Cities-85. Одесса. Часть 11. Морской вокзал

Aug 26, 2012 13:22



Одесса - крупнейший торговый порт Украины и один из самых больших на Черном море, потому такой объект пропустить нельзя. Впрочем, в первую очередь это именно перевозки грузов, пассажирская же составляющая в Одесском порту крайне скудна, в отличие от, к примеру, Севастополя. Приоритетность грузоперевозок подчеркивает и планировка - так в конце той самой Потемкинской лестницы, успешно укороченной при реконструкции порта с 200 до 192 ступеней, расположен не собственно Морвокзал или прогулочная зона, а утилитарный подземный пешеходный переход (имхо, позор Одессы). Далее же шагать к морскому вокзалу придется по открытой всем ветрам эстакаде над многопутной железнодорожной станцией, "любуясь" также утилитарными грузовыми вагонами, создающими пейзаж в лучших традициях промышленных городов Донбасса. Конечно, к Морвокзалу можно приехать на такси - но нашим градоустроителям невдомек, что туристы, что в Париже, что в Бердичеве, транспортом пользуются только в крайнем случае, туристы ходят пешком.


Гостиница «Одесса» была построена и задана еще в 2001 г.. В строительстве принимало участие в основном государственные структуры, а также привлекались и частные инвесторы. Предполагалось, что оператором будет всемирная сеть "Кемпински". Номерной фонд гостиницы состоит из 158 номеров, из которых 132 стандартных номера, 15 номеров категории «полулюкс», 10 - «люкс», а также один президентский номер. В конце 2011 года был конкурс на нового оператора, вроде как договорились открыться 1 апреля 2012 - но пока информации об открытии я не видел. Немало одесситов выступает против существования гостиницы, кто-то из оппонентов, ссылаясь на ее техническое состояние, говорит о сносе. Впрочем, Одесский торговый порт, которому вроде ныне после судов принадлежит здание, отвергает демонтаж. Как по мне, место идеально, виды шикарны, да и отель по сути уже стал символом Одесского порта.

Портовое, корабельное, вокзальное.


Эстакада через железку к морвокзалу весьма длинная


Сверху эстакада довольно уныла


Тот самый классический вид на лестницу с еле виднеющимся Дюком. Да, снимать с эстакады удобней)


Этот вид с эстакады напомнил Горловку и Енакиево


Совсем рядом - портовые краны и грузовые причалы


Терминал "Чикуиты" - весьма заметный. Кто не знает - международная корпорация, занимающаяся поставками бананов и прочей тропической снеди. Одно время корпорацию обвиняли в участии во внутриполитических разборках в небольших островных странах и вроде в Латинской Америке. Отчего и пошел термин "банановая республика"


В этот день в здании вокзала проходила какая-то мелкая строительная выставка.


А это уже настоящее морское судно с панамским флагом на соседнем грузовом причале, тут все по-взрослому.


Здание вокзала довольно стильное, гармонирует с отелем - но, увы, недогружено. Да и причалов очень мало


Странноватый памятник, какой-то качок-младенец. Типа, качками не становятся, а рождаются)


Теперь чуть о корабле - круизном лайнере "Артания", посетившем в этот день Одессу. На заглавном фото как раз изображен процесс отбылия судна. Церемония спуска теплохода на воду состоялась 15-го ноября 1984-го года в городе Саутге́мптон (англ. Southampton), Великобритания. Корабль получил имя «Royal Princess» - в честь Дианы, принцессы Уэльской, которая присутствовала на торжественном мероприятии. В 2005-м году судно, в то время принадлежавшее компании P&O Cruises, получило новое имя - «Artemis». В 2010-м году капитаном лайнера стала англичанка Сара Бретон -- вторая в мире женщина-капитан круизного корабля. В апреле 2011 года у судна появился новый владелец и новое имя -- «Artania». На лайнере 8 пассажирских палуб, 594 кают для пассажиров, 1196 пассажиров, 537 членов экипажа, 7 баров, 3 ресторана, библиотека, бассейны (1 -- крытый и 2 -- на открытом воздухе), спа-центр, кинотеатр. Источник


Корма "Артании"


Корабль намного больше вокзала, по размерам может конкурировать с отелем


Спасательные шлюпки "Артании"


Идем дальше вдоль причалов. "Родник" в ставнении с "Артанией" совсем мал. Здесь, за вокзалом, есть еще что посмотреть туристу


"Кабинка" - на самом деле центральная диспетчерская порта


А это еще какие-то гавани в старину


А вот Карантинная бухта в старину. Как видим, железная дорога шла по эстакаде. Впоследствии концепцию поменяли - железка захватила наземный уровень, а автодороги пошли эстакадами.


