Экскурсия в Среднюю Азию летом 1914 года. 5. Асхабад - Баку - Москва - Киев

Feb 28, 2024 00:52

В. Волошинов. Экскурсия в Среднюю Азию летом 1914 года. - Киев, 1915.

1. Киев - Самара - Ташкент
2. Голодная степь. Джизак. По Самарканду с Вяткиным
3. Бухара - город контрастов
4. Мургабское Государево имение. Старый Мерв
5. Асхабад - Баку - Москва - Киев


Около 12 часов дня 26 июня мы проезжали мимо Асхабада. Здесь я заранее телеграммой заказал обед, и так как поезд стоял довольно долго, то мы имели время немного осмотреться. Асхабад главный город Закаспийской области. В нем сосредоточены все главнейшие учреждения областного управления: таможня, банки, управление Среднеазиатской ж. д. и т. д. На этом месте раньше находился центр Ахал-Текинского оазиса, занятый Скобелевым в 1881 году. В настоящее время это вполне благоустроенный город с населением свыше 50.000 жителей.

Асхабад лежит недалеко от персидской границы. Впрочем, линия Среднеазиатской ж. д. местами подходит гораздо ближе. Так, незадолго до Асхабада мы проезжали через станцию Артык, которая находится на расстоянии трех верст от персидского города Лютфабада. Последний виден из окна вагона, и экскурсанты очень гордились тем, что «видели» Персию.



Станция Артык

За Асхабадом линия железной дороги идет параллельно горному хребту Копет-Дагу. Здесь мы в первый раз после долгого промежутка времени увидали тучи, поднимавшиеся из-за гор. Они были очень эффектно освещены солнцем и принимали различную окраску в зависимости освещения. До самого вечера мы любовались этой красивой картиной.

Недалеко от Асхабада находится станция Геок-Тепе. Здесь происходил один из славнейших эпизодов истории завоевания Туркестана. В 1881 году Скобелевым было взято это укрепление, результатом чего было подчинение нам Ахал-Текинского оазиса. Напротив станции находится музей, в котором собраны исторические памятники, относящиеся к этому событию К сожалению, поезд стоял здесь слишком мало времени и мы едва успели лишь забежать в музей; об осмотре нечего было и думать.





Дальнейшая дорога до Красноводска не представляет собой ничего интересно. Рано утром, около 4-х часов мы проехали мимо станции Джебель, откуда раньше шла линия к Михайловскому заливу Каспийского моря. Однако ввиду мелководья этого залива такое направление оказалось невыгодным; линию провели на Красноводск, а прежний путь разобрали.




Ахал-Текинская экспедиция. Устройство железной дороги. Лагерь генерала Анненкова в Михайловском посту

Постройка Среднеазиатской ж. д. представляет громадный интерес в техническом отношении. Начата она была исключительно с военными целями в 1880 году и постройка ее была поручена генералу М. Н. Анненкову. Приходилось бороться с громадными трудностями, зависевшими от местных условий. Рабочие, непривычные к климату, сильно болели; отсутствие воды также отражалось на производстве работ. Большим затруднением являлось то обстоятельство, что работу производило военное министерство и рабочими являлись солдаты, совершенно непривычные к такого рода сооружениям. Однако главным препятствием являлись сыпучие пески, борьба с которыми не раз приводила строителей в отчаяние. Я позволю себе привести выдержку, описывающую эти трудности. «В особенности тяжела и упорна была борьба с сыпущими песками, залегавшими на пространстве около 160 верст между Байрам-Али и Чарджуем. Пространство это, представляющее сплошное море песчаных бараханов, переносимых с места на место ветром, явилось самым трудным участком всей дороги, и в течение некоторого времени даже существовало сомнение в возможности проложения здесь рельсового пути. Едва успевали сделать полотно, как оно тотчас же разрушалось. Ветер заносил выемки, сдувал насыпи, выдувал песок из-под шпал и нагромождал целые горы песка на рельсах, заставляя производить сизифову работу и приводя в отчаяние строителей. Некоторые предполагали строить дорогу, во избежание песчаных заносов, даже в сплошном искусственном тоннеле. Опыта постройки железной дороги по сплошным сыпущим пескам нигде не было, и потому пришлось испробовать все, что было возможно. Полотно и откосы устилались колючкой, ветвями тамариска и саксаула, устраивалась защита от ветров из валежника, путь обсаживался кустарниками, растущими кое-где на песках, а полотно и резервы покрывались слоем глины; на самых трудных участках пути был организован бдительный надзор, который должен был сметать накоплявшийся на рельсах песок. Все эти меры, применявшиеся с настойчивостью в течение нескольких лет, а также сплошной подъем полотна до уровня барханов победили наконец природу, и заносы песка, останавливавшие движение поездов, ныне отошли в область преданий» [Источник цитаты: Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Т. 19. Туркестанский край / сост. кн. В. И. Масальский. 1913. Стр. 579-580. - rus_turk.].

