Рецензия на сериал "Король и Шут" 2023

May 10, 2023 07:00



Я не могу назвать себя ярым фанатом группы "Король и Шут". На концерты в своё время не ходил и от панковской эстетики не пёрся, однако пару десятков знаковых песен наизусть знаю, да и на мюзикл зонг-оперу "Тодд" раза четыре точно ходил (уже после смерти Горшенёва). Так что, когда сериал начал выходить на Кинопоиске, я решил с ним ознакомиться. Посмотрим, что же из него получилось.


Студенты реставрационного института Михаил Горшенёв и Андрей Князев знакомятся и организовывают панк-группу под названием "Король и Шут". Сказочный текст песен, помноженный на панк-рок эстетику коллектива стремительно утаскивает группу на верхние строчки музыкальных хит-парадов, хотя между участниками часто возникают споры и разногласия, а угарная жизнь часто подводит к непредсказуемым и опасным последствиям.


Где-то в параллельном фэнтезийном мире два друга-музыканта Горшок и Князь соглашаются вернуть Королю похищенную Злым Колдуном Принцессу. Друзья отправляются в дорогу, продираясь через полный опасностей мир, населённый Лесниками, Безголовыми, Утопцами, Феями и прочей чертовщиной.


В сериале две сюжетные линии, которые развиваются более-менее параллельно. В одной, в относительно хаотичном порядке рассказывается история группы, с регулярными флэшбеками к ранним периодам жизни солистов. Другая линия больше соответствует вынесенному в заголовок определению "панк-сказка" - в ней те же самые стилизованные главные герои скитаются по волшебному миру творчества "КиШ"а. Первой линии авторы уделили гораздо больше экранного времени, демонстрируя разные периоды жизни группы, однако следует отметить, что на первом плане тут именно личности Михаила Горшенёва и Андрея Князева - остальные участники группы маячат где-то в фоне, не особо отсвечивая. С одной стороны подобный подход позволяет сконцентрироваться на конкретных героях, однако с другой стороны хотелось бы более целостного повествования без зацикленности.


Помимо прочего, с первой же серии Горшенёва сопровождает некая фэнтезийная личность в образе демонического Шута-искусителя, который подстёгивает солиста к злоупотреблению препаратами и суициду. Параллели со сказочным миром, в котором два друга Горшок и Князь идут спасать Принцессу, становятся аллюзией развития группы в реальном мире. То, что авторы собираются связать две эти сюжетные линии воедино, становится понятно с первых же серий, однако метод, каким в результате воспользовались сценаристы, мне откровенно не понравился. Можно было действовать тоньше и эффектнее - благо что простора для фантазии было хоть отбавляй.


Режиссёр Рустам Мосафир поставил что-то среднее между правдивым байопиком и приукрашенной сказкой. При этом со стилем повествования он так и не смог до конца определиться. Практически в каждой серии подход трансформируется и мутирует. Если в первых сериях набирается высокий темп с эффектом ненадёжного рассказчика, асимметричным повествованием, и скаканием по временным линиям, то ближе к финалу сюжет еле ползёт, стараясь придерживаться условной хронологической последовательности, утопая в самоповторах и топтании на месте.

Под предлогом рассказать историю самобытной панк-рок группы, у которой в качестве текстов сплошняком сказки да страшилки, можно было бы выстроить монолитное произведение, высказывание об эпохе, анализ раскола группы или душевный реверанс к ушедшему из жизни творческому человеку. Однако авторы спотыкаются буквально на каждой попытке выдать что-то сильнее банального пересказа нескольких интервью. Сценаристы даже не пытаются покопаться в подноготной и рассказать что-то интересное и необычное. Тут нельзя отделаться парой фраз об истоках анархического движения, выдать демоническому шуту говорок Владимира Ильича Ленина, как вестника революции, и надеяться, что всё как-то само собой рассосётся. Сценарию не хватает деталей, а постановке - целостности. Ведь можно же было раскрыть эпоху - лихие 90-е, с разборками и стрелками вроде попытались показать, но очень поверхностно и натужно. Можно было копнуть в корни концепции анархии - что именно двигало коллективом и какие идеи они пропагандировали. Но нет - несколько серий тратить на демонстрацию наркотических угаров авторам гораздо интереснее.


