Бухтарминские староверы. Материалы Казакстанской экспедиции Академии Наук (1927). 1. Природа и люди

Mar 25, 2023 20:57

Е. Э. Бломквист, Н. П. Гринкова. Кто такие бухтарминские старообрядцы // Бухтарминские старообрядцы. (Материалы комиссии экспедиционных исследований. Вып. 17. Серия казакстанская.) Издание Академии Наук СССР. - Л., 1930.

2. Хозяйство
3. Жилище

См. также: Бухтарминские староверы на снимках А. Н. Белослюдова (1912-1914)
Летом 1927 года С. И. Руденко предложил нам принять участие в работах Казакстанской экспедиции Академии Наук с поручением обследовать быт части русского населения Казакстана. Для работы был намечен район р. Бухтармы, правого притока Иртыша, в Бухтарминском уезде Семипалатинской губернии [До образования в 1925 году Казакской республики и проведения в пределах ее нового административного деления (выделение Бухтарминского уезда из Усть-Каменогорского), описываемый район входил в состав Алтайского горного округа, в административном же отношении принадлежал к Змеиногорскому уезду Томской губернии; с 1928 года Бухтарминский уезд упразднен и входит в состав Семипалатинского округа.]. <…>



1. Группа мужчин и женщин в праздник. Деревня Язовая



Главная масса русского населения долины - старообрядцы, или, по местной терминологии, кержаки [Название, происходящее от р. Керженца в Семеновском  у. Нижегородской губ.; на р. Керженце были большие поселения старообрядцев. В Сибири это название распространилось на всех старообрядцев, не только выходцев из Нижегородской губернии.]. Среди старожильческого русского населения Алтая вообще преобладают кержаки, отдельные группы которых носят среди местного населения особые названия. Так, кержаки обследованного района по р. Бухтарме носят название «каменщиков». Происхождение этого названия объясняется историей первоначального появления этого населения в верховьях р. Бухтармы. Предки современного бухтарминского населения, состоя по преимуществу из лиц, бежавших с горных заводов Алтая и из других мест, вследствие религиозных преследований, «забежали», как там говорят, в наиболее недоступные места, в ущелья и горы, или «камни», по местной терминологии. От этого названия гор - «камни» - и происходит название данной группы «старообрядцев-каменщиков» [Ср. название города Усть-Каменогорска - устье каменных гор, т. е. место, где начинаются по Иртышу более высокие горы.]. Таким образом, переводя это название с местного говора на литературный язык, алтайских «каменщиков» можно назвать горцами. <…>



2. Маршрут Е. Э. Бломквист и Н. П. Гринковой (август-сентябрь 1927 г.)

В 1792 году, при принятии Екатериной II «каменщиков» в качестве ясачных инородцев, были образованы две инородческие управы или волости - Бухтарминская и Уймонская. Получив права инородцев и не боясь уже близости к крепостям и заводам, так как, на положении инородцев, «каменщики» не могли быть прикреплены к ним, они спустились из высоких горных ущелий, с верхнего течения Бухтармы и ее притоков, заняв наиболее удобные места в долинах горных рек.

Таким образом, вместо существовавших ранее, по преданию, тридцати отдельных мелких поселков в 2-3 дома, разбросанных в малодоступных и малоудобных местах, в 1792 г. образовалось 9 деревень, существующих до настоящего времени. Инородческая Бухтарминская управа просуществовала до 1878 г., когда она была преобразована в крестьянскую волость на общих основаниях; несколько позднее и Уймонская управа была превращена в волость.

Еще до настоящего времени некоторые бухтарминские старики называют себя бывшими инородцами и считают, что они лишились своего «инородства», т. е. особых преимуществ сравнительно с другими крестьянами, недавно, с тех пор, как их стали брать в солдаты. Часто приходится слышать от стариков замечания такого рода: «Мы инородцы, были забе́глы, Екатерина простила, а Китай землю даровал, а с какого то году стали в солдаты брать, лишились инородства».

