Рецензия на фильм "Однажды в… Голливуде" (Once Upon a Time ... in Hollywood) 2019

Sep 03, 2019 08:30



Девятый фильм Тарантино я, и при всём своём рвении, смог посмотреть только спустя пару недель после начала проката. В зале кроме меня было буквально ещё три человека, и это только поспособствовало восприятию фильма, благо что он полностью оправдал ожидания, но обо всём по порядку.


Телевизионный актёр Рик Далтон и его бессменный дублёр Клифф Бут снимаются в относительно популярном многосерийном вестерне, однако Рик всё чаще начинает задумываться о будущем. Его карьера постепенно сходит на нет, а эпоха лихих вестернов постепенно уходит. Продюсер Марвин Шварц неожиданно раскрывает ему глаза, что таких актёров как Рик скоро совсем спишут со счетов и перестанут приглашать даже на эпизодические роли злодеев. Продюсер предлагает Рику поехать в Италию, чтобы сниматься в спагетти-вестернах. В тоже время каскадёр Клифф чувствует себя более чем самодостаточно - он уверен в себе и своём будущем даже больше чем надо, и не терзает себя внутренними переживаниями.


Пососедству с Риком Далтоном живёт молодая семья успешного режиссёра Романа Полански и его очаровательной жены Шерон Тейт. Роман постоянно в разъездах, а Шерон развлекается, общаясь с друзьями из киноиндустрии, среди которых её бывший кавалер Джей Себринг.
Параллельно с этим где-то за городом на ранчо Джорджа Спэна община под предводительством Чарльза Менсона лишь притворяется мирной, и вскоре будет готова совершить ряд кровавых убийств.

Может показаться, что в фильме сюжет отсутствует как класс. В какой-то степени так оно и есть. Здесь нет сюжета в привычном понимании этого слова. Нет в нём и сюжета в тарантиновском понимании этого понятия. Сюжет фильм идёт несколькими ветками и работает на уровне ощущений, когда взаимоотношения героев становятся напряжённее просто потому что на них воздействуют грядущие изменения. Старый Голливуд с его лихими погонями и перестрелками уходит в прошлое и ему на смену приходит другое кино, в котором эмоции и отношения героев важнее ловкости и зрелищности трюков. И главные герои по-разному воспринимают и ощущают эти изменения. Рик Далтон практически погружается в депрессию и занимается отчаянным самобичеванием - он осознаёт, что его карьера катится по наклонной и предпринимает последние попытки остаться на плаву. Клифф Бут же относится ко всем изменениям с известной долей скепсиса, потому что в его картине мира глубокие копания в себе отсутствуют как класс, а вот забота о ближнем у него возведена в абсолют. Именно поэтому он с лёгкостью может и на машине мост перелететь, и антенну на крыше починить, и хиппи нос сломать.

Уже само название девятого фильма Квентина Тарантино отсылает к картине Серджио Леоне "Однажды на Диком Западе" 1968 года, и это оказывается первой ласточкой в череде кивков и подмигиваний, которые ждут зрителя. Сам Тарантино вырос на старых голливудских фильмах, многие из которых были вестернами, поэтому влияния этого жанра трудно не заметить. По факту "Однажды в Голливуде" - это типичный вестерн, просто перенесённый на век вперёд. Взяв за основу реальные события и реальных людей, Тарантино рассказывает свои истории, основанные на его личных познаниях того времени, которые он почерпнул из книг и фильмов. Это ощущается в каждом кадре, в каждой сцене, в каждом диалоге - тёплая ламповая атмосфера несётся с лучом проектора, растекаясь обволакивающей негой по чувству искренней симпатии к самому режиссёру и его творению. При этом поклонники "Криминального чтива" и "Бесславных ублюдков" могут обнаружить иной тон повествования, который может показаться непривычным и отличным от предыдущих работ режиссёра. Дело в том, что в этом фильме Тарантино попытался именно передать ощущение эпохи, создав его визуальный слепок на основе чистой фикции. Получилась фотография привидения - вроде бы и вполне осязаемая вещь, но при этом отражающая то, чего на самом деле нет. И в итоге все эти мизансцены, из которых состоит фильм, и истории, которые рассказываются героями, становятся вещью в себе - истинное удовольствие могут получить только люди, способные моментально идентифицировать манеру съёмок, ракурсы и сцены из фильмов полувековой давности. Остальным тут попросту будет не хватать сюжета.


