся масс против Ф. вызывается всей системой империалистической, антирабочей, антикрестьянской, шовинистической политики фашизма. Вместо обещанной «справедливой зарплаты» германские и итальянские фашисты уменьшили зарплату более чем наполовину. Вместо ликвидации безработицы Ф. увеличил безработицу, ввел жесточайшие методы рационализации производства, создал массу лагерей принудительного труда, ликвидировал или чрезвычайно сократил социальное страхование, насильно превращая квалифицированных рабочих в батраков на помещичьих хозяйствах. В Германии в середине 1935 было не менее 6 млн. полностью безработных, в Италии в конце 1934 зарегистрированных (т. о. .преуменьшенная цифра) безработных было 1.019 тысяч, в Польше в марте 1935-1,5 млн. Ф. укрепляет силу и диктатуру монополистических трестов, создает наиболее коррумпированный гос. аппарат, увеличивает налоги, ускоряет разорение мелкой буржуазии. Вместо реализации широковещательных посулов крестьянству, сделанных Гитлером, германские крестьяне получили отмену моратория, рост налогов, ограничение свободной продажи сельских товаров и усиление монополий, запрет свободного передвижения батраков, закон о наследовании крестьянского двора, превращающий всех членов крестьянской семьи, кроме одного наследника, в пауперов, и т. д. В Польше и других фашистских странах широкие массы крестьянства стоят на краю голодной смерти.

Вся эта система угнетения трудящихся масс, ведущая к истощению всех сил нации, поддерживается беспримерным в истории применением террора, организованного в государственном масштабе. В Германии, по неполным данным, за три года фашистской диктатуры убито 5.144, за 1933-34 тяжело ранено 154 т., легко ранено и избито 54 тыс., арестовано 298 тыс. антифашистских борцов. Все население терроризировано широко разветвленным сыском. За один лишь 1933 было произведено 837 тыс. обысков. В Австрии после февральских боев в течение 1934, по неполным данным, убито 1.896, тяжело ранено 5.487, легко ранено и избито 4.224, арестовано 31.785 человек. В Польше с 1932 по 1934, также по далеко неполным данным, убито 734, ранено 8.073, приговорено к смерти 257, приговорено к тюремному заключению и каторге 12.127 антифашистских борцов, арестовано 111 тыс. В Испании I правительство Хиль Роблеса-Леруса в 1934 убило 6.356 человек, тяжело ранило 1.441, легко ранило и избило 9.550, арестовало 75.847 человек. В Италии за один 1935 арестовано, убито и ранено более 10.000 человек. Общим для всех фашистских организаций является лозунг борьбы с большевизмом - «коммунизм - вот враг!»,-с марксизмом, с компартиями и Коминтернам. Их объединяет зоологическая ненависть к мировой цитадели большевизма-к СССР. Германский Ф. объясняет, что он понимает под словом «социалистический», значащимся в названии его партии: «Социализм -это пруссачество. Понятие „пруссачества" совпадает с тем, что мы понимаем под словом социализм» (Г е б е л ь с). Это откровенное признание сочетается с борьбой против марксизма подлинно варварскими методами, которые по заявлению фашистов якобы привели уже к «искоренению марксизма».

В своем докладе на XVII Съезде ВКП(б) Сталин указал: «Говорят, что на Западе в некоторых государствах уже уничтожен марксизм. Говорят, что его уничтожило будто бы буржуазно-националистическое течение, называемое фашизмом. Это, конечно, пустяки. Так могут говорить лишь люди, не знающие истории. Марксизм есть научное выражение коренных интересов рабочего класса. Чтобы уничтожить марксизм, надо уничтожить рабочий класс. А уничтожить рабочий класс невозможно» (Сталин,Вопросы ленинизма, 10 изд., стр. 597). Борясь против классовых партий и организаций пролетариата, фашизм запрещает всякие партии и организации кроме своих, которые он выставляет в виде надклассовых, общенациональных, «государственных». Включая в свою «государственную» партию все другие реакционные партии и группировки, беспощадно разгоняя наряду с пролетарскими все либеральные, республиканские, радикальные, демократические и др. партии оппозиционных фашизму прослоек буржуазии и мелкой буржуазии, Ф. стремится создать одну империалистическую партию под вывеской «национальной» и «общегосударственной». Ликвидируя систему буржуазной демократии, Ф. откровенно заявляет в лице Муссолини: «Фашизм борется со всякой демократической идеологией» (статья в «Итальянской энциклопедии»). Борясь против единственно верного и научного марксистско-ленинского учения о государстве как об аппарате классового насилия, Ф. декларирует пустую теорию «корпоративного государства», не скрывая иногда, что основным ядром этого государства является капиталист. Все эти теории «единства нации», «национального сотрудничества», «подчинения частных интересов общим», «корпоративного государства» и т. п. пропагандируются Ф. не только для целей внутренней политики, но и для задач захватнической внешней политики фашистских государств.