Да, авторы сосредоточились на взаимоотношениях Горшенёва и Князева, точнее даже на сложной и многогранной личности Михаила в интерпретации Князева. Красным пунктиром по всему сериалу идёт след "белого и пушистого Князева", которые всеми силами пытался вытащить товарища из пучины зависимости. В последних сериях Горшенёв предстаёт более комплексной и запутанной натурой, которая с головой уходит в творчество и желание создать что-то новое и необычное. Князев же всё время пытается найти проторённую колею, по которой можно безопасно проехать к закату карьеры. К последним сериям его характер тоже слегка изменяется - его эмоциональное состояние становится более открытым и обострённым. На мой взгляд, отражение творческого конфликта Горшенёва и Князева оказалось лучшим, что есть в сериале. Уже ради этого стоит посмотреть сериал.

Другим важным аспектом, конечно, становится музыка. Фраза "нас уже нет, а музыку нашу слушают" максимально точно отражает концепцию сериала - в каждую серию тем или иным способом вставлены разнообразные музыкальные произведения группы "Король и Шут" - в большинстве случаев это какой-то концерт в каком-то городе, хотя временами авторов пробивает на чуть более творческий подход. До полноценных историй о создании той или иной песни почти не доходит, зато знакомые и любимые песни вполне неплохо перепеты. Ещё один вариант оживления творчества - использование того самого фэнтезийного сюжетного пласта. Друзья-музыканты Горшок и Князь уже в первой серии исполняют "Ели мясо мужики", потом встречают "Внезапную голову", "Лесника", Повелительницу Мух из "Помнят с горечью древляне", Дурака с молнией, который потом еще и становится Смельчаком с ветром, превращённого в человека Медведя, и, конечно Колдуна, который похитил принцессу. Я не собираюсь перечислять всего подряд, но поклонник творчества "КиШ"а без труда узнает образы, хотя некоторые из них окажутся довольно топорными и разочаровывающими.

Актерский состав, конечно, обладает лишь отдалённым сходством с первоисточником, впрочем, фотографического сходства тут и не требуется, однако во время концертных постановок постоянно попахивает кустарностью - передать атмосферу рок-выступления авторам не особо удалось. При этом Константин Плотников сыграл Михаила "Горшка" Горшенёва более чем неплохо. В некоторых сценах ему даже удаётся воспроизвести мимику, а к финальным сериям его многогранность позволяет проникнуться к герою бесповоротной симпатией.


Влад Коноплёв, сыгравший Андрея "Князя" Князева, так до конца остаётся излишне смазливым юнцом, что сильно портит впечатление. Кстати, в последней серии авторы мельком показывают самого Андрея Князева и разница становится между оригиналом и сериальной версией становится только существеннее, причём всё ещё не в пользу последнего.


Евгений Ткачук в роли демонического Шута всю дорогу вызывает странное чувство дежа-вю. Он попытался объединить в одном лице клоуна Пеннивайза и наглую версию картавящего Ленина. Хотя эпизоды с его участием получились достаточно забавными и самобытными, а финальные кадры сериала способны вызвать щемящее чувство благодарности, общее впечатление от персонажа портится его происхождением, которое раскрывается под конец и полностью развеивает эффект.



Панк-сказка "Король и Шут" оставляет смешанные впечатления. С одной стороны, из сериала можно почерпнуть любопытные, хоть и творчески стилизованные, эпизоды жизни, развития и раскола музыкального коллектива. С другой стороны, авторам не хватило глубины то ли знаний, то ли умений, чтобы в полной мере раскрыть потенциал идеи. Актёрский состав сложно назвать идеально подобранным, но временами актёры пытаются стараться. Полностью провальным сериал тоже нельзя назвать - как минимум, он подстегнул интерес массовой аудитории к неординарному творческому коллективу и одной из ярчайших рок-групп постсоветского пространства, а это - уже не мало.

Что ещё почитать:
К списку всех рецензий
Чёрная трагикомедия про окончание дружбы двух ирландцев
Приключения владелицы прачечной в мультивселенной
Сиквел детектива про частного сыщика из Твиттера
Тактическая РПГ про наследников престола
Квадриквел кинокомикс про бога грома
Стратегия Relic Entertainment про вторую мировую войну
Сериал про грибковый зомби-апокалипсис
Сиквел кинокомикса про волшебника и путешествия по мультивселенной
Первые два сезона сериала про ограбление испанского монетного двора
Третья книга про хоббитов, несущих кольцо в Мордор

Спасибо, что подписываетесь и добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.

Король и Шут, сериал, обзор, cinema, кино, series, movies, tv show, review, рецензия, кинопоиск

Previous post Next post
Up