С 1878 года стали брать бухтарминских кержаков на военную службу, что при первом наборе сопровождалось, по рассказам стариков, сопротивлением со стороны населения. «Каменщики» считали набор произволом местного начальства. Среди бухтарминцев живет еще до сих пор легенда о том, что Екатерина II, приняв их в подданство, освободила их от податей и военной службы «на век» и выдала им соответствующую грамоту. Эта грамота где-то затерялась, по их словам, к 1878 г. Местное начальство с тех пор стало поступать с ними, как со всеми крестьянами, так как они не могли предъявить этой грамоты. Легенду об этой утерянной грамоте рассказывают во всех деревнях, и до сих пор старики считают военную службу бухтарминских кержаков недоразумением, произошедшим вследствие утери этой грамоты. Более сознательные дают такое объяснение переходу ясачных крестьян на общее положение: «Екатерина дала ясак на век, т. е. на сто лет, а кержаки не соображают, что век-то равен ста годам; раз сто лет прошло (т. е. с 1792 по 1892 г.), то и век кончился, и грамота не при чем». В некоторых деревнях еще живы первые солдаты с Бухтармы - это 70-летние старики. Первое поколение отбывало службу в Зайсане, Усть-Каменогорске, Семипалатинске. Второе поколение направляли больше уже в Россию.

По первоначальной переписи в этих деревнях числилось 250 мужчин и 67 женщин [Д. Н. Беликов. Первые русские крестьяне-насельники Томского края. Научные очерки Томского края. Томск, 1898, стр. 43.], но их было больше, так как, по-видимому, при обращении о помиловании, были переписаны не все «каменщики», разбросанные редкими и мелкими поселками в горах. По переписи же 1835 г., в ясаке числилось 326 мужчин и 304 женщины, всего 630 душ. В настоящее время в одних только обследованных нами пяти деревнях живет кержаков свыше 3.000 душ.

После помилования, «каменщики» образовали, как указано выше, 9 деревень, которых считалось пять собственно в бухтарминской долине, а четыре - в стороне от нее; первые, считая снизу, Осочиха, Быкова, Сенная, Коробиха и Печи; последние на высотах по северному берегу Бухтармы - Язовая, Белая и Фыкалка, и над южным берегом - Малонарымская [К. Риттер. Землеведение Азии, 1860, т. III, стр. 87.]. Но уже до 1863 года из Осочихи и Малонарымской выехали почти все «каменщики» из опасения, чтобы не приписали их в число заводских крестьян, на их месте поселились крестьяне заводского ведомства с переименованием названий этих селений: Осочихи в Богатыреву, а Малонарымской в Огневу [А. Принтц. Каменщики, ясачные крестьяне Бухтарминской волости Томской губернии. Записки Русск. геогр. о-ва по общей географии, т. I, СПб., 1867, стр. 559.]. Таким образом, осталось лишь семь коренных «каменщицких» деревень.

Самыми крепкими, лучше всех соблюдающими старину и заветы «стариков», являются селения, расположенные ближе к верхнему течению Бухтармы и к ее верхним притокам - Белая, Фыкалка, Язовая, Печи и Коробиха. Из этих деревень, особенно первые три, лежащие не на самой Бухтарме, а выше в горах, лучше и крепче сохраняют старину. По выражению печинских кержаков, там, в Белой, Язовой и Фыкалке, «самое кержачьё», «галимы [Чистые, настоящие.] кержаки» живут. Печи и Коробиха уже несколько больше тронуты новыми веяниями. Такая характеристика бухтарминских кержацких деревень была получена нами в Семипалатинске у местных работников, а также из расспросов в Большенарымске, являвшемся уездным центром для Бухтарминского уезда, и в Катон-Карагае - волостном центре. Вследствие этого, для детального ознакомления были выбраны пять деревень, причем особое внимание уделено было Язовой, Белой и Фыкалке. Материалы, собранные в этих деревнях, пополнены несколько сведениями о быте д. Быковой, для которой у А. Н. Белослюдова в Семипалатинске имеются материалы, относящиеся к десятым годам нашего столетия. <…>



3. Общий вид за селением Катон-Карагай



4. Общий вид за селением Катон-Карагай

Из выше перечисленных пяти деревень две - Печи и Коробиха - лежат на Бухтарме, протекающей по продольной долине к югу от Холзуна и Листвяги. <…> Средняя высота долины над уровнем моря 700 м; климат долины сравнительно мягкий, так как она защищена горами с севера и доступна для теплых юго-восточных ветров [Таблица сравнительных высот деревень над уровнем моря: Коробиха - 618 м, Печи - 700 м, Белая - 752 м, Верхний Уймон - 936 м, Фыкалка - 1205 м, Берель - 1292 м, Арчаты - 1392 м.].



