Начало
тутВ Риме я была лет 25 назад всего пару дней, так что это не считается. И сейчас ехали мы не в Рим, ехали мы в Тоскану, но невозможно в этот город прилететь, взять машину и уехать. Так что выделили на Рим 3 дня и и почти год подготовки. Мы сразу решили, что в музеи не пойдем. Оставили только ватиканские с собором св. Петра. Или город, или музеи. Мне хотелось города, ребенок был на моей волне, а мой спутник был в Риме лет 10 назад и не очень сопротивлялся моим планам. У него были попытки склонить меня к галерее Боргезе, но я стояла стеной: "Я хочу Рим, я хочу город. Мы еще вернемся и это будет только Рим, и тогда будет и галерея и все остальное." На случай дождя правда, был отступной план в виде музеев, но мне больше, чем в Боргезе почему-то очень хотелось в
Музей Палаццо Массимо. Прочитанное о нем и увиденные на фотографиях фрески, и мозаики лишили меня покоя. Хотелось и в
Палаццо Барберини(общий билет и сайт с галереей Корсини), там изумительная коллекция картин до XVII века, на
виллу Фарнезина(тем более, она была просто по соседству с нашей квартирой), и во
дворец Колонна. Но это все на случай дождя, а "к сожалению", все путешествие была отличная погода .
Рим покорил наше сердце. Все превосходные эпитеты подходят к нему. Бурлящая жизнь, веселье, музыка, романтика нас окружали эти три дня. Может так получилось именно потому, что мы много бродили по улочкам и увидели его, а не скопление вечного искусства? Дочь сказала, что это самый лучший город, который она видела за свою жизнь. Город с самыми модными и красивыми мужчинами, нежным мороженым и вкусным кофе. Мы вернемся и скоро!
Сначала, как всегда техническое.
Все книги я перечислила в
первом посте.
Часы работы всех римских церквей и музеев Самый важный сайт!! Сиеста-это засада в Италии. И никогда не поймешь, что, когда и как закрывается. Есть церкви, которые открыты весь день, есть те, что вероломно уходят на отдых. Кроме сиесты есть и мессы. И если ты зашел во время мессы, то тебе все равно не дадут осмотреться, гулять и фотографировать, только молиться. На сайте указаны не только часы работы, но и время месс во всех церквях. Необходимо для планировки.
Музеи Италии. Адреса, телефоны, часы работыСайт городского транспорта Рима. Вводишь откуда-куда и он выдает тебе маршрут, карту, остановки, виды транспорта и часы работы
Джаз клубы Рима не успели ни в один, но собирались.
Римская афишаМасса информации о Риме Совершенно потрясающие посты в ЖЖ о Риме. С иллюстрациями, написаны очень интересно
Моменты, которые надо знать. Для израильтян в Италии(да и в Европе вообще) вечная засада с минеральной водой. Обязательно надо проверять на бутылке, не газированная ли она. Мы вечно забывали, а газированную не любим. А в Риме совершенно необязательно покупать воду, из многих фонтанов, где есть краники и из специальных колонок можно пить и набирать в бутылки, что мы постоянно и делали. Вода холодная и невероятно вкусная. На многих фонтанах можно увидеть таблички: Acqua potabile - питьевая вода, non potabile - непитьевая.
И кофе. У стойки почти в 2 раза дешевле, да. Но мы как туристические фраеры всегда пили сидя за столиком и глазея по сторонам.
Я почти не буду писать исторические подробности и описывать достопримечательности. О Риме столько написано великими и умными, что все можно найти в путеводителях, в книгах и в Википедии. Да и в отчетах на многочисленных форумах очень много прекрасно и подробной информации. Вместо этого я буду давать ссылки на понравившиеся мне описания тех или иных мест. Я лучше напишу свои размышления об увиденном, мысли, которые до сих пор не дают мне покоя, и о встречах в великолепном, невероятном городе.
