Фёдор Хитрук. Анимация как точная наука

Jul 18, 2016 01:56

Оригинал взят у altereos в Фёдор Хитрук. Анимация как точная наука
Мастера короткометражной анимации, выпуск №21

В 1960-е годы в советской мультипликации происходили очень интересные процессы: вместо поднадоевших условно "диснеевских" форм появляются новые, непривычные формы, в первую очередь, под влиянием европейской авторской анимации. Ключевую роль с обновлении советской мультипликации сыграл Федор Хитрук - он не был новатором в глобальном смысле, но он был "локомотивом", который мощно продвинул вперед отечественное сообщество мультипликаторов. Именно после Хитрука родилось выдающееся поколение аниматоров, создававших шедевры как для детской, так и для взрослой аудитории. Можно долго перечислять известных аниматоров, которые учились у Хитрука или работали с ним в качестве художников: Назаров, Норштейн, Александр Петров, Татарский, Максимов... Как сказал однажды Юрий Норштейн: "Все мы вышли из Хитрука".



Федор Хитрук - это в какой-то степени советский Норман Макларен, который изучал анимацию, как ученые изучают высшую математику. Хитрук, который любил преподавать и в итоге ушел не в самом преклонном возрасте из режиссуры в преподавание, также изучал анимацию как точную науку, но в отличие от канадского коллеги вносил в данную науку иррациональное начало. У каждого великого ученого есть своя "фирменная" формула: у Пифагора, Ньютона, Эйнштейна. У великого Хитрука тоже была своя формула, которую можно выразить примерно так: анимация = логика + интуиция. Расшифруем. При создании мультфильма чрезвычайно важно знание механики движений - например, как прыгает лягушка, как стекает капля с листа и т.д. Режиссер должен изучать окружающий мир для того, чтобы в точности переносить его динамику в мультфильм. Что особенно "цепляет" в мультфильмах Хитрука - как удивительно точно и естественно двигаются персонажи, вплоть до мимики, даже если выглядят они неуклюже и нереалистично, как Винни Пух или "робинзон" из "Острова". Кроме того, очень важен темп фильма, скорость развития действия. Как бы мастерски ни был нарисован мультик, при слишком медленном или слишком быстром темпе он не будет восприниматься зрителем так, как хочет режиссер. Всё это можно отнести к первому компоненту формулы - к "логике".

Но все-таки художник - это не ученый. Знание технических основ, конечно, необходимо, но без вдохновения, "полёта души" произведение искусства не получится. Это уже второй компонент - "интуиция", т.е. способность чувствовать в окружающем мире то, до чего наука пока не добралась, и переносить это в мультфильм. С этой задачей Хитрук также отлично справляется - его технически продуманные фильмы еще и очень душевные. Вот таким, если вкратце, является подход Федора Савельевича к созданию мультфильмов. Подробнее обо всем этом можно прочитать в его книге "Профессия-аниматор".

Теперь перейдем собственно к мультикам. Все смотрели "Винни Пуха", "Каникулы Бонифация", "Фильм! Фильм! Фильм!", "Топтыжку", поэтому отдельно останавливаться на них я не буду. Остальные же, более или менее известные, достойны отдельного внимания. У Хитрука нет проходных или неудачных работ.

1962 - История одного преступления
Работая над своим режиссерским дебютом, Федор Хитрук захотел сделать мультфильм-бомбу! Чтобы все ахнули. Так оно и вышло, ведь центральное событие в "Истории одного преступления" - убийство! Главный герой - обычный советский гражданин - становится жертвой "шумового террора" (формулировка Хитрука) и жестоким способом устраняет источник шума - болтливую женщину под окном квартиры. Сюжет звучит как криминальный триллер, но на самом деле это забавный мультик с конкретным посылом: давайте соблюдать тишину в темное время суток. Хитрук использует в своем мультфильме-фельетоне непривычные для советской мультипликации приемы: полиэкранное действие, минималистичное изображение (в кадре - только самые необходимые детали), закадровый голос в репортажном стиле. Девиз команды художников - "Минимум средств - максимум выразительности". Изображение сильно отличается от диснеевско-эклеровского, которое преобладало в СССР в 40-50-е годы (см. "Двенадцать месяцев", "Конек-горубнок", "Каштанка" и др.) Кроме того очень интересно передана атмосфера шумного советского мегаполиса, транспортных потоков, спальных районов. "История одного преступления" - самый кинематографичный мультик Хитрука, в котором чувствуется влияние европейского игрового кино того времени. Это был "стартовый выстрел", после которого в советской анимации началось самое интересное...