Построенная в 1872 году, после открытия Карантинной железнодорожной ветки в порту, одесская портовая эстакада была для своего времени интересным инженерным сооружением, представлявшим собой четырёхкилометровой длины железнодорожный путепровод, протянувшийся через весь порт от Пересыпи до оголовка Каратинного мола. «Над земными рельсами шёл воздушный рельсовый путь - эстакада, высокий помост, с которого из вагонов грузились на пароходы хлеб и другие товары» - писал «Автобиографической повести» Александр Грин. Предназначение эстакады определено Грином с абсолютной точностью. Благодаря высокому (шесть метров над уровнем причалов) расположению железнодорожного полотна зерно, уголь, цемент и другие сыпучие грузы из вагонов под действием собственного веса поступали по трубам и желобам непосредственно в трюмы. (Из Википедии)

Своеобразными были поезда, использовавшиеся на эстакаде. Рассказывая в «Книге юности» о друге своей гимназической поры, Сергей Бондарин писал, что его отец «работал на „кукушке“, паровозике, который бегал по портовой эстакаде, осыпанной зерновой пылью…» К этим «кукушкам» цепляли специальные вагоны с конусообразным, для удобства разгрузки, днищем. Крошечные, особенно если смотреть на них с бульвара, паровозики и «пузатые» вагончики остались в воспоминаниях детства Юрия Олеши. «В пыли, в дыму Смешные поезда Сновали все, Гремя по эстакаде», писал он в юношеском стихотворении «Пятый год».

В 1905 году эстакада сгорела, но была вскоре восстановлена. Грустная улыбка судьбы: насквозь продуваемая черноморскими ветрами эстакада согрела одесситов бестопливной зимой 1920 года.

«В эти дни погибла знаменитая эстакада в одесском порту. Одесситы гордились ею не меньше, чем оперным театром, лестницей на Николаевском (Приморском) бульваре и домом Папудова на Соборной площади. О длине и толщине дубовых брусьев, из которых она была выстроена, в городе складывали легенды. Будь эти брусья потоньше и похуже, эстакада, возможно, простояла бы ещё десятки лет. Но в дни топливного голода столь мощное деревянное сооружение не могло не погибнуть. Эстакаду спилили на дрова» - писал Козачинский Александр в повести «Зеленый фургон».

И на этот раз уже безвозвратно канула в прошлое одесская портовая эстакада, от которой сохранилась лишь некогда предварявшая её железнодорожная насыпь, прорезанная мостами.

Мы же идем осматривать дальше океанский лайнер. "Артания" в классическом виде


Еще вариант спасательной шлюпки "Артании"


Памятник морячке. Говорят, что это еще одна Рыбачка Соня, их тут тыщи)))


А вот и табличка у памятника морячки


В конце пирса выстроен храм


Здесь же и смотровые площадки на море


Вид в северную часть порта


В самом конце большого пирса устроен и малый, для яхт и катеров


Здесь же устроен небольшой музей якорей. Осмотр бесплатен, по динамикам транслируетсяя рассказ на нескольких языках


Табличка к музею якорей. А это, как понимаю, вентиляционный киоск


"Анжела Н" - океанский сухогруз, пришвартовавшийся к причалу у морвокзала. Собственно, показатель загрузки грузового порта и недогруженности пассажирского. По палубе сновали какие-то китайцы в одинаковой оранжевой форме.


Спуск на нижнй ярус морвокзала


И расписания. Пассажирского рейсового движения в Одессе практческ нет - только круизы


В Севастополе морвокзал в разы наполненней, + там множество пргородных рейсов, от 2-3 гре:)


Тарифы на паром до Стамбула


Еще по Стамбулу. Фактчески, это главный пункт следования из Одессы


Внутри вокзала выставка продолжается - но как-то вяло и убого


Морячки Сони XXI века)


Эстакады, эстакады, а я красненький такой


С эстакады издали кажется, что Потемкинская лестнца идет именно от нее. На самом же деле там еще дорога  подземный переход. Сами собой напрашиваются пешеходные мостики над Приморской улицей. Да и фуникулер могли бы не дотягивать до уровня дороги, а "подключить" к такому мостику. Скажете, испортит вид? Так портить уже нечего, эстакады и порт никто двигать не будет. А так хоть было бы удобно.


Еще железка и терминал "Чикуита". Вдали виднеется построенный в 1998 году Вантовый мост


Вид в сторону Военного спуска, Вантовый мост


И один из немногих ныне припортовых магазинчиков. Может, здесь еще осталась портовая романтика?