В области внешней политики Ф. преследует исключительно цели и задачи наиболее реакционных империалистических элементов финансового капитала, т. о. войну за новый передел мира, захват новых рынков, подчинение И порабощение малых и слабых государств и нации, срыв мирных отношений между государствами, создание военных коалиций, организацию войны против СССР. Муссолини напр. в своей статье в «Итальянской энциклопедии» объявил, что «рост империи является основным проявлением мужественности», что «фашизм не верит ни в возможность, ни в пользу вечного мира», что «только война доводит человеческую энергию до ее высшего напряжения и кладет почать благородства на народы, обладающие мужеством идти на войну». Гитлер в «Моей борьбе» декларирует, что «в вечной войне человечество стало великим - в условиях вечного мира человечество погибло бы», и прямо заявляет, что Германия должна получить новые земли «только за счет России» и «пограничных с нею государств». Программа германских фашистов с самого начала заключала в себе требование колоний и «объединения всех немцев в Великую Германию», т. е. присоединение Австрии к Германии и ликвидацию государственных границ, созданных по Версальскому договору. Вся политика разжигания шовинизма, национальной автаркии имеет целью подготовку к новой мировой войне за передел мира, за приспособление государства к условиям изолированного существования в связи с трудностями импорта продуктов во время войны. «Шовинизм и подготовка войны, как основные элементы внешней политики, обуздание рабочего класса и террор в области внутренней политики, как необходимое средство для укрепления тыла будущих военных фронтов, -вот что особенно занимает теперь современных империалистских политиков. Но удивительно, что фашизм стал теперь наиболее модным товаром среди воинствующих буржуазных политиков. Я говорю не только о фашизме вообще, но прежде всего о фашизме германского типа, который неправильно называется национал-социализмом, ибо при самом тщательном рассмотрении невозможно обнаружить в нем даже атома социализма» (Сталин, Вопросы ленинизма, 10 изд., стр. 545).

Наиболее ясно обстановку и условия, в которых развивался и пришел к власти фашизм, можно проследить на основных моментах истории развития фашизма в Италии и Германии.

Часть 1 - I. Классовая сущность фашизма.
Часть 2.1 - II. Фашизм до прихода к власти и Ф. у власти.
Часть 2.2 - II. Фашизм до прихода к власти и Ф. у власти (Италия).
Часть2.3 - II. Фашизм до прихода к власти и Ф. у власти (Германия).l
Часть3.1 - III. Диктатура Ф. и угнетение масс. Теория и практика корпоративного государства.
Часть3.2 - III. Диктатура Ф. и угнетение масс. Трудовая политика.
Часть3.3 - III. Диктатура Ф. и угнетение масс. Аграрная политика.
Часть3.4 - III. Диктатура Ф. и угнетение масс. Фашистское «право».
Часть4.1 - IV. Идеология фашизма. Ф. и наука.
Часть4.2 - IV. Идеология фашизма. Философия Ф.
Часть4.3 - IV. Идеология фашизма. Шовинизм и расовые теории Ф.
Часть4.4 - IV. Идеология фашизма. Милитаризм и культ войны. Философия порабощения масс. Фашизация воспитания.
Часть5 - V. Единый фронт и задачи борьбы с Ф.

Фашизм

Previous post Next post
Up