8 февраля 1855 года, в самый разгар Крымской войны (1853-1856), во время осады Севастополя войсками союзников, британцы начали строительство железной дороги на паровой тяге. Длина дороги от Балаклавы до Сапун-горы вместе с ответвлениями составляла 22,5 км.
Решение о ее строительстве вызвало бурные дебаты в британском парламенте, но правительство Ее Величества настояло на своем. Еще в январе 1855 г. в Балаклаву морем были привезены 1800 тонн рельсов, 6000 шт. шпал, 300 тонн досок и около 2 тысяч тонн прочих грузов (вагоны-платформы, подъемные краны, вагонетки, металлические канаты, машины для забивания свай…). Строительство главной ветки (11 км) завершили за семь недель, что помогло англо-франко-сардинским войскам изменить ситуацию в битве за главную базу ЧМФ в свою пользу. Четыре паровоза («Содружество», «Победа», «Лебедь» и «Черный бриллиант») могли использоваться только на ровных участках полотна от Балаклавы до Кады-коя; подкованные ломовые лошади, привезенные из Англии, тащили вверх поезда. Но когда и у них не хватало сил, на смену приходили стационарные двигатели, снабженные приводным тросом. Союзники не имели проблем с подвозом провианта и боеприпасов, необходимых для бомбардировки Севастополя.
«Во время военных действий по английской Балаклавской железной дороге перевозилось до 250-300 тонн груза ежедневно. В декабре 1855 года там работали четыре паровоза и два стационарных паровоза-машины для поднятия вагонов с низменности у Балаклавы на плато перед Севастополем. Для перевозки грузов использовались 215 лошадей и 17 мулов… Поезд отходил от Балаклавы каждый час с 7 часов утра до 7 часов вечера… В феврале 1856 года на железной дороге использовалось в среднем до 130 вагонов, перевозивших около 425 тонн различных грузов», - пишет севастопольский писатель Валерий Иванов.
После окончания Крымской войны, завершившейся сокрушительным поражением Российской империи, англичане железную дорогу разобрали и продали турецкой компании. Мраморную доску, с мемориальной надписью в честь постройки дороги, установленную англичанами в 1856 году, летом 1860 года вырвали из скалы и разбили…
Кстати, первая железная дорога в Крыму была сооружена еще раньше, в 1843 году. Но это была дорога на конной, а не паровой тяге, протяженностью в один километр в Инкермане. Ее построил отставной мичман Дмитрий Волохов. Использовалась «железка» для перевозки грузов при строительстве Адмиралтейства…