Пересмотрев кучу материала, мы поняли, что остановиться хотим только в
Трастевере. Мне кажется, это самое романтическое, самое "римское" место в Риме, там самые вкусные рестораны и самые веселые гуляки. Мы везде любим такие старые районы, немного обшарпанные, где меньше очевидных шедевров мирового искусства, и соответственно, нет толп организованных путешественников, где кривые запутанные улочки с маленькими площадями, где кипит жизнь, особенно ночная, где гуляет молодежь, туристы и местные жители, где много рынков, ресторанчиков и пабов, где можно с удовольствием заблудиться, гуляя ночью. Только в таких местах я начинаю чувствовать город. Из Трастевере можно дойти пешком практически до любого места в центре, что мы и делали, наматывая в день немало километров. Транспортом воспользовались только для поездки в Коппеде, поэтому не покупали никаких проездных. Билет на транспорт действителен 100 минут. За это время можно пересаживаться, выходить, заходить сколько угодно раз, и только в метро 1 раз. Билет стоит 1.5 евро.
Мы в путешествиях всегда предпочитаем квартиры, а если отели, то это или что-то интересное вроде крепостей, или семейные маленькие отели-пансионы. Завтракать любим или в местном кафе, или дома, купив свежайшие продукты на рынке. Ни в каких отелях не накормят такой моцареллой, и таким деревенским заквасочным хлебом, как мы купили на маленьком квартальном базарчике в Трастевере, около нашего дома, не говоря уже о том, что ходить рано утром по такому рынку, разговаривать с булочником, с молочником, само по себе большое удовольствие и нам намного приятнее, чем наблюдать за жующим братом-туристом и есть пусть самый вкусный, но безликий отельный завтрак.
Квартира была чудесная(спальня+салон с кухней), просторная, чистая, ничего лишнего, но все необходимое(кроме, конечно, чайника), включая стиралку, которая нам была не нужна. Даже был лифт, что в старых домах случается не часто. Хозяин аппартаментов был точен, красив, по римски моден и элегантен(недельная бородка, шелковый шарф и джемпер, наброшенный на шею). Мы ему послали сообщение за пол часа до прибытия и он нас ждал. Все объяснил, рассказал, мы подарили ему иерусалимскую кофейную чашечку, и больше мы его не видели. Квартира в центре района, но чуть в стороне от обильного скопления ресторанов и массовых тусовок, поэтому достаточно тихая. Спальня вообще выходила во двор-колодец, салон на улицу, но ребенок закрыл окно и было чудно. На первом этаже отличное кафе с терассой и ресторан, в соседнем доме деликатесный магазин с безумным выбором сортов чая.
Мы бросили сумки, выглянули в окно и обомлели. Именно так, как мечталось
Переулки Трастевере, Веспы и красные брюки
Классический трастеверский ресторанчик
Вид ранним утром из нашего окна. Еще нет семи, но кафе внизу уже открыто и пахнет круассанами
Добираться на поезде до Трастевере из аэропорта очень легко, сначала из терминала надо дойти до железнодорожной станции. Найти легко, надо лишь следовать желтым указателям "Train" и идти за толпой. Поезда бывают двух видов: тот, что нужен нам, региональный(8 евро) и "Леонардо Экспресс", который едет до Термини без остановок(14 евро). Билеты можно купить в автомате или в кассе. Мы, чтобы не запутаться, купили в кассе, сказав, что нам до Трастевере. Главное не перепутать перроны и сесть на правильный поезд.
Вот тут в статье есть очень подробные инструкции, и автор всегда отвечает на вопросы От станции до центра Трастевере нужно сесть на трамвай №8, купив билет в табачном ларьке. Маршрут можно посмотреть на сайте городского транспорта, или в приложении мувит. Общественным транспортом мы пользовались не из экономии(разница для троих минимальная), а потому, что для нас это часть городских приключений и впечатлений, тем более, что по времени одно и тоже. Обратно, когда нам надо было быть в аэропорту рано, мы воспользовались очень хорошим недорогим трансфером(Рекомендую, и могу дать координаты. Девушка встречает, провожает и проводит экскурсии).
Сейчас, вернувшись, я думаю, что если бы начать с начала, то я выстроила свои прогулки немного по другому. Наверное я говорю неправильно, и так нельзя, и неприлично, но я крамольно скажу, что я бы не пошла ни на испанскую лестницу, ни на площадь Навона, ни к фонтану Треви, ни на Капитолийский холм, и даже не пошла бы смотреть на Колизей*шепотом*. После испанской лестницы мы развернулись и не пошли на Piazza del Popolo , чему я была очень рада, а вернулись в район около Via dei Coronari в маленькие переулки, дворики, на площади, и там был наш настоящий Рим, который мы так полюбили.
