Cities-85. Одесса. Часть 1. Третий вокзал

Aug 08, 2012 12:21



Думаю, не стоит говорить, что значит для портового города железная дорога - не удивительно, что поезда из Одессы пошли несколько раньше, чем из Киева. Станция «Одесса-Главная» интересная сама по себе - ведь здесь вокзал довольно редкого в Украине тупикового типа. Несмотря на некоторую стилизацию под дореволюционную архитектуру, на самом деле вокзал выстроен уже после войны, впрочем, на основе старого проекта. Итак, главные жд ворота Одессы.

Решение о строительстве Одеско-Балтськой железной дороги было принято в 1863 году, одновременно с прокладкой линии на Конной площади началось строительство вокзала, депо, мастерских. Рост экономики царской России в конце XIX - начале ХХ века был довольно значителен, и города росли довольно быстро. Уже в 1890-х годах вокзал не удовлетворял потребности пассажиров, да и располагался довольно далеко от центра. Потому вскоре начато сооружение нового терминала, по проекту петербуржского архитектора В.А. Шретера, строительство велось под руководством архитектора А.И. Бернадацци.

Немного фото второго вокзала. Первый, увы не нашел



Здесь видно и озеленение перед вокзалом, фонтан. Открыли второй вокзал в 1883 году


В 1944 году во время войны вокзал был разрушен. Здесь есть интересный момент - встречаются данные, что была именно реставрация старого здания, в других источниках говорится, что было построено новое здание, дальше от центра привокзальной площади. Т.е. от второго вокзала ничего не осталось.

Однако, новый, третий, вокзал во многом сохранил компоновку второго. Так, по прежнему оставалось два выхода - главный на Привокзальную (первый и второй класс) и боковой на Старосенную площади (для пассажиров третьего класса). Главный вход прикрывала трехарочная лоджия с установленными на портике часами. Правда, видно, что вокзал стал выше, изменен и декор. Строительство провели в короткие сроки - в 1950-1952 годах, по проекту архитектора Чуприна.

Над входом стоят четверо довольно странных персонажей: девушка с чайкой, символизирующая Одессу (тут еще нормально), моряк с мечом (ага!), шахтер с отбойным молотком (привет Донбассу? До шахт сотни км) и упрятанный "в толпе" пионер-горнист в шортах. Как заметили как-то, присутствуют аллюзии на конную четверку на Бранденбургских воротах Берлина.



Советское время


Можно сравнить второй и третий вокзалы - схожесть очевидная



Первое, что увидит приехавший в Одессу на поезде


История Одесской железной дороги (первоначально - Одесса-Балта).

Одесская железная дорога ( Юго-западная Ж.Д.) - одна из старейших железных дорог на юго-западе бывшего СССР и Российской империи. Необходимость строительства железных дорог на Украине возникла давно. Этому способствовало географические положение края, природные богатства. Государству нужны были железные дороги для вывоза сельскохозяйственной продукции из плодородного Юго-Западного края и продукции промышленности из районов Донбасса и Кривого Рога.

Интерьер в целом традиционен для сталинских вокзалов, к тому же отлично отреставрирован


Первым в 1825г. поставил вопрос о необходимости строительства железных дорог на Украине изобретатель и предприниматель В.П. Гурьев, который считал необходимым связать железными дорогами Одессу и Петербург через Киев, Одессу с Москвой через Киев-Чернигов. Для Украины период 90-х годов XX столетия характеризовался оживлением как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Ее бескрайние степи быстро меняли свой облик, строились фабрики и заводы, складывались новые промышленные районы - Донецкий угольный, Криворожский железнодорожный и Приднепровский металлургический. В новых условиях нельзя было обходиться без такого современного и достаточно развитого вида транспорта как железнодорожный, который находится в теснейшей связи со всей экономикой страны. Началось строительство первой железной  дороги на Украине, которая была построена в 18б5 году от Одессы до Балты протяженностью 213 км. Железная дорога Одесса - Балта строилась за казенный счет около трех лет/1862-1865гг./. Это была первая линия будущих Юго-Западных железных дорог.

