Бухтарминские староверы. Материалы Казакстанской экспедиции Академии Наук (1927). 3. Жилище

Mar 30, 2023 01:37

Е. Э. Бломквист. Постройки бухтарминских старообрядцев // Бухтарминские старообрядцы (Материалы комиссии экспедиционных исследований. Вып. 17. Серия казакстанская). Издание Академии Наук СССР. - Л., 1930.

1. Природа и люди
2. Хозяйство

См. также: Бухтарминские староверы на снимках А. Н. Белослюдова (1912-1914)
Постройки бухтарминских старообрядцев представляют большой этнографический интерес ввиду того, что это население, поселившееся на Бухтарме в середине XVIII в., занесло сюда традиции и строительную технику XVII-XVIII веков и, в силу удаленности края и слабой связи с городом, в значительной мере в отдельных штрихах и деталях сохранило ряд архаизмов до настоящего времени. Наряду с этими архаизмами в постройках бухтарминских кержаков наблюдаются также наслоения более позднего времени. И это уживание рядом старого и нового и ряд контаминированных форм представляют также определенный интерес. Вследствие этого, при обследовании бухтарминского района, изучение построек велось в двух разрезах: с одной стороны, отыскивались интересующие этнолога пережитки прошлых столетий, восходящие в значительной мере к более старому времени, а с другой стороны, прослеживалась эволюция как самой постройки, так и ее деталей; в результате этой эволюции, несложные постройки древнейшего типа превратились в очень сложные и развитые постройки последних десятилетий.



1. Старинная изба под двухскатной крышей с глухим крыльцом. Слева - сушила. Деревня Печи



Основной материал собран в наиболее типичных пяти ясачных [Ясачными они назывались потому, что до 1878 г. платили не подать, а ясак, как инородцы.] деревнях: Белая, Фыкалка, Язовая, Печи, Коробиха. Во всех этих деревнях исследователя поражает одновременно уживание двух, казалось бы, несовместимых особенностей, а именно: при сохранении ряда архаизмов в технике и плане постройки, в убранстве и в отделке внутри дома наблюдается значительное приближение к городу. Эти две противоположности вполне уживаются в одном и том же доме, и, несмотря на многие архаизмы, жилища кержаков, в отношении убранства, ушли значительно дальше, чем обычная типичная великорусская изба севера (не говоря уже о юге). Это обстоятельство объясняется в значительной мере издавней зажиточностью населения, которое, при наличии свободных средств, могло внести в свой обиход многие предметы деревенской роскоши, что и отражалось, главным образом, на внутреннем убранстве. В основном характере и плане кержацкой постройки влияние городской культуры сказывается много слабее, с одной стороны, в силу того, что население крепко держится старых традиций, а с другой, в силу того, что в этой области не наблюдается влияние заезжих мастеров, так как постройки возводятся местными плотниками, а в старину производились самими кержаками.



