Ну что ж, покончив на время с
НЬЕПИ (хотя теперь, после вчерашнего апдейта, в самом конце этого индекса по ньепи вас ожидают еще подготовленный для РИА Новости обзорный материал с двумя короткими видеороликами и еще два отдельно выложенных длинных ролика), пора начать выполнять данное
ЗДЕСЬ обещание рассказать подробно о целом ряде интереснейших храмов, расположенных поблизости от Убуда, в балийском Двуречье (см. второй гиперлинк выше).
Начнем с южной границы этого района - с чрезвычайно важного для понимания истории балийского индобуддизма храма Пура САмуан ТИга ("храм трехсторонней встречи"), …
…расположенного всего в паре сотен метров от вот этого главного перекрестка Бедулу (
КАРТА) и чуть дальше - от намного более известной Гоа-Гаджа (туда мы тоже вскорости заглянем).
Древний
ЛОНТАРовый манускрипт Tatwa Siwa Purana утверждает, что древний храм был основан в годы правления царя Чандрасанки (Candrasangka), но современная историческая наука (ха!) такого царя не знает (и никакими другими источниками он не упоминается), так что историки подозревают, что под этим псевдонимом скрывается правивший в Х веке в Бедахулу, известном ныне просто как Бедулу, царь Чандрабаясинга Вармадева (Chandrabhayasingha Warmadewa - на фото не он, а обычный дварапала):
В общем-то, для нас это не принципиально, поскольку свою известность храм завоевал лишь в XI веке, когда в годы правления царя Удаяны Вармадевы (989-1011 н.э.) там состоялась историческая встреча представителей жуткого месива балийских сект, включая даже "бали-ага" с их более примитивной системой поклонения духам гор, лесов и рек, с делегацией официальной на тот момент балийской религии, возглавлявшейся (э)Мпу Кутураном (по одной - более вероятной - из версий, этот исповедовавший буддизм махаяны деятель одно время был советником императора Маджапахита, но в 1019 году (или даже еще в конце Х века) - верхом на олене, как утверждает одна легенда - перебрался на Бали, где застал склоку между боровшимися за главенство девятью различными сектами (вот для любителей копнуть поглубже их названия: Pasupata, Bhairawa, Siwa Shidanta, Waisnawa, Bodha, Brahma, Resi, Sora и даже Ganapatya), но еще никаких признаков существования кастовой системы. По другой - менее вероятной, на мой взгляд - версии, он был шиваитом, но испытал сильное воздействие буддизма).
NB: Да, а если только основных сект было девять, да еще и "бали-ага", так почему "трехсторонняя встреча"?
Ну, с числами на Бали дело такое: как посмотреть. Вот лонтаровый манускрипт Dewa Purana Bangsul считает, что сторон было все же три: "Dewa-Dewata" (одна разновидность богов), "Bahatar-Bhatari" (они же - betara-betari)…
…другие боги - мужеску и женску полу) и "para Resi" ("риши" - то есть, тогдашние аналоги нынешних пендет-первосвященников).
Кстати, согласно еще одной легенде Мпу Кутуран высадился на Бали поблизости от Падангбая, в честь чего там и был основан храм Силаюкти, который нам также предстоит вскоре посмотреть…
В итоге встречи высоких договоривающихся сторон девять сект слились в три основных течения балийского индобуддизма: буддисты, шиваиты и вишнуиты. Эта система получила название Trisadhaka (Trisedaka), и с тех пор все важнейшие церемонии на Бали должны совершаться педандами всех трех течений одновременно (по другой версии, участники встречи согласились слить принципы своих учений и верований в единую (ха!) систему поклонения Тримурти: Браме, Вишну и Шиве). Но, в любом случае, это была первая успешная попытка некоей систематизации (но еще никак не кодификации, что начало происходить лишь во второй половине прошлого века) балийского индобуддизма.
Другой важнейший итог трехсторонней встречи: рождение до сих пор существующих на Бали и играющих здесь чрезвычайно важную роль так называемых "традиционных деревнь" (desa pekraman (pakraman) = desa adat) - автономных социо-культурных и религиозных общин. Одна из важнейших особенностей этих деревень - наличие в каждой из них Kahyangan Tiga ("Трех свтилищ") - но об этом в отдельном посте вскорости.
Вот вам еще одна схема проезда, …
…вот вам карта комплекса Samuan Tiga (и еще - версия
GOOGLE)…
…а теперь пройдемся по древнему храму.
Один из несомненных признаков того, что он, действительно, ОЧЕНЬ старый - вот такие гигантские деревья (еще будет чуть позже):
Входим в ворота, перестроенные родившимся в лежащей перед ними деревне самым известным балийским художником И Густи Ньоман
ЛЕМПАДом (1862?-1978)
И…
Другой признак старины - вот такая кладка без всякой связки:
А третий признак - наличие мегалитов (пусть даже в более развитой форме лингама и йони):
P.S. Снова для любителей копнуть поглубже - перевод на индонезийский текста Tatwa Siwa Purana (лист 11): "Dan lagi semasa pemerintahan beliau Prabu Candrasangka membangun pura, antara lain Penataran Sasih dan Samuan Tiga.”
UPD: Снова для любителей копнуть поглубже - из
Babad Pasek:
На записанном латиницей старояванском: Nguni duk pemadegan sira cri Gunapriya Darmapatni Udayana Warmadewa, hana pesamuan agung ciwa Budha kalawan Bali Aga, ya etunya hana desa pakraman mwang Kahyangan Tiga maka kraman ikang desa para desa Bali Aga.
На индонезийском: Dahulu tatkala bertahtanya Çri Gunapriya Darmapatni dan suaminya Udayana, ada musyawarah besar Çiwa Buddha dengan pihak Bali Aga, itulah asal mulanya ada desa pekraman dan Kahyangan Tiga sebagai tatanan kehidupan dari masing-masing desa Bali Aga.
P.P.S. Утверждают, что во время церемоний в храме Самуан Тига можно увидеть уникальные танцы Nampyog Nganten, Siat Sampian, Sanghyang Jaran Menginjak Bara, Mapelengkungan, Siat Pajeng и Bale Pegat. Но мне это пока не удалось.
Серия постов об одалане в этом храме начинается
ЗДЕСЬ Второй всемирный саммит индусов - открытие