Бухтарминские староверы. Материалы Казакстанской экспедиции Академии Наук (1927). 2. Хозяйство

Mar 27, 2023 23:56

Е. Э. Бломквист, Н. П. Гринкова. Хозяйственный быт бухтарминских старообрядцев // Бухтарминские старообрядцы (Материалы комиссии экспедиционных исследований. Вып. 17. Серия казакстанская). Издание Академии Наук СССР. - Л., 1930.

1. Природа и люди
2. Хозяйство
3. Жилище

См. также: Бухтарминские староверы на снимках А. Н. Белослюдова (1912-1914)
Хозяйственный быт русского старообрядческого населения на Бухтарме представляет большой интерес в силу своеобразного преломления русской культуры на дальней окраине государства в чуждых для русского горных условиях. Поэтому кроме основных наших заданий - собирания материалов по жилищу и одежде, нами был обследован и хозяйственный быт, хотя и не в одинаковой полноте в различных его частях. Хозяйственный быт бухтарминских старообрядцев, как у всякой группы населения, обусловливается целым рядом факторов. Прежде всего, при анализе отдельных явлений, мы сталкиваемся с определенной северновеликорусской культурой и с теми навыками, которые занесли с собой в Бухтарминскую долину забежавшие сюда каменщики. В этих формах северновеликорусского быта наблюдаются в той или иной мере отклонения, обусловленные физико-географическими условиями района, так как забежавшие сюда северновеликоруссы, типичные жители равнины, попав в горные условия, должны были приспособиться к ним и в той или иной мере изменить некоторые формы хозяйства.



1. Сушка вываренных маральих рогов



Вследствие оторванности от культурных центров и внешнего мира, жители бухтарминской долины, в особенности на первых порах своего поселения, были предоставлены самим себе и должны были сами обслуживать все стороны своего хозяйства. Это обстоятельство и до настоящего времени имеет место в хозяйственном быту бухтарминцев и особенно ярко сказывается в наиболее глухих и отдаленных горных деревнях, лежащих в стороне от самой Бухтармы. Эти деревни (Язовая, Белая, Фыкалка) в большей мере, чем весь остальной бухтарминский район, до настоящего момента сохраняют натуральные формы хозяйства. Здесь ярче, чем где-либо, чувствуется ряд архаизмов как во всем укладе, так, особенно, в хозяйственном быту. Вместе с тем, эти деревни являются наиболее зажиточными, и это обстоятельство обусловливает особенно высокую покупательную способность, вследствие чего, наряду с архаичными формами, мы встречаем в этих деревнях ряд элементов городской культуры.

Ниже, в отдельных главах, нам неоднократно придется отмечать причудливое соединение в быте бухтарминских каменщиков бытовых форм XVI-XVII вв. с явлениями XIX-XX вв. Весьма примитивные формы, являющиеся пережитками старины и в значительной мере обусловленные старыми формами натурального хозяйства, живут бок о бок с новыми достижениями техники. Так, например, при почти первобытном способе ведения сельского хозяйства, при залежной системе, плохой вспашке и т. д., встречаем оборотные плуги, косилки, веялки и т. п. При большом наборе в среднем хозяйстве эмалированной и расписной фаянсовой посуды для различных надобностей, каждая хозяйка изготовляет сама себе грубые, тяжелые толстостенные горшки. При сохранении старинного покроя одежды, широко и издавна распространено употребление покупных тканей для изготовления одежды. Наряду с таким облегчением в женской работе, как швейная машина, встречаем медленный ручной способ сбивания масла. Общий уклад хозяйства объясняет полное отсутствие среди коренного кержацкого населения каких бы то ни было кустарных промыслов. Продукты земледелия, скотоводства, пчеловодства и охоты дают в достаточном количестве самое необходимое для местного населения, обеспеченного землей и живым и мертвым инвентарем. Доходы от мараловодства и охоты предоставляют лишние денежные средства, с избытком покрывающие оплату налогов и позволяющие заводить в домашнем обиходе деревенские предметы роскоши. Заниматься тем или иным видом подсобного кустарного промысла для коренного кержацкого населения нет никакой необходимости, и у него искони не развилось к этому склонности. Только в деревнях, где менее развиты пчеловодство и мараловодство (например, в Коробихе), население частично прибегает к подсобным занятиям. <…>



2. «Съемник» - крытое помещение для спилки рогов внутри маральника



3. Ручной марал



4. Ручной марал



5. Суживающийся «рукав» для загона маралов



6. Суживающийся «рукав» для загона маралов



7. Изгородь маральника



8. Часть маральника



9. Угол маральника. Вид на левый берег долины р. Бухтармы



10. Сторожка казака - сторожа маральника



11. Перевозка ящика со стеклами на «та́сках». Деревня Белая



12. Перевозка бревна на «волока́х». Деревня Коробиха



13. «Медведки́» для перевозки бревен по дорогам в летнее время



14. Перевозка бревен на «медведка́х»



15. «Передки с коробком» - двухколесный экипаж для перевозки тяжестей



16. «Передки с коробком». Возница сидит верхом на лошади. Деревня Белая



17. Лошадь, запряженная в дровни летом; в седле сидит мальчик в широкополой шляпе



18. Перевозка на дровнях летом молодых деревьев



19. «Ходки́» - покупная телега



20. Ба́ло для сгибания полозьев и дуг. Деревня Фыкалка



21. Ба́ло для сгибания полозьев и дуг. Деревня Фыкалка



22. Просушка согнутых полозьев для саней; дом с крышей временного типа. Деревня Печи