2. Ворота с двумя высокими калитками по бокам



3. Резные ворота с двумя высокими калитками по бокам. Деревня Фыкалка



4. Дом богатого мараловода

Деревни обследованного района, крайне разнообразные по первому впечатлению, имеют, в сущности, много общего в расположении. Прежде всего, все они расположены на берегах рек в тех местах, где горы как бы расступаются, давая ровные долины, годные для поселения равнинного человека. Одни деревни расположены по берегам р. Бухтармы, главной водной артерии края, широкой и полноводной сплавной реки (дд. Печи, Коробиха), другие - дальше в горах, по мелким горным речкам и ручьям, зажатые меж стенами гор, но всегда на плоском ровном месте речной долины. В обследованных деревнях почти всегда можно выделить более старую часть селения, расположенную в наиболее удобной части речной долины, где дома идут по одну или обе стороны улицы (в зависимости от рельефа местности), вдоль самого берега реки; здесь обычно расположены старые крепкие, наиболее зажиточные, хозяйства, это - главная часть селения. При росте селения можно наметить две разновидности: 1) улица постепенно разрастается в оба конца и в сторону, по направлению к горам, что является возможным, когда селение расположено в широкой речной долине (как, например, Печи, Белая); появляется вторая улица, параллельная первой, но дальше отстоящая от реки, или 2) когда деревня стеснена в горах и от главной части постепенно наростают ветвления во все ложки, впадающие в главную долину; это особенно видно на примере деревни Язовой, растущей в трех направлениях - вниз по долине и вверх по двум ее разветвлениям; за такой план эту деревню зовут, в насмешку, штанами. Новоселы-переселенцы селятся уже на самых окраинах («на забоке» [Забока - сибирское слово, обозначающее край, лесок вдоль берега речки часть чего-либо, отделившаяся в бок, речной рукав (Даль. Толковый словарь живого великорусского языка).]), зачастую очень неудобных для поселения и уже почти не имеющих ровных горизонтальных мест для усадьбы; домики их лепятся в гору (д. Фыкалка), иногда в совершенно узких ущельях (д. Язовая), или спускаются в самые неудобные болотистые места речной долины (д. Белая), или перебрасываются на противоположный берег реки (д. Белая).



5. Старинная двухскатная изба



6. Старинная изба Н. И. Николаева с поперечной лестницей и нижней кухней. Деревня Печи



7. Старинная изба под двухскатной крышей с глухим крыльцом. Деревня Белая

Когда подходишь к бухтарминской деревне вплотную, получается общее впечатление чего-то неустроенного, незаконченного, хотя население живет здесь уже с 90-х годов XVIII века. Наряду с высокими своеобразными домами старой архитектуры, с глухими крыльцами, богато украшенными (балконы, расписные ставни, галерейки вокруг дома) - то тут, то там видишь недостроенный дом, или пятистенок с кое-как набросанной односкатной крышей; вдоль улиц тянутся длинные ограды из жердей. Почти совершенно нет зелени - ни садов, ни палисадников, ни деревьев. Грязь на улице, в связи с влажным климатом, частыми туманами и дождями, непролазная, в смеси с конским навозом, труднопроходимая; улица никогда не убирается; лишь вдоль домов идут кое-как положенные доски и бревна, играющие роль тротуаров, да от дома к дому через улицу набросаны доски, бревна или камни. Все вместе создает почти полную невозможность проезда по улице на телеге, а в дождь - и невозможность проезда для верховых (попадаются лужи, где грязь почти по брюхо лошади), которые тогда едут за домами, по склонам долины, каменистым и дренированным уже в силу своего наклона. Вся эта неприглядность деревни вырисовывается на фоне чудесных зеленых гор, покрытых лугами, зарослями жимолости, «шипичника» (шиповник), малины, черемухи, а выше их - подымаются острые иглы пихтовых верхушек. Только в Фыкалке, одной из высочайших русских деревень Алтая (высота над уровнем моря - 1.205 м), расположенной уже среди пихтового леса, видны на горизонте с востока безлесные остроконечные вершины.



8. Пятистенок с крышей временного типа. Деревня Печи



9. Дом под трехскатной с мезонином крышей, с карнизом

Так как все деревни расположены на реках, то жители пользуются для всех своих потребностей исключительно речной водой и совершенно не имеют колодцев. В зависимости от речного режима, стоит и разница селений в условиях водоснабжения. Так, в д. Язовой, стоящей на сложной системе переплетающихся горных ручьев и протоков, крайне маловодных, за исключением краткого весеннего периода, население бедствует из-за отсутствия хорошей питьевой воды. <…>

Весной же, во время высокой воды, в низких, позднее населенных местах, постройкам угрожает опасность быть размытыми, в связи с чем в особо угрожаемых местах (в д. Язовой) против усадеб поставлены «кобылки»: кобылка - довольно толстое бревно, с одной стороны подпертое двумя врубленными в него березовыми кольями; наклоном своим обращенное против течения, оно ослабляет силу весенней воды; 5-6 таких кобылок предохраняют усадьбу от размывания. Особенно высоко поднимается Бухтарма, сильно подмывающая берега, в связи с чем приходится даже переносить постройки от берега вглубь двора (весной 1927 г. на окраинах д. Коробихи было «по пояс Бухтармы в ограде»).



