"Дюна" Вильнёва стала для меня первым фильмом, который я посмотрел в кинотеатре со времён начала пандемии. До этого фильма у меня к творчеству Вильнёва было крайне сдержанное отношение - мне нравилось, как он снимал, но совершенно не нравились истории, которые он рассказывал. В каждой из них было что-то отталкивающе нелогичное, что разбивало всю до этого выстроенную атмосферу. Во времена "Бегущего по лезвию 2049" у меня мелькнула мысль, что Вильнёв на пути к исправлению - дайте ему чётко прописанную франшизу и он красиво её экранизирует. Собственно, так и получилось.
На недружелюбной к иноземцам пустынной планете Арракис добывают ценнейший ресурс - спайс (меланж, пряность), которую используют для космических путешествий. Кто контролирует Арракис, тот контролирует весь мир. Под покровительством императора Арракисом и добычей спайса управляет дом Харконненов, но император заменяет их набирающим силу домом Атрейдесов. Герцог Лето Атрейдес вместе с возлюбленной Леди Джессикой и родным сыном Полом Атрейдесом покидают родную дождливую планету Каладан и отправляются в объятия суровой пустыни, кишащей предателями, гигантскими песчаными червями и неприветливыми жителями Арракиса - фрименами. Пола Атрейдеса постоянно преследуют видения будущего, и его мать - член клана ведьм Бене Гиссерит - в тайне надеется, что он станет чем-то большим, чем просто наследником знатного рода.
Сразу надо сказать, что фильм - это одна большая завязка для основной истории, но это тот случай, когда именно так и надо. Когда-то Дэвид Линч попытался запихнуть толстенькую книжку в один полнометражный фильм и потерпел полное фиаско. Здесь же Дени Вильнёв с первых же кадров пытается сделать "как надо" в своей фирменной манере тягучего киселя. Может даже показаться, что первые полфильма вообще ничего не происходит - все медленно ходят и о беседуют о чём-то своём, иногда совершенно забывая объяснять происходящее. Зрителям, не читавшим книгу, будет сложнее - Вильнёв следует букве книги почти слово в слово, и смакует каждый объект на экране, будь то дождливая планета, коробочка боли, или ритуальный кинжал крис. За каждым предметом стоит символ, за каждым действием - мотивация, которые передаются визуально и вербально. Там где слова не нужны в силу вступает придавливающий саундтрек с превалирующими низкими тонами. В фильме растворяешься чуть ли не полностью и завороженно глядишь на воссозданные на экране фантазии мрачной фантастики.
Практически все два с половиной часа фильма я поражался тому, насколько эффектно у Дени Вильнёва получилось воссоздать книжные образы на экране. Я неоднократно ловил себя на мысли, что читая оригинальный роман, именно так и представлял себе определённые аспекты окружения. Практически каждое визуальное воплощение того или иного аспекта радовала меня своей продуманностью, эффектностью и стилем. А уж от орнитоптеров я и вовсе остался в восторге!
Каждая сцена, которая вызывала эмоциональный отклик ещё в книге, здесь обрела завораживающую визуализацию, которая работает сразу на нескольких уровнях восприятия. Тест Гом Джабар, спасение экипажа добытчиков спайса, полёт сквозь песчаный шторм и редкие встречи с песчаными червями могут звучать как потусторонний бред, но для поклонников Фрэнка Герберта - это яркие и запоминающиеся моменты, обретающие жизнь на экране. Но даже для людей, далёких от книжного оригинала, тут найдётся масса приятных моментов, на которые можно смотреть, затаив дыхание. В конце концов - это же классика фантастики, послужившая в дальнейшем источником вдохновения для других, более успешных кинофраншиз. Достаточно упомянуть песчаную планету с обитающей на ней избранным, который когда-нибудь осознает свою силу, и много мелких аспектов в духе "Голоса", который позволяет убедить кого-нибудь в том, что это не те дроиды, которых они ищут придушить своего напарника.
Когда я смотрел экранизацию Линча, я постоянно плевался от логических нестыковок, которые выглядели скорее кособокими отсылками к оригинальному тексту, нежели полноценным произведением. Здесь же Вильнёв предлагает стройное и последовательное повествование с размеренным представлением героев. При этом, там где требуются видения будущего, они ощущаются таковыми. Я прекрасно понимаю ограниченность технологий в то время, когда Линч снимал свою "Дюну", поэтому я не особо придирался к прямоугольным щитам или висящему на тросах Харконнену, однако загубленное объяснение уродливой внешности ментатов и Харконненов я простить не могу. В версии Вильнёва щиты выглядят просто чудесно и принцип "медленного проникновения" объясняется по щелчку пальцев, ментаты не предстают изуродованными фриками, но дают понять принцип их действия.
