Рим - это город, в который сколько раз ни приезжай, каждый раз найдешь для себя что-то новое и интересное. Одним из таких открытий стала небольшая вилла Фарнезина, расположенная в районе Трастевере, на правом берегу Тибра. И вот её история.
В начале XVI-го века богатейший сиенский банкир Агостино Киджи решил возвести для себя загородную резиденцию в Риме, прикупив для этого место на левом берегу Тибра поближе к Ватикану. Личные связи между папами и банкиром были довольно близкими и взаимовыгодными - ссужая римских пап деньгами, банкир получал от них самые прибыльные контракты.
Строительство виллы он поручил своему земляку - архитектору и художнику Бальдассаре Перуцци. Денег на её строительство, банкир не жалел - в декоративной отделке виллы Киджи, помимо Перуцци, принимали участие самые известные художники того времени - Рафаэль, Джулио Романо, Содома, Себастьяно дель Пьомбо, Джованни да Удине и Джованфранческо Пенни. В результате каждая комната виллы была украшена потрясающими по красоте фресками.
О богатстве банкира говорит такая легенда. На первом банкете организованном 30 апреля 1518 года, по случаю крещения своего первенца Лоренцо-Леоне, в богато украшенных специально для этого конюшнях виллы, где присутствовал сам папа и 14 кардиналов, было организовано настоящее шоу. Для того, чтобы показать свое неимоверное богатство и поразить гостей, Агостино приказал сбрасывать из окон конюшни в Тибр все золотые и серебряные столовые приборы, после каждой смены блюд. По слухам того времени, прислуга была готова к такому повороту события и в тайне от гостей заранее установила сети, растянутые в реке под окнами конюшни.
План виллы.
Первый из впечатляющих залов виллы, в который попадаешь - лоджия "Триумф Галатеи", расписанный разными художниками. На нижних панелях представлены пейзажи римской школы XVII-го века.
Одна из самых значимых здесь фресок - "Похищение Галатеи", написанная Рафаэлем, от которой и пошло название этой залы.
Эта фреска была частью серии мифологических сцен, которые Рафаэль предполагал использовать для украшения лоджии и которые так никогда и не были им написаны. Согласно мифу, Галатея была прекрасной морской нимфой. Она полюбила прекрасного юношу по имени Ацис, но в это время к Галатее воспылал страстью одноглазый гигант Полифем. Когда он увидел влюбленных наедине, то метнул огромную скалу и убил ею Ациса. В своей фреске Рафаэль отходит от точного изложения сюжета и рисует сцену, известную как «похищение Галатеи».
В 1511 году Бальдассаре Перуцци расписал свод залы фресками, представляющими собой созвездия в том порядке, в котором они встали в астрологическом гороскопе Агостино Киджи, родившегося 1 декабря 1466 года.
Зимой 1511-1512 гг. в зале работал другой художник - Себастьяно дель Пьомбо, украсивший его сцены на мифологические сюжеты.
Следующая потрясающая зала - лоджия Амура и Психеи.
Будучи женатым на молоденькой Маргарите Сарацини, от которой у Киджи не было детей и которая умерла в 1508 году, он заводит себе в любовницы красивую и довольно известную в Риме куртизанку Империю, подарившую ему дочь Лукренцию. Затем неудачно пытался заключить брак с Маргаритой Гонзага. А в 1511 году, отправившись в Венецию, чтобы решить некоторые финансовые вопросы, знакомится там с девушкой сомнительной репутации и низкого сословия - Франческой Ордичи. Через несколько месяцев, Франческа появляется в вилле Фарнезина уже в качестве неформальной "первой леди".
Чтобы отпраздновать это событие, Агостино Киджи заказывает Рафаэлю расписать открытую лоджию на первом этаже виллы. Основной темой фресок с мифологическими сюжетами стала история Амура и Психеи, описанная в "Метаморфозах" Луция Апулея. Самая яркая часть этого романа - история небесной и земной любви, о том, как сам бог любви Амур влюбился в смертную красавицу Психею и в результате она становится женой бога.