10. Изба под двухскатной крышей с крыльцом на стойках и открытой лестницей. Деревня Белая



11. Изба с амбаром под одной крышей. Деревня Печи

На первый взгляд в расположении построек кержацкой усадьбы нельзя подметить никакой закономерности: дома стоят как попало - и вдоль улицы, и поперек, и под разными углами. При более близком знакомстве, можно выделить два основных типа: 1) жилая постройка помещается в глубине двора и 2) жилая постройка одной стороной выходит на улицу.

Наиболее старым является первый тип, когда жилая постройка помещается в глубине двора (или, по-местному, ограды), перпендикулярно к улице, параллельно или под углом к ней. Так стоят теперь большей частью старинные связи, новых домов так уже не ставят. По объяснениям самих старообрядцев, строились так, чтобы уйти от мирского соблазна, чтобы меньше грешить (говорят о девушках: «Посмотрит на улицу и нагрешит больше»). Таких построек в глубине ограды, не выходящих на улицу, больше всего сохранилось в д. Язовой, вообще лежащей в стороне и крепче остальных деревень сохраняющей старый быт.



12. Старая связь Г. Н. Коновалова. Деревня Печи

Во втором типе, характеризуемом тем, что жилая постройка выходит на улицу, можно наметить два подразделения:

а) более старое, когда постройка стоит узкой стороной на улицу (т. е. перпендикулярно к ней), наблюдается, главным образом, у старых связей с глухим крыльцом и входом сбоку, изредка у «круглых» изб с сенями;

б) более позднее, хотя встречающееся уже на постройках пятидесятилетней давности: широкой стороной на улицу (параллельно ей), на более зажиточных постройках - с открытым балконом против сеней на улицу, с глухим крыльцом и входом сзади.



13. Балкон на кронштейнах, прирубленный к сеням дома. Деревня Белая

Новые постройки - «круглые» избы, пятистенки и крестовые дома - всегда ставятся на улицу и большей частью широкой стороной, с ходом сбоку или сзади, почти никогда - с улицы.

Интересно расположение, являющееся как бы переходным от первого типа ко второму, когда старая связь стоит широкой стороной вдоль улицы, но не имеет ни одного окна на улицу или лишь одно окно из сеней. Такие постройки с глухими стенами на улицу можно еще встретить и в соседних деревнях, например, в с. Солдатское (Таловка) [Б. Герасимов . Поездка в Южный Алтай. Записки Семипалатинского п/отдела Русск. геогр. о-ва, вып. XVI, Семипалатинск, 1927, стр. 150.] и далее к северу от Южного Алтая, у так называемых «поляков», имеющих много общего в быту с каменщиками [Каменщики - так называли прежде забежавших в «камень», т. е. в горы: .столь употребительное некогда слово (см. старую литературу об Алтае) совершенно вымерло и утерялось из памяти населения.]. Эта глухая стена особенно ярко напоминает о тех временах, когда населению приходилось вести борьбу с бродившими в горах туземными племенами, и когда каждый дом должен был являться крохотной крепостцой.

Наличие этой глухой стены и расположения усадьбы в глубине двора дает, думается, возможность поставить вопрос об «окраинном» типе застройки крестьянской усадьбы, создававшемся на неспокойных границах государства. Такой, например, «окраинный» тип, аналогичный алтайскому, мы имеем хотя бы в Орловской, Рязанской и Воронежской губерниях, в усадьбах государственных крестьян-однодворцев, поселенных правительством в XVII веке на южной окраине, для защиты ее от кочевников.

