Продолжая свой марафон по творчеству братьев Коэнов, я добрался до этого оскароносного фильма. В нём отличный актёрский состав и тягучая атмосфера, но до этого мне так и не довелось его посмотреть. Теперь я восполнил этот пробел.
Работяга Льюэллин Мосс, однажды охотясь на косуль, натыкается на результат разборки наркоторговцев - несколько машин стоят кругом, везде трупы, не пощадили даже собаку. В одной из машин умирающий мексиканец просит воды, но у Мосса её нет. Осмотрев место более внимательно, он понимает, что одна из машин нагружена пакетами с товаром, а вот денег нигде нет. Льюэллин отправляется по следу и обнаруживает последнего участника перестрелки - мёртвым в тени дерева, куда тот сумел добраться с чемоданчиком, набитым деньгами. Он забирает деньги к себе, но терзаемый угрызениями совести, посреди ночи решает привезти мексиканцу воды. Вернувшись на место, он находит мексиканца мёртвым, а на холме появляются его живые приятели, которые тут же начинают охотится за Моссом. Чего Мосс не учёл, так это то, что помимо мексиканцев, за деньгами отправляют безжалостного убийцу Антона Чигура, который с неотвратимостью ночи будет преследовать чемоданчик и его владельца. Третьим косвенным участником противостояния становится пожилой шериф Эд Том Белл, который отправляется расследовать обстоятельства смертей, происходящих на подведомственной ему территории.
Сюжет фильма вызывает тягучее и атмосферное чувство дежа-вю. Итан и Джоэл Коэны взяли за основу одноименный роман Кормака МакКарти и адаптировали его под свой фирменный стиль. Перед глазами зрителя проползает непредсказуемая и запутанная история, в которой случайные люди оказываются втянуты в локальный ад на Земле. Пара человек ради собственной выгоды решили пойти на сговор с совестью, а в результате наткнулись на жестокие последствия собственных решений, которые привели к человеческим жертвам.
Вот только проблема в том, что братья Коэны уже сняли такой фильм и назывался он "Фарго". В нём тоже желание пары человек обогатиться обернулась непредсказуемыми смертями и нелепым стечением обстоятельств. Даже немногословный маньячина и мудрёный опытом полицейский, шокирующий коллег своей осведомлённостью имеются. Даже попытка "спрятать чемодан денег посреди однообразного ничего" тоже присутствует. Коэны повторяют сюжетные ходы и визуальные образы практически дословно, за исключением одного - "Старикам тут не место" лишен "Фарго"-вского юмора более чем полностью. Получается, что вместо нового фильма, Коэны создали практически тоже самое, но мрачнее и "в угоду киноакадемии", чтобы заполучить пару статуэток. Нельзя сказать, что они незаслуженные, но терпкий вкус самоповтора уже не перебить.
Тем не менее, диалоги персонажей наполнены дополнительными смыслами, которые создают напряжённые ситуации. Например, та сцена в небольшом магазинчике, где Антон подкидывает монетку, решая жить или умереть продавцу, не объясняя это ему напрямую. Ничего не подозревающий обыватель играет с судьбой, совершенно не подозревая об этом - эта сцена демонстрирует мастерство Коэнов создать напряжение буквально на пустом месте. Размышления шерифа Эд Том Белл оставляет тяжёлое послевкусие и пищу для размышлений, благо что его монологи более чем иносказательны.
Итан и Джоэл Коэны верны себе и наполняют фильм длинными ракурсами, выверенным цветовым решением и утончённой экспозицией. В каждом кадре есть баланс цвета и света, а важные элементы легко подмечаются и дополняют порой немногословное повествование.
Никуда не делись образы и темы, кочующие у Коэнов из фильма в фильм. Так, например образу человека за столом в этот раз уделено меньше внимания, да и его судьба выглядит исключительно безрадостной. С религиозной тематикой на этот раз поступили крайне любопытно - идея, что всем воздастся за грехи в этом фильме обретает буквальное физическое воплощение. Киллер Антон Чигур олицетворяет карающую длань, которая с движется со скоростью и упорством асфальтоукладчика, неминуемо нависая над любым собеседником.
Хавьер Бардем в роли безжалостного Антона Чигура великолепен в каждую секунду его присутствия в кадре. Сам персонаж сравнивает себя с идеальным инструментов для определённой работы, и лучшего определения тут и не придумаешь. Чигур в его исполнении - это квинтэссенция направленной на результат хладнокровной машины для убийства, которая будет медленно и верно приближаться к своей цели, словно неведомая тёмная дрянь из любого ужастика. Мрачная внешность с зализанными чёрными волосами, жуткой улыбкой и баллоном сжатого воздуха всегда поначалу вызывает интерес, а следом - беспросветный ужас, от которого волосы начинают шевелиться везде, где только можно.
Джош Бролин, сыгравший Льюэллина Мосса, отлично отыгрывает свою роль бывалого вояки с железными нервами. Единственное, что не понравилось - так это невыносимой бредовости завязка, вынудившая главного героя, который прекрасно понимал последствия своих действий, сначала забрать чемодан с деньгами, а потом ещё и отправиться ночью "напоить умиравшего мексиканца". С другой стороны, наблюдать за попытками исправить свою ошибку, оказывается довольно любопытно.
Томми Ли Джонс сыграл шерфифа Эда Тома Белла, чья роль в фильме балансирует между участником событий и пассивным наблюдателем, который движется по остывающим следам произошедших событий. Что больше всего впечатляет, так это непревзойдённое ощущение эмоционального фона и колоссального актёрского таланта выдавать информацию между строк.
Вуди Харрельсону досталась крайне эпизодическая роль наёмника Карсона Уэллса, которому поручили разобраться с Чигуром. Учитывая, что зрителю к моменту появления персонажа Харрельсона на экране, давно понятно на что способен Чигур, сразу становится очевидна тщетность подобного поручения. Причём очевидна она и самому Карсону Уэллсу, поэтому все сцены с его участием лишь приближают неизбежное.
На Оскаре 2008 фильм получил четыре награды из восьми, включая лучший фильм, режиссуру и адаптированный сценарий. Я не могу назвать фильм плохим - в нём любопытный сюжет, который может порадовать любопытными поворотами, отличный актёрский состав, которому хочется апплодировать стоя. Однако ощущение "допиленного" для киноакадемии сюжета всё равно не покидает.
"Старикам тут не место" на самом деле очень странный фильм. Он прилежно следует лекалам самих братьев Коэнов, которые адаптировали роман Кормака МакКарти и сделали его "типичным Коэновским фильмом". Вот только проблема в том, что квинтэссенцию Коэновского кино Коэны уже сняли - и это "Фарго", а этот фильм не получается воспринимать как следующую ступеньку. Скорее, это вылизанная и причёсанная зеркальная её копия.
Что ещё почитать:
К списку всех рецензий Приключения умершей девочки в Аду Сериал про корейцев в смертельно-опасной детской игре Хардкорный платформер про братьев Чашечек Авантюрная притча про грабителей и набожную старушку Кооперативное приключение о семейной паре на грани развода Сиквел кооперативной кухни в экстремальных условиях Сатирический фильм-катастрофа про приближающийся к Земле астероид Кооперативный экшен про побег из тюрьмы Морозное приключение исследовательницы мира животноподобных роботов Квадриквел киберпанк противостояния машин и людей Экшен про месть на планете-свалке Сиквел боевика про агрессивный гудрон Второй и третий сезоны сериала про школьника-сексолога Результаты челленджа 2021 года Спасибо, что
подписываетесь и
добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.