1966 - Человек в рамке
Еще одна остросоциальная работа Хитрука, удивляющая необычной структурой. Действие развивается в одном условном пространстве, в котором мы наблюдаем карьерный рост персонажа с помощью метафоры - рамки, как у картины в музее. По мере роста влияния персонажа его рамка становится всё более навороченной. "Человек в рамке" - социально-философская притча, опять же, с конкретным посылом: чрезмерное увлечение карьерой уничтожает личность и душу.







1973 - Остров
Этот трагикомический мультик отражает глобальную психологическую проблему человечества 20 века: по море роста численности населения растет и ощущение одиночества отдельно взятого человека. Как и в "Человеке в рамке" здесь действие развивается интенсивно, т.е. как бы вглубь пространства: мы видим одно и то же место (в данном случае - остров), вокруг которого наслаиваются разные образы.







1974 - Дарю тебе звезду
Юмористическая зарисовка о том, что в основе развития человеческой цивилизации - стремление мужчины покорить женщину. Не самый удачный фильм Хитрука, да и зрительницы могут обидеться из-за того, что предназначение женщины в мультике показано слишком ограниченно (функция женщины - стирать белье и стоять у плиты). Конечно, показано это с иронией, тем не менее, Хитрук был недоволен своей работой: "Этот фильм меня сильно травмировал".





1976 - Икар и мудрецы
До нас дошло много мудрых изречений из античности, но кто и при каких обстоятельствах их придумал? Хитрук вообразил это так: древние мудрецы, наблюдая за безуспешными попытками Икара полететь на самодельных крыльях, произносили очевидные истины в стиле Капитана Очевидности, например, "что дозволено Юпитеру, не дозволено быку". С тех пор подобных "мудростей" накопилось так много, что они подменили собой истину. "Икар и мудрецы" - притча о противоречивой природе информации, которая является истинной, только если она "работает" вместе с интуицией. Для Хитрука с его научно-художественным подходом к работе это очень актуальная проблема.





1983 - Лев и бык
Последний фильм Хитрука недооценен самим же режиссером, но сейчас, спустя три десятилетия, "Лев и бык" кажется почти шедевральным. Федор Хитрук как истинный перфекционист очень критично относился к собственной работе, вот и в этом мультфильме он увидел серьезные недостатки - в первую очередь, в развитии сюжета. Но как мне кажется, с сюжетом здесь всё хорошо. Мы видим трагическую историю превращения дружбы в войну - не самая простая тема для мультфильма. Здесь всего три персонажа, характеры которых показаны очень четко, в том числе, с помощью мимики - этот элемент анимации реализован у Хитрука на высшем уровне. Хитрук экспериментирует с эффектом объема, благодаря чему "Лев и бык" смотрится более "выпуклым", чем остальные "плоские" работы режиссера. Интересным получился контраст между мягким объемным изображением и жестоким содержанием некоторых сцен. Жаль, что после этого фильма Хитрук закончил свою режиссерскую карьеру, как будто испугавшись своей внутренней молодости (тогда ему было 65-66 лет), ведь "Лев и бык" - это произведение зрелого мастера лет 40-50, в меру серьезное, нетяжеловесное, наполненное силой и стремлением искать что-то новое. Возможно, "Лев и бык" - это несделанный шаг к новому анимационному стилю или даже к новому витку перемен в советском анимационном сообществе! А возможно, я преувеличиваю...





Федор Савельевич Хитрук немного не дожил до 100 лет. До последних лет жизни Хитрук работал с молодыми аниматорами, читал лекции, индивидуально разбирал наброски. Вышеупомянутая книга "Профессия-аниматор" в 2 томах была написана в 2007 году, когда автору было 90 лет. Сложно найти более влиятельную фигуру в истории отечественной анимации.

№1. Иван Максимов
№2. Александр Федулов
№3. Ян Шванкмайер
№4. Оскар Фишингер
№5. Прийт Пярн
№6. Роман Качанов
№7. Райан Ларкин
№8. Александр Алексеев
№9. Александр Татарский
№10. Норман МакЛарен
№11. Роберт Саакянц
№12. Рауль Сервэ
№13. Александр Петров
№14. Лен Лай
№15. Сергей Айнутдинов
№16. Тэ Вэй
№17. Юрий Норштейн
№18. Валериан Боровчик
№19. Андрей Хржановский
№20. Стивен и Тимоти Квэй

Федор Хитрук, СМФ, Союзмультфильм

Previous post Next post
Up