Каждый задействованный актёр прекрасен в своей роли и даже приторно слащавый Тимоти Шаламе в роли Пола Атрейдеса тут смотрится идеально. Смятение сына и давящий груз ответственности отлично читается в уставших глазах, ожидающих грядущего величия. Шалеме отлично реализует на экране роль лидера на пороге перемен, готового следовать за своей судьбой.
Ребекка Фергюсон, сыгравшая Леди Джессику, выглядит одновременно загадочной и яростной. Она скрывает множество тайн и не прекращает их раскрывать до самого финала. Именно такую коварную, но целеустремлённую и искреннюю особу Ребекка воссоздала на экране.
В герцоге Лето Атрейдесе в исполнении Оскара Айзека ощущается стать правителя и снисходительность отца, которые позволили ему стать располагающей к себе фигурой. Он, словно лорд Старк из "Игры престолов", мгновенно пропитывает тебя симпатией, но расстраивает предрешенной судьбой.
Джейсон Момоа в роли Дункана Айдахо мгновенно вызывает симпатию и расположение. Расстраивает только, что он толком ни разу не взялся за музыкальный инструмент, но в остальном у Момоа получился крайне харизматичный герой.
Зендея в роли Чани вызывает завораживающее чувство опьянения. Пол Атрейдес своими видениями в полной мере подготавливает зрителя к её появлению и создаёт то неловкое чувство единения с незнакомым человеком при первой же встрече. Кроме того, роль Зендеи в этом фильме ближе к книжному оригиналу - в экранизации Линча Чани как будто просто мимо проходила.
Из Стеллана Скарсгарда вышел отличный барон Владимир Харконнен. Мрачный, медлительный, но в тоже время опасный и непредсказуемый. Да и современные спецэффекты позволили показать его "полёты" в более убедительном ракурсе.
Хавьера Бардема почти и не узнать в его воплощении фримена Стилгара. Лишь усталые глаза выдают знакомый образ, тогда как всё остальное лицо закрыто дистикомбом и густой растительностью.
У Дэйва Батисты, сыгравшего Раббана Харконнена не так много экранного времени, но он передаёт главное - грядущую угрозу для Пола Атредеса. Бледная кожа, сочетающаяся с мрачным видом и оправданной немногословностью, создают достаточно пугающий образ.
Забавно, что вопрос о продолжении довольно долго оставался открытым. Мол, студия хотела посмотреть на успешность релиза в онлайн-кинотеатрах. Тем не менее, мне судьба фильма была понятна с первых же кадров. Истории с какой-нибудь "Аэлитой" тут не повторится - история изначально рассчитана на "несколько серий". Другой вопрос, хватит ли Вильнёву ещё одной трёхчасовой полнометражки, или он остаток фильма разделит на два - для полноты трилогии?
"Дюна" 2021 года - это первый фильм Дени Вильнёва, который мне искренне понравился. Он аккуратно и бережно взял оригинальное произведение Фрэнка Герберта и переложил его на кинематографические рельсы. Шикарный актёрский состав со 100%-тным попаданием в образы, тягучая атмосфера вильнёвского киселя, которая тут к месту, роскошный дизайн всего и вся (от орнитоптеров до песчаных червей) и неторопливое повествование делают из "Дюны" столь прекрасный фильм, что лучше и не придумаешь.
Что ещё почитать:
Книжный оригинал Фрэнка Герберта Экранизация Дэвида Линча К списку всех рецензий Вторая книга журналиста Шрейера про игровую индустрию Приключения лохматого ломбакса и его женской версии из параллельной вселенной Триллер про писателя с фонариком и его ожившее произведение Tower defence про альтернативную историю и шагающие окопы Детская сказка про смерть и волшебство семейных уз Норвежский сериал про худшего детектива-изобретателя Романтическая комедия Коэнов про адвоката и аферистку Фэнтезийный баскетбол как средство революционного движения Фантастика Герберта Уэллса про недостатки английского общества Нео-нуарная драма братьев Коэнов про простого парикмахера Второй сезон про ложь Монтерейской Пятёрки Экшен про мастера катаны против вторжения демонов Спасибо, что
подписываетесь и
добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.