Я ни в коем случае не противник признанных шедевров мировой архитектуры и скульптуры, это настоящие знаковые достопримечательности Рима, и я не сноб, который отрицает туристические места и все то, что признано шедеврами. Я не хочу быть пустым умником, и не кривлю презрительно рот на то, что нравится всем, я часть этих "всех", и если бы у меня было еще несколько рассветов и закатов, я бы обязательно в 6 утра пришла к фонтану Треви, хотя и не сильно люблю барокко(кроме португальского). Я посидела бы на бортике, полюбовалась бы на струи воды, а когда окончательно рассвело, я бы пришла на площадь Навона часов в 7-8, села бы в кафе с книжкой и выпила капуччино. А в другое раннее утро, через Ponte Palatino мимо римских форумов, обойдя подальше площадь Венеции и памятник Виктору Эммануилу, который Алтарь Отечества, и от которого жутко веет церетеллевской мощью, я бы подошла к Колизею и увидела бы его во всей красе без бесчисленных продавцов сувениров . Заодно успела бы в
базилику св. Климента и в
монастырь Quattro Coronati с
капеллой Сан-Сильвестро, куда просто жутко мечтала попасть, но наступившая сиеста и потраченное на бегство от фонтана Треви время, разрушили мои планы.
Я прекрасно понимаю, что я сама часть этой туристической волны, одна из них, и возмущаться толпами в Риме по снобистски смешно и глупо, и что надо уметь абстрагироваться, бла-бла-бла, но меня это не утешает. Я могу абстрагироваться только в толпе в музее около любимой картины, но, например, Леонардо один, а Рим бесконечен. Я всегда стараюсь обойти людные места и подойти к ним в нужное время и с нужной стороны. Может это смешно, но для меня важно даже то, как падает свет в момент моей первой встречи с прекрасным. Если я не могу увидеть что-то так, как я хочу, ну и не надо, я не расстроюсь и прекрасно смогу обойтись картинками Треви и Колизея в книжках, а свидание с ними оставить на следующий раз, ведь Козьма Прутков прав всегда. Это мой девиз.
Почти тоже самое же и с испанской лестницей. Наверное она прекрасна весенним утром, когда на ней расставлены кадки с цветами и солнце встает из-за церкви Trinità dei Monti, или в сумерках, когда на ступеньки ложаться тени, и играют музыканты. Но она была ужасна в три часа дня под ярким солнцем, с кучей народа, которые стремились запечатлеть себя сидящими на "Той Самой Лестнице". Лучше бы я до нее не дошла, тем более, могу пропустить лишнее барокко)). Я и лестницу-то не видела. Передо мной только мельтешили люди. В Трастевере лестница на Piazza Trilussa у фонтана di Ponte Sisto, что напротив одноименного моста, произвела на меня намного большее впечатление. Там тоже сидит вечерами толпа, просто некуда ступить, играют музыканты, люди пьют вино и пиво, курят сигареты и даже кажется самизнаетечего, обнимаются, целуются, тащат пиццы из соседней пиццерии. Стоит тот же шум,гам, ездят мотороллеры, лаврируя между туристами. Но при этом все другое, люди естественные, раскрепощенные, они не ищут выгодный ракурс для селфи, они отдыхают и веселятся. Уходить не хотелось. Видимо в правильное время мы с ней познакомились.
Почему я все это пишу? Я же не брюзга и совсем не цинична, да и Рим завоевал мое сердце. Да потому, что, черт побери, у меня не было столько ранних утр, у меня их было всего два и три заката!!! В первое утро мы рано-рано пошли к площади св.Петра по длинной дороге через мост по via Giulia, а во второе, сначала к семи утра на тот самый чудный квартальный рынок около нашего дома, а потом через мост в еврейский квартал.
Теперь по порядку.
Мы кинули вещи в квартире, переоделись и ушли гулять. Решили сразу пойти на
Авентин, потом вернуться в Трастевере, пообедать и к закату подняться на Яникульский холм.
