Музыка и пластика. Шурале. Часть 3. Окончание.

Jul 18, 2012 18:51

Оригинал взят у rbvekpros в Музыка и пластика. Шурале. Часть 3. Окончание.
Продолжение. Часть 3. ( Часть 2)
Вернёмся, наконец, к "Шурале"... это существо не отягощено интеллектом, способным искушать, в нём нет ничего от Мефистофеля, Демона или Фавна... По откликам постановка Мариинки красочна невероятно и... нравится детям... сказочный мир прекрасен, как и мир, который их ждёт в нашей стране, я полагаю...

Обратите внимание, что в анонсе о Яруллине вспомнили только один раз, и слава богу. Решение о возвращении в репертуар театра советских шедевров принимает Валерий Гергиев, полагаю, это решение принимается не только потому, что это шедевры... Образцова создаёт просто образцовый образ Сююмбике. Светлый, нежный, трогательный, а в своём интервью Евгения не стесняется провести параллель с "Лебединым озером"...

image Click to view



"Варварское и детское..." - некий ключ к понимаю. Варварское сегодня значит - экзотичное, яркое, необычное, оригинальное... матрёшка, "клоунада" на высшем техническом уровне, с бюджетом, которого могло хватить, возможно, на год екатеринбургской опере...
Shurale - Premiere (Mariinsky Ballet).
Загружено пользователем jp2uao , дата: 30.06.2009 RTR-Vesti 29.06.2009.

image Click to view



Ироничная, но небезынтересная заметка Ольги Федорченко "Вот такое "Шурале"..." В Мариинском театре показали татарского лешего.
"Лесная нечисть изъясняется вульгарным гротеском, раскрепощенные тела змеятся, извиваются, колышутся и корчатся, зримо воплощая все низменные стороны человеческой натуры. Фантастические птицы "чирикают" классическим танцем, легким, полетным, по-якобсоновски смело и необычно трансформированным. Народ, как ему и положено, степенно рассуждает языком характерного танца...
Партии трех главных героев по сложности, наверное, стоят в одном ряду со "Спящей красавицей" и "Лебединым озером". Все богатство классического танца, сольного и дуэтного, которое выработало танцующее человечество к 1950 году, интересные актерские задачи - что еще надо взыскательному солисту, чтоб мечтать станцевать "Шурале"?!
(...) По окончании спектакля в лучших имперских традициях начались торжественные речи и раздача правительственных наград. Политкорректный итог премьеры подвел председатель парламента Татарстана: "Слава Богу!", и тут же поправился: "И Аллаху!" Художественный итог подвела министр культуры Татарстана. Она зачем-то вывела на мариинские подмостки Вана Клайберна, и пока тот смущенно раскланивался, державная дама задумчиво произнесла в микрофон: "Вот такое "Шурале"..."

И краткое содержание балета на сайте Мариинского театра.
Отвлекаясь от частностей (когда речь идёт просто о сюжете, он абсолютно бесхитростен, более того, вообще не имеет никакого смысла, оторванный от музыкально-пластического воплощения, нет в либретто самом по себе ни Тукая, ни поэзии, именно поэтому я позволяю себе такую вольность, как "отвлечься от частностей"), мы без труда заметим, что все события разворачиваются вокруг крыльев, грубо говоря, это Главный предмет либретто - СИМВОЛ СВОБОДЫ, как условие полёта, символ вдохновения, красоты... Нет, крылья не нужны Шурале, крылья не нужны Батыру, они - преграда к достижению их цели - овладения прекрасной девушкой...
"Падший ангел" - символ очень глубокий, символ страшный, им пронизана вся история мировой культуры...
Но ведь ради крыльев закладывали свою душу?
И, насколько я понял, Якобсон предполагал трагичный конец. Или я неправильно понял?

