Cities-85. Одесса. Часть 10. По пути к порту: старинные мосты и спуски

Aug 23, 2012 10:57



Нет, к сожалению, четкого термина, обозначающего срединную территорию города между собственно центром и уже окраинами. А ведь именно она как нельзя лучше характеризует Город и присутствует только в крупных и старинных городах. Именно здесь, а не в центре, стоит искать извилистые улочки ТЕХ времен, здесь встречаются красивые дома, покрывшиеся налетом Времени, которых не коснулась реконструкция. Конечно, хочется, чтобы все они жили в настоящем, чтобы дома были в хорошем состоянии, асфальт был ровен, а тротуарами сновали прохожие. Но это будет уже центр - а хоть как ни крути, все центры во многом похожи. В этих кварталах же - индивидуалность. В Одессе, по моему мнению, это район Карантинной балки с многочисленными мостами через нее - как нельзя лучше эта победа застройки над рельефом отображает динамику развития города в дореволюционные времена. А если меня спросят, какая моя любимая улица в Одессе, то скажу сразу - это Деволановский спуск.



Начнем же мы эту прогулку от стадиона "Черноморец" в парке Шевченка и отправимся в сторону порта. Фасад стадиона мне очень равится - гораздо интересней, чем очередная тарелка. Легкие аллюзии на