Начатая с военными целями и с таким трудом приведенная, дорога в первое время своего существования приносила лишь убытки. В настоящее время ее значение возрастает с каждым [годом], и в 1909 г., например, валовой доход превышал уже 15.000.000 р.



Генерал Анненков на станции Мерв; на заднем плане - водяной поезд. Поль Надар, 1890

Каспийское море видно уже верст за 100 до Красноводска. Линия идет по самому берегу, приближаясь в некоторых местах к морю на расстояние нескольких сажен. Местность в высшей степени пустынная. Дорога проложена по бывшему морскому дну, и кругом не видно ни малейшего признака растительности. На всем огромном протяжении восточного побережья Каспийского моря в него вливается только одна река (Атрек) на самой границе с Персией. Весь же остальной берег (2300 верст) абсолютно безводен. Нет даже ручейков. Это отсутствие воды вызвало существование на Среднеазиатской ж. д. особых «водяных поездов», представляющих ряд платформ с установленными на них баками с водой. Мы их встречали очень часто; по мере приближения к Красноводску число их заметно увеличилось.




В Красноводск мы прибыли 27-го июня и в тот же день отправились на пароходе в Баку и дальше в Астрахань. Красноводском окончился наш обзор Среднеазиатских владений. Дальнейшее путешествие пролегало среди более культурных мест, описание которых встречается в печати слишком часто. Поэтому я ограничусь самыми общими указаниями.

Каспийское море, которое мы пересекли сначала поперек, а потом и вдоль, встретило нас довольно неприветливо. Сейчас же по выходе из Красноводского залива нас начало швырять из стороны в сторону. Это не была та благородная качка, которую мы испытывали, например, в прошлом году в Атлантическом океане, там чувствовалась мощь, между тем как здесь сказывалось сердитое бессилие. Беспорядочно, с какой-то мелкой злобой, волна ударяла сначала в один борт, затем в корму; мы перебрались на носовую часть верхней палубы, и немедленно нас окатило с ног до головы. Хорошо, что было тепло, и потому такое неожиданное купанье пришлось даже кстати. Экскурсанты держались молодцом. Несмотря на то, что многие из них были первый раз на море, только некоторые отдали дань Нептуну.

На следующее утро мы прибыли в Баку. Пароход должен простоять здесь полдня, и мы воспользовались этим временем для осмотра города. Злобой дня являлась здесь постройка собственных купален, и местные газеты сплошь были заняты описанием важности этого события. Так как времени для поездки на нефтяные прииски у нас бы не хватило, то экскурсанты решили утилизировать его на купанье. Оказалось, что купанье в Баку с успехом заменяет поездку на Апшеронский полуостров. Вода представляет собой месиво из нефти, кусков соломы и различных отбросов. Во всяком случае, грязь и вонь не меньшая, чем на нефтяных приисках. Что касается купален, то они действительно очень красивы, в особенности с моря.



Баку. Александровские купальни. (ourbaku.com)

На пароходе мы провели еще два дня. Местами мы приближались к берегу, и тогда отлично были видны снеговые вершины Кавказских гор, скрывающиеся в облаках. Утром 30-го июня мы пришли на так называемый 9-ти-футовый рейд, представляющий собой единственную в своем роде картину. Здесь перегружаются морские суда на более мелко сидящие речные пароходы. На большом пространстве раскинулись сотни барж, расположенные в открытом море на мертвых якорях. Это целый город, с больницей, лавками, полицейским участком, клубом и т. п. учреждениями. Здесь есть почта, телеграф и телефон. От Астрахани его отделяет расстояние в 100 с лишним верст. Мы пересели на речной пароход, который ходит только до Астрахани, куда мы и прибыли в 7 вечера. Здесь мы пересели на роскошный пловучий дворец - «12-й год». Последний представляет собой последнее слово техники и удобства, так как выстроен только в прошлом году. Приводятся в движение не паром, а двигателями внутреннего сгорания системы Дизеля, почему и называется теплоходом. Идет он совершенно бесшумно. Впечатление такое, будто он скользит по воде; единственным недостатком является, по моему мнению, какая-то вибрация всего корпуса, особенно ощутимая на корме и на носу.