В мае 2012 года в рамках фестиваля им.Нуреева Мариинка покажет казанцам спектакль...
Пафос удивительный, как они не забыли упомянуть, что либретто и постановка Якобсона? Но именно на "Шурале" билеты раскупаются хуже всего...
Балет Шурале на Нуриевском фестивале-2012.
Опубликовано 24.05.2012 пользователем KazanStateOpera. 21 мая 2012 г., сюжет ГТРК Россия-Татарстан.

image Click to view


Даже о Нурееве вспомнили... Конечно, о его восторгах от "Шурале" в казанской постановке, радости, с какой он разрешает назвать своим именем фестиваль... Но оказывается, что самый эффектный сюрприз, это - то, что на сцену выйдет олимпийский чемпион Ягудин! Слава богу, что не Элтон Джон, как у Бежара.
Сюрпризы Нуриевского фестиваля.

image Click to view



Я сделаю собирательный пересказ этапов создания балета, помещая ссылки на источники ниже.
В 1934 году принимается решение открыть в Казани оперный театр. Но нет ни одного национального произведения, ни одного "своего" оперного или балетного композитора. Да, расцветает музыкальная драма, но, похоже, - нужно изучать этот вопрос, были ли попытки создать свою оперу или балет, но мы ничего о них знаем, что позволяет предположить, что если и были, то выглядели удручающе. Казань направляет на учёбу в Москву талантливых молодых людей, которые в будущем могли бы заложить основы национальной оперно-балетной школы. В страшный 1938 год разворачивание национальной программы приобретает другое направление и новый размах, многие национальные деятели уничтожены, перед новой порослью ставятся новые задачи. Итак, речь идёт о создании Национального театра оперы и балета, проблемы те же - ни произведений, ни кадров. Яруллин возвращается в Казань после учёбы в Москве в 1938 году. В этом же году вместе с Ахметом Файзи в качестве либреттиста он приступает к созданию балета "Шурале". В начале 1940-го года им кажется, что балет готов. Ничего подобного, назначенный в 1941 году постановщиком балета Леонид Якобсон так не считает. Либретто его не удовлетворяет.
А возможный балет уже включается в постановочный план татарского театра на 1941 год. Якобсон, похоже, - вопрос тоже требует изучения - весьма потрудился над перекраиванием либретто. В итоге, совместная работа с Файзи приводит к такому конфликту, что последний подаёт на Якобсона в суд... Из политических и национальных соображений татарские авторы опускают этот эпизод, отход Файзи от работы над либретто объясняют его болезнью. Но эпизод весьма существенный и показательный. Файзи мечтал из балета сделать энциклопедию творчества Тукая и национального быта, для Якобсона такой подход был абсолютно чужд. Это первые отголоски сложностей преломления национального духа в хореографии. Файзи в либретто хотел вложить отголоски и перепевы восьми произведений Тукая, Якобсон настаивал только на самых существенных идеях, ибо та каша, которую предлагал Файзи противоречила законам жанра... Каких усилий требует "подгонка" музыки под новое либретто, которое Якобсон заканчивает писать в феврале 1941 года, об этом мы тоже можем только догадываться. По легендам, сопровождающим эти события, непоседливого Яруллина Якобсон запирал в номере гостиницы, откуда он умудрялся сбегать по водосточной трубе... Наконец, кажется, Якобсон был удовлетворён и готов был приступать к постановке, ибо в июне музыка была дописана... Длительная подготовительная работа дала свои плоды - генеральная репетиция была проведена 3 июля 1941, причём молодая провинциальная казанская труппа была усилена ленинградскими артистами. Война. Тема закрыта. Яруллин погибает на фронте (не могу не напомнить - в возрасте 29 лет).
В 1945 году Казанская опера возвращается к постановке. Вновь перекраивается либретто, уже Гай Тагировым. Новую инструментовку делает Ф.В.Витачек... Мы ничего не знаем об этой постановке.
В 1949 году Якобсон возвращён в Кировский и вновь берётся за "Шурале". И вновь, гадаем мы, или партийные указания, или всё же неудовлетворённость музыкой, которая не соответствовала хореографическим замыслам, заставляет Якобсона обратиться к другим композиторам и оркестровщикам. Мало кто знает, кто такие Валентин Власов и Владимир Фере, но именно они делают новую оркестровую редакцию балета и, как многими подчёркивается, не просто ограничиваются технической доработкой, а вносят в музыку "существенные изменения"! "Балет приобрёл более героические черты!"
Наконец, 28 мая 1950 года балет был представлен ленинградской публике. Успех и Сталинская премия. Спектакль вынуждено получает безликое название "Али-батыр". Вслед за успехом - обвинение в натурализме и кощунственной модернизированности, осталось оказаться евреем, каковым он и был, чтобы быть уволеным из театра за космополитизм в частности. Понятно, что интеллигенция всё спишет на разгул антисемитизма, но вопрос гораздо сложнее, оставим его на потом...

