Cities-85. Одесса. Часть 4. От Дальних Мельниц к Малой Арнаутской

Aug 14, 2012 12:05



Этот репортаж посвящен скорее будничным зарисовкам жизни уже не центральной части Одессы, но еще не окраин  - хотя в конце мы попадем на ту самую Малую Арнаутскую, где, по легендам 1990-х, в подвалах делали немалую часть "импорта" - а сегодня неподалеку можно найти автосервис "Ферарри". Здесь и отстроенный храм, и железнодорожные и трамвайные мастерские, и транспортный мегапроект дороги "Север-Юг", и поездка на трамвае от автовокзала к центру. Да, еще немного двориков, коньячный завод и еще всякие мелочи. Также здесь - расписания автобусов с центрального автовокзала.


Храм в районе Ближних Мельниц (а сюда мы пришли с Молдаванки) появился где-то в конце XIX века - тогда здешние районы разрослись, ведь всего в городе уже проживало более 300 000 человек. Сначала был открыт молитвенный дом и начался сбор пожертвований - однако точно место для храма не было утверждено. Впоследствии прихожане с прошением отвести место под строительство церкви на переименованной Большевокзальной площади. Собственно, в те годы здесь, на нынешней станции «Одесса-Товарная»,  и располагался железнодорожный вокзал. Ныне от былой площади осталось мало что, но некоторые осколки еще можно попытаться найти.


Напротив - бывший трамвайный парк, ныне здесь ремонтные мастерские. Ангары еще царских времен


Закладка храма состоялась в 1887 году. Строительство продвигалось быстро и без задержек, что позволило подрядчикам к середине 1888 года практически закончить постройку церкви. В 1936-м он был снесен. В начале 90-х годов XX века был вновь создан и зарегистрирован приход Алексеевской церкви, который временно разместился в одном из помещений венерологического диспансера. Стараниями епархии и прихожан храм имеет просторное и великолепно устроенное помещение. Чудом сохранившаяся табличка со стены разоренного храма, прикреплена снова у входа в церковь. На ней памятная надпись в честь благотворителя И.С. Федоровского, на чьи средства был возведен храм во имя св. Алексия. Весной 2001 года в центре Алексеевского сквера бал заложен новый большой храм, с каждым днем растут его стены.


Это фото не мое, из Викимапии - туда не добрался, но объект не упомянуть не могу. Компиляшка из разных источников. Механические железнодорожные мастерские барона Унгерн-Штернберга на Ближних Мельницах, руководителя строительства железной дороги Одесса-Балта. Арх. А.Д.Тодоров, 1883 г. Ныне - заброшенный цех завода "Краян" 15.10.2011 года пострадал в результате пожара.

Мастерские были преобразованы в краностроительный завод еще в 1930 году, в 1932 году был сконструирован и изготовлен паровой 6-тонный кран на железнодорожном ходу «Январец-1», который стал первенцем советского краностроения. За послевоенные годы создано более 25 модификаций кранов различной грузоподъёмности. Освоено производство 16-тонных и 25-тонных кранов для работы в условиях Крайнего Севера. С начала 1970-х годов завод стал выпускать 40-, 63- и 100-тонные краны. После распада СССР завод был приватизирован и переименован в компанию «КРАЯН». Уже под маркой «Краян», завод некоторое время продолжал выпуск кранов на пневмоколесном ходу, а также автомобильных и кранов на спецшасси с телескопической стрелой. Высокий уровень продукции «Краяна» отмечен Золотой Звездой.

В настоящее время полноправным правопреемником Одесского завода Январского восстания и ЗАО «КРАЯН» является фирма Истриан. В наше время завод находится в стадии банкротства. Сейчас по периметру завода развешаны камеры. и охрана дает неилюзорных пиздюлей городским исследователям, зашедшим на территорию. Завод активно пилится, и все активно это скрывают. В 1992 году располагавшийся на территории завода памятник Ленину был продан в СШа, где установлен в городе Даллас с табличкой подписью America’s Won (Америка победила), ранее находился перед входом на завод и был продан в 1992 году его руководством американскому владельцу ресторана Харви Гофу.


Миновав Алексеевский храм, отправляемся в поисках коньячного завода. Угол улиц Мельницкая и Степовая, немало трамвайных рельсов заброшено - результат строительства автодороги "Север-Юг", проекта спорного и малоудачного - о чем ниже


Здесь также встречаются колоритные дворики


Мы входим в соседний с Молдаванкой район - Дальние Мельницы.

«В 1820 годы... к юго-западу от Молдаванки образовались Ближние и Дальние Мельницы с прямоугольными сетками кварталов. Они возникли возле стоявших здесь группами мельниц» - так пишется в историко-архитектурном очерке об Одессе. В 1803 г. в подобном отчете фигурирует: "Мельниц ветряных - 21". Дальние Мельницы хранят в названии память о том времени, когда "в открытом поле здесь стоял лес ветряных мельниц.Неподалеку была и небольшая польская колония - поселок Курсаки, где в 1892 году на углу Балковской костел Святого Климентия, а напротив вырос целый польский городок.  Источник 


Современный креатив


Дворик на Мельницкой - увы, лишь гаражи-пристройки


Тот же дворик, другой тупик


Так и живут


Еще дворик-кишка на границе с многоэтажной застройкой


Довольно неожиданно было увидеть в Одессе дом с небольшими окошками на чердаке в таком формате - они традиционны для Львовщины, там таких масса


Протестантский храм, увы, смазано. Так по Мельницкой мы дошли до улицы Балковской


Подъезд старого дома


Совсем "причесанный" домик


Дорога к автовокзалу - улица Балковская и часть мегапроекта "Север-Юг", начатого еще в 1970-х годах. Одесса - город весьма вытянутый, и от поселка Котовского добраться совсем не быстро. Так и появилась идея магистрали в обход перегруженного центра, связывающией самые дальние окраины и еще ряд районов. Улца Балковская - едва ли не единственный действующий участок трассы. И то избавться от светофоров здесь не получилось.