Сохранилось множество рисунков, выполненных Рафаэлем в процессе подготовки к росписи лоджии, однако непосредственной реализацией проекта по эскизам мастера, в основном, занимались его ученики - Джулио Романо, Джованфранческо Пенни, Рафаэле Колле и Джованни да Удине.
В орнаменте лоджии, помимо различных сцен, с удивительной достоверностью изображены многочисленные гирлянды с дарами природы, среди которых можно увидеть экзотические для того времени овощи, произраставшие в Америке - тыкву, помидоры, кукурузу, баклажаны. Автор этого природного многообразия Джованни да Удине.
На плафоне зала размещены две большие фрески, работы Рафаэля. На одной из них изображен свадебный пир Амура и Психеи, а вторая представляет богов, которые принимают Психею на Олимпе.
После нескольких лет отношения в качестве мужа и жены, 28 августа 1519 года Агостин женился на Франческе, которая к тому времени подарила ему несколько детей.
Это был, поистине, революционный брак для того времени, благословленный папой Львом X. Женщина, скромного происхождения, выходит замуж за одного из самых влиятельных людей того времени!
Расписывая лоджию, в парке виллы 33-летний Рафаэль встречает свою первую любовь - семнадцатилетнюю дочь булочника Маргариту Лути. Влюбившись с первого взгляда, он заплатил отцу Маргариты 50 золотых монет, наняв её как натурщицу. По слухам того времени, корыстная девушка вела двойную жизнь, изменяя художнику с его заказчиком и покровителем, не обходя вниманием и учеников художника.
А после смерти 37-летнего Рафаэля, получив достаточно приличное состояние по завещанию, стала одной из знаменитых куртизанок Рима. Правда, есть и другая версия - после смерти Рафаэля она была принудительно отправлена в монастырь Святой Аполлонии в Трастевери, где вскоре и умерла. Настоящее имя Форнарины было установлено исследователем Антонио Валери, который обнаружил его в рукописи из флорентийской библиотеки и в списке монахинь монастыря, где она обозначила себя как вдову Рафаэля.
Лоджия выходит в сад с цитрусовыми деревьями и фонтанами, где устраивались прогулки и увеселительные мероприятия. А если подняться по лестнице можно попасть на второй этаж, где располагается «Зал перспективы», расписанный Перуцци.
На стенах салона, за нарисованной мраморной колоннадой, просматриваются виды на Рим. Здесь можно увидеть реку Тибр, Колизей, церковные колокольни и, собственно, виллу Фарнезина со стороны. Верх стены по всему периметру занимает широкий фриз с мифологическими сценами,на котором изображены эпизоды, почерпнутые из «Метаморфоз» Овидия и связанные с темой любви богов.
Фотографию зала пришлось утащить из недр интернета, ибо руки мои дрогнули от волнения, при виде всей этой красоты, испортив при этом мой собственный снимок:-)
В иллюзорных нишах над дверными порталами и окнами Перуцци поместил богов Олимпа, влияющих на жизнь людей - Юпитера, Марса, Нептуна, Юнону, Цереру, Диану, Минерву, Венеру, Аполлона, Сатурна и Меркурия. На северной стене установлен большой камин на котором изображена кузница Вулкана.
Другая изумительная комната виллы - Свадебная зала, расписанная художником Содомой и служившая для супругов Киджи спальней. Как утверждают, именно здесь находилась позолоченная кровать, инкрустированная слоновой костью и украшенная драгоценными камнями, стоившая банкиру дороже, чем стоимость самой виллы.
На фресках этой залы изображены сюжеты бракосочетания Александра Великого с Роксаной, укрощения Буцефала и встречи Александра с вдовой Дария.
