Дорога, подразумевающая переезды из города в город, в Норвегии практически не бывает скучной. Во-первых, по обеим сторонам трассы всегда очень красиво: горы, фьорды, поля, деревушки. Во-вторых, там почти не бывает длинных перегонов без пересадок. Обычно едешь порядка часа до соседнего населённого пункта, а там пересаживаешься на другой автобус. В начале это казалось неудобным, но потом стало понятно, что это делает путь только интереснее. Пару раз у нас были стыковки длиной в 30-40 минут, что давало возможность прогуляться по очередной живописной деревне. А ещё иногда встречаются паромные переправы через фьорды, где можно выйти из автобуса на палубу, побродить по борту корабля и поглазеть по сторонам.
В тот день мы ехали на автобусе из Флома в Согндал с короткой стыковкой на станции Håbakken. На автобус, в отличие от поезда, билет брать заранее не надо -- они покупаются у водителя, и свободные места есть всегда. Во всяком случае, мы практически всё время катались в полупустых салонах. Единственным исключением стал как раз этот первый автобус из Флома в Согндал -- он шёл из Бергена и успел по пути набрать довольно много народу, так что мы даже не смогли сесть рядом. Но после первой же остановки больше половины людей куда-то расселось, и больше мы таких "толп" не встречали ни разу за всё путешествие.
Если открыть карту и посмотреть на ней на дорогу Флом-Хабаккен, то можно удивиться тому, насколько она прямая, несмотря на то, что находится в горах. На самом деле практически вся она проходит в туннеле Laerdal, который в настоящее время является самым длинным автомобильным туннелем в мире. Его протяжённость составляет 24,5 километра. Чтобы было не скучно ехать, в туннеле сделали три подсвеченных грота на примерно равном расстоянии друг от друга. Когда вдалеке возникает синяя подсветка, значит через некоторое время мы проедем разноцветный грот.
Фотка из гугла /*из автобуса адекватно снять не получилось*/:
Станция Хабаккен:
После пересадки в Хабаккене мы довольно быстро доехали до переправы через Согнефьорд, погрузились на паром и поплыли. Это был наш первый взгляд на фьорд с воды.
Во время переправы мы вглядывались в склон горы на противоположном берегу и гадали, где же там дорога, по которой мы поедем. Но вот причал стал ближе, и нашим глазам предстали две большие черные полукруглые дыры -- порталы туннелей, в которые нам предстояло въехать прямо с парома.
Мы ехали не до самого Согндаля, а до местечка под названием Lemhyttene. Там у нас был забронирован домик. Фактически это был кемпинг на трассе, в шести километрах от центральной станции Согндаля, и выбрала я его только потому, что ближе жилья на нужные мне даты не нашлось вообще. Впрочем, тогда мне это место казалось весьма неплохим, потому что посмотрев расписание, я увидела, что из Согндаля автобусы туда ходят примерно раз в полчаса и идут всего 7 минут. Позже мы огребём со всем этим делом приключений, хотя знай я всё заранее, непонятно, что бы я сделала, потому что всё равно селиться было больше особо некуда.
Добравшись до места, мы довольно долго ходили по территории, пытаясь найти респешн. На букинге у них стояло заселение с 16-ти часов, а было только 14, так что мы решили, что хозяева приедут позже и отправились гулять и есть землянику в ближайшем лесу.
В лесу обнаружилась полузаросшая тропа, по которой мы дошли до смотровой площадки с видом на фьорд.
И ещё мельничка:
Позже, вернувшись к домикам, и опять не обнаружив там ни души, мы решили всё же повнимательнее исследовать территорию. На сей раз старания увенчались успехом -- мы обнаружили дверь со скромной надписью "i" и звонок рядом с ней. Впрочем, дверь мы видели и раньше, а вот звонок -- нет, а стучать как-то не решились. Это действительно был ресепшн.
Вид из окна домика:
Скинув вещи, мы отправились на ближайшем автобусе в Согндал: пообедать, разведать и уточнить, во сколько оттуда отправляется автобус к леднику. К нашему удивлению, Согндал оказался очень тихим и неприметным городишкой. Единственным местом, на котором царило хоть какое-то оживление, была автобусная станция. Там не нашлось даже нормального туринфо. Вообще непонятно, почему там было так туго со свободным жильём, ведь туристов на улицах тоже особо не встречалось. Да и в целом, если бы не Glacier Bus (автобус на ледник), делать там было совсем нечего.
К тому времени мы уже поняли, что автобусы в Lemhyttene на самом деле ходят не так уж часто, во всяком случае, вечером их интервалы увеличились до часа и даже двух. Почему-то при планировании в Москве я решила, что это какие-то местные автобусы, раз часто ходят, но это было не так. Автобусы были всё те же междугородние, просто проезжали через этот самый Lemhyttene, до которого можно было купить билет.
И тут выяснилось, что приняв междугородние автобусы за местные, я сделала большую ошибку, не посмотрев их расписание на конкретные даты, как я это делала со всеми остальными рейсами. На следующий день, когда мы планировали ехать на ледник, была суббота, и -- та-дам! -- по субботам автобусы начинали ходить с 11-ти. А Glacier Bus отправлялся в 8:30 с Sogndal skystassion (центральной станции Согндаля). И это означало что? Правильно, с утра нам предстояло пилить до Согндаля пешком те самые шесть километров. Впрочем, когда я выбирала жилье, то, конечно, закладывалась на то, чтобы в случае чего до него можно было добраться пешком. Шесть километров всё-таки не двадцать, за час нормальным шагом это расстояние проходится. Но то, что этой возможностью придётся реально воспользоваться, для меня стало сюрпризом.
Ну что ж, идти так идти! В 7 утра мы выдвинулись из дома и бодро зашагали в Согндал. Утро было солнечное, прохладное и очень приятное и немного омрачало дорогу лишь то, что треть пути пришлось идти по трассе. Дальше начинались тротуар и населёнка. Впрочем, утром трафик был небольшой, так что и по трассе идти было в целом нормально. Вообще-то там была еще и тропа, но лезть и разведывать её состояние перед автобусом как-то не хотелось.
Когда участок "по трассе" закончился, начались прекрасные утренние пейзажи:
Далее:
Ледник Нигардсбрин В Хеллесильт через Шей и Стрин Гейрангер-фьорд Тропа Троллей Олесунн Осло Осло: остров Ховедоя Ранее:
Флом Фломская железная дорога Берген