Теплоход «Двенадцатый год» (1912) серии «Бородино». Впоследствии носил имя «Год Октябрьской революции» (с 1918 г.) и «Семнадцатый год» (с 1935 г.). Сгорел на Астраханском судоремонтном заводе в 1978 г.

Здесь мы провели целую неделю, проехав по Волге от Астрахани до Нижнего. Впечатление, которое оставила на экскурсантов эта часть путешествия, вряд ли когда-нибудь изгладится. Целыми часами стояли мы и любовались развертывавшимися перед нами картинами. Перед нами проплыл знаменитый утес Стеньки Разина, чарующие своими красотами Жигулевские горы, масса городов и местечек. С особенным интересом смотрели мы на знаменитый Сызранский Александровский мост, по которому мы проезжали три с половиной недели тому назад. Казалось, что это было очень давно.

В Нижний мы приехали рано утром 7-го июля. Целый день мы посвятили осмотру этого исторического места. Побывали в Кремле, осмотрели старинный Спасо-Преображенский собор, поклонились могиле Минина, побывали на знаменитой площади, откуда, по преданию, обратился к народу со своей речью Минин, призывая пожертвовать все для спасения родины; теперь здесь стоит памятник Минину и Пожарскому. Осмотрели Архангельский собор и музей в Дмитровской башне, где собрана новгородская старина. Остальное время было посвящено осмотру знаменитой ярмарки, которая хотя еще на начала функционировать, но тем не менее произвела впечатление своими массивными складами, раскинувшимися на громадном пространстве.




Памятник Минину и Пожарскому в Мининском саду Нижегородского кремля. М. П. Дмитриев

Благодаря любезности пароходной администрации мы могли в этот день еще пообедать на пароходе и оставить вещи до того времени, пока нам не нужно было ехать на вокзал. Этот последний обед на Волге особенно памятен его участникам. Стол был приготовлен на верхнем балконе, и мы обедали, любуясь картиной Волги и Новгорода при заходящем солнце. После обеда мы еще с час просидели на пароходе, наслаждаясь чудным видом заката солнца на Волге. Кроме того, экскурсанты затеяли особый вид спорта. На Волге масса чаек. Кто-то бросил за борт кусок хлеба, и моментально целые стаи чаек бросились в этом направлении. Сейчас же были куплены на берегу булки и началось кормление чаек. Постепенно многие из них так расхрабрились, что чуть не вырывали куски из рук. Наконец дело дошло до того, что куски хлеба не успели падать в воду. Чайки наловчились до такой степени, что стали хватать их на лету. Экскурсанты нарочно подбрасывали куски вверх, и [в] воздухе начиналась целая баталия. Иной кусок несколько раз переходил из клюва в клюв, пока наконец наиболее ловкая не завладевала им. Стали появляться фавориты. Экскурсанты явно вошли в азарт и истратили порядочно мелочи на покупку булок. Так продолжалось, пока не стемнело. Мы нагрузили вещи на подводу и эскортировали ее до вокзала.

В Москву мы приехали утром 8-го числа, но попали крайне неудачно. Как раз в этот день была забастовка трамваев, а это обстоятельство, при московских расстояниях, было более чем ощутительно. Тем не менее экскурсанты осмотрели Кремль, памятник Александру II, терема, храм Христа Спасителя, исторический музей и музей Императора Александра III. Кроме того, пришлось пройти пешком через весь город от Курского вокзала до Брянского. В результате было сделано не менее 30 верст пешком, что сильно утомило участников экскурсии.

Переезд от Москвы до Киева прошел без всяких инцидентов, и утром 10 июля мы приехали в Киев, проведя, таким образом, в путешествии почти месяц.

В. Волошинов

Материалы об Асхабаде, Геок-Тепе, Красноводске и других пунктах Закаспийской области:
https://rus-turk.livejournal.com/544343.html

история российской федерации, .Кавказский край, Баку, история азербайджана, выставки/музеи/библиотеки, описания населенных мест, стройки века, Красноводск/Туркменбаши/Туркменбашы, .Закаспийская область, Нижний Новгород/Горький, 1901-1917, железные дороги, войны: Туркестанские походы, история туркменистана (туркмении), Геок-Тепе/Гёкдепе, флот/судоходство/рыболовство, Асхабад/Полторацк/Ашхабад/Ашгабат, Астрахань, Москва, Артык, 1876-1900

Previous post Next post
Up