В 1520 году Агостино Киджи умирает, пережив его всего на семь месяцев умирает и молодая супруга. Ходили слухи, что её смерть не была случайной - не пережив разлуки с любимым, она отравилась.
После этих смертей, вилла приходит в запустение, а вся мебель и произведения искусств украшавшие залы были растащены или уничтожены в период между 1527 и 1528 годами во время вторжения в Рим войсками Карла V.
Остановившиеся на вилле немецкие наёмники-ландскнехты, учинявшие в городе грабежи и убийства, сильно для этого постарались, оставив после себя на одной из стен "Зала перспектив" надпись типа "здесь был Ганс". Надпись сохранили как память о тех варварствах и по сей день, а что реально на ней написано распознать я не смог.
В 1577 году виллу приобрел кардинал Алессандро Фарнезе, после чего она стала именоваться вилла Фарнезина. В это же время Микеланджело поручается задача соединить мостом виллу с дворцом Фарнезе, расположенном на другой стороне Тибра, но начатый проект так и остался незавершенным. Была построена лишь арка с балюстрадой на верху, по которой планировалось совершать переход от дворца к вилле. Её можно увидеть с тыльной стороны дворца Фарнезе.
После смерти внука кардинала, Одоардо Фарнезе, которому вилла перешла в наследство, она пришла в запустение. Правда, на протяжение следующих лет в ней на какое-то время останавливались довольно известные личности, такие как кардинал Ришелье, кардинал Фридрих Гессен-Дармштадт, Кристина, королева Швеции, а также послы Людовика XIV-го.
В 1714 году, после брака Изабеллы Фарнезе и Филиппа V-го, короля Испании, вилла перешла в собственность неаполитанских Бурбонов. Затем она была отдана в долгосрочную аренду испанскому послу - герцогу Бермудез де Кастро, выкупившем её впоследствии. Итальянское государство приобрело виллу Фарнезина у наследников герцога в 1927 году и она стала штаб-квартирой для "Королевской итальянской академии". Заявленная цель академии была "в поощрении и координации итальянской интеллектуальной деятельности в области науки и искусства, а также сохранения целостности национального духа". Ну а политически, Академия служила зарождающемуся фашизму в Италии и все её члены должны были присягать фашиствующему режиму Италии. К окончанию Второй Мировой войны эта Академия, естественно, перестала существовать и вилла была передана в собственность одной из старейших итальянских академий - "Академии рысеглазых", основанной аж в 1603 году. Академия, чьим членом когда-то был Галилео Галилей, с давних пор способствовала развитию в Италии искусству, литературы и науки.
С конца 60-х годов прошлого века в вилле были проведены реставрационные работы, после чего основные залы стали открыты для посетителей.
К сожалению, большая часть сада виллы и некоторые постройки на её территории, были снесены во время укрепления берегов Тибра в начале XIX-го века. Исчезли конюшни и многие декоративные постройки, в частности вот эта беседка у берега реки, изображенная на акварели Этторе Розлер Франца.
Узнав о решении властей Рима о модернизации города в соответствии с современными санитарными и архитектурными нормами, Этторе создал серию эскизов, акварелей и фотографий зданий, которые предполагалось снести. Многие его работы из серии «Исчезнувший Рим» можно увидеть в музее Рима в Трастевере.
Теперь возле виллы расположен небольшой скромный сад, засаженный разнообразными цитрусовыми деревьями и украшенный фонтанами, похоже, сохранившимися от былой роскоши.
Стоит потратиться на 6 евро, чтобы посетить эту небольшую, но очень интересную виллу.
До неё можно доехать на одном из автобусов под номерами 280, 271, 125, 23, выход на остановке Partigiani. На трамвае № 8 нужно ехать до остановки Belli. Вилла открыта ежедневно с 9:00 до 14:00 за исключением воскресенья.
Сайт виллы -
http://www.villafarnesina.it/ Текст, фотографии - © SPRATO