С Рафаэлем по пути

Jan 28, 2013 11:16

Рим со времени Ренессанса не так уж изменился. Вполне можно пройтись вместе с художником от дома, где он жил до виллы Фарнезина, где он работал и увидеть примерно такой же городской пейзаж.

Вот дом, где жил Рафаэль, давайте представим, что мы сопровождаем художника на работу.




На гугло-карте можно увидеть, как расположены дома относительно друг друга. Оранжевый кружок справа - это дом Рафаэля на Виа Джулия, 85. Улица идет параллельно Тибру. Отсюда он ходил работать в Ватикан, довольно близко, в крайнем верхнем углу карты видна площадь перед святым Петром. Отсюда же шел по улице Виа Джулия влево, потом через мост, -  и вот уже вилла Фарнезина на берегу Тибра. А немного дальше, еще одной точкой ,отмечен дом знаменитой Форнарины, возлюбленной Рафаэля.



Улица Виа Джулия была спроектирована Браманте по заказу папы Юлия Второго. Это была одна из первых новых улиц города, пробитых сквозь хаос средневековых переулков.  Сейчас на ней много антикварных магазинов.
Улица должна была соединять Ватикан и Капитолий и предполагалось, что на ней будет много госучреждений, но понтифик умер, а улица его имени быстро  обросла дворцам частных владельцев.
Улица, на которой много домов 15-16 века сохранилась единым ансамблем, по ней интеесно идти и рассматривать фасады домов, их детали.
                                  

Герб папы Павла Третьего Фарнезе на фасаде дома номер 93.



Папа хорошо известен по прекрасному портрету Тициана.











Дома сохранили имена владельцев.



Арка Фарнезе, которую спроектировал Микеланджело, возникла позже, когда семья Фарнезе уже владела виллой Фарнезина и решила объединить свой дворец, сады и виллу в единый ансамбль. Этот проект не удалось воплотить в жизнь полностью, но арка напоминает об этом.





Переулок ведет к Тибру.
                                  





Галатея Рафаэля до сих пор вдохновляет художников.







Палаццо Фарнезе, над которым работало много архитекторов, сначала  Антонио Сангалло Младший, затем Микеланджело, потом Джакомо Виньола. Рафаэль не видел дворец в законченном виде. Сейчас здесь посольство Франции.



Большая арка была здесь еще в стене Аврелия. Отсюда брала начало Виа Корнелия. ведущая на север дорога. Септимий Север (193-211 г. н.э.) построил рядом порт, который назывался "Settimiana". Арка "Settimiana" или Септимиановы ворота перестраивалась позже и приобрела современный вид уже в 1798 году. Рафаэль видел её после  перестройки 1498 года  почти в таком виде. Как раз неподалеку жила возлюбленная Рафаэля - Форнарина.



Форнарина была дочерью пекаря, поэтому Рафаэль и называл её Форнариной, то есть "булочницей". Она жила неподалеку от виллы Фарнезина и Рафаэль встретил её гуляя вдоль Тибра. Он как раз искал образ девушки для своих росписей и семнадцатилетняя Форнарина поразила его своей юной красотой. В результате переговоров с отцом и суммы в три тысячи золотых Форнарина стала натурщицей и любовницей Рафаэля и он был так к ней привязан, что Агостино Киджи в конце концов махнул рукой и разрешил ей жить в своей вилле, чтобы художник чаще там появлялся. Форнарина угадывается во многих мадоннах Рафаэля, в том числе и знаменитой Сикстинской.



Донна Велата или дама с вуалью, 1514-15





Вазари в своих жизнеописаниях высказывает сомнения в том, что художник умер от простуды, он считает, что виной была чрезмерная страсть к возлюбленной, которая истощила художника и ошибка медиков, которые решили выпустить из него кровь, метод лечения, который считался действенным. После смерти Рафаэля жизнь Форнарины была загадкой. Одни историки считали, что она стала куртизанкой, другие, что постриглась в монастырь. Там, вроде бы и узнали исследователи её настоящее имя, Маргерита Лути, потому что женщина, постригшаяся под этим именем, записалась, как вдова Рафаэля.  Художник Энгр, вдохновленный историей Рафаэля и Форнарины, написал их двойной портрет, немного напоминающий Рембрандта не без Саскии на коленях.



Образ Форнарины вдохновлял не только Рафаэля, её писали и другие художники, но  в историю она вошла рука об руку с Рафаэлем. Глядя на красоты виллы, цветы и льющуюся воду, легко представить себе, как они гуляли тут и были счастливы.  И тогда цвел тот же шиповник и так же бежала вода.





Вилла Фарнезина хранит много историй. Еще одна связана с этой головой, которая осталась в черно-белом варианте, видимо поэтому про неё и родилась легенда.
Форнарина была допущена на виллу в качестве исключения, Агостино Киджи строго запретил появляться здесь людям, не занятым работой на вилле. А слухи о красоте росписей ползли и якобы Микеланджело, который видел в молодом Рафаэле соперника, очень хотел посмотреть на ёго работу. И вот, переодевшись мелким лавочником и надвинув шляпу на лоб, он отправился к вилле и стал громко рекламировать свой товар, а потом под шумок проник туда. В этот момент никого в зале, где делалась роспись, не было и он смог рассмотреть всё хорошо, а протом взял уголь и нарисовал сам голову.  Рафаэль, вернувшись, вроде бы сразу признал руку Буонаротти и сохранил рисунок в знак уважения.
Легенда вряд ли имеет под собой реальную основу, голова написана краской, а не углем, набросать очень быстро её вряд ли было можно и этот рисунок относят к кисти Перуцци.



Вот и побывали мы на вилле Фарнезина, окутанной различными легендами, прекрасной, как и тогда, посмотрим еще  детали её интерьера напоследок.















Агостино Киджи умер через четыре дня после смерти Рафаэля и не успел вдоволь насладиться своей виллой.

Рим, Архитектура, Италия, Живопись.

Previous post Next post
Up