"ФАШИЗМ". БСЭ, 1936г. (часть 4.3)

May 18, 2015 15:16

IV. Идеология фашизма.        
           Шовинизм и расовые теории Ф. Шовинизм в самой зверской и агрессивной форме-типичная черта фашистской идеологии. «Главной, наиболее опасной формой фашистской идеологии является шовинизм» (Резолюции VII Всемирного конгресса Коминтерна, Партиздат, 1935, стр. 19). Шовинизм Ф.-это не просто буржуазный национализм, а орудие кровавой расправы с пролетариатом под предлогом защиты общенациональных интересов, разжигание национальной розни для подготовки новой империалистической бойни и порабощения слабых народов. Шовинистическая пропаганда Ф. выполняет внутриполитическую и внешнеполитическую задачи самых реакционных агрессивных элементов империалистической буржуазии. Противопоставляемые классовой борьбе «общенациональные» свойства и интересы образуют в фашистской идеологии миф, используемый для обмана масс и проведения фашистского террора и внешнеполитического авантюризма. Нация рассматривается как нечто мистически-первичное. Ф. отрицает мировую историю и сводит ее к истории замкнутого существования отдельных наций. Фальсифицируя историю собственного народа, Ф., во-первых, изображает эту историю как историю героев, преимущественно полководцев (Фридрих Великий, Бисмарк, Мольтке), во-вторых, извращает подлинный исторический смысл героических периодов в истории народов, придает им реакционную окраску, в-третьих, играет на лучших чувствах и национальных воспоминаниях народа, стараясь представить себя наследником всего героического в истории народа и использовать эти воспоминания в своих целях, враждебных действительно революционному содержанию великих событий. Враждебные науке национал-социалистические историки стараются представить историю Германии таким образом, будто бы в силу какой-то исторической закономерности на протяжении двух тысячелетий проходит красной нитью линия развития, приведшая к появлению на исторической сцене национального «спасителя» германского народа-Гитлера.
          Крупнейшие деятели герм. народа в прошлом изображаются в качестве фашистов, великие крестьянские движения-как прямые предтечи фашистского движения. Муссолини усиленно старается фашизировать героический образ Гарибальди. Французские фашисты выдвигают как свою героиню Жанну д'Арк. Американские фашисты апеллируют к традициям американских войн за независимость, к традициям Вашингтона и Линкольна. Болгарские фашисты пытаются приписать фашистскую окраску национально-освободительному движению 70-х годов и его любимым народным героям -Василь Левскому, Стефану Кародже и т. д. Ф. третирует другие нации и исключает их из истории, отрицая их право на историческое существование или на активную историческую роль. Шовинизм итальянского Ф. напр. разжигает вражду к абиссинскому народу. Лицемерно и цинично объявляет он Абиссинию варварской страной, чтобы под видом выполнения культурной миссии оправдать захват итальянской армией всей Абиссинии. Германский Ф. для психологической подготовки нападения на СССР, на Литву, Чехословакию, Францию развивает бешеную шовинистическую пропаганду, в которой отрицает право на национальное существование Чехословакии, объявляет слабые нации Центральной Европы «неполноценными», считает СССР «азиатской страной», несущей Европе «азиатскую опасность». -Характерной составной частью шовинистической идеологии германского Ф. является расизм. Расовые «теории» герм. Ф., не представляя собой ничего собственно нового в идейном отношении, собирают в себе все реакционные элементы самых разнообразных расовых концепций общества. Они являются наиболее омерзительным выражением антинаучного духа Ф. История изображается Ф. как история рас и расовых противоречий. Все расы делятся на высшие и низшие. Первые якобы предназначены самими мистическими свойствами своей природы к господству над миром, а вторые-к рабству и подчинению. Высшей расой является «арийская» раса, а наиболее чистым представителем ее-северная раса германцев. Событии упадка и гибели древних культур, а также великие социальные революции изображаются как результаты расового кровосмешения, потери господствовавшей раньше арийской расой чистоты своей крови и возобладания вследствие этого низших рабских рас или неарийских низших расовых свойств. На этой идее построен один из основных «трудов» германского Ф. самого махрового шовинистического и антинаучного типа-«Миф 20 столетия» А. Розенберга. Согласно этому фашистскому