Так, вскоре после перекрестка с Мельницкой дорога делает поворот почти под 90 градусов и упирается в частный сектор. Уже много лет ведутся дискуссии, чтобы продлить дорогу через частную застройку до массива Черемушки - но пока безуспешно. При этом там уже построен мощный жд путепровод, где сделан задел и под трамвайную линию, чтобы соединить напрямую Черемушки с центром.


Наша цель - коньячный завод. Остановка возле него


Из Вики. Одесский коньячный завод был основан в 1863 году, в 1899-м был выкуплен одним из водочных королей Российской империи Н.Шустовым. В 2002 году Одесский коньячный завод (ОКЗ) преобразован в ЗАО. ОКЗ - предприятие полного цикла производства коньяков по классической французской (шарантской) технологии. Это означает, что все стадии производства коньяков - от виноградных саженцев до выдержки спиртов и розлива коньяков в бутылки производится на одном предприятии. Завод располагает значительными площадями собственных элитных виноградников (около 1000 га) и старейшим парком бочек (15 тыс.шт.). Шустовым принадлежали также коньячные заводы в Армении и Москве. В 1900 году образцы шустовского коньяка были анонимно отправлены на парижскую выставку, где Шустову было присуждено Гран-при. И хотя, коньячный напиток, в соответствии с правилами, был больше похож на бренди, Шустову разрешили писать на своих бутылках «cognac». К 1914 году Шустов контролировал 30% алкогольного производства в Российской империи и 44% алкогольного экспорта.

Улица Мельницкая, слева - корпуса завода


В 1944 году фашисты, отступая, подожгли завод, а бочки прострелили из автоматов. В складах было по колено напитка. Местные жители успели понемногу "нашкрябать", а уцелевшие бочки отправили, по дружному уверению старожилов, на дегустацию "слугам народа". В 1950 г. завод был восстановлен по проекту архитектора Л. Доброговской.


Даже троллейбусы здесь в одном цвете с табличками завода)


Собственник ТМ "Хортиця" - запорожский бизнесмен Евгений Черняк. В объединенной компании, стоимость которой эксперты в момент слияния оценили примерно в $500 млн., он рассчитывал получить, как сообщали СМИ, 75%+1 акцию. В июне 2008 года журнал "Корреспондент" оценил состояние Е.Черняка в $783 млн., поставив его на 27-е место своего ТОП-50 самых богатых украинцев.


Центральный въезд


Роскошные кованные ворота


Улица Дальницкая с реконструированной трамвайной линией. Увы, снова положили по центру дороги, что усложняет движение автомобилей. Намного лучше в правом ряду, по австрийской схеме


А вот и автовокзал


Автовокзал расположен внутри развязки Разумовского путепровода, что в целом весьма разумно)


Здесь проходит реконструкция


И расписания








Садимся на трамвай №5 и едем назад в центр по улице Колонтаевской


Вид на ЖК "Уютный", на самом деле за развязкой в основном частный сектор


Так выглядит обычная улица Одессы, мы едем по Колонтаевской. Застройка в основном 2-3 этажа


Кстати, здесь тоже есть окна на чердаке. В Галичине это было распоряжение, потому там много домов таких, здесь интересно почему.


Классический дом Старой Одессы


Есть и многоэтажки, точечная застройка разных лет


Весьма хороший декор


Выходим на улице Старопортофранковской, недалеко от Прохоровского сквера, и отправляемся на Малую Арнаутскую. Когда-то здесь проходила граница портофранко


Как же неподалеку от Малой Арнаутской не оказалось бы что-то в духе "Абибас" или "Паросоник"))) Не думаю, что здесь чинят Феррари)


Малая Арнаутская застроена в основном подобными зданиями


И еще окна в чердаке. Привет Львову)


В Одессе сохранилось несколько старинных трансформаторных будок


Улица довольно широкая, хотя в условиях дороговизны земли в портофранко стоило ожидать узкие улочки


В дворик




Так мы снова вышли к "Привозу"


И напоследок - памятник ликвидаторам аварии в Чернобыле и... участникам ядерных испытаний. Неожиданная формулировка


Далее - Итальянский бульвар, где упрятано немало интересных зданий.
Одесса. Часть 1. Третий вокзал
Одесса. Часть 2. Тот самый Привоз. Как ничего не пропустить

Одесса. Часть 3. Молдаванка и парк-кладбище

Одесса. Часть 4. От Дальних Мельниц к Малой Арнаутской

Одесса. Часть 5. По Итальянскому бульвару к виду на порт

Одесса. Часть 6. Французский бульвар

Одесса. Часть 7. Канатка и трасса здоровья по склонам

Одесса. Часть 8. Заведения Аркадии

Одесса. Часть 9. Граффити в Аркадии

Одесса. Часть 10. По пути к порту: старинные мосты и спуски

Одесса. Часть 11. Морской вокзал

Одесса. Часть 12. Приморский бульвар и окрестности

Одесса. Часть 13. От Апельсина к Соборной площади

Одесса. Часть 14. От Оперного - по Дерибасовской

Одесса. Часть 15. Отели Леона Влодека

Одесса. Часть 16. Греческая "Афина" и Александровский проспект

cities, Одесса, Одесская область, вокзал

Previous post Next post
Up