Не о балете, о цене свободы, а, может быть, о смысле свободы, о смысле насилия? О смысле, как неуловимой границе между свободой и насилием, или лезвии, на котором балансирует вопреки всем законам наша душа... Страх, который не позволяет задремать нашей мысли...
Две противоречащие друг другу цели были заложены в основу коммунистического воспитания - вырастить гармоничного всесторонне развитого человека, но при этом представить миру сверхчеловека, как доказательство того, что советская система - лучшая, и здесь не считались ни с какими жертвами. Противоречие, впрочем, идеологически и абстрактно "снималось" - ведь мы воспитывали борцов за справедливость, "строителей" самого справедливого мира... Но именно на этом "фронте" система имела самые громкие "прорывы", первый и самый скандальный - это головокружительный прыжок Нуреева (насколько символично, что не был русским? так или иначе, но в стене появилась брешь. Правда, пройдёт ещё девять лет, прежде чем другая звезда советского балета - Наталья Макарова - решится не возвращаться, это 1970, Барышников и Панов покинут страну в 1974, Годунов - 1979).
На днях наткнулся на фильм, который по-своему поразил меня. Блестящий образец советского педагога, ещё и в балете, такое могло сохранится только в провинции, но провинции необычной - ею стала Пермь.
Когда слушаешь монологи Сахаровой, диву даёшься - настолько ярко представлена вся казуистика полулагерной системы, железная логика кондового советского сознания, она готовит нового Гагарина для полёта в космос, хотя в этом уже нет необходимости, он уже слетал туда пятьдесят лет тому назад. Она постоянно говорит о своём поте, вместо того, чтобы показаться врачу. Она упорно что-то доказывает себе, она въедается в душу учеников, вытравливая любое самостоятельное движение. Её уроки перед камерой - это уроки самолюбования. Признаюсь, на меня эти откровения и само зрелище произвели крайне удручающее впечатление, точно я побывал в армейской части со всеми прелестями дедовщины, даже хуже - в лагере.
Безропотное проглатывание девочками вместе со слезами и унижений...
Удивляет меня всё: больное сознание педагога, сформированное в сталинские времена, несчастное и изломанное; безропотное подчинение девочек, мечтающих о большой сцене; слепота и жестокость родителей, которые отдают своих детей такому педагогу... Представьте в этой "системе" хоть одного возроптавшего, у которого ещё есть понятие человеческого достоинства? Распнут.
Традиция, наследие, когда они оборачиваются своей противоположностью?
Что касается других достоинств фильма, режиссёр сам, по-моему, не понимал, что и о чём снимает. И непрофессионально и неумно, но вот парадокс - он создал невероятно ценный документ! Он снял пустоту! Захочешь - не получится.
Итак, первая часть (остальные без труда найдёте рядышком). Замечу, что добавление комментариев к первой части фильма о Сахаровой запрещено авторами фильма.
"Людмила Павловна Сахарова в фильме Павла Печенкина "Урок танца".
Click to view
Понятно, что я не мог не пойти по оставленным "следам" в советское прошлое школы.
История пермской балетной школы представлена в фильме "В двух шагах от театра", 1989 год. Пермь-телефильм. Так и не понял, кто режиссёр.
Click to view
История пермского хореографического училища в программе "Абсолютный слух"
Click to view
Ещё один вариант осмысления темы. Давида Кинселлы "Красивая трагедия".
Click to view
И вновь о Сахаровой. И это наиболее важная часть заметки - два фильма Ефима Резникова "Пленники Терпсихоры". Первый - безбожное иезуитское уродование души. Второй - возвращение души...
1995:
«О, балет, как я ненавижу тебя!» - с этого вздоха - проклятия начинается наш фильм, а завершается горячим признанием в любви балету. Говорят, от ненависти до любви - один шаг. На самом деле - тысячи ежедневных шагов. И 52 минуты фильма.
И хотя эта история выстроена на балетном материале, - она не о том. Она о поединке двух Личностей, двух женщин, нерасторжимо связанных общим Призванием. Старшая - учитель; младшая - ученица. Старшей за 60, младшей -19… Столкновение двух индивидуальностей, двух характеров".
А мне хочется добавить: столкновение двух систем. Одна уходит в небытие, как будет строить своё будущее другая? Что останется в душе? Почему не поворачивается язык назвать эту школу "русской", только - "советской".
Click to view
"Пленники Терпсихоры - 2"
2006: "Билл Т. Джонс - человек, с которым можно зажечь огонь творчества. И в этом творчестве есть свобода, а для меня сейчас свобода - самое главное в жизни", - говорит героиня фильма Наталья Балахничёва. Но готова ли она к свободе и совпадает ли понимание свободы у Билла и Наташи?" Фрагмент из фильма Ефима Резникова "Пленники Терпсихоры-2", (полностью скачать можно здесь -
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=915525)
Это фильм-размышление. Чернокожевого выдающегося хореографа, потомка рабов, бунтаря, мудрого человека, необычного воспитателя... Русской девочки, прошедшей школу рабского труда у Сахаровой, в ней всё забито, она даже не понимает сути вопроса, вопросы о свободе, о смысле движения ставят её в тупик. Такое впечатление, что она впервые в жизни открыто улыбается и удивляется. Интересные заметки о фильме вы найдёте здесь -
"Из дневника балетного критика".
Click to view
О труппе Билли Т Джонса и её гастролях в России:
11:39 16.11.11 Труппа Bill T Jones/Arnie Zane Dance Company покажет в Москве три спектакля. Также здесь -
Bill T Jones / Arnie Zane Dance Company: голая правда.
Ещё один представитель советской школы. Это не столько подход... но отношение. 'Должна быть радость, радость должна быть в этом искусстве'. Из монолога Лавровского.
Click to view
Почему в конце этой заметки мне захотелось дать ссылку на статью Михаила Эпштейна? Не спрашивайте.
"O России с надеждой": В генетике и теории эволюции есть такое понятие - «обнадеживающий урод» 01.12.2011 Ставлю многоточие.....