23. Просушка согнутого полоза для саней



24. Плетение пояса на швейке. Кержачки в типичных костюмах. Деревня Белая



25. Корыто с рубчатым дном для валяния сукон. Деревня Коробиха



26. Сновалка для подготовки основы для ткацкого стана. Деревня Белая



27. Сновалка для подготовки основы для ткацкого стана. Деревня Белая



28. Переселенцы. Тканье сита из конского волоса на специальном станке. Деревня Белая



29. Переселенцы. «Сканьё» (скручивание) толстой нити из восьми конских волосков для тканья «решетни»



30. Набойные доски переселенцев



31. Кормление кур старухой-переселенкой



32. Литье сальных свечей. Деревня Печи



33. Литье сальных свечей со станочком. Деревня Белая



34. Поездка на пашню с косой: мужчина и девушка верхом на лошади. Деревня Коробиха



35. Мужчина и женщина верхом на лошади выезжают со двора



36. Женщина с девочкой верхом на лошади выезжает через высокую калитку со двора



37. Поле



38. Горные пашни за деревней Белой



39. Уборка пшеницы. Помочане работают на пашне. Деревня Белая



40. Уборка пшеницы



41. Уборка пшеницы



42. Доставка воды на пашню. Деревня Белая



43. Обед, привезенный хозяйкой с помощницами в полдень на пашню для помочан



44. Обед помочан на пашне



45. Группа обедающих помочан



46. Клуня (крытый ток) для молотьбы хлеба. Деревня Белая



47. Клуня (крытый ток) для молотьбы хлеба. Деревня Белая



48. Перемывка зараженного головней зерна (пшеницы)



49. Сушила (помост для сушки перемытого зерна) в ограде дома М. П. Кривошеина. Деревня Печи



50. Котел «казан» на земляной печурке, выложенной галечником. Деревня Печи



51. Хозяйственные постройки в ограде дома М. П. Кривошеина; посредине - избушка для телят. Деревня Печи



52. Водяная мельница



53. Мельница-мутовка во время работы (щит вставлен). Деревня Фыкалка



54. Перевозка муки в вьючных сумах. Деревня Белая



55. Небольшая пасека в логу среди пашен. Деревня Белая



56. Вид крупной пасеки в лугах. Деревня Коробиха



57. Общий вид пасеки



58. Колода - улей старого типа



59. Нижняя часть воскобойни типа клинового пресса. Деревня Язовая



60. Нижняя часть воскобойни типа клинового пресса



61. Нижняя часть воскобойни типа клинового пресса. Деревня Коробиха



62. Толчея для изготовления ячменной крупы. Деревня Фыкалка



63. «Болтушка» (маслобойка) с подливным колесом, установленная на запруженном ручье



64. «Болтушка» (маслобойка) с надливным колесом на горном ручье (вал сдвинут). Деревня Язовая



65. «Болтушка» (маслобойка) с надливным колесом на горном ручье. Деревня Язовая



66. Процеживание сусла для пива



67. Домашнее приготовление самогона



68. Ручные гончарные круги. Деревня Фыкалка



69. Доставка травы - корма для скота - с горных лугов. Деревня Печи



70. «Рассадник» для капусты и свёклы, на высоких столбах; справа - группа крестьян на фоне деревенской улицы. Деревня Язовая



71. Свинья с «вилами» на шее



72. Повить - зимнее помещение для скота, от ветров защищено забором. Повить для скота с заплотом. Деревня Белая



73. Приготовление черемухового обруча. Работа «на мосту» в ограде дома. Деревня Печи



74. Насаживание черёмухового обруча на пихтовую кадку при помощи топора. Деревня Печи



75. Амбар и завозня в ограде дома М. П. Кривошеина. Деревня Печи



76. Навес для хранения сельскохозяйственных орудий



77. Огороженный двор для лошадей и крупного рогатого в усадьбе П. Кривошеина. Деревня Печи



78. Общий вид усадьбы (связь, амбар и завозня в ограде). Деревня Белая



79. Группа мужчин около полуразобранного дома



80. Баня с топкой по-черному на берегу р. Бухтармы. Деревня Печи



81. Вход в черную баню



82. Каменистый берег р. Белой



83. Расписная утварь: «ручка» для кваса, прялка, треноги для воды и крышки к ним

ОКОНЧАНИЕ
См. также:
Г. И. Спасский. Путешествие по Южным Алтайским горам в 1809 году
К. Ф. Ледебур. Путешествие по Алтайским горам и предгорьям Алтая (отрывок)
Л. К. Полторацкая. Поездка по китайской границе от Алтая до Тарбагатая
Л. К. Полторацкая. Бременская экспедиция в Семипалатинской области
Л. К. Чермак. По поселкам Степного края
Н. Мордвинова. Экскурсия на Алтай воспитанниц Семипалатинской женской гимназии
А. Н. Белослюдов. К истории «Беловодья»

Фыкалка/Фыкальская/Бекалка, домашнее хозяйство, 1918-1991, Белая/Аксу, переселенцы/крестьяне, русские, гринкова надежда павловна, староверы, история казахстана, Печи/Верх-Бухтарминская/Барлык, бломквист евгения эдуардовна, Язовая/Жазаба, .Казакская АССР 1925-1936, фото, Коробиха/Коробишенская

Previous post Next post
Up