"На Бали тело есть ни что иное, как нечистая, временная оболочка, не имеющая никакого значения, кроме ее роли как вместилища души и цепи, приковывающей ту к земле. Все мысли в момент смерти сосредоточиваются на духе и его переходе на небеса. От тела надо лишь избавиться - и чем скорее, тем лучше. Вместо печали балийцы предпочитают устраивать большие праздники, попутно ускоряя переход души их умершего друга к единству с богом". Fred Eiseman, "BALI: Sekala & Niskara", 1990
"Жертвоприношения [на Бали] приносят вновь через 42 дня после даты смерти, когда, как считается, душа уже полностью отделилась от тела, и можно начинать кремацию, если для нее собрано достаточно средств; в противном случае ее придется отложить до момента, когда для этого не появятся средства, часто - на несколько лет". Miguel Covarrubias, Island of Bali, 1937
Сорок дней… 42 дня… Совпадение?
Если вы хотите увидеть плебон - роскошную царскую кремацию, какие бывают на Бали лишь два-три раза за столетие, то идите сразу
СЮДА. Но предупреждаю: когда я делал эту серию, у меня практически все время уходило на съемку, и потому я не рассказывал ни о чем кроме того, что не сказать было просто нельзя…
Но по пути в
Alila Villas Soori мы столкнулись с шедшей к ближайшей реке процессией в рамках нгабена - простой сельской кремации - которая несла пепел кремированного, чтобы "отпустить его по водам":
А потом встретили другую, возвращавшуюся с подобной же церемонии:
И уже в самом отеле узнали, что рядом с ним еще во время строительства был поставлен специальный храм для кремаций - подарок жителям ближних деревень:
Так что теперь самый подходящий момент для того, чтобы пересказать здесь еще некоторые подробности о балийской кремации, которые не были упомянуты в серии про плебон.
"…длинная белая ткань (lantaran), которую держат члены семьи в знак своей связи с умершим.
В ходе каждой жизни на земле вечная душа занимает временный сосуд - физическое тело - которое смерть должна вернуть pancamahabhuta - пяти элементарным субстанциям: твердому, жидкому, сияющему, энергии и эфиру. Лишь после этого душа может быть освобождена и вновь воплощена.
Смерть дает возможность выполнить все обязанности в отношении умершего, и если тот прожил долгую и полную жизнь, нет никакой публичной демонстрации скорби. …
…Плач поблизости от мертвого тела беспокоит душу, пробуждая в ней нежелание покинуть тело.
Когда тело [после кремации] становится пеплом, члены семьи собирают фрагменты костей, укладывая их в виде небольшой человеческой фигурки. Кости толокут в порошок и помещают в сделанный из кокосового ореха сосуд такой же формы, который на похоронных носилках…
…несут к морю или реке, где и отпускают по водам.
Через три дня проводится другая церемония, очищающая живых от той ритуальной грязи, которую принесла им (чужая) смерть.
Через двенадцать дней после кремации, душа умершего очищается в ходе обряда ngrorasin… Наконец, в ходе церемонии nyagara-gunung семья выражает благодарность богам океана и гор". Periplus Guide to Bali, 2005
Я немного отвлекусь. Как нам рассказал наш водитель, сам родом из района Крамбитан, особенностью этих мест является наличие - помимо "обязательных" трех деревенских храмов и, конечно, домашних, - также особых храмов у мостов. Они выглядят вот так:
А вот и сам тот храм, что построили для кремаций в
Alila Villas Soori (замечательная все же практика в Индонезии, в соответствии с которой крупный отель немыслим без каких-то "подарков" местным жителям):
Он не из самых зрелищных, поэтому совмещу показ с еще несколькими цитатами из книги Фреда Эйземана:
"Балийская кремация - это исполненное драматизма событие, но такое, что оставляет многих случайных наблюдателей в недоумении: где тело? почему все так счастливы? что это за похоронный обряд, в конце концов?
Кремация, как ее видит большинство гостей - это лишь один вечер после недель - а порой и месяцев - церемоний и подготовки. Балийская кремация - это большое событие, и почти ничего в ней не имеет какого-то отношения к мертвому телу.
Ngaben происходит от слова abu - "пепел". На высоком балийском подготовку называют palebonan. То, что мы называем кремацией - лишь кульминация pangabenan, за которой всегда должна следовать вторая, дополняющая серия церемоний, в ходе которых освобожденная душа возвращается к Богу.
Даже не слишком крупная кремация сегодня может обойтись в тысячи долларов, налагая тяжелое бремя на финансы семьи. Церемония и подготовка к ней может потребовать услуг сотен людей на протяжении недель или даже месяцев.
Балийская "семья", которая организует это событие - не только мать, отец и дети, но целая армия родственников - родные и двоюродные братья и сестры, дяди, тети, сводные родственники, дети и внуки. Все эти люди должны отказаться от своей обычной работы и сосредоточиться на похоронных обрядах.
Иногда бедная семья спрашивает у более богатой, которая назначила большую кремацию, нельзя ли им присоединиться к церемонии, тем самым добиваясь существенной экономии.
Для любой балийской церемонии жизненно важна святая вода [кое-что об этом есть
ЗДЕСЬ, а вскоре мы остановимся на этой теме еще]. Для кремации требуются огромные ее количества, которые доставляют из священных источников и храмов". Fred Eiseman, "BALI: Sekala & Niskara", 1990
Два нгабена в Булеленге (видео)
UPD 7.9.11: JP -
Нгабен - дело серьезное &
Временное захоронение