Оба эти холма теперь мои любимые, а на Авентине в апельсиновом саду( Giardino degli Aranci) я с удовольствием пробыла бы целый день. Такой там покой и красота. Собственно говоря, я не оригинальна. После поездки прочла у Стендаля:"Что может быть оригинальнее вида из Мальтийской приории, высящейся на западной вершине Авентинского холма, спускающегося к Тибру крутым обрывом! Какое глубокое впечатление производит с такой высоты гробница Цецилии Метеллы, Аппиева дорога и римская Кампанья! Что можно предпочесть виду, открывающемуся на другую, северную часть города…»
Но сначала было джелато, первое джелато в Риме в домашней мороженице
Gelateria Del Viale (Piazza G.G. Belli 9f). Рекомендую, очень вкусное. Яблочное - мое открытие
Потом спустились к реке и пошли вдоль Тибра мимо острова
Тиберина к мосту ponte Palatino, чтобы с него взглянуть на остатки древнего моста
Ponte Rotto и дальше по старой дороге Clivo di Rocca Savella вдоль ограды апельсинового сада к
Базилике Santa Sabina , самой старой на Авентине, которая была уже благополучно закрыта на сиесту, и дальше к
Базилике святых Вонифатия и Алексия (Basilica dei Santi Bonifacio e Alessio) около которой есть чудесный апельсиновый сад с фонтаном, голубями и питьевым фонтанчиком, где мы первый раз наполнили бутылки.
Внизу на набережной сидят влюбленные, гуляют туристы и бегают спортивные римляне
Ponte Cestio соединяет Трастевере с островом Тиберина
Понте Эмилия или понте Ротто(сломанный мост)-самый старый каменный мост в Риме. Со II века его перестраивали снова и снова, пока он не обрушился во время наводнения
Clivo di Rocca Savella Старая дорога, ведущая на Авентинский холм
Наша цель была самая что ни на есть туристическая: отстоять в очереди к знаменитой замочной скважине, и чего уж стесняться, сфотографировать ее. Три государства в одной скважине: Рим, Ватикан и Мальта! Я не могла удержаться от соблазна. Никогда не занималась вуайеризмом, да еще в HDR.
Прочитать про мальтийский орденА потом был апельсиновый сад, где пинии, как огромные зеленые одуванчики на тонких ножках, а у входа забавный эклектичный фонтан Fontana del Mascherone di S. Sabina, сконструированный из настоящей античной ванны и оригинальной маски конца XVI века, которую делали совсем для другого фонтана. А вместе смотрится очень органично и к месту...
В саду смешной "римский легионер", радостно кричит паре израильтян:"А у меня брат в Нетании живет". Интересно, сколько у него разбросанных по миру детей лейтенанта Шмидта братьев?
На ступеньках смотровой гитарист играет босса-нову и виден весь Рим в полуденной дымке.
Были бы бутерброды в сумке, остались бы перекусить на скамейке, а ледяная свежая вода есть в соседнем церковном дворике в фонтане. Но их нет, и пора возвращаться в Трастевере обедать.
Пошли через церковь
Santa Maria in Cosmedin. Она открыта без перерыва. Очень хотелось поразглядывать полы косматеско, говорят, что одни из лучших в Риме. У меня голова кружится от их завихрений. Сразу представляешь, как служители церкви занимали места и вальсировали по рисункам на полу согласно занимаемому рангу. Говорят, что позже по такому принципу стали делать полы в бальных залах.
Про мастеров Космати можно почитать у Муратова в "образах Италии" 4 глава .
Рядом со входом в базилику находятся те самые "Уста Истины" куда Грегори Пек засовывал свою руку. И видимо все китайские граждане хотят хоть чуточку побыть голливудскими красавцами, а их спутницы - Одри Хепберн. Очередь огромная, все смиренно ждут своей очереди сунуть руку и сфоткаться. За это уже берут мзду в пару евро. Надо их обойти справа и зайти в небольшую дверь в церковь, куда абсолютно никто не идет. Тихо, бесплатно и свободно. Старый римский люк к счастью всю толпу оттягивает на себя.