ТИП КРЕСТЬЯНСКИХ ДОМОВ

Самой распространенной жилой постройкой является изба, в основе своей представляющаяся северно-великорусской избой на подклете, рубленной из дерева, с тесовой крышей. Но такой облик бухтарминское жилище получило далеко не сразу. По рассказам стариков, при первоначальном поселении в глухих ущельях Алтайских гор, когда «каменщики» бежали от бергальства и прятались в горах (см. статью «Кто такие бухтарминские старообрядцы»), - они рыли землянки, ставили постройки к камню, ставили небольшие срубы с каменкой. От этого периода, когда каменщики были неуверены в завтрашнем дне, тип таких временных построек переживает в промысловых охотничьих избушках, которые строятся кержаками, уходящими в горные леса на зимний период охоты (на сходство указывает само население); это - небольшие срубы с каменкой и небольшим окном; дым при топке выходит в дверь (сравнить фот. черной бани), кроют их желобником (см. главу о крышах). Постоянные постройки каменщики стали рубить с 1792 г., когда были «прощены» императрицей Екатериной за свое укрывательство в горах и получили права инородцев (см. вышеупомянутую статью). С этого времени, когда они спустились из глухих ущелий в широкие долины - места нынешних своих поселений - и следует вести историю построек.



14. Избушка, крытая желобнико́м (выдолбленные полубревна - «желобины»)

Наиболее простой в настоящее время является изба «одноколок», т. е. однокамерная постройка, в которой сосредоточена вся жизнь семьи, сруб (4¼ × 5½ × 5½ м) без сеней с выходом из избы прямо на улицу, с крышей временного типа. Такая постройка является большой редкостью для коренного кержацкого населения, в большей части зажиточного, но нередко встречается на окраинах деревень у новоселов-переселенцев.



15. Изба-одноколок. Деревня Печи

Следующей по сложности является изба-«ординарка», или «круглая», т. е. изба с сенями, обычного северного типа, характерная для уже освоившихся и укрепившихся переселенцев и для наименее зажиточного слоя кержацкого населения. У переселенцев она большею частью имеет еще незаконченную односкатную или, чаще, двускатную невысокую крышу на стойках (см. главу о крышах); у кержаков она имеет большей частью высокую тесовую двускатную крышу в шпунт и часто еще осложняется боковыми пристройками с широких сторон. Около половины (от 50 до 56%) общего числа построек приходится на долю простых или круглых изб, причем половина этого количества принадлежит переселенцам, и лишь половина кержакам (см. статистическую таблицу), так как при 25-27% переселенцев из общего населения, из 50-56% круглых изб половина придется на их долю. Исключение составляет Фыкалка, являющаяся наиболее богатым поселком, где, при наличии 27% переселенческих дворов, простых изб всего 29%, следовательно, у кержаков их почти нет, и эти 29% (за исключением 2% кержацких) падают на переселенцев.



16. Старая изба-ординарка с глухим крыльцом и боковой пристройкой. Деревня Белая



17. Изба-ординарка



18. Старая изба-ординарка

Третьим типом является пятистенок, или, как на Бухтарме говорят, «пятистенник», состоящий из избы с печью, горницы с голландкой и примыкающего к обоим сбоку помещения, соответствующего сеням или коридору, называемого крыльцом. Способ соединения крыльца с жилым помещением двоякий: а) у пятистенков старого типа конца XIX века с двускатной крышей крыльцо лишь прислонено к пятистенку, на углах рублено в лапу, а около торцов пятистенка - в паз и имеет свою односкатную крышу, прилегающую к двускатной крыше пятистенка; б) у пятистенков нового типа, но довоенного времени, крыльцо является органической частью всей постройки, рубится с нею вместе, связано конструктивно и кроется общей четырехскатной крышей.



19. Старый пятистенок Е. Е. Качесова, в глубине ограды. Деревня Язовая



20. Прирубленное глухое крыльцо пятистенка Е. Е. Качесова. Деревня Язовая

Пятистенки, главным образом, принадлежат группе выше середняцкой и, в среднем, составляют немного менее трети общей суммы построек (от 28% до 34% ); исключение составляет Фыкалка, где мы имеем 41% пятистенков и где, таким образом, немного менее половины кержацкого населения (наименее зажиточной) живет в пятистенках.