5. Измерение шестом глубины



6. Вид берега р. Бухтармы



7. Общий вид долины р. Бухтармы



8. Общий вид долины р. Бухтармы



9. Долина р. Бухтармы



10. Общий вид на долину р. Бухтармы



11. Река Бухтарма близ деревни Печи

Деревня Печи расположена на правом берегу Бухтармы, ниже впадения реки Белой, в том месте, где к Бухтарме амфитеатром подходят отроги Малой Листвяги, причем на правом берегу они носят название Деревенской Листвяги, а на левом - Зарешной Листвяги [Большинство названий отдельных хребтов, мелких рек, горных ручьев и разных урочищ в Бухтарминской долине русского происхождения; эти названия в большинстве случаев являются переводом прежних казакских названий или же вновь данными; названия же основных хребтов, крупных рек сохраняются старые. То же явление отмечено и на р. Кабе (Е. Шмурло. Русские поселения за Южным Алтайским хребтом. Записки Зап.-Сиб. отд. Русск. геогр. о-ва, кн. XXV, 1898, стр. 35).]. Из довольно широкой здесь долины открывается к югу прекрасный вид на снежные вершины Курчумского и Нарымского хребтов. Деревня Печи является как бы узлом колесных дорог, расходящихся от нее веером на Коробиху, на Язовую, на Белую, а с последней - на Фыкалку. В момент своего возникновения д. Печи лежала на границе с Китаем, так как левый берег реки уже принадлежал китайцам, но позднее по Чугучакскому договору в 1864 г. оба берега Бухтармы отошли к России. Свое название эта деревня получила «исстари» от множества изрытых пещер - «печей» [Население так объясняет происхождение этих «печей»: прежде в горах водилось много маралов и диких баранов, ходивших на солонцеватые яры, где эти животные вылизали и выбили на солонцах ямы на один аршин и глубже. Сравнить древнерусское печера - пещера.] выше деревни в подходящем к самой Бухтарме горном хребте - Малой Листвяге. Когда было произведено административное деление района, то д. Печи была самым верхним селением по р. Бухтарме и получила официальное название Верх-Бухтарминской, под каковым именем и значится на всех картах. Советская власть восстановила старое название Печи, никогда не исчезавшее из живого языка.



12. Молодой кержак Потап Матвеевич Кривошеин, одетый по-новому, в ограде своего дома. Деревня Печи



13. Молодой кержак Потап Матвеевич Кривошеин, одетый по-новому, верхом на лошади в ограде своего дома. Деревня Печи



14. Мать П. М. Кривошеина в «круглом» сарафане верхом на лошади с кожаными вьючными сумами. Деревня Печи



15. Мать П. М. Кривошеина в «круглом» сарафане верхом на лошади с кожаными вьючными сумами. Деревня Печи



16. Кержак И. П. Козлов в яркой (сине-красной) кашемировой рубахе с крупными цветами, подпоясанной широким поясом. Деревня Печи



17. Кержак в шерстяной вышитой рубахе. Деревня Печи



18. Молодая кержачка Наталья Коновалова с детьми. Деревня Печи



19. Две девушки и молодуха (по центру) в праздничной одежде. Деревня Печи



20. Две девушки и молодуха (по центру) в праздничной одежде; вид сбоку. Деревня Печи



21. Молодая кержачка Акулина Кривошеина в праздничной одежде (в шашмуре, повязанной шалью «попросту»). Деревня Печи



