Разработчик: Hazelight Studios
Платформа: PS4->PS5
Дата выхода: март 2018
Время прохождения: 7 часов
Новую игру геймдизайнера Юсефа Фареса я искренне ждал, после того, как прошёл Brothers: A tale of two sons. Купив её на релизе в марте 2018 года, я столкнулся с проблемой забавного свойства - мне всё никак не удавалось найти возможность пройти её. Дело в том, что она требовала обязательного участия двух игроков и подходящего настроения. Когда же друзья подарили нам с супругой новую игру Фареса (It takes two), я решил, что сначала нужно допройти этот приключенческий кооперативный боевик про побег из тюрьмы.
На дворе 1972 год и Винсента Моретти сажают в тюрьму за мошенничество и убийство. В этой же тюрьме вот уже шесть месяцев отбывает свой срок Леонард “Лео” Карузо за автоугон, нападение и вооруженное ограбление. Однажды в столовой на Лео нападают, но Винсент вмешивается и их обоих избивают. Оба оказываются в медпункте, где выясняется, что Лео задумал побег. Винсент предлагает помощь, и Лео, слегка поколебавшись, соглашается. Они обнаруживают, что у оба оказались в заключении по вине мафиозного босса Харви, поэтому начинают разрабатывать план побега и мести.
Сюжет игры определённо является сильной стороной игры, но с парой оговорок. По большому счёту сюжет строится на основе шаблонов тюремных боевиков 80-х годов, поэтому в большинстве случаев развитие сюжета предсказывается довольно легко. Однако это сложно назвать недостатком, потому у игры есть одно неоспоримое преимущество - она интерактивная, поэтому все эти сценарные ходы хоть и выглядят невероятно знакомыми и даже заезженными, переживать их самостоятельно оказывается на редкость увлекательно. Более того, игра целиком и полностью рассчитана на совместное прохождение (по сети или за одним экраном), поэтому очень многое зависит от слаженных действий с напарником. Наполненные действием эпизоды чередуются с размеренными и почти медитативными сценами, где можно походить по округе, поговорить с окружающими персонажами и поискать какую-нибудь необязательную активность. Подобное чередование создаёт правдоподобный опыт и позволяет лучше раскрыть персонажей. Одни и те же действия герои совершают по разному, а некоторые - так и вовсе доступны только кому-то одному.
Несмотря на озвученную предсказуемость в финале игра умудряется выдать неплохой сюжетный поворот, который круто разворачивает размеренное повествование к драматичному финалу. И вот тут та самая интерактивность играет с сюжетом злую шутку - драма в конце неизбежна и ни одному из игроков не позволяют принять альтернативное финальное решение. При этом изначально подобный драматичный финал совершенно расстраивает.
Однако после приходит осознание, что придуманные создателями концовки - два наиболее логичных завершения этой истории. Каждое в равной степени печальное, тяжелое и неизбежное, но при этом на редкость эмоциональное и правдивое. Для Винсента это была работа, с которой он всё равно хотел уйти, чтобы восстановить отношения с супругой; а Лео не смог бы простить "друга", который лгал ему с самого начала.
Режиссёру и геймдизайнеру игры Юсефу Фаресу не в первой шокировать игроков драматичным финалом. Его предыдущий проект Brothers: A Tale of Two Sons в своё время тоже удивлял разнообразием игровых механик и финальной драмой. То была игра о преодолении и превозмогании утраты, которую удалось передать буквально на кончики пальцев игроков. Игра натурально ломала мозг, заставляя думать в параллели и учитывать окружающую обстановку за двоих. В “A Way Out” Юсеф предлагает игрокам несколько другую историю - историю мести, разбавленную бади-экшеном.
Игровой процесс любопытным образом трансформируется по ходу сюжета. Если в самом начале игрокам предлагают больше разговорных ситуаций и разнообразных головоломок на взаимодействие - один отвлекает, другой прокрадывается, то ближе к финалу акцент смещается в сторону экшена - погони, перестрелки и снайперские дуэли. Важным моментом становится асинхронность геймплея - пока один разговаривает с персонажем, второй вполне спокойно может исследовать местность. Практически вся игра проходит в режиме разделённого экрана (split-screen), где каждый герой занят своим делом - динамически "более важный сюжетный момент" получает больше экранной площади, а деятельность второго героя приглушается. В редкие моменты катсцен и общих планов разделение экрана пропадает, но это отлично работает на атмосферу киношности и погружения. Авторы экспериментируют с подачей информации для обоих игроков одновременно, поэтому каждый эпизод их совместного приключения может преподнести новый сюрприз.
При этом несмотря на кажущуюся сложность, управляется игра на редкость легко и комфортно. Все действия обозначаются понятными иконками, так что запутаться практически нереально. Единственное к чему можно придраться, так это к стрельбе - ближе к финалу стрельбы становится значительно больше (кульминационная развязка истории мести, как-никак) - поэтому недостаток становится более очевидным. Стрелять в игре на редкость неудобно - регистрация попаданий работает через раз, а выцеливание мишени ощущается излишне инерционно. Также отдача от оружия отдаёт синтетикой, прикрученной для галочки, чтобы усложнить игрокам жизнь.
Визуально игра 2018 года, конечно, не поражает - глаз то и дело цепляется за незначительную корявость анимации и бедноватое окружение. Тем не менее, авторы довольно неплохо стилизовали игру - преобладающие тёплые оттенки кадра, отдающая сепией картинка и детали, характеризующие 70-е годы, создают на удивление уютную атмосферу старого кино, коим по сути игра и является с оговоркой на интерактивность.
Суммарно на прохождение игры достаточно 7 часов. Это насыщенное действием приключение, от которого порой может закладывать уши. Тем не менее, мне понадобилось 4 года, чтобы пройти эту игру. Изначально я начал играть с женой, но в какой-то момент совместное прохождение заглохло и всё никак не удавалось закончить эту историю. В отчаянной попытке закрыть этот гештальт я привлёк к игре тестя, чтобы пройти её заново и до финальных титров.
"A Way Out" относится к редкому жанру кооперативных игр, которые без напарника не пройти. При этом она по сути является интерактивным фильмом, отчаянно воспроизводящим знакомые по фильмам 80-х сюжетные шаблоны и ходы. Тем не менее, при явной вторичности, высокая интерактивность повествования создаёт на редкость уникальный опыт, который крайне не рекомендуется пропускать.
Что ещё почитать:
К списку всех рецензий Морозное приключение исследовательницы мира животноподобных роботов Квадриквел киберпанк противостояния машин и людей Экшен про месть на планете-свалке Сиквел боевика про агрессивный гудрон Второй и третий сезоны сериала про школьника-сексолога Результаты челленджа 2021 года Итоги 2021 Кроссовер про Человека-Паука и мультивселенную Шахматы во вселенной Warhammer 40.000 Научная фантастика про планету с земляными червями Вторая книга журналиста Шрейера про игровую индустрию Приключения лохматого ломбакса и его женской версии из параллельной вселенной Триллер про писателя с фонариком и его ожившее произведение Tower defence про альтернативную историю и шагающие окопы Здесь можно
подписаться и
добавиться в друзья.