Значительную долю хронометража занимает мечтательный слепок Голливуда 60-х годов, который Тарантино создаёт через десятки кадров, где Клифф разъезжает по городу на машине Рика Далтона. В этих кадрах нет сюжета, но есть аккуратная синефильская трансляция ощущения - автомобили, вывески и радио. В этих поездках передаётся тоска по ушедшей эпохе, которая так нравится режиссёру, потому что он на ней вырос. Это романтизированное представление о старом Голливуде, почерпнутое из фильмов, имеет мало что общего с реальностью, но ведь у Тарантино и нет цели воссоздать реальность - концовка фильма это только подчёркивает.

Другой фирменной чертой фильма становится традиционный фут-фетиш, который красной линией проходит через все его фильмы. Причём забавно, что первые полчаса фильма Квентин как будто сдерживался. Я даже переживать начал, что случилось и где же все эти кадры любования женскими ступнями, но потом всё встало на свои места - излюбленных кадров Тарантино тут более чем достаточно.


Кроме того, "Однажды в Голливуде" оказывается более зрелым фильмом Тарантино, по сравнению с его предыдущими работами. Все его предыдущие фильмы ощущались, как нечто оторванное от современного Голливуда. Во многом в этом вина (ну или заслуга, кому как больше нравится) его детства, которое он провёл, работая в видеопрокате и десятками раз пересматривал видеокассеты с фильмами. В то время как все остальные режиссёры искали что-то новое в манере подачи материала, Тарантино в своих фильмах старательно отрабатывал приёмы золотой эры Голливуда - ракурсы, склейки, долгие кадры и крупные планы - всё это стало его визитной карточкой и благодаря этому "Однажды в Голливуде" смотрится на одном дыхании. Просто потому что Тарантино вложил в фильм весь свой опыт и искреннее восхищение эпохой. Поэтому эта картина Тарантиновская до мозга костей - от чёрно-белой заставки с интервью до сцены после титров с рекламой сигарет. Более того, фильм ощущается слегка автобиографичным, ведь в образ Рика Далтона Тарантино вложил частичку себя - он тоже постепенно выходит в тираж и не уверен в завтрашнем дне. Хватит ли его ещё на один фильм, или же он оставит режиссёрскую карьеру - остаётся только гадать.


Леонардо ДиКаприо, сыгравший актёра Рика Далтона, попросту великолепен. В каждом кадре, в каждой сцене он выкладывается настолько ярко и натурально, что остаётся только восторгаться им. Это 100%-ое попадание в роль и представить кого-то иного на его месте просто невозможно. Харизма ДиКаприо забирает внимание по щелчку пальцев, и актёр с лёгкостью формирует образ позитивного и лёгкого на подъём человека, который, тем не менее, очень нервничает перед лицом грядущих изменений и собственного страха перед таящейся за следующим поворотом неизвестностью.

Клифф Бут в исполнении Бреда Питта это образец верности, уверенности и спокойствия. Даже если вокруг бушуют шторма, а на него смотрят два десятка глаз, озлобленных и обиженных хиппи, он остаётся непоколебимым. В плане верности Клифф напоминает собственную собаку Бренди, который может бесконечно долго наблюдать как собачьи консервы выскальзывают из банки прямиком в миску на полу и ждать заветной команды, когда к ним можно будет ринуться. Точно так же сам Клифф будет держаться мёртвой хваткой за своего друга Рика Далтона вне зависимости от того, как тот с ним обращается. Вроде бы характер героя подаётся общими штрихами, без подробностей, однако на самом деле в коротких флэшбеках его натура раскрывается более чем полностью - он во многих смыслах человек действия, поэтому, когда надо он и Брюса Ли в машину кинет и реплику жены без внимания не оставит.


