Палаццо Фарнезе, расположенный на одноименной площади в Риме, считается одним из лучших образцов ренессансного стиля. Строительство дворца началось в 1514 году по воле римского кардинала Алессандро Фарнезе, будущего папы Павла III-го, у которого к тому времени было двое детей, и который для своей семьи решил построить роскошную резиденцию, достойную его положению.
Для осуществления этого амбициозного плана кардинал решил использовать купленный в 1495 году палаццо Ферриз, к которому дополнились купленные в 1512 году ряд соседних зданий. Разработать проект нового дворца было поручено лучшему архитектору того времени - Антонио да Сангалло младшему.
Начавшиеся в 1514 году строительные работы были прерваны в 1527 году, когда определённые политические и военные события, привели к тому, что вышедшие из-под контроля многонациональные войска императора Карла V-го разграбили «вечный город».
Работы возобновились в 1541 году. К этому времени кардинал Алессандро Фарнезе был избран римским папой под именем Павла III-го, а один из его сыновей Рануччио погиб в сражении. В связи с этими обстоятельствами Сангалло пришлось несколько изменить изначальный проект.
После смерти архитектора Антонио да Сангалло в 1546 году, работа над дворцом была поручена Микеланджело, который, естественно, захотел оставить свой след в реализации этой работы. Под его руководством, помимо внутренних работ, был оформлен главный фасад дворца - карниз и большое мраморное окно с колоннами из пестрого мрамора над главным входом и увенчанное гербом папы Павла III-го.
В те годы, Франческо Сальвиати и Таддео Зуккари расписывают Большой салон фресками под циклом "Апофеоз Фарнезе", где превозносят все заслуги папы Павла III-го и подвиги Рануччио Фарнезе.
В саду, с тыльной стороны дворца, был разбит сад, который украсила знаменитая скульптурная композиция "Наказание Дирки", найденная в 1545 году в термах Каракаллы и купленная папой Павлом III-м. Около двух веков она оставалась в саду, затем, вместе с другими древностями, была отправлена в Неаполь и нынче находится в Национальном археологическом музее этого города.
Микеланджело также планировал построить мост, который должен был связать дворец с садами семьи Фарнезе, расположенными на противоположной стороне реки Тибр. Однако, из-за смерти папы Павла III-го проект так и не был завершен, хотя его следы до сих можно увидеть в виде короткого мостика перекинутого через улицу виа Джулиа с задней стороны палаццо.
Смерть папы в 1549 году в очередной раз прервала строительство. Работы по благоустройству дворца возобновилось лишь в 1565 году, заказчиком выступил племянник папы - Руджеро. Их возглавил архитектор Джакомо да Виньола, который в течении долгого времени, в основном, занимался проектами для семейства Фарнезе, и продолжал трудиться на благо семьи вплоть до своей смерти в 1573 году.
Чтобы завершить строительные работы, внуком папы Павла III-го кардиналом Алессандро Фарнезе (1520-1589) был приглашен архитектор Джакомо делла Порта. К 1589 году архитектор закончил оформление фасада дворца со стороны сада. Им также планировалось соединить мостом дворец Фарнезе и купленную кардиналом в 1580 году виллу Киджи, именуемую нынче виллой Фарнезина, но этот проект, как и проект Микеланджело, хотевшего соединять сады Фарнезе, так и не был осуществлён.
Алессандро Фарнезе, большой поклонник искусств, имел превосходные коллекции античной скульптуры и живописи, которые украсили залы дворца. Часть этой коллекции впоследствии стала основой Неаполитанского национального археологического музея.
В 1597 году потомок Алессандро кардинал Одоардо Фарнезе поручил Аннибале Карраччи написать цикл фресок на тему «Любовь Богов», чтобы таким образом прославить женитьбу своего брата Раннучио Фарнезе, герцога Пармы, на Маргарите Альдобрандини - внучатой племянницы Папы Климента VIII-го. В художественном оформлении внутреннего убранства дворца принимали участие не менее известные художники того времени - Агостино Караччи, а также их ученики Джованни Ланфранко и Доменикино, которые украсили залы дворца фресками на мифологические сюжеты.