Тупики платформ


В1867-1870 г. дорога была продлена до Елисаветграда (ныне Кировоград). В мае 1868 года приступили к строительству Киево - Балтской железной дороги. На работах было занято около 30 тысяч человек. Движение поездов на этой линии было открыто 7 июня (26 мая) 1870 г.  Вскоре правительство решило продолжить строительство железных дорог не за казенный счет, а силами акционерных объединений. Акционерам были гарантированы большие льготы, в том числе прибыль в размере 5,5 процента на затраченный капитал, независимо от рентабельности железных дорог. Даже существовавшие тогда казенные железные дороги были проданы акционерным обществам. Летом 1870 года Русское общество пароходства и торговли /РОПИТ/ приобрело у правительства Одесско-Балтскую и Одесско - Елисаветградскую линии, купило участок от Тирасполя до Кишинева и Линию Бирзула - Жмеринка - Болечиск (Волочиск). Общая длина всей этой сети, получившей название Одесской железной дороги, составляла 963 км.

Так выглядят тупики собственно путей


В том же году на базе казенной Киево-Балтской магистрали было образовано общество Киево - Брестской железной дороги, которое купило у казны еще участок Киев-Жмеринка с ветвью Казатин - Бердичев и построило линию от Бердичева до Бреста с ответвлением на Радзивиллов / бывшей русско-австрийской границы. Постоянно увеличиваясь Юго -Западная продолжала оставаться самой крупной в Российском государстве в течение почти четверти века. Таким образом, основной костяк магистральной сети Юго-3ападной дороги до 1917 года был построен. В настоящее время участок дороги, проходящий через Балтский район, является одной из наиболее оживленных железнодорожных веток Украины.

Материалы к истории дороги: Скальковский А. БИОГРАФИЯ ОДЕССКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ / Труды ОДЕССКОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО КОМИТЕТА. - Вып.1.- Одесса, 1865. - с.291-310.

Все платформы высокие, что весьма радует. Правда, нет ни одного навеса, увы. Кстати, до войны здесь были навесы, еще с царских времен


Колоннада бокового крыла со стороны путей, выход к Старосенной площади


Электрички здесь принято называть своими именами, как корабли)


Перед станцией выстроен довольно мощный жилой комплекс


Боковой выход на Старосенную площадь к трамвайному узлу - здесь останавливаются аж 6 маршрутов


На жд вокзале расположена и небольшая автостанция, хотя всего метрах в 500 автовокзал "Привоз", путанницо, однако


Прыгыоналы выделяюццо.


Выйдем теперь на Привокзальную площадь. Фонари весьма монументальны


В Одессе еще успешно ездят троллейбусы ЮМЗ Т-1


И расписания. Обращаю внимание, что это апрель




Пригородные поезда добираются аж до Вапнярки


Схема железных дорог


Одесса. Часть 1. Третий вокзал
Одесса. Часть 2. Тот самый Привоз. Как ничего не пропустить

Одесса. Часть 3. Молдаванка и парк-кладбище

Одесса. Часть 4. От Дальних Мельниц к Малой Арнаутской

Одесса. Часть 5. По Итальянскому бульвару к виду на порт

Одесса. Часть 6. Французский бульвар

Одесса. Часть 7. Канатка и трасса здоровья по склонам

Одесса. Часть 8. Заведения Аркадии

Одесса. Часть 9. Граффити в Аркадии

Одесса. Часть 10. По пути к порту: старинные мосты и спуски

Одесса. Часть 11. Морской вокзал

Одесса. Часть 12. Приморский бульвар и окрестности

Одесса. Часть 13. От Апельсина к Соборной площади

Одесса. Часть 14. От Оперного - по Дерибасовской

Одесса. Часть 15. Отели Леона Влодека

Одесса. Часть 16. Греческая "Афина" и Александровский проспект

cities, Одесса, Одесская область, вокзал, железная дорога

Previous post Next post
Up