Римские прогулки.Через Via Giulia в Ватикан

Nov 02, 2017 19:50

Предудыщий пост тут



Рассвет на Тибром
Рассветы для меня в поездках всегда в дефиците, а городские и подавно. Я их обожаю,берегу, перетасовываю, оставляю для них самые прекрасные местечки. Римские утренние часы особенно на вес золота, поэтому я очень долго думала, чему посвятить 2 прекрасных римских утра. Куда пойти? Параллельно я размышляла, когда пойти в ватиканские музеи. Понятно, что можно купить билет заранее, онлайн и пройти без очереди. Но все равно все, кто стоят туда в очереди, пройдут тоже, и в Соборе будут толпы, а в Сикстинской капелле меня будет нести людской поток. И вдруг на сайте Ватикана я увидела, что по пятницам с апреля по конец октября музеи открываются вновь с 19.00 по 23.00, Правда в несколько урезанном виде: сады закрыты и Пинакотека. Но я давно уже перестала ходить по музеям "от корки до корки", а то, что нас интересовало, было открыто: галерея географических карт, гобелены, Аппартаменты Борджиа, Станцы Рафаэля и Сикстинская Капелла.На большее меня все равно не хватит(И Козьма Прутков тут же шепчет свое) Я лучше не досмотрю, оставлю на следующий раз, или вообще не посмотрю, но выйду со свежей головой и впечатлениями. Еще такой момент, что билеты на вечернее посещение можно приобрести только онлайн, то есть, переплатив за каждый билет 4 евро, и не все на это согласны. Почесав репу, я подумала, что отсутствие садов, недоступность пары музеев и невозможность купить билеты в кассе, это то, что нам надо, чтобы гулять в покое по музеям поздним вечером, а собору и куполу посвятить драгоценное раннее утро, оно того стоит, тем более, что мы как раз прилетели в четверг и к пятнице были свежи и бодры
Кстати, есть еще одна прекрасная возможность посетить Ватикан без суеты. Это завтрак в ватиканских музеях с несколькими опциями. За 35 евро можно войти, в 8.15 позавтракать и зайти в музеи, за 65 евро можно в 7.15 позавтракать и до открытия зайти в музеи. Третий вариант, за дополнительные 250 евро, все это проделать с личным гидом. Кроме этого, есть масса других вариантов, как потратить побольше денег в Ватикане, как приобщиться к прекрасному. Ну а мы решили ранним утром пойти в собор Св.Петра, подняться на Купол, зайти в сам Ватикан в одно местечко(да,да) и уйти гулять до семи вечера. А в семь вернуться и пойти в ватиканские музеи. И народу меньше, и световой день не потеряем для прогулок по городу.
Для справки: площадь Святого Петра открывается для посещений в 6.30 утра, сам собор в 7, а купол в 8. Информация доступна здесь

Еще несколько важных и интересных сайтов по теме, а книгами я делилась в первом посте
Сайт покупки билетов в Ватиканские музеи Покупать именно тут, так как есть очень много сайтов-перекупщиков
План собора св.Петра
Еще интерактивный план Собора
Интерактивная карта Ватикана
Список музеев Ватикана
Еще список музеев Ватикана
Совершенно потрясающе написанные посты в ЖЖ про Ватикан, ватиканские музеи и собор от vgrigoriev  Его же пост про Сикстинскую капеллу
Вообще, у него очень интересные исторические, с иллюстрациями рассказы-путешествия по Риму
Блог с рассказами о римских и не только фонтанах от spratto



Фонтан Бочка/Fontana della Botte Фонтан начала 20 века. "Винная бочка не зря была выбрана архитектором в качестве главного объекта фонтана. Это намёк на характеристику района Трастевере в котором с древних времен интенсивно поглощалось большое количества вина в располагавшихся здесь многочисленных тавернах и постоялых дворах."


Машинки еще не разъехались по своим делам


Еще парочка таких же как мы ранних


Только 7 утра, но кафе и магазины уже открываются и можно выпить кофе






Около Тибра только успевай смотреть по сторонам. Восход каждую секунду меняет окрас и реки и неба.
Мост Гарибальди


Через пять минут солнце зашло за деревья и все изменилось, цвет неба, реки. Мне показалось, что даже даже запахи стали другими.