В 1603 году с задней стороны дворца была пристроена терраса для кардинала Одоардо, которая использовалась как трибуна и откуда можно было наблюдать за лошадиными и ослиными скачками, различными празднествами, карнавалами и фейерверками, происходившими на улице виа Джулиа и у берега Тибра. В этом же веке эта постройка была снесена.
В 1626 году, после смерти кардинала Одоардо Фарнезе, дворец стоял практически необитаем в течение нескольких лет.
Ближе к середине XVII-го века интересы семьи Фарнезе перемещаются из Рима в Парму, и большая часть произведений искусств из коллекции дворца перемещается туда же. По завещанию кардинала Алессандро, во дворце были оставлены только древние артефакты, неразрывно связанные с историей Рима, однако этим завещанием впоследствии пренебрёг наследник имущества Карл III-й де Бурбон.
А с 1635 и по 1688 годы дворец, можно сказать, стал постоялым двором для высокопоставленных особ - здесь, в основном, останавливались послы французских королей, одним из которых был главный министр Людовика XIII-го Альфонс-Луи дю Плесси де Ришелье, брат герцога Ришелье.
В 1660 году во дворце проходило празднество в честь брака дофина Франции с Марией Терезией Испанской. Для этого на площади перед дворцом был сооружено грандиозное пиротехническое сооружение для запуска фейрверков.
В декабре 1655 года папа Александр VII-й позволил прибывшей в Рим королеве Швеции Кристине поселиться в палаццо Фарнезе, которая как оказалось, была наихудшим гостем этого дворца: после её отъезда в Париж папские власти обнаружили, что из дворца было украдены гобелены, картины и серебро, а великолепные деревянные двери дворца разбиты и использованы в качестве топки. Ущерб вылился в приличную сумму, но все было оправдано вороватыми слугами, и ущерб нанесенный дворцу возмещён не был.
После смерти Антонио Фарнезе, герцога Пармы и Пьяченцы в 1731 году, не оставившего наследников, все земли и имущество семьи наследует Изабелла Фарнезе, на то время являвшаяся женой короля Испании Филиппа V-го Бурбона, присоединив их к владениям испанской короны. Далее, всё наследует Карл III-й Бурбон, сын Филиппа V-го и Изабеллы, который в 1734 году перемещает большую часть оставшихся ценностей из палаццо Фарнезе в Неаполь и Казерту, и на протяжении XVIII-го и XIX-го веков практически все древние скульптуры остававшиеся во дворце, вопреки завещанию кардинала Алессандро Фарнезе, были перемещены в Неаполь.
За последующие полтора века дворец претерпел несколько ремонтных работ и архитектурных новшеств при участии архитектора Антонио Сиполла, а также принимал в своих комнатах высокопоставленных особ. А в 1874 году, путём подписания договора аренды с домом Бурбонов с правом последующего выкупа за три миллиона франков в течении последующих 25 лет, дворец стал зданием посольства Французской республики.
Хотя в 1936 году во время правления Бенито Муссолини государство выкупило дворец, оно остаётся в 99-летней аренде у посольства Франции, по условиям которой правительству Италии платится символическая плата в 1 евро за месяц.
К сожалению, нынче дворец недоступен для свободного осмотра. Но можно посмотреть небольшую презентацию дворца Фарнезе, предоставленную французским посольством на французском языке. Внутреннее убранство очень красиво и при желании, можно посмотреть этот фильм по данной ссылке -
http://viewfromthebow.blogspot.com/2010/12/palazzo-farnese-exhibition.html Ну, а если повезёт оказаться в Риме, то французское посольство открывает двери дворца для организованных экскурсий на определенные даты и по предварительной записи. Узнать дату, время и записаться на экскурсию можно по этой ссылке -
http://inventerrome.com/index.php/it/visitare-palazzo-farnese А теперь, немного фотографий дворца.
Портал дворца.
Вестибюль дворца.
Зал кардинала.
Галерея Караччи.
Зал Славы Фарнезе.
Зал Геркулеса.
Лоджия дворца с выходом в сад.
Текст - @ SPRATO