Я изначально не был в восторге от продолжения "Матрицы". История, рассказанная в трилогии, и дополненная "Аниматрицей" и несколькими играми по мотивам, казалась достаточно законченной, чтобы к ней уже не возвращаться. Однако время рассудило иначе, и вот на экранах показывают новую часть, которая продолжает рассказывать старую историю на новый лад. Посмотрим, так ли надо было ворошить прошлое.
Девушка по имени Багз наблюдает за аномалией в Матрице - воссозданной сценой побега Тринити от агентов. Однако сцена отличается - Тринити задерживают и саму Багз начинают преследовать агенты. Один из них настигает девушку и представляется Морфеусом. Багз выводит Морфеуса из Матрицы, чтобы тот помог ей найти Нео.
Известный геймдизайнер Томас Андерсон когда-то давно создал прорывную трилогию видеоигр "Матрица". Его компанию Deus Machina поглощает корпорация Warner Bros и заставляет выпустить продолжение. Сам Томас не рад этой идее, а между делом страдает от видений и кошмаров, которые как-то раз довели его до попытки суицида. Мистер Андерсон посещает психоаналитика, выписывающего ему синие пилюли, а в свободное время вздыхает о замужней женщине по имени Тиффани с двумя детьми, которая часто заходит в его любимое кафе "СимуЛаттэ". Однажды в здании Deus Machina включается пожарная тревога, а к Андерсону является Морфеус и предлагает выйти из Матрицы.
Сюжет четвёртой части вызывает странное смешанное чувство дежа вю, ностальгии и возмущения. Сценарий не просто повторяет сюжетные ходы оригинальной трилогии, но агрессивно использует кадры оригинальной "Матрицы" в качестве флэшбеков. Шутка ли - каждый элемент тут выстроен таким образом, чтобы играть со зрителем в мета-игру на узнаваемость. Подобный подход одновременно обезоруживает и раздражает. Раздражает осознанием, что "они опять ничего нового не могут придумать" и поражает изобретательностью самоцитирования, доведённой до абсолюта. Но есть в этом ещё одна, третья сторона, которая не настолько очевидна, но игнорировать её попросту нельзя.
Сценарий четвёртой части выходит за рамки самого фильма. Лана Вачовски с соавторами вложили в реплики героев истинный расклад событий мира реального. В результате, персонажи фильма не только разговаривают друг с другом, но и теми же самыми словами оправдываются перед зрителями! Создатели фильма словно извиняются перед зрителями за то, что зрители вынуждены смотреть этот продукт, который никто не хотел делать, кроме студии Warner Bros., возжелавшей больше денег в счёт раскрученной франшизы. При этом это не ломание четвёртой стены, это не монолог персонажа со зрителем, как это было в каком-нибудь "Дэдпуле" или "Дряни" - это именно иносказательное взаимодействие одновременно на нескольких уровнях, которое нужно воспринимать на всех этих уровнях одновременно, выцепляя в диалогах фразы, объясняющие устройство виртуального мира внутри кино и реального мира за пределами киноэкрана! Без этого многослойного восприятия фильм превращается в набор клишированных сцен, которые смотрятся-то разве что за счёт красивой картинки и узнаваемых приёмов.
Тем не менее, нельзя сказать, что авторы не старались - наоборот, они даже перестарались сверх меры, развивая и так куцый и неоднозначный ЛОР "Матрицы". Что ни говори, а концепция мира победившего искусственного интеллекта с фермами из людей-батареек даже спустя десятилетия воспринимается на отлично. Другое дело, что братьясёстры Вачовски в своё время постарались поставить жирную точку, которую теперь Лане пришлось превращать в запятую.
Лана Вачовски в первую очередь столкнулась с банальной проблемой многолетних сиквелов, что не всегда удаётся собрать старый состав. В частности, Лоренс Фишбёрн и Хьюго Уивинг не присоединились, поэтому их героев пришлось переизобретать. Учитывая, что речь идёт о виртуальной реальности с необычными персонажами-программами, можно сказать что развитие Морфеуса и агента Смита оказалось как минимум неплохим.
Другая проблема с которой Лана должна была справиться - это технологии. В своё время "Матрица" была довольно прорывным концептом, который оказал огромное влияние на массовую поп-культуру. Сцены "как в "Матрице"" вставляли где можно и нельзя, а буллет-тайм стал устойчивым словосочетанием. При таком наследии придумать что-то новое оказалось практически нереально. Переизобрести буллет-тайм им, конечно, не удалось, однако пара любопытных задумок им можно засчитать. Среди них - концепция роя, когда все окружающие люди превращаются в цифровых зомбяков, несущихся к цели. В остальном, создатели сделали то, что могли лучше других - использование атрибутики самой Матрицы без зазрения совести и попирания лицензий - зеленоватые световые фильтры, знакомые локации и предметы, бегущие зелёные символы на экране, двери в неожиданных местах, ведущие неизвестно куда, ну и конечно замедление времени - много слоумо по делу и без. Обидно только то, что точки входа и выхода из Матрицы - это зеркала, а не устаревшие телефонные аппараты.