Обедали в уютной траттории
Papa Re Она очень удачно не закрывается на сиесту. Особуко и бараньи ребрышки были отличными, цена дешевой, официантка приятной, первый бокал вина в Риме холодным и кофе...
Из-за нехватки утр(утров?), вечеров и вообще дней, многое из того, что очень хотелось, не посмотрели. Но одну базилику я бы себе не простила, тем более, пока мы обедали, закончилась сиеста. Это Базилика святого Хрисогона/Basilica San Crisogono, одна из старейших церквей Рима. Упоминается еще в источниках V века. Потом ее несколько раз перестраивали. От XII века осталась кампанила в романском стиле и мои любимые полы в стиле
косматеско.
В XVII конечно, как обычно все вытеснило барокко. Дань моде, да и Бернини был плодовит. Живопись на стенах, потолок(кстати, для ценителей скажу, что он считается лучшим деревянным позолоченным потолков в Риме), все в барочном стиле. Но интересное для нас было спрятано внизу. Мы знали что, поэтому искали. Редкие люди заходили в церковь, смотрели, любовались и выходили. Но мы упрямо несколько раз обошли помещение, пока не заметили маленький указатель, но и с ним не сразу увидели дверь. Спросили у священника(жестами объяснили, что мы ищем подземелье и на пальцах показали, что хотим спуститься куда-то вниз) Он сразу открыл нам маленькую дверь, сказал, что вход стоит 3 евро, а для "бамбини" 15-и лет бесплатно. Спросил, откуда мы, потом сказал: "Оооо... Иерусалим, си" и запустил нас. Полутьма, лестницы, огромное помещение, переходы, лазы. В подземелье сохранились остатки первой базилики IV века, фрагменты старого римского дома, какие то саркофаги, плиты, фрески XIII века. Ясно видно разную кладку в стенах. Мы были там совсем одни и пробродили наверное пол часа. Боялись заблудиться. Чудесно и загадочно.
К закату пошли на Яникульский холм, самый высокий холм Рима, самый романтичный. Вверх, еще вверх по лестницам, еще выше. Дошли до огромного барочного фонатана Fontana dell'Acqua Paola, который римляне зовут "Fontanone del Gianicolo"-Яникульский фонтанище. Я его раньше видела в вильме П. Соррентино "Великая красота". Там китайский турист, полюбовавшись на фонтанище, подошел к парапету смотровой и видимо от переизбытка чувств бухнулся лицом вниз.
Все выше
Первые панорамы на город начинаются уже около фонтана, но мы идем выше на площадь Гарибальди с одноименным памятником и бюстами гарибальдийцев. И вот там, ах... С одной стороны за холм заходит ярко красное солнце, справа в розовых тенях собор Св.Петра, а напротив потрясающий вид на весь город, и никакой суеты, беготни.Людей совсем мало. Рядом с бюстами героев, недалеко от монумента гарибальдовской жены стоит киоск с пивом, вином и гуляют радостные люди. Прекрасное место закончить вечер.
Вообще, на Яникульском холме есть куда завернуть и на что посмотреть, если есть больше времени. Например, церковь Сан-Пьетро-ин-Монторио (Chiesa di San Pietro in Montorio) внутри которой, как в матрешке, находится маленький храм Темпьетто (Tempietto, "храмик", окpyжeнный шeстнадцатью тосканскими кoлoннами). На этом месте согласно преданию распяли апостола Петра. Была свадьба и никого не пускали, пришлсь пробежать мимо. Там же еще одна смотровая площадка на Трастевере. Слева от ворот, ведущих к пл. Гарибальди, в глубине публичный парк
Villa Doria Pamphilj. На
сайте пишут, что в парке и на вилле устраивают концерты и выставки. Но это все будет в следующий приезд.
Мы дико устали после полета и пошли вниз к дому..
Правда, не удержались, и спустившись с холма, прошли через Piazza di Santa Maria in Trastevere. Эта площадь стала моей любимой в Риме даже несмотря на то, что мозаичный фасад церкви на площади был в лесах. Очень атмосферная.
Как хорошо все же, что у нас квартира, а не отель, и не надо тащиться в ресторан. Пришли, сделали салат, развернули сыр и прошутто, положили ноги на журнальный столик в гостиной и открыли бутылку вина..
Продолжение
тут