А вот Шерон Тейт, которую сыграла Марго Роби, обозначена общими штрихами по другой причине. Жена Романа Полански, которая в реальности стала жертвой общины Чарльза Менсена, в фильме Тарантино выступает не столько реальной фигурой, сколько обобщённым образом неожиданного Голливудского счастья. Она, словно бабочка порхает по городу, танцует на вечеринках, и буквально светится лучезарной улыбкой и полным наивности взглядом. Она становится тем контрастом, который необходим, чтобы раскрыть трагедию Рика Далтона, всё больше погружающегося в пучину самокопания и кризиса профессиональной стагнации.


Концовка фильма оказывается крайне любопытным зрелищем по нескольким причинам. Во-первых, Тарантино остаётся верен себе и пускает гипертрофированно кровавую сцену, на которой я смеялся, сползая с кресла. Во-вторых, Тарантино цитирует сам себя из "Бесславных ублюдков" и создаёт альтернативную историю, которая произведёт на осведомлённого зрителя гораздо больше впечатления, нежели на его менее подкованного исторически соседа. То есть, если вы знаете, что на самом деле произошло с Шерон Тейт в августе 1969 года, причём здесь "Семья" и Чарльз Менсен, то финал фильма станет для вас приятным сюрпризом. В-третьих, эта сцена становится логичным развитием и кульминацией отношений двух главных героев, за которыми мы наблюдали последние добрые пару часов. По сути, перед нами разворачивалась трагедия рыцаря и его верного оруженосца, который выполнял всю грязную работу для своего господина, чтобы тот потом весь в белом подъезжал на коне к даме сердца. В-четвёртых, обильно поливая экран кетчупом, Тарантино чётко проводит линию между реальностью и вымыслом - когда история становится легендой, а легенда мифом - никто не скажет, что было на самом деле, кроме участников тех событий, да и те соврут, не дорого возьмут. В картине Тарантино мелькают как реальные, так и вымышленные персонажи, и эта финальная сцена наконец отделяет мух от котлет.


"Однажды в Голливуде" получился настолько многослойным и амбициозным, что на текущий момент его можно без прикрас назвать главным творением Квентина Тарантино как состоявшегося режиссёра с своим уникальным видением мира. Каждый элемент здесь к месту, каждый кадр продуман до мелочей и выставлен на обозрение зрителя. Как и раньше, вам либо нравится фильм Тарантино, либо нет. Но равнодушным он вас точно не оставит.


"Однажды в Голливуде" это чистой воды синефильское удовольствие, поставленное на классические тарантиновские рельсы, по которым режиссёр укатывает зрителя в долину фут-фетиш фантазий. Там прекрасен каждый кадр и каждое слово выверенного диалога, а задействованному актёрскому составу хочется аплодировать стоя. Проблема фильма только в том, что массовый зритель рискует его не оценить, не уловив сюжета в манерно-размеренном повествовании и ворохе отсылок к старому Голливуду. Но это не важно - для меня фильм Тарантино - это событие, которым можно наслаждаться и в день премьеры, и через несколько месяцев, а то и лет спустя.

Что ещё почитать:
Еженедельная рубрика обзора киноновинок
К списку всех рецензий
Драма про маленького человека в тоталитарном обществе
Военная драма об ужасах войны
Третий сезон сериала про очень странный городок и подростков
Приключения маленького гномика по необычным планетам
Авторское кино про зомби от Джима Джармуша
Второй сезон безумного сериала про общение с воображаемыми друзьями
Романтическая комедия про европейские приключения супергероя-подростка
Книга про любовь оборотней и самопознание
Игра про бегающего от паранойи рейнджера в лесу
Фильм про танцевальные обряды немецких ведьм
Сериал про исполнителей молитв
Сериал про травмированных с детства супергероев под зонтиком
Слэшер про охотников на демонов и семейные узы
Комедийный боевик про агентов в чёрном и инопланетян

Спасибо, что подписываетесь и добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.

обзор, cinema, кино, Однажды в Голливуде, movies, review, once upon a time in hollywood, рецензия

Previous post Next post
Up