21. Пятистенок под четырехскатной крышей

Четвертым типом является связь, состоящая из двух изб с русскими печами (или избы и горницы с голландкой), с сенями посередине, с прирубленным крыльцом (см. главу о крыльцах). Типичной для этих связей является крутая двускатная крыша, хотя в нескольких случаях приходилось встречать и четырехскатную крышу на связях с балконом, поставленных вдоль улицы; но это устраивали лишь очень зажиточные хозяева, и главным образом в д. Фыкалке, вообще самой богатой мараловодческой деревне края. Связь типична для наиболее состоятельных кержаков прежнего времени и сейчас уже является исчезающим типом.



22. Двухэтажная связь И. К. Коновалова со стороны улицы. Деревня Печи



23. Двухэтажная связь И. К. Коновалова со стороны проулка. Деревня Печи



24. Двухэтажная связь И. К. Коновалова со стороны двора. Деревня Печи

Интересно сопоставление цифровых данных о числе связей с культурным состоянием поселка: так, в трех деревнях ясака [Термин «ясак», официально уничтоженный пятьдесят лет тому назад (в 1878 г.), в устах населения живет до сих пор и служит для обозначения .определенного района по среднему течению Бухтармы.], наименее подвергшихся влиянию города (Язовая, Белая и Фыкалка), мы имеем от 10 до 20% связей. В деревнях же, наиболее отшатнувшихся от старого быта, мы имеем 3% - в Печах и 2% в наиболее «измирщившейся» Коробихе. Как более богатые постройки старого времени следует отметить двухэтажные связи, встречающиеся в количестве около 3% в большей части деревень.



25. Связь с поперечной пристройкой и крытым двухскатной крышей крыльцом (дом И. В. Коробейникова); слева - сушила. Деревня Белая



26. Связь с отдельной кухней. Деревня Белая



27. Общий вид связи со старинным крыльцом. Деревня Белая



28. Верхняя часть крыльца старинной избы. Деревня Белая

Наиболее пышной постройкой старого времени является пятый тип - крестовая связь, состоящая, в сущности, из двух пятистенков, связанных «колидором», с балконом на улицу от сеней, с четырехскатной крышей. Крестовая связь встречается в единичных случаях и, по-видимому, нетипична, относясь к переходному времени. Крестовых связей было много в богатой деревне Берели, расположенной к востоку от ясака, вверх по Бухтарме (см. карту), но все они погибли во время гражданской войны, когда Берель вся была выжжена дотла.



29. Крестовая связь Ф. Акулова со стороны улицы; крыша четырехскатная, балкон на стойках. Деревня Коробиха



30. Старинная крестовая связь с балконом. Деревня Фыкалка

На смену постройкам типа связи, пришел шестой тип - крестовый дом под четырехскатной крышей, представляющий собой постройку, разделенную двумя перпендикулярными стенами на четыре помещения; по большей части в одном из них - русская печь, а в другом - голландка. Иногда четвертая часть крестового дома используется как терраса и лишь ¾ представляют собой полезную площадь (кухня, комнаты). Процент крестовых домов невелик; их строят лишь наиболее состоятельные, поэтому больше всего их в богатой Фыкалке (18%), в остальных же - значительно меньше (6-8% ). Довольно много крестовых домов было в д. Белой, но при громадном пожаре, в июне 1927 года, выгорело 17 наиболее богатых хозяйств, имевших крестовые дома и связи.



31. Новый крестовый дом. Деревня Коробиха



32. Дом под четырехскатной крышей с наружной галереей. Деревня Коробиха



33. Новый дом под четырехскатной крышей



34. Новый дом под четырехскатной крышей



35. Новый дом под четырехскатной крышей с открытой галереей. Деревня Белая

Все указанные шесть типов бытуют в каждой кержацкой деревне, и только в единичных случаях наблюдаются отступления; так, например, у переселенцев, особенно маломощных, встречаем не только избы-одноколки, но и саманные постройки.