Нижняя станция фуникулера, виден вход в подземный переход


Одесский фуникулер - транспорт в целом нужный, но скорее туристический, чем собственно городской. И в старину, и ныне Потемкинская лестница - скорее часть ансамбля площади и прогулочная зона, чем реально востребованный горожанами спуск. Тем не менее, еще в 1880-м году была предпринята первая попытка устроить здесь механический подъемник, потерпевшая неудачу. (по мотивам Википедии)

В 1895 году молодой инженер Н. К. Пятницкий, выпускник Петербургского института инженеров путей сообщения, сын директора Второй одесской гимназии, подал в городскую Управу прошение о «предоставлении ему сооружения и эксплуатации механического подъёмного пути с Приморской улицы на бульвар» . Соблазненные предложением Пятницкого, городские власти все же объявили конкурс через местные и столичные газеты. Откликнулась лишь одна парижская фирма, представившая только эскизный проект, никак не привязанный к местности. По заключению известного в городе инженера В. И. Зуева, предпочтение отдали Пятницкому.

Нижняя станция фуникулера в старину выглядела более презентабельно


В 1900-1902 годах спланировали склон под трассу будущего фуникулёра, уложили одноколейный рельсовый путь длиной около ста метров с разъездом посередине и переходным мостиком над ним, построили деревянный ажурный павильон на бульваре, каменное здание с кассой, перроном и конторой на Приморской улице, а рядом небольшую электростанцию, собрали и закрепили на тросах два доставленных из Парижа вагончика на 35 пассажиров каждый, установили 300 калильных ламп и дуговых фонарей для освещения дороги.

Работы были выполнены под руководством инженера В. Я. Раковского. Название «фуникулёр», происходящее от латинского «фуникулис» (качели), прижилось много позднее, одесситы же называли его «подъёмная машина». Впрочем, хотя вагончики были совсем малы, и они не особо заполнялись, особенно вниз. Для спуска же в порт одесситы использовали в основном улицы-спуски, ныне на некоторых из них устроено движение общественного транспорта. Впрочем, Пятницкого вскоре пригласили строить фуникулер в Киев, где это поныне важный вид транспорта для горожан, а не только для туристов.

Внутри переход хоть и чист - но все очень простенько, как на каком-то спальном массиве


Морской вокзал по сути разделен на две части. У дороги устроен такой мини-терминал - точно напротив Потемкинской лестницы. Внутри что-то мелкое, а также лестницы на эстакаду.


Во время революции фуникулер был «на консервации», в 1926 году восстановлен. Работал в теплую пору, когда больше туристов и отдыхающих. В Великую Отечественную вновь сломан -открылся только в конце 1940-х. А в 1969 году подъёмную машину закрыли навсегда - и заменили в 1970-м году на эскалатор. Фуникулер был скорее туристической изюминкой, транспортной проблемы как таковой не было - и эскалатор оказался невостребован.

С начала 1990-х эскалатор стал работать только на подъем, второй постепенно разбирали на запчасти. Окончательно же он пришёл в негодность и закрылся в 1997 году. В 1998 году городская власть решила построить на Потемкинской лестнице новый фуникулёр по принципу наклонных лифтов и выделила деньги. Получился долгострой длиной в восемь лет. Торжественное открытие возрождённого фуникулёра на два вагончика по десять человеко-мест состоялось 2 сентября 2005 года в двести одиннадцатый день рождения Одессы.

Вагон фуникулера, т.е. наклонный лифт


Склоны здесь не благоустроены


На фуникулере устроено два независимых пути, иногда работает один вагон, в "час пик" - два.


Сразу после открытия фуникулер был бесплатным, сейчас внутри вагончика сидит тетушка-лифтер по сути на табуретке и берет деньги за проезд. Вход в вагон - через такие двери на станции, потому нередко Одесский фуникулер называют наклонным лифтом.


Кнопки управления в фуникулере


Вид из вагончика. Теперь - на Приморский бульвар!


Тот же вид спуска с Потемкинской лестницы много лет назад


Одесса. Часть 1. Третий вокзал
Одесса. Часть 2. Тот самый Привоз. Как ничего не пропустить

Одесса. Часть 3. Молдаванка и парк-кладбище

Одесса. Часть 4. От Дальних Мельниц к Малой Арнаутской

Одесса. Часть 5. По Итальянскому бульвару к виду на порт

Одесса. Часть 6. Французский бульвар

Одесса. Часть 7. Канатка и трасса здоровья по склонам

Одесса. Часть 8. Заведения Аркадии

Одесса. Часть 9. Граффити в Аркадии

Одесса. Часть 10. По пути к порту: старинные мосты и спуски

Одесса. Часть 11. Морской вокзал

Одесса. Часть 12. Приморский бульвар и окрестности

Одесса. Часть 13. От Апельсина к Соборной площади

Одесса. Часть 14. От Оперного - по Дерибасовской

Одесса. Часть 15. Отели Леона Влодека

Одесса. Часть 16. Греческая "Афина" и Александровский проспект

индастриал, cities, Одесса, Одесская область, вокзал

Previous post Next post
Up