Киану Ривз в роли Нео и Томаса Андерсона выглядит по-ностальгически тёплым и домашним, однако стоит заметить, что он стал менее поворотливым - отсюда все эти силовые пассы руками вместо тысячи уворотов и приёмов. За последнее время Киану Ривз стал крайне значимой фигурой в современной поп-культуре. В частности он сыграл главную роль в последней игре CDPR "Cyberpunk 2077" - хоть техническое состояние игры год назад оставляло желать лучшего, тем не менее игроки могли получить свою порцию Киянки. После этого равнодушно смотреть на его тёплое и знакомое лицо уже попросту невозможно.
В плане ностальгии его совместные сцены с Кэрри-Энн Мосс, сыгравшей Тринити (Тиффани) выглядят натуральным бальзамом на душу. Между героями чувствуется многолетняя связь, которая прошла сквозь года и осталась в микродвижениях мимики, которую сложно симулировать. Ради такого фильму многое прощаешь.
Другое дело, что авторы обратили эту химию в буквальную сюжетную силу, вынеся эфемерное и едва уловимое ощущение на уровень визуального факта.
Из старого состава порадовали Джада Пинкетт Смит, сыгравшая сильно постаревшую Найоби и Ламбер Вильсон в роли одичавшего Меровингена. Как персонажи они, конечно, вышли насквозь картонными и беззубыми, но свою долю ностальгии тоже вносят.
А вот почти весь новый состав вызывает вопросы. Яхья Абдул-Мартин II в роли Морфеуса совершенно не вдохновляет. Он словно клоун в шутовском и ярком наряде пытается уловить хоть толику харизмы Фишбёрна, но не выходит. Кадры оригинальной "Матрицы" лишь подчёркивают эту клоунаду.
Джессика Хенвик, сыгравшая Багз, получила достаточно много экранного времени, но так и не смогла адекватно раскрыться. Прячась то за яркими волосами, то за яркими спецэффектами, она так и не смогла предложить что-то весомое в контексте франшизы.
Зато Нила Патрика Харриса очень легко недооценить. С одной стороны он долго маскируется, выдерживая интригу собственной сущности, но когда все карты оказываются выложены на стол, он скорее становится неудобным временным препятствием, которое главные герои всё равно победят.
И лишь Джонатан Грофф, сыгравший новую версию Смита вызывает лёгкое восхищение. Конечно, до харизмы Хьюго Уивинга ему далеко, но через скромное подражание у него удалось нащупать тропу к правдоподобности персонажа. Кроме того сцена временного союза против общего врага получилась достаточно вдохновляющей.
И всё же это не то продолжение, которое мне хотелось бы видеть. Когда-то я наткнулся на оригинальный сценарий трилогии Матрицы, где хотели осуществить прорывную идею Матрицы внутри Матрицы (задолго до нолановского "Inception") - типа все те "чудеса", которые вытворял Нео в "реальном мире" были не более чем верхней оболочкой Матрицы. Тогда эта идея была слишком сложной для восприятия (по мнению студии), поэтому сценарий переписали в более понятный вариант с хэппи эндом. У меня было предположение, что в четвёртой части они вернутся к той идее. Но нет - вместо фильма мы получили пережеванную жвачку с блеклыми остатками былого вкуса.
Ещё стоит заметить, что наши локализаторы снова запороли перевод. Оригинальное название фильма явно намекает на ВоскрешениЯ во множественном числе, слегка спойлеря развязку сюжета. Я даже рад, что не смотрел фильм на русском языке, избавив себя от порции фейспалма.
"Матрица: Воскрешение" это во всех отношениях сомнительный проект. История не требовала продолжения, причём это понимали и сами авторы. Именно поэтому они пошли на два ключевых ухищрения - историю о свободе и спасении трансформировали в историю любви, а контекст истории вынесли за пределы фильма, превратив её в мета-историю. В результате фильм одновременно смотрится скромной данью уважения оригинальной трилогии и танцем на её костях. Ярые фанаты будут расстроены, мимокрокодилы просто назовут чушью, но правы будут и те, и другие - четвёртая "Матрица" выглядит неплохо, но совершенно бессмысленно.
Что ещё почитать:
К списку всех рецензий Экшен про месть на планете-свалке Сиквел боевика про агрессивный гудрон Второй и третий сезоны сериала про школьника-сексолога Результаты челленджа 2021 года Итоги 2021 Кроссовер про Человека-Паука и мультивселенную Шахматы во вселенной Warhammer 40.000 Научная фантастика про планету с земляными червями Вторая книга журналиста Шрейера про игровую индустрию Приключения лохматого ломбакса и его женской версии из параллельной вселенной Триллер про писателя с фонариком и его ожившее произведение Tower defence про альтернативную историю и шагающие окопы Детская сказка про смерть и волшебство семейных уз Норвежский сериал про худшего детектива-изобретателя Спасибо, что
подписываетесь и
добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.