Следом за "
Гражданином Кейном" я, конечно, взялся за "Манка", тем самым осуществив изначальные намерения и вычеркнув ещё один пункт, зависший в бэклоге. Я ожидал фильм, который расскажет историю создания фильма, но на самом деле "Манк" получился совсем другим. Однако, обо всём по порядку.
Киностудия RKO поручает популярному радиоведущему Орсону Уэллсу создать киношедевр, обещая минимальное влияние на процесс. В рамках проекта Уэллс привлекает к написанию сюжета сценариста-алкоголика Германа Манкевича, который за два месяца должен выдать черновик, что может быть сложно, учитывая его пристрастия к выпивке и недавнюю аварию. Уэллс помещает полуподвижного писателя в отдалённое ранчо и ставит над ним девушку, которая должна присматривать за ним, переносить на бумагу его идеи и держать его подальше от выпивки.
Результатом такого давления, конечно, становится создание сценария для фильма "Гражданин Кейн", однако байопик едва ли можно назвать рассказом о создании фильма. Это скорее задний фон, который обладает определённым влиянием, но как таковое "создание "Гражданина Кейна"" тут явно не главная сюжетная линия. Вообще самому по себе написанию сценария в фильме отведено катастрофически мало времени. Большую часть хронометража занимают флэшбеки, которые возвращаются к прошлому Манкевича, демонстрируя разной временной давности события, которые повлияли на формирование основной сюжетной ветки "Гражданина Кейна". К ним относятся встречи Манкевича с представителями Голливуда и кулуарное общение с сильными мира всего, а в частности с Уильямом Рэндольфом Хёрстом, который фактически стал прообразом Чарльза Фостера Кейна. Манкевич пишет сценарий, прячась за многочисленными флэшбеками и монтажом - вот фильм подходит к концу и на руках персонажа массивная бумажная кипа черновика, которая образовалась сама собой.
Финчер одновременно обожает старый Голливуд и издевается над ним. В одной из ранних сцен Манкевич заявляется к владельцу студии и вместе с парой коллег на ходу генерируют "сценарий отличного фильма", в котором прослеживаются отголоски "Франкенштейна". Тем самым режиссёр пытается донести мысль, что создать что-то новое - почти невыполнимая задача, зато переделать старое - милое дело. В более поздней сцене, находясь в пьяном угаре, Манкевич делится идеей "шедевра", который оказывается осовремененной версией "Дон Кихота". Именно во время этого монолога зритель способен уловить черновой вариант того самого "Гражданина Кейна". Стоит ли после этого обвинять авторов с самоповторах?
Дэвид Финчер давно не снимал полнометражных фильмов. Его предыдущей полнометражкой была "Исчезнувшая" 2014 года. Потом режиссёр переключился на замечательный сериал "Охотник за разумом" и продюсирование альманаха анимационных короткометражек "
Любовь. Смерть. Роботы". И вот в 2020 году он снял свой новый полнометражный фильм, который стал его любовным посланием к кинематографу 30-х годов прошлого века. В этом фильме он не то, чтобы стремиться рассказать какую-то увлекательную интригующую историю, но пытается поностальгировать атмосферой старого Голливуда. В этом стремлении Финчер уподобляется Квентину Тарантино с его "
Однажды в Голливуде" - минимум истории, несколько блеклых сюжетных веток и много разговоров под аккомпанемент эффектной стилизованной картинки.
В первую очередь бросается в глаза чёрно-белое цветовое решение картинки. Да, фильм о создании чёрно-белого фильма тоже оказывается в серых тонах. Единственное отличие лишь в том, что Финчеровское чёрно-белое кино 2020 года резко контрастирует с первоисточником Орсона Уэллса 1941 года. Выверенные градиенты и четкие линии, контрастные декорации и широкий экран - аналогично Коэновской "Трагедии Макбета" 2021 года, здесь можно разглядеть все детали интерьера и узор на пуговице костюма. Нет в нём романтизирующего сглаживающего фильтра, который бы позволил сильнее проникнуться атмосферой времени, и это расстраивает.
Впрочем, Финчер и не пытается воссоздать ощущение от фильма 80-летней давности. Вместо этого режиссёр упивается старым Голливудом и предлагает зрителю прочувствовать всю фальш киноиндустрии. Кино-столица Америки воссоздана здесь как место, в котором практически нет счастливых людей или людей, довольных своей работой. Где-то по дороге к павильону глава MGM Луис Майерс сообщает Манку и его брату, что главная магия кино заключается в том, что киностудии продают фильм, но он продолжает принадлежать им. Именно в этой фразе заключена главная уловка Голливуда, на которой построен весь его бизнес. Создавать и продавать то, чего нет тем, кому это не нужно, убеждая их в обратном.
Гари Олдман в роли Германа Манкевича передаёт образ "своего человека" в Голливудской тусовке, которого, тем не менее, всё сильнее перестают воспринимать как важную фигуру. В результате он действительно становится шутом на потеху толпе власть держащих, который вынужден соглашаться с невыгодными условиями своей работы.
Аманда Сайфред, сыгравшая любовницу Хёрста Марион Дэвис, чуть ли не единственная, кто ощущается максимально естественно. Очаровательная непосредственность и выверенная грация украшают каждый кадр с её участием.
У Чарльза Дэнса относительно немного экранного времени в образе магната Уильяма Рэндольфа Хёрста, однако даже этого хватает, чтобы создать на экране яркий и харизматичный образ человека, наделённого властью, который с особым вниманием и цинизмом оценивает всех и всё вокруг себя.
В фильме нет чётко выраженного сюжета. Есть обилие флэшбеков, наполненных неуловимым обаянием старого Голливуда. Есть вялые сюжетные арки пары малозначимых героев, которые больше влияют на настроение самих персонажей, нежели на продвижение глобального сюжета. Поэтому кульминацией происходящего становится диалог Манка и Уэллса с мимоходным ломанием мебели, который просто не приводит зрителя к требуемому катарсису. Внезапное желание сценариста быть в титрах фильма, хотя изначально договаривались иначе, сложно назвать великой целью, а фильму не удалось раскрыть значимость данного аспекта даже для главного героя, что не идёт на пользу общему послевкусию от картины.
"Манк" сложно назвать увлекательным фильмом. Это больше фильм-впечатление, который передаёт настроение и пытается погрузить зрителя в определённую эпоху, нежели старается рассказать интересную и зрелищную историю. Поклонникам Старого Голливуда и любителям байопиков фильм может понравиться, однако и здесь может произойти осечка. Дэвид Финчер на пару со своим отцом создал любовное послание прошлому, которое совершенно не рассчитано на массового зрителя. Возможно, именно в этом его главная прелесть.
Что ещё почитать:
К списку всех рецензий Драма про жизнь газетчика "Экранизация системы настолок D&D Третья часть игры про осаду подземелий Российская панк-сказка про творческий коллектив из 90-х Чёрная трагикомедия про окончание дружбы двух ирландцев Приключения владелицы прачечной в мультивселенной Сиквел детектива про частного сыщика из Твиттера Тактическая РПГ про наследников престола Квадриквел кинокомикс про бога грома Стратегия Relic Entertainment про вторую мировую войну Спасибо, что
подписываетесь и
добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.