Вид на мост Систо


Переходим Тибр, практически рассвело


Прямо, если не сворачивать с моста, улица Via dei Pettinari , которая ведет в сердце Кампо деи Фьори. Если идти по ней, то упрешься в Via dei Giubbonari, вокруг которой сосредоточены самые симпатичные переулки и дворики


А налево вдоль реки, Виа Джулия, названная в честь папы Юлия II, который способствовал обновлению средневекового Рима. В 1508 году он поручил проект этой улицы архитектору Донато Браманте, тому самому, у которого была страшная вражда с Микеланджело во время строительства Купола собора Св. Петра (о строительстве Купола, отношениям между Папой, Браманте, Рафаэлем и Микеланджело, хорошо написано у И.Стоуна в "Муки и Радости") И кстати, очень интересные передачи о Микеланджело у Наталии Басовской. Слушать/читать тут.
Улица, длиной 1 километр, должна была стать самой длинной прямой улицей Рима и связать между собой несколько районов. И сейчас она служит памятником папского и ренессанского Рима. Эдакий мост между Средневековьем и Возрождением. Проект не был завершен до конца, в 1511 году работы были прерваны, и в полной мере уже не возобновились,  но улица все равно имела важное место в Риме , на ней селились благородные семейства, в основном тосканцы, которые строили на ней дворцы, в доказательство своего важного вклада в экономику Рима. На Виа Джулия жили и многие художники: Рафаэль, Борромини, Челлини. Информация отсюда
Поэтому на этой улице нет ресторанов, кафе, только  палаццо XV-XVI веков со старыми фасадами,скульптурами, внутренними двориками, в которые при удаче можно заглянуть. Настоящая старая, нетуристическая и очень атмосферная  римская улица. На Via Giulia, 93 можно увидеть Герб папы Павла III, а на Via Giulia, 85 стоит дом, где жил Рафаэль. Отсюда он ходил работать в Ватикан , а недалеко на противоположной стороне Тибра стоит  дом Фарнезины, его возлюбленной(Via di Santa Dorotea, 20).  Вот тут интересно описана история Рафаэля, Фарнезины и виллы.

Около номера 251 по Виа Джулия(Via Giulia251-41.89378, 12.47015) фонтан Маска /Fontana del Mascherone XVII  века, опять собранный из разных деталей: античный бассейн, древняя маска. Фонтан выполнен по заказу Фарнезе. По праздникам, говорят, из уст маски текло вино


Стащила рисунок из статьи про фонтан. Уж больно красиво. Нашла и автора. Это акварель итальянского художника немецкого происхождения Ettore Roesler Franz
Википедия говорит, что узнав о решении властей Рима о модернизации города в соответствии с современными санитарными и архитектурными нормами, Этторе создал серию эскизов, акварелей и фотографий зданий, которые предполагалось снести.  Серия называется "Исчезнувший Рим" Очень много мест нашла, где мы гуляли и которые я фотографировала))



Сверху на акварели и на левом фото внизу арка Фарнезе(41.89436, 12.46986),спроектированная Микеланджело, на правой, лестница с аркой, ведущая на набережную(41.89359, 12.47053)
Арка Фарнезе должна была соединить палаццо Фарнезе и виллу Фарнезина, (куда я так хотела попасть) в Трастевере. Проект так и не был осуществлен.
Вообще, семейство Фарнезе сделали много для процветания Виа Джулия, начиная с их дворца, и заканчивая вышеупомянутым фонтаном





Пройдя насквозь Виа Джулия, мы вышли снова к Тибру в районе моста Витторио Эммануила с прекрасным видом на Мост Св. Ангела и Замок


И наконец, к восьми утра, дошли до цели








На площади и у входа в Собор почти никого, проверка заняла пару минут и мы внутри.


Я не буду ничего рассказывать про Собор. Все написано до меня и лучше, чем я бы написала. Я дала ссылки в первом посте по Италии и в начале этого. Да,  я почти и не снимала, просто ходила, задрав голову, благо  никто не мешал в этот ранний час. Я бы назвала Собор "торжество Бернини", хотя работали в нем многие художники и скульпторы, как эпохи возрождения, так и Барокко. Но для меня он "торжество Барокко", этот балдахин, ангелы, фрески и картины





А я в Собор стремилась исключительно чтобы увидеть Пьету. И мне сначала не повезло, она была огорожена забором от середины помещения. Расстроилась очень. Мало того, что за стеклом, еще и не видно. После подъема на купол мы снова зашли в Базилику и ограждения  уже  не было, можно было подойти совсем близко и замереть. Я видела ее сто раз на репродукциях и открытках с детства, но это ничто не передает
 

Вот как, как такое можно было изваять из мрамора? Да еще в 24 года, мальчик...Эти мягкие мертво поникшие руки. А ее лицо? Скорбное и прекрасно-молодое. А его лицо? Сколько жизненной мудрости и силы было в молодом Микеланджело, если он смог это почувствовать и воплотить. В общем, оттащили меня через пол часа. Я потом огляделась поняла, что в 8 утра была месса и огородили, чтобы не мешать молившимся. В боковые часовни тоже нельзя было зайти. Как хорошо, что я догадалась, спустившись сверху, зайти еще раз!


