СКОЛЬКО ХРАМОВ НА БАЛИ?-1

Mar 30, 2012 00:43

Оригинал взят у m_tsyganov в СКОЛЬКО ХРАМОВ НА БАЛИ?-1
Сайт "Балийские новости" только что ЗАЯВИЛ, что этот терзающий многих вопрос, наконец-то, разрешен Управлением по вопросам религии провинции Бали: оказывается, на "Острове тысячи храмов" (где проживает чуть более 4 миллионов человек) их насчитывается (почти) ровным счетом 6.002.


Столь низкое (для Бали, относительно которого преобладают оценки порядка 20.000 храмов) число объясняется тем, что слово Pura ("храм") в балийском языке означает далеко не любой храм (с нашей точки зрения), ...


...а лишь тот, что расположен на общественной земле.


NB-1: первоначально санскритское слово pura обозначало "дворец" или "город", но сейчас дворцы на Бали зовут puri, тогда как на Яве pura (puro) по-прежнему значит "дом аристократа").

А то, например, что мы назвали бы домашними или частными храмами, зовется sanggah (полностью: Sanggah Kemulan Rong; на высоком балийском - (pa)merajan).
Домашние-то они домашние, но у достаточно состоятельных семей они имеют такие размеры и такие количество сложных жертвенников, …














…что даже композиционно…


…(не говоря уже об отделке)…




…не уступают храмам многих небогатых деревень (отчасти потому, что в них находятся также и жертвенники духам предков данной семьи - sanggah kamulan). Причем достаточно часто (например, после смерти одного из членов семьи) воздвигаются еще и временные жертвенники.
NB-2: Насчет "жертвенников" (имеются в виду отдельные постройки на территории храма): просто не знаю, как еще можно назвать достаточно крупные строения внутри храма, число которых может достигать десятков.


Даже временный sanggah kamulan имеет вид здания, разделенного внутри на три помещения с различным целевым предназначением…

NB-3: О происхождении названий Sanggah, Pamerajan и Kamulan.
• sa ("один") + angga ("тело") -> sanggar ("единое тело (для поклонения" Верховному богу через посредство божественных духов предков) -> позже трансформировалось в Sanggah ("священное место")
• pa ("место") + mara ("близкий") + ja = jati ("рожденный") -> Pamerajan = "место приближения к истокам появления на свет".
• mula ("происхождение") + конфикс ka…an -> Kamulan ("место происхождения" - имеются в виду предки).

NB-4: Пуджа (молитва) в Sanggah Kamulan носит название Guru Stawa, и в ее ходе звучит следующая мантра:
Om dewa-dewa tri devanam, tri murti linggatmanam tri purusa sudha-nityam, sarvajagat jiwatmanam.
Om guru dewa, guru rupam, guru padyam, guru purvam, guru pantaram devam, guru dewa suddha nityam.
(Вольный перевод на индонезийский: Ya Tuhan, para dewa dari tiga dewa, tri murti tiga perwujudan simbul Siwa, Paramasiwa, Sadasiwa dan Siwa, suci selalu, nyawa dari alam semesta.
Ya Tuhan, gurunya dari Dewa, Gurunya batara-batari, junjungan guru permulaan, guru perantara dewa-dewa, gurunya dewa yang selamanya suci).

NB-5: Отсутствие места вокруг дома - не оправдание для отсутствия домашнего храма. При желании выход всегда можно найти:










Названные выше чуть более чем 6 тысяч храмов распадаются на следующие категории:

I. 723 Pura Kahyangan Jagat (последнее слово означает "мир" в смысле "планета") - общественные храмы (т.е., те, что может посещать каждый верующий индус).
Среди них выделяются Sad Kahyangan - шесть главных (ниже приведена общебалийская версия списка, но в разных районах Бали в нее вносятся поправки в соответствии с местными предпочтениями):
1. БЕСАКИХ (Карангасем)
2. Pura Luhur Lempuyang (Карангасем)
3. Pura Goa Lawah (Клункунг)
4. УЛУВАТУ (Бадунг)
5. Pura Batukaru (Табанан)
6. Pura Pusering Jagat (Pura Puser Tasik) (Педженг - Гианьяр).