О Яруллине вспомнили уже после смерти Сталина...

Источники фантазий:
1. Просто великолепную статью-рассказ о создании балета написала Айгуль Габаши, театровед, кандидат искусствоведения: Шурале (Татарский мир, №3 (2005))
2. Также очень советую почитать (здесь и "невыездных", о еврействе, о "прыжке" Рудольфа Нуреева, который трагически отозвался в судьбах и балерины и хореографа) АЛЛА ОСИПЕНКО:"Якобсон был гений-одиночка. Недооцененный".
2. Нина Аловерт. ВЕЛИКИЕ ХОРЕОГРАФЫ: ЛЕОНИД ЯКОБСОН. Вариации на тему. - Русский базар, №3 (403)
3. Википедия - Шурале.
4. Наш бестселлер «Шурале». Татьяна Мамаева в "БИЗНЕС Online". 22 мая 2012 09:02:53. Всё свелось, правда, к критике оркестра и замечанию, что Файзи и Яруллин не митинговали...

Прежде чем, продолжить фантазировать на тему балета, предлагаю посмотреть фильм о Леониде Якобсоне. Есть там и о балете "Шурале" - это первая масштабная постановка хореографа...
Choreographer Leonid Yakobson - Леонид Якобсон-Absolute picth. Загружено пользователем theartsmedia , дата: 14.04.2011 Хореограф Леонид Якобсон в программе АБСОЛЮТНЫЙ СЛУХ.

image Click to view


О Якобсоне:
Д. Трускиновская. Леонид Якобсон (Leonid Jacobson) 30.03.2011.

В 1980 году была осуществлена экранизация балета. О ней мало кто вспоминает. Звучат стихи татарских поэтов на русском языке. Имя режиссёра нахожу с трудом - Олег Рябоконь. Интересно, что в его фильмографии этот фильм даже не упомянут, может, он сам стыдился своего детища? Я "полистал" фильм, снято слабо, не понятно как и почему выбран именно такие средний план и ракурс, артисты постоянно выскакивают за рамки экрана, бедный оператор, не поспевая за артистами и плохо понимая, что происходит на сцене, вынужден вертеть камеру за ними, смонтировано тоже аляповато, всё сделано крайне неаккуратно, музыка записана как-то ровно, холодно, равнодушно... Одним словом, 80-й - другие времена, не для такой постановки, впечатление, что все всё пытались делать правильно, кроме авторов фильма, но к работе отнеслись абсолютно равнодушно, трудно обнаружить искры вдохновения. Скучно смотреть и слушать...
Лесная сказка (Шурале) -1980. Выложено на Яндексе.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Мы пробуем ещё один подход, убирая наглядность. Музыка носила целевое назначение, она предполагала хореографическое воплощение, музыка писалась под руководством хореографа, но кто бы ни ставил балеты на музыку Чайковского, как бы искусствоведы не вздыхали по поводу гениальности постановщиков, эта музыка способна обойтись без хореографии, а вот балет без музыки? "Битва Былтыра и Шурале" (ниже) без хореографии, обращает ли она наше внимание на противоречие, заложенное внутри нашей собственной души, удаётся ли уловить то, как в ней происходит борьба света и тьмы, добра и зла?.. Трудно? Много патетики, не правда ли? С первых нот всё понятно, солнце светит ярко, не найдёшь и признака тени, в которой мог бы спрятаться от его палящих лучей, всё торжествует. Конечно, слышится, как непонятно какая конница скачет, то ли будёновская, то ли татаро-монгольская, но триумф предрешён, музыка такая советская, что становится скучно... Восприятие субъективное, я не собираюсь кого-либо критиковать. Но пафос мне кажется провинциальным, что тоже произношу с оговоркой, не будучи специалистом, только - провинциальным слушателем. Решил взять и такое исполнение музыки. Это совершенно другая стихия. В балете оркестр и труппа должны представлять из себя единое целое, здесь музыка предоставлена самой себе, оркестру и нашему слуху...
Ф.Яруллин. «Битва Былтыра и Шурале». Загружено пользователем AlsuHasanova , дата: 11.01.2011
Симфонический оркестр Казанского музыкального колледжа.

image Click to view



Вернёмся к балету.
OBRAZTSOVA - D. MATVIENKO - SHURALE ADAGIO

image Click to view


...
#2 Scene from Shurale Act 1 Evgenia Obraztsova Mariinsky Ballet Now Bolshoi Ballerina. Загружено пользователем russianballetvideo , дата: 25.02.2012.