мифу, история представляется как завоевание низших рас арийцами и как кровосмешение арийцев с завоеванными ими неарийцами, явившееся причиной всех зол, к каковым Ф. относит демократию, либерализм, революционное движение пролетариата, марксизм, большевизм. Национал-социалистическая «революция» изображается как новое очищение арийской германской расы и утверждение ее господства над миром. Чистая расовая порода призвана, по утверждению фашизма, господствовать и образует «слой вождей», а нечистая-обречена на подчинение и послушание, образуя низший социальный слой общества. Таким образом расизм выполняет две функции: внешнеполитич. - пропаганду шовинизма и военных авантюр, направленных против национальной независимости других народов под видом господства над миром высшей арийской расы, и внутриполитическую функцию-обоснования власти магнатов капитала и фашистского режима под предлогом господства высшей расовой породы над низшей. На этом основании Ф. вводит массовую стерилизацию революционных рабочих, превращая ее в политическое средство борьбы.
          Задача фашистского государства усматривается в осуществлении расового отбора господствующей аристократии на основании отделения представителей «чистой расы» от «нечистых».-Вся расовая «теория» опрокидывается, как карточный домик, перед лицом истории. Чистых рас в истории вообще не существует-в ходе мировой истории различные расы теснейшим образом переплелись и смешались. Никаких вечных и неизменных культурных задатков или свойств у рас не существует, как не существует никаких расовых противоположностей. Когда предки нынешних «чистокровных» арийцев - германские варвары - жили в первобытных лесах, одетые в шкуры зверей, в Азии и Африке уже существовали культурные народы, третируемые теперь фашистами как низшая раса. Никакого постоянного масштаба и измерения не существует для определения расовых свойств и для резкого различия рас, т. к. само это понятие в высшей степени условно и относительно. Раса понимается Ф. то как биологическая категория, то как психологическая, то как просто удобный для шовинистической демагогии «миф», символ, в к-рый можно вложить любой смысл, нужный Ф., и к-рый можно произвольно истолковывать применительно к интересам фашистской политики. Один из главных расовых «теоретиков» германского фашизма А. Розенберг указывает на необязательность антропологических измерений для определения чистоты расы и приобщения тех или других лиц к расовой знати Ф., т. к. расовые свойства проявляются «через действие, а не через антропологические измерения». «Благонадежность» и активная помощь Ф.-вот признаки «расовой» чистоты.
         Одной из особенностей фашистской идеологии является антисемитизм, свойственный не только германскому Ф., но и всем остальным его видам. Возрождая и превосходя даже Средневековье, германский Ф. превращает еврея в пария, восстанавливает старинные гетто, выгоняет евреев с работы, из учебных заведений, из страны, устраивает еврейские погромы. В Германии только в 1932-34 арестованы на длительный пли кратковременный срок 80- 90 тыс. евреев и свыше 70 тыс. их бежали за границу, в т. ч. крупнейшие деятели искусства и науки Германии. Официальным завершением этой системы гонений против евреев являются принятые германским рейхстагом в 1935 в Нюрнберге законы против неарийцев, превращающие их в париев «Третьей империи» (лишение гражданства и т. д.). В противовес своим демагогическим заявлениям о засильи еврейского финансового капитала, к-рому он якобы объявляет войну, Ф. преследует почти исключительно трудящихся евреев.

Часть 1 - I. Классовая сущность фашизма.
Часть 2.1 - II. Фашизм до прихода к власти и Ф. у власти.
Часть 2.2 - II. Фашизм до прихода к власти и Ф. у власти (Италия).
Часть2.3 - II. Фашизм до прихода к власти и Ф. у власти (Германия).l
Часть3.1 - III. Диктатура Ф. и угнетение масс. Теория и практика корпоративного государства.
Часть3.2 - III. Диктатура Ф. и угнетение масс. Трудовая политика.
Часть3.3 - III. Диктатура Ф. и угнетение масс. Аграрная политика.
Часть3.4 - III. Диктатура Ф. и угнетение масс. Фашистское «право».
Часть4.1 - IV. Идеология фашизма. Ф. и наука.
Часть4.2 - IV. Идеология фашизма. Философия Ф.
Часть4.3 - IV. Идеология фашизма. Шовинизм и расовые теории Ф.
Часть4.4 - IV. Идеология фашизма. Милитаризм и культ войны. Философия порабощения масс. Фашизация воспитания.
Часть5 - V. Единый фронт и задачи борьбы с Ф.

Фашизм

Previous post Next post
Up