Важно! Высший авторитет по вопросам балийского индобуддизма Parisada Hindu Darma Indonesia (PHDI) 25 января 1994 года принял постановление (Bhisama), согласно которому любое строительство (даже традиционных деревнь) в радиусе пяти километров от всех Pura Kahyangan Jagat ЗАПРЕЩЕНО rpt полностью ЗАПРЕЩЕНО. Объясняется это стремлением избежать неблагоприятных вибраций, возникающих, когда в непосредственной близости от святого места совершаются поступки, несовместимые с религиозными нормами. Это религиозное установление в 2009 году получило и светский статус, будучи включено в балийский Закон о зонировании 2009 года (RTRWP - Rencana Tata Ruang Wilayah Provinsi Bali tahun 2009-2029).


Означает ли это, что подобное строительство не ведется на самом деле? Да нет, конечно. Суровость балийских законов смягчается необязательностью их соблюдения - самими балийцами… Но вот если закон нарушит кто-то из "понаехавших тут", то он имеет роскошные шансы сразу по завершении строительства получить на свою шею проблему нескончаемого вымогательства все больших и больших сумм - под угрозой быть прикрытым в любой момент…

Кстати, общественные храмы более низкого ранга - Pura Dang Kahyangan ("Храмы святых", т.е., посвященные видным религиозным деятелям вроде НИРАРТХИ, риши МАРКАНДЬИ или МПУ КУТУРАНА), также окружены "защитной зоной", но уже радиусом в три километра…


II. Ко второй категории относятся 923 pura swagina - храмов, объединящих прихожан по профессиональному признаку.
Например, в это число входят крестьянские храмы СУБАКов (лучший пример - мой любимый ПУРА БЕДЖИ близ Сингараджи, а еще один покажу в следующем посте), все Pura Melanting (богини торговли и рынков - для торговцев и предпринимателей), …


…просто Pura Pasar (скромно и без затей: "Храмы Рынка"), …


…и т.д., и т.п., а также к этой категории относят и pura kawitan (последнее слово означает "место происхождения"). Это - клановые храмы, объединяющие более или менее широкие группы балийцев по признаку происхождения от общих предков. В зависимости от более и менее широкого понимания клановой принадлежности pura kawitan также делятся на три типа: pura dadia (dadya), собственно pura kawitan и pura padharman, но сии нюансы пока остаются для меня тайной за семью печатями).

III. Наконец, есть еще 4.356 Pura Kahyangan Tiga ("Храмов трех святилищ") - это три храма, которые после исторической встречи в ПУРА САМУАН ТИГА непременно имеются в каждой традиционной (напомню, что это - официально зафиксированный статус деревни, есть и другие ее типы) балийской деревне.
Им будет посвящен следующий пост, а сейчас для нас важнее те храмы (а с нашей точки зрения они, бесспорно, являются храмами), которые (вместе с "домашними") явно выпали из этой статистики…
Между тем, имя им - легион: ХРАМЫ У МОСТОВ, ХРАМЫ В ДЖУНГЛЯХ, храмы у наиболее примечательных деревьев, …


…храмы в пещерах, …


…и т.д., и т.п. вплоть до храмов магазинов…


…и храмов бензоколонок, один из которых я вам сейчас покажу чуть подробнее…






Это - Pura? Нет, это никак не Pura, поскольку он расположен не на общественной земле.
Но он открыт для всех? Ага, для всех…
Вот вам хороший пример, объясняющий, почему так трудно проводить на Бали разделение на категории… И почему статистика, с которой мы начали, охватывает лишь небольшую часть зданий и комплексов, которые с НАШЕЙ точки зрения совершенно очевидно являются храмами.

Продолжение следует
Previous post Next post
Up