image Click to view


...
Этот танец мне кажется эклектичным (кастаньет в руках не хватает), несколько зацикленным и однообразным, раздражает фоновая массовка, что они как-то бестолково крутят головами, поцокивают, ручками подёргивают? вопрос о национальном колорите просто снимаю. Образцова очень обаятельна, жизнерадостная, чистенькая, лёгкая пташка...
Scene from Shurale Act 2 Evgenia Obraztsova Mariinsky Ballet Now Bolshoi Ballerina.

image Click to view



Вернёмся к сюжету сказки. Какой-то юноша едет на ночь глядя в лес за дровами. Невольно возникает мысль: может, воровать? Обманывает дурака Шурале, представившись "Вгодуминувшем"... Т.е. некто, даже не вчера... Здравомыслящий такой парень, взял, что нужно, ещё и пальцы лешему прищемил... пальцы - не ноги, но пальцы есть и на ногах... О девушках Тукай упоминает вскользь, не более...
Одним словом, татарская смекалка и здравый смысл восторжествовали...

Но кое-что нам не понять без взгляда с другой точки зрения. Ещё один "национальный" триумф в балете - это балет Хачатуряна "Спартак", хотя тема не армянская (это отдельный разговор, насколько в этом отражена трагичная история армянского народа). К его созданию Хачатурян приступает он в декабре 1941 года с либреттистом Н. Д. Волковым и балетмейстером И. А. Моисеевым. "Это должен быть монументальный героический спектакль, который покажет советскому зрителю самого лучшего человека всей древней истории, каким, по выражению Маркса, является Спартак»" (Л. Михеева. Арам Хачатурян. Балет «Спартак» Spartacus.19.04.2011.) Партитура написана в 1954 году. В Кировском премьера в постановке Якобсон состоялась в 1956 году. В Москве в постановке Моисеева - в 1958 году. В 1968 году балет поставлен Григоровичем...

Почему я решил рассказать об этом? Дело в том, что у Игоря Моисеева был весьма необычный и талантливый ученик - Файзи Гаскаров, покинувший ансамбль мэтра в 1939 году, чтобы в Уфе создать свой театр народного танца - Башкирский ансамбль народного танца... (Я обязательно расскажу о своих встречах с творчеством этого коллектива, только уже в 1994 году... когда-нибудь потом)
С другой стороны, в 1941 году вышел фильм о башкирском национальном герое Салавате Юлаеве, снятый Протазановым. Вы догадываетесь, кто написал музыку к этому фильму? Конечно, Арам Хачатурян! И прекрасную музыку написал.
Салават Юлаев (1941). Опубликовано 01.06.2012 пользователем lupuslexwar.

image Click to view


...
Файзи Гаскаров, конечно, хотел снять фильм и о своём театре. И он его "снимает", понятно, что на Свердловской киностудии. Режиссёр Олег Николаевский. Композитор Лев Степанов. Не знаю, прошу прощение, ни такого режиссёра, ни такого композитора, на национальных темах оттачивали свои перья и более талантливые творцы. Фильм, к сожалению, получился слабым, но теперь это уникальный документ... И сама попытка объединить балет и народный танец интересна... И, конечно, речь пойдёт о девушке-птице!
Журавлиная песнь. Загружено пользователем getmovies , дата: 25.06.2011.

image Click to view



Одним словом, вот мы и вернулись к мальчику, сидящему на скале над Уфой... Тот, который сидит сегодня, выберет уже свой путь... И подозреваю, что в нём зреет та же воля к свободе...
...
Вокруг темы:
- Вопреки времени, смыслу, природе, душе. (о балете)
- Шурале и шакирд (заметки на полях), несколько слов о творчестве Тукая.
- Работа над конспектами. Социология музыки. Черновики. (Адорно)
- Миф о Пане и Сиринге. Из архива.
- Пан. Врубель и Забела. 2 часть.
- Художник. Часть 3. 
...

Армения, Еврейский вопрос, Нуреев Р., Монтаж аттракционов, Социология музыки, Танец, кинематограф, не знаю..., Бог и бес, границы национального, О вещах бесполезных, Татарский вопрос, Музыка, музыка, Пан и Сиринга, Казань и Уфа, "Время цыган", Шурале, Балет

Previous post Next post
Up