На Куполе тоже было не много народа, спокойно все осмотрели. Кстати, кто тащится на Купол со штативом в рюкзаке, как я, кладите его в правый карман, а на спуске в левый. На вершине  подъема, стены наклонены вправо и я свой чуть не сломала.


 На площади уже была толпа, очередь на вход в собор и в музеи.



Пора было убегать ..в Ватикан. Забыла сказать, что мы хотели посмотреть тевтонское кладбище на территории Ватикана. В Ватикан простых людей не пускают, но я выкопала на просторах интернета, что если подойти к швейцарским гвардейцам, слева от собора, там, где ворота, и сказать на чистом итальянском: "Campo Santo Teutonico", то тебя пропустят (координаты ворот 41.90126, 12.45653) хоть немного, на 20 метров.
Уникальное место. Немецкое католическое кладбище, основанное по приказу Карла Великого для захоронения тевтонских рыцарей, находится на территории Ватикана с VIII века. Начиная с XV века там хоронили паломников, скончавшихся по дороге в Рим. Эта традиция сохранилась до сих пор. Я вычитала, что могут спросить,чью могилу мы собираемся посетить, и привели несколько имен. Копирую: " Художники Joseph Anton Koch, Wilhelm Achtermann, археолог Ludwig Curtiu, принцесса Charlotte Friederike von Mecklenburg, первая жена датского короля Christian VIII, принцесса Carolyne zu Sayn-Wittgenstein, спутница жизни Франца Листа, принц Georg von Bayern, писатели Stefan Andres и Johannes Urzidil. " У нас бравые гвардейцы ничего не спросили, а вежливо пригласили пройти через металлоискатель и просветить наши рюкзаки. После чего указали путь. Надо было пройти мимо концертного зала Paul VI Audience Hall в ворота и сразу за ними после будки охранника(или до нее?) зайти налево во двор-колодец обычного дома. На кладбище пускают с 7 до 12 утра
Вот красавцы-гвардейцы перед входом в Ватикан. Кстати, они разрешают себя фотографировать и даже позируют при этом.






Кладбище совершенно пасторальное, невероятно ухоженное, немного мистическое. Дорожки выложены могильными плитами. В глубине старая ренессанская церковь S. Maria della Pieta, очень тихая и маленькая.
И ни одной живой души кроме нас и польских садовников



























 Очень сильное впечатление. Но надо было идти пить кофе и гулять. Нас ждал город. Когда мы вышли снова на площадь, она была вся запружена людьми, было жарко, солнце светило в глаза, и мы поняли, что поступили правильно. И прогулка по утренней Виа Джулия, и по безлюдному Собору и быть почти один-на один с Пьетой, и кладбище. Ради всего этого стоит встать в шесть утра.


Нам пора было перейти мост Св. Ангела и углубиться в переулки Via dei Coronari, чтобы к семи вечера вернуться в ватиканские музеи.



Забегая вперед, скажу, что пойти в музеи после семи вечера, тоже было замечательной идеей. Внутри было просторно, прохладно, а во дворе замечательно сиял золотой подсветкой собор Св.Петра. В Сикстинской капелле, можно было спокойно сидеть около стены, никто мимо тебя не протискивался и все было видно. Мы, наверное минут 40 сидели с наушниками наших аудиогидов, а потом без них. Если бы не голод, сидели бы еще. Я опять практически ничего не фотографировала, за исключением нескольких гобеленов и перспективы галереи бюстов .Какая работа, какие оттенки, какие выражения лиц!!!! Прошло столько столетий, нитки выцвели и все равно сносит крышу, как подумаешь, как это вышивали.. Представляю, как это выглядело тогда.
Напомню, что в начале я дала ссылку на отличные описания всех музеев,   и снова прорекламирую путеводитель по Ватикану Франческо Папафава-"Ватикан"






И чтобы, показать, что не искусством единым, а и поесть мы тоже горазды, скажу, что без ног, без сил мы доползли почему-то тоже пешком вдоль реки до пиццерии  Ai marmi около нашего дома и упали там часов в 10 вечера


Первая пицца в Италии была как надо. Отличная, из тонкого-тонкого, почти хрустящего теста из дровяной печи,  и начинки не пожалели. Место большое, мы заранее не заказывали. Есть столики и внутри и снаружи

image Click to view





Слишком много текста получается, про прогулку по городу допишу завтра...

Италия, Рим, Путешествия, Фото

Previous post Next post
Up