36. Саманная постройка переселенцев. Деревня Печи

Это убогие избушки, сложенные из крупных саманных кирпичей, с плоской земляной крышей, того же типа, какой можно видеть в безлесных местах хотя бы нарымской долины - в г. Большенарымске, в Бурановской, в Малой Красноярке на берегу Иртыша. Здесь, на Бухтарме, это объясняется не географическими причинами, так как горы кругом поросли лесом, а чисто экономическими - малым количеством лошадей и невозможностью вследствие этого доставить лес с гор. <…>





37. Старая изба с резными долбленными наличниками; под крышей вялится мясо. Деревня Белая



38. Крыльцо городского типа. Деревня Печи



39. Балкон на кронштейнах, прирубленный к сеням дома (связь И. В. Коробейникова). Деревня Белая



40. «Крашеный» балкон старинной избы. Деревня Фыкалка



41. Новый наличник с накладной пиленой резьбой. Деревня Белая



42. Угол старой избы. Расписная ставня в связи И. В. Коробейникова. Деревня Белая



43. Расписные двустворчатые ставни в доме Ф. Акулова. Деревня Коробиха



44. Расписная ставня в доме Ф. Акулова. Деревня Коробиха



45. Горница в связи И. К. Коновалова. Деревня Печи



46. «Перья касачинны» (перья глухаря) - украшение стен горницы



47. Дверь в горнице



48. Роспись в доме Н. И. Чанова. Деревня Коробиха



49. Расписная дверь



50. Роспись в доме Н. И. Чанова. Деревня Коробиха



51. Роспись в доме Н. И. Чанова. Деревня Коробиха



52. Роспись на красном фоне в доме Н. И. Чанова. Деревня Коробиха



53. Роспись в доме Н. И. Чанова. Деревня Коробиха



54. Расписной потолок в доме Н. И. Чанова. Деревня Коробиха



55. Расписной потолок в доме Н. И. Чанова. Деревня Коробиха



56. Расписной потолок в доме И. В. Коробейникова. Деревня Белая



57. Роспись по штукатурке (марал и лев). Деревня Фыкалка



58. Расписной потолок в доме И. П. Козлова. Деревня Печи



59. Стенная роспись в доме Ф. Акулова. Деревня Коробиха



60. Стенная роспись в доме Ф. Акулова. Деревня Коробиха



61. Печь со стамико́м и го́лбчиком. Деревня Белая



62. Печь с расписными опечком и печным столбом



63. Печь без стамика́ и го́лбчика с расписными опечком и печным столбом в доме Г. Н. Коновалова. Деревня Печи



64. Печь с расписными опечком и приступком



65. Расписная голландка в доме И. В. Коробейникова. Деревня Белая



66. Диван деревянный



67. «Камот». Деревня Печи



68. Легкая мебель в избе-ординарке или кухне



69. Коврик петлевой. Деревня Печи



70. Коврик петлевой. Деревня Печи



71. «Рукотёрты» (полотенца) старинного типа



72. «Рукотёрты» (полотенца) старинного типа



73. «Рукотёрты» (полотенца) старинного типа



74. «Рукотёрты» (полотенца)



75. Три узорных пояса, вытканных из разноцветной шерсти



76. Пять узорных поясов



77. «Ящик» - сундук с приданым молодухи. Деревня Печи

См. также:
Г. И. Спасский. Путешествие по Южным Алтайским горам в 1809 году
К. Ф. Ледебур. Путешествие по Алтайским горам и предгорьям Алтая (отрывок)
Л. К. Полторацкая. Поездка по китайской границе от Алтая до Тарбагатая
Л. К. Полторацкая. Бременская экспедиция в Семипалатинской области
Л. К. Чермак. По поселкам Степного края
Н. Мордвинова. Экскурсия на Алтай воспитанниц Семипалатинской женской гимназии
А. Н. Белослюдов. К истории «Беловодья»

Берель, 1918-1991, переселенцы/крестьяне, история казахстана, Печи/Верх-Бухтарминская/Барлык, бломквист евгения эдуардовна, Язовая/Жазаба, фото, описания населенных мест, Фыкалка/Фыкальская/Бекалка, Белая/Аксу, русские, жилище, война гражданская 1918-1921, староверы, Таловка/Солдатово, .Казакская АССР 1925-1936, Коробиха/Коробишенская

Previous post Next post
Up