22. Молодая кержачка Акулина Кривошеина в праздничной одежде (в шашмуре, повязанной шалью «попросту»); сзади; концы шали заткнуты за пояс. Деревня Печи



23. Молодуха в верхней одежде. Деревня Печи



24. Кержачка в «круглом» сарафане. Деревня Печи

Самая старая часть селения занимает середину его, позднейшая образует улицу под горой, параллельно первой. Новоселы селятся ниже деревни по Бухтарме. Сейчас эта деревня состоит из 130 дворов старожилов-кержаков и из 49 дворов недавних переселенцев [Статистические сведения для всех деревень приводятся по данным сельских советов каждой деревни, полученным в августе 1927 года.]. Сто лет тому назад, при посещении этого края проф. Дерптского университета Ледебуром [К. Риттер. Землеведение Азии, 1860, т. III, стр. 65.] в 1826 году, здесь было всего двадцать семей [Первоначально н а Бухтарме в каждой деревне поселилось сравнительно небольшое количество семей, которые позднее разрослись и дали больш ое количество хозяйств с одинаковыми фамилиями. В каждой из кержацких деревень встречается небольшое количество фамилий, что указывает на факт происхождения многих дворов от одного первоначального засельника. Подобное явление вообще характерно для окраинного русского населения. ].



25. Берег р. Бухтармы



26. Плоты на р. Бухтарме



27. Плоты на Бухтарме. Деревня Коробиха



28. Паром на Бухтарме. Деревня Коробиха

Деревня Ко́робиха [У Ледебура и цитирующих его авторов эта деревня носит название «Коровиха».] лежит на левом берегу Бухтармы, при впадении в нее левого притока речки Коробихи, в 15 км ниже Печей. Здесь высокие, крутые сланцевые горы, поросшие одинокими березами и осинами, почти вплотную подступают к Бухтарме, сужая долину ее до 1½ км ширины. Деревня расположена вдоль берега Бухтармы и по течению р. Коробихи в глубине ущелья, образованного этим притоком. Сейчас в ней 152 кержацких двора и 79 переселенческих. По сообщению Ледебура, в 1826 г. здесь жило всего 20 семей [Землеведение Азии, стр. 64.]. Ниже деревни, долина Бухтармы несколько расширяется, образуя плоское дно, занятое лугами и лиственными рощицами. Из Коробихи дорога идет по берегу Бухтармы в д. Сенное, затем через горы на ЗЮЗ в д. Огнево, далее через Солоновку в Большенарымск. Эта дорога, однако, столь плоха, а телег так мало, что население предпочитает другой путь, а именно - вьючной тропой («на вершне») вверх по ущелью р. Коробихи, через крутой перевал Коробишенского кряжа [Коробишенский кряж (1550-1850 м высоты) идет от д. Коробихи до д. Медведки, и входит в состав Бухтарминских гор, ограничивающих долину Бухтармы с юга и отделяющих ее от Нарымской долины.] в д. Максиху, оттуда на Яры и через М. Нарымское в Большенарымск.



29. Вид сверху на деревню Коробиху



30. Вид на деревню Коробиху



31. Боковая улица в деревне Коробихе



32. Боковая долина за деревней Коробихой



33. Боковая долина за деревней Коробихой



34. Общий вид горных пастбищ

Деревня Белая отстоит от Печей на 25 км вглубь хребта Листвяги и расположена в долине р. Белой. Эта река вытекает из высоко лежащего Маральего озера; длина ее течения незначительна, но она принимает в себя много обильных водой горных потоков, так что в пределах деревни ширина ее равняется 50-60 м; впадает справа в Бухтарму, км в 10 - выше д. Печей. Деревня Белая занимает почти все удобное место в широкой части долины, на обоих берегах реки, по имени которой и получила свое название. Возможно, что название самой реки и деревни стоит в некоторой связи с легендарным «Беловодьем», в поисках которого первые насельники горного Алтая бродили по ущельям. Казаки называют ее Ак-су. Деревня Белая лежит уже много выше Печей и Коробихи. В настоящее время в ней 200 кержацких и 67 переселенческих дворов. При проезде Ледебура было всего 16 дворов [Землеведение Азии, стр. 67.]. Более старая часть, с церковью, расположена на левом берегу реки и состоит из главной прямой улицы и второй - более короткой, ей параллельной, с несколькими проулками. Позднее заселился и правый берег, причем один из правобережных участков, лежащий по направлению к Печам, соединен с главной частью хорошим деревянным мостом через р. Белую. Второй, более северный участок, расположенный по направлению к Холзуну, соединен с деревней лишь пешеходными легкими мостками. В деревне Белой есть несколько топографических названий, главным образом для групп домов, расположенных в определенной части долины. Так, говорят об усадьбах: наго́рочные, намохови́нные, у Макаровой горы и т. п. Конец деревни на забоке [Забока - болотистый лес по берегу реки.], заселенный в позднейшее время, зовут Размотаевой улицей, так как здесь, кроме новоселов, живут главным образом «отходки» да «брошенки», т. е. одинокие женщины, ушедшие от мужей или брошенные ими. При домостроевском укладе жизни кержаков эти женщины являются изгнанными из общества; они ходят на заработки, поступают к кержакам в «стряпки» и занимаются проституцией, кстати сказать, очень распространенной в этих богатых старообрядческих деревнях, что отчасти объясняется старым семейным укладом.



35. Долина р. Белой



36. Вид за деревней Белой



37. Вид за деревней Белой



38. Общий вид деревни Белой



39. Улица деревни Белой



40. Улица в деревне Белой



41. Игра в маралов. Деревня Белая



42. Кержак в старинной холщовой рубахе. Деревня Белая



43. Кержак в старинной холщовой рубахе. Деревня Белая

Деревня Язовая расположена в 17 км от Печей, к югу от Теснинского белка, в узкой долине мелкой горной речки Язовинки, образуемой в пределах деревни слиянием двух горных ручьев. Эта речка представляет в летнее время сложную систему переплетающихся ручьев, протекающих по мелкому каменистому руслу, и впадает справа в Бухтарму ниже д. Коробихи. До возникновения д. Язовой, в XVIII в. по правому истоку р. Язовинки в узком ущельи стояло два двора, которые были найдены правительственными отрядами и сожжены. После «прощения» «каменщики» спустились ниже и близ слияния двух ущелий поставили уже три двора; это были Фомин, Лубягин и Зайцев; потом «прибежали» Качесовы. От этих четырех дворов и произошла вся Язовая, теперь насчитывающая 130 старожильческих дворов и 44 переселенческих. Улица (или ущелье), от которой стала расти Язовая, зовется Погореловской, в память о выжженных двух дворах. Это - самая старая часть селения. Долина левого истока, заселенная в позднейшее время новоселами, носила раньше название Австрийской улицы (по имени последователей австрийского согласия); теперь она зовется Русской или Расейской улицей. Само название деревни Язовая является, по мнению кержаков, переводом какого-то казакского слова [Ср. озеро Язово в бассейне реки Берель, правого притока Верхней Бухтармы.].



44. Общий вид одного из концов деревни Язовой



45. Праздничное гулянье кержацкой молодежи в нарядных костюмах. Деревня Язовая



46. Праздничное гулянье кержацкой молодежи в нарядных костюмах. Деревня Язовая



47. Две девушки в праздничной одежде. Деревня Язовая



48. Три парня верхом на лошадях. Деревня Язовая



49. Девушка в праздничных «нарукавниках». Деревня Язовая

Деревня Фыкалка - самая дальняя и высокая из этой группы горных деревень, расположена на высоте 1205 м над уровнем моря. Она лежит уже выше границы возделывания хлебов, среди пихтового леса, на холмах между отрогами Холзуна и Листвяги, буквально в заоблачных высотах, так как по утрам облака лежат и на плоских крышах хозяйственных построек, и в долинах, расположенных ниже деревни. Деревня расположена по обоим берегам горного потока Фыкалки, текущего с Большой Листвяги и в пяти километрах ниже деревни впадающего слева в р. Белую. Из Фыкалки видны уже голые безлесные крутые вершины Холзуна, так называемые Холзунские Столбы, или «шиши» [Шиши, по местной терминологии, - отдельно стоящие безлесные вершины белков.], причем ближайшие к ней скалистые горы состоят из изверженных пород. Ниже деревни речка Фыкалка течет по дикой скалистой долине, 20-25 м шириной; далее она с шумом и пеной низвергается через пороги в ущелье, которое все более и более суживается и при впадении в Белую не имеет даже 6 м в ширину. Спуск к Белой по этому ущелью носит здесь название «сорокова лестовка», по числу уступов. Узкое ущелье, через которое пробивается здесь Белая, поражает своей мрачной дикостью. Ограниченное отвесными утесами, достигающими 60 м высоты над уровнем реки, оно, узким 16-метровым коридором прорезает здесь хребет Листвягу. Лучи солнца лишь не надолго проникают в эту узкую сырую трещину, по которой с шумом несется горный поток. Спуски к ущелью поросли густым хвойным лесом, узкий проход по берегу - сочной травой в рост человека. Во время своего возникновения, Фыкалка была самым крайним русским поселением на границе Китая, так как в 35 км от нее был Чингистайский пикет, где стоял китайский сторожевой пограничный отряд. Во время путешествия Ледебура [Землеведение Азии, стр. 67.] в ней было 10-12 дворов; теперь же она состоит из 76 кержацких и 28 переселенческих дворов. Более старая часть деревни лежит на плоской вершине холма; позднейшая, главным образом - новоселы, полезла уже на гору, в самый пихтач. Из-за тесноты уже третий год (с 1925 г.) часть старожилов отселилась небольшой деревушкой, в стороне, к западу от деревни, где когда-то были маральники; в шутку зовут эти отселки Уймоном. Вьючная тропа из Фыкалки ведет через Холзун на самый Уймон.



50. Вид на деревню Фыкалку



51. Вид на деревню Фыкалку



52. Улица в деревне Фыкалке



53. Три кержака верхом на лошадях. Деревня Фыкалка



54. Кержак в подоболо́чке (кафтане). Деревня Фыкалка



55. Вид на задворках деревни Фыкалки



56. Мужчина с мальчиком верхом на лошади



57. Горы за деревней Фыкалкой

В описанных пяти деревнях сохраняется наибольший процент кержацкого населения. В остальных двух коренных «каменщицких» деревнях (Быкова и Сенная) первоначальный состав коренного населения более нарушен [Для характеристики населения Сенной имеются сведения в подробном описании Б. Г. Герасимова (В долине Бухтармы. Записки Семипэлат. подотдела Зап.-Сиб. отд. Русск. геогр. о-ва, вып. V, Семипалатинск, 1911). Для остальных деревень сведения собраны в уездном и волостных центрах]. Об Огневой и Богатыревой уже сказано выше. Вокруг всех старых деревень «каменщиков» расположена обширная сеть заимок, представляющих собой как отдельные хутора, так и небольшие поселки в несколько дворов. На этих заимках в большинстве случаев живут выселенцы из основных деревень.

Выселенцы из этих же основных деревень «каменщиков» живут в настоящее время еще в некоторых деревнях в верховьях Бухтармы. Это так называемые «полукровные каменщики». Ими заселены дд. Бере́ль, Арчаты́, частично Каменка и Березовка. Все эти деревни основаны уже во второй половине XIX в. Первые две из них (Берель и Арчаты) лежат много восточнее и выше основных бухтарминских поселений, близко к монгольской границе. Берель, возникшая в 1873 г., лежит на Бухтарме у впадения в нее р. Белой Берели, вытекающей из Берельского ледника; высота ее над уровнем моря - 1292 м. По официальным данным, на 1 июня 1927 года в ней числилось 77 дворов с 448 чел. населения. Последним русским поселением в Южном Алтае является д. Арчаты, лежащая еще выше по Бухтарме, на высоте 1392 м. В ней насчитывается 38 дворов с 163 чел. населения. Самыми поздними и дальними отселками из старых каменщицких деревень (Печей, Коробихи, Сенной, Быковой и других) являются поселки в долинах р. Кабы, к востоку от озера Маркакуль, уже в пределах Зайсанского уезда, куда, в поисках земель и свободы, начали уходить бухтарминцы в 80-х годах XIX века; край этот отошел к России лишь в 1883 году. В долинах Кабы и Верхней Бухтармы [О движении на Кабу, заселении кабинских долин, условиях жизни на Кабе и причинах тяготения к ней см. у Е. Шмурло. Русские поселения за южным Алтайским хребтом. (Записки Зап.-Сиб. отд. Русск. геогр. о-ва, кн. XXV, 1898).] сосредоточено наиболее независимое, предприимчивое и отважное население. <…>

Таким образом, самая история заселения Бухтарминского края является как бы предпосылкой к тому, чтобы ожидать в этом крае сохранения пережитков старых форм быта. Этому также способствуют далекие расстояния до городов: Усть-Каменогорск от устья Бухтармы по Иртышу отстоит на 250 км, Семипалатинск - почти на 500 км. Кроме того, следует констатировать отсутствие удобных путей сообщения; главным путем являются Бухтарма и Иртыш, по которым «плавились», да и сейчас «плавятся» на плотах. Хотя первые пароходы по Иртышу пошли еще в 1861 г. [«Алтай». Историко-статистический сборник, под ред. П. А. Голубева. Томск, 1890, стр. 17], но регулярное пароходное сообщение выше Семипалатинска до Зайсана началось только с 1901 года. Вследствие слабой экономической и культурной связи с городом элементы городской культуры проникают в быт бухтарминцев крайне медленно. <…>



58. Плот на р. Бухтарме



59. Переправа на долблёном челноке через р. Бухтарму с помощью шеста



60. Вытаскивание на берег долбленого челнока



61. Чёлн, долблёный из осины, на берегу р. Бухтармы

Больниц в деревнях нет, за медицинской помощью надо ехать за Бухтарму, в Катон-Карагай, от Белой примерно около 70 км в телеге или 30 км верхом через Листвягу. Оспопрививание до сих пор еще считается «печатью антихриста», и в ясачных деревнях встречается большое количество лиц, изуродованных оспой, а также и слепых от оспы. Вследствие всего этого в быту широко распространено знахарство.

В основе такой отчужденности лежат религиозные убеждения бухтарминского населения. Основной состав населения - старообрядцы разных толков, преимущественно беспоповцы поморского согласия. Центром беспоповщины на Бухтарме является д. Белая, где находится главная молельня, или, как часто ее называют, «церковь». Здесь же в д. Белой живут и главные беспоповские наставники, или «старики», которые по вызову в разное время, а также в определенные сроки ездят в Печи и Коробиху, где и справляют обряды крещения и служат. При приезде беловских «стариков» в Печи и Коробиху, верховой разъезжает по деревне, крича: «Кто начало желает принимать?» В Фыкалке и Язовой имеются свои молельни и наставники, которые подчиняются беловским старикам, среди которых долгое время Ассон Зырянов играл руководящую роль. Нестарообрядцы часто называли его даже архиереем. Из всех деревень беспоповцы ездят венчаться верхами в Белую, где молельня по внутреннему убранству в значительной мере приближается к единоверческим церквям; имеет даже алтарь, чего нет ни в Язовой, ни в Фыкалке. Кроме того, в Белой имеются особые одежды (красные и красно-зеленые кафтаны) для наставников, совершающих богослужение в большие праздники, а также выписаны венцы и кадило, в то время как в других молельнях кадят обычной старообрядческой неподвесной кадильнице. <…>



62. Молельня («церковь») в деревне Белой со стороны р. Белой. (Фото А. Н. Белослюдова, 1912, см. здесь)



63. Кержак в «моленной» одежде. Деревня Белая



64. Кержачка в «моленной» одежде. Деревня Белая



65. Дети (мальчик и две девочки) в «моленной» одежде. Деревня Белая



66. «Моленная» в деревне Язовой



67. Молельня в деревне Согорной

Кроме «стариковской» веры, среди бухтарминских кержаков известна еще так называемая здесь «крымская», или «австрийская» вера; это - белокриницкие поповцы, признающие священство, поставленное Белокриницкой австрийской иерархией. Эта «австрийская» вера появилась здесь сравнительно недавно, по указанию самих кержаков, с 1908 года. В последнее время она получает все большее и большее распространение, и в некоторых из коренных кержацких деревень уже значительный процент населения принадлежит к этой вере. В этом отношении из посещенных пяти деревень на первом месте стоит Коробиха, где только 8 домов из 152-х старожильческих сохраняют «стариковскую» веру, все же остальные кержаки перешли в «австрийскую». В «австрийскую» веру в Коробихе переходят даже многие православные из приезжих переселенцев, что вызывается наличием у «австрийцев» церкви и священника, тогда как православный приход далеко, в Медведке, и священник с дьяконом бывают лишь наездами. В Коробихе имеется с 1917 г. особая «австрийская» церковь и с 1914 г. священник из местных жителей. До постройки церкви служба происходила в доме. Это - единственная «австрийская» церковь в районе, поддерживавшая до войны связь с Московской общиной старообрядцев поповцев (Рогожское кладбище). В этой церкви облачения, хоругви, кадило и частью иконы были получены из Москвы. В церковных предметах обращает внимание своеобразное сочетание старообрядческих молитвенных принадлежностей (лестовки, подручники, литые медные иконы и кресты) с церковными православными.



68. «Австрийская» церковь в деревне Коробихе



69. Священник в полном облачении. Деревня Коробиха



70. Иконы старинного письма. Деревня Коробиха



71. Икона старинного письма. Деревня Коробиха



72. Икона старинного письма. Деревня Коробиха

Среди большого количества разнообразных икон встречаются иконы старинного письма; из них обращает на себя внимание особый тип Деисуса (Христос Эммануил и архангелы Гавриил и Михаил по бокам) работы конца XVII или начала XVIII в., разновидность писем Средней России и Верхнего Поволжья, тщательной, но несколько сухой работы. В деревне Язовой в последние годы число «австрийцев» также увеличивается; они уже начали строить для себя отдельную церковь и не ходят в беспоповскую молельню. Меньше всего «австрийцев» в Белой и Фыкалке, самых дальних и самых крепких «стариковских» кержацких деревнях. «Австрийцы» не соблюдают «чашки», и потому для своих же кержаков-старообрядцев являются нечистыми. <…>



73. Старовер с членами экспедиции



74. Девочка верхом на лошади



75. Двое крестьян верхом: перевозка мешков с зерном



76. Крестьянин верхом на лошади, навьюченной вениками



77. Женщина верхом на лошади

ПРОДОЛЖЕНИЕ
См. также:
А. Н. Белослюдов. К истории «Беловодья»

Другие материалы о населенных пунктах Змеиногорского уезда Томской губернии:
https://rus-turk.livejournal.com/705975.html

Берель, 1918-1991, переселенцы/крестьяне, Арчаты/Аршаты, медицина/санитария/здоровье, 1851-1875, история казахстана, история китая, Берёзовка/Кайынды, Печи/Верх-Бухтарминская/Барлык, фото, описания населенных мест, 1901-1917, 1826-1850, Быкова/Быково, под властью Белого царя, административное управление, староверы, национальный костюм, .Казакская АССР 1925-1936, Сенная/Сенное, Огнёва/Нарымка/Огнёво/Каражал, гринкова надежда павловна, Осочиха/Богатырево, .Томская губерния, бломквист евгения эдуардовна, Язовая/Жазаба, Алтайская/Котон-Карагай/Катон-Карагай, Каменка/Мойылды, Зайсан/Зайсанский пост/Зайсанск, Фыкалка/Фыкальская/Бекалка, 18-й век, Согорная/Согорное, Белая/Аксу, православие, русские, Усть-Каменогорск, флот/судоходство/рыболовство, .Семипалатинская область, Семипалатинск/Семиполатинск/Семей, Коробиха/Коробишенская, 1876-1900

Previous post Next post
Up