"ФАШИЗМ". БСЭ, 1936г. (часть 4.4)

May 20, 2015 17:19

IV. Идеология фашизма.

Милитаризм и культ войны. Фашизм это- война. Идеология Ф. проникнута ярым культом милитаризма, культом грубой физической силы и войны. Книга «Моя борьба» Гитлера- это сплошной гимн дикому разгулу кулака и штыка. Итальянский футурист Маринетти приглашал поэтов на итало-абиссинский фронт любоваться полями, усеянными ядрами, к-рые радуют взор фашиста больше, чем цветы. Франц. философ-мистик Л. Бергсон восторгается войной и объявляет войну благодетельницей человечества.- Главной миссией государства является, согласно Ф., ведение войны. Человек, с точки зрения Ф.,-хищное животное. Народы делятся на мирные и воинственные. Первые объявляются народами рабов, вторые-народами господ. Высший культурно-политический идеал Ф. видит в прусском юнкерском офицере. Еще Ницше-этот идейный предтеча Ф.,- проповедуя культ милитаризма, утверждал: «Будущее немецкой культуры покоится на сынах прусских офицеров». Фашизм ставит своей задачей милитаризировать всю страну, все население сверху донизу. «Мы не „народ поэтов и мыслителей", как нас называли, имея в виду, что немцы-мечтатели... Более проницательные всегда оспаривали это или называли нас народом солдат»,-цинично заявляет философ германского фашизма А. Боймлер (Вaum 1еr A., Mannerbund und Wissenschaft, S. 122). Война,-заявляют германские фашисты,-биологическое свойство мужчины, и влечение к войне заложено в душе каждого человека. - Германский Ф. пытается превратить молодежь в безвольных, слепо подчиняющихся солдат, женщин-в машину для производства и воспроизводства этих солдат, а всю страну- в одну большую солдатскую казарму. Дух казарменности насаждает Ф. всюду, где он находится у власти, милитаризируя население, науку, воспитание. -Фашизм в корне враждебен гуманизму и свободе и объявляет им войну, противопоставляя им культ насилия.
         Философия порабощения масс. Фашизму ненавистно самое слово «свобода». Но в целях демагогии фашизм не отказывается от пустых и лживых фраз о «свободе». Все дело в том, что, согласно фашистскому мифу, «свобода» есть... свобода рабства. «Свобода», во-первых, должна означать лишь внутреннюю, а не внешнюю, духовную, а не материальную, бессознательную зависимость личности (Rosenberg A., Der Mythus des zwanzigsten Jahrhunderts, S. 109). «Свобода» в фашистском толковании есть самопожертвование и добровольное подчинение капиталистическому рабству. -Система принудительного труда в странах Ф. -яркая иллюстрация к фашистскому мифу о вечности свободы и счастья, о героическом самопожертвовании, о бескорыстном труде и т. д. Большая часть молодежи до 25 лет насильственно удалена из производства и превращена в каторжан лагерей принудительного труда, прикованных к кирке и лопате. Систему принудительного труда, являющуюся возвратом к Средневековью, Ф. объявляет новым стилем культуры. В «Третьей империи» не должно быть иной культуры кроме «культуры трудовых лагерей».
          Наступление на жизненный уровень масс, .подчинение всего хозяйства задачам подготовки захватнической войны, резкое снижение потребления масс, осуществляемые Ф., требуют в качестве своего идеологического оправдания проповеди аскетического воздержания масс.- Проповедуя аскетическую простоту, фашизм спекулирует на возмущении масс роскошью и расточительством немногих и нищетой большинства. Так, Бергсон возвещает «возврат от механики» к «мистике», требующей упрощения жизни. «Необходимо, чтобы человечество предприняло упрощение своего существования с тем же неистовством, которое оно когда-то привело в действие для его усложнения». И философ Ф. рекомендует массам переход на вегетарианскую пишу, сокращение промышленного производства продуктов питания и т. п. (Bergson Н., Les deux sources de la moralite et de la religion, Paris, Alcan, 1932, p. 332). Переключив хозяйство на подготовку войны, лихорадочную гонку вооружений, импорт стратегического сырья, что привело к продовольственным затруднениям, германский фашизм усиленно рекомендует домашним хозяйкам самоограничение, упрощение потребностей, устранение из пищи мяса и жиров. А итальянский Ф., напавший на Абиссинию и тратящий огромные народные средства на ведение своей грабительской войны, пытается доказать, что аскетизм есть национальное свойство итальянского народа.
          Фашизация воспитания. Воспитание и образование прямо и непосредственно подчиняются задачам режима открытой террористической диктатуры. На место педагогики как науки Ф. ставит «политическую педагогику»-систему рецептов и приемов обмана и подчинения молодежи капиталу и его аппарату власти. Воспитанием «политического человека» Ф. стремится вытравить у молодежи всякую самостоятельность мысли и воспитать в ней дух рабского повиновения. Террор и демагогия-главные методы фашистской системы воспитания. Высшей добродетелью раба фашистского режима должно быть молчание и слепая вера в слова фашистских «вождей». «Политическое воспитание» должно быть «солдатским воспитанием». Фашистская казарма должна стать образцом для школы и заменить школьное воспитание.
Гитлер объявил интеллектуальное образование, даваемое школой молодым людям, «балластом», который они, согласно опыту, «удержат лишь в некоторой степени» (там же, стр. 459). Фашизм, по заявлению Гитлера, держит курс «не на накачивание простого знания, а на разведение здоровых тел». Для осуществления этой милитаристской задачи фашизм резко сократил преподавание теоретических дисциплин, превратив учебный план средней и высшей школы в устав военной службы. «Всем социальным крахом, - заявляют фашисты,- мы обязаны сельскому учителю» (Luddecke Т h., Meisterung der Maschinenwelt, S. 71).
          Ф. преследует задачу отбора «благонадежных», «избранных» элементов или попросту отбора чиновников, палачей и идеологических лакеев буржуазии. Отбор благонадежных невежд и чиновников становится главным делом фашистской школы. Преподавание и оценка знаний учащихся становятся второстепенным делом. Фашизм прекращает доступ в школу детей угнетенных национальностей. Германский Ф. изгнал из высших учебных заведений значительное количество студснтов-eвреев, ввел процентную норму для «неарийцев». Теперь он сгоняет еврейских детей в школы-гетто и создает условия, делающие для значительной части еврейской молодежи невозможным вообще получить образование (приказ прусского министра воспитания Руста об организации с 1936 специальных школ для детей-неарийцев, Angriff, 11/IX 1935). В результате этого похода против просвещения количество учащихся в Германии низко упало и продолжает дальше падать. Так, со 115.722 чел. в летнем семестре 1932 количество студентов в германских вузах сократилось до 77.054 чел. в зимнем семестре 1934/35, т. е. на 33,2%.
           Ф. уделяет большое внимание делу демагогической обработки молодежи, которая вовлекается Ф. всяческими лживыми обещаниями и подачками в его военные организации. Ф. мобилизует молодежь, готовит ее для массового убоя в разжигаемых им империолистич. войнах, снимает ее с производства и превращает в париев принудительного труда, лишенных всякой радости молодости. Отнимая у молодого поколения все права и свободу, фашизм цинично старается внушить молодежи пренебрежение к свободе. Ф. использовал обманутую его демагогией, его подачками часть молодежи в качестве своих ударных отрядов, но в то же время он отнимает у молодежи самые элементарные материальные и культурные условия существования, осолдачивая ее, стараясь развить в ней звериные инстинкты, превращая ее в пушечное мясо для империалистических войн.
            «Фашизм победил и потому, что ему удалось проникнуть в ряды молодежи, в то время как социал-демократия отвлекала рабочую молодежь от классовой борьбы, а революционный пролетариат не развернул среди молодежи необходимой воспитательной работы и не уделял достаточного внимания борьбе за ее специфические интересы и запросы. Фашизм уловил особо острую у молодежи потребность боевой активности и завлек значительную часть ее в свои боевые отряды. Новое поколение мужской и женской молодежи не прошло через ужасы войны. Оно испытывает на своих плечах всю тяжесть экономического кризиса, безработицы и распада буржуазной демократии. Не видя перспектив на будущее, значительные слои молодежи оказались особенно восприимчивыми к фашистской демагогии, рисовавшей им заманчивое будущее при победе фашизма... Фашизм обещал трудящейся молодежи открыть ей широкую дорогу в блестящее будущее. На деле он принес массовые увольнения молодежи с предприятий, трудовые лагери и непрерывную военную муштровку» (Димитров, Наступление фашизма и задачи Коммунистического Интернационала..., стр. 21-22 и 14).
            Ф. порабощает женскую половину трудящихся, у к-рой он отнимает те крохи равноправия, которыми она обладала в буржуазно-демократических странах. Идеология Ф. доводит до крайней степени мерзости и цинизма ницшеанское презрение к женщине. Ф. отрицает за женщиной активную роль в истории. Ф. хочет превратить женщину в консервативную общественную силу, не видящую ничего кроме кухни и кровати. Поэтому Ф. утверждает, что в женщине господствует бессознательное, биологическое начало. Ф. стремится превратить женщину в детородную машину для производства империализму солдат. Ф. изгоняет на этом основании .женщину из учебных заведений (введение процентной нормы приема женщин в высшую школу в Германии), из производства и государственной службы и почти всех профессий. Проведением лозунга «Женщина-назад из производства на кухню» германский фашизм пытался разрешить проблему безработицы, перелагая всю ее тяжесть на женскую половину германского народа.
           Женская молодежь сгоняется в лагери, в которых девушки используются в качество батрачек у помещиков и кулаков и проходят военную муштру. Проституция, против которой германский Ф. до прихода к власти демагогически ополчался, восстанавливается в качестве официально узаконенного института. Фашизм, играя на отсталых настроениях и иллюзиях городской и деревенской мелкой буржуазии, использовал протест против версальской системы, легшей ярмом на германский народ, возмущение масс коррупцией в буржуазных парламентах, безысходность положения трудящихся женщин, бесперспективность молодежи. «Одна из наиболее слабых сторон антифашистской борьбы наших партий заключается в том, что они недостаточно и несвоевременно реагируют на демагогию фашизма и продолжают до сих пор пренебрежительно относиться к вопросам борьбы с фашистской идеологией. Многие товарищи не верили, что столь реакционная разновидность буржуазной идеологии, как идеология фашизма, доходящая в своей нелепости зачастую до сумасбродства, вообще способна завоевать массовое влияние. Это была большая ошибка. Далеко зашедшее гниение капитализма проникает до самой сердцевины его идеологии и культуры, а отчаянное положение широких народных масс делает известные слои их восприимчивыми к заражению идеологическими отбросами этого гниения» (Димитров, Наступление фашизма..., стр. 80).
            Разоблачение классовой контрреволюционной сущности идеологии Ф., ее антинаучности и .мракобесия-серьезнейшая задача коммунистических партий в борьбе с Ф., на к-рую указал VII конгресс Коминтерна. «Конгресс обращает серьезнейшее внимание на необходимость систематической идеологической борьбы против фашизма» (Резолюции VII Всемирного конгресса Коминтерна, Партиздат, 1935, стр. 22).

Часть 1 - I. Классовая сущность фашизма.
Часть 2.1 - II. Фашизм до прихода к власти и Ф. у власти.
Часть 2.2 - II. Фашизм до прихода к власти и Ф. у власти (Италия).
Часть2.3 - II. Фашизм до прихода к власти и Ф. у власти (Германия).l
Часть3.1 - III. Диктатура Ф. и угнетение масс. Теория и практика корпоративного государства.
Часть3.2 - III. Диктатура Ф. и угнетение масс. Трудовая политика.
Часть3.3 - III. Диктатура Ф. и угнетение масс. Аграрная политика.
Часть3.4 - III. Диктатура Ф. и угнетение масс. Фашистское «право».
Часть4.1 - IV. Идеология фашизма. Ф. и наука.
Часть4.2 - IV. Идеология фашизма. Философия Ф.
Часть4.3 - IV. Идеология фашизма. Шовинизм и расовые теории Ф.
Часть4.4 - IV. Идеология фашизма. Милитаризм и культ войны. Философия порабощения масс. Фашизация воспитания.
Часть5 - V. Единый фронт и задачи борьбы с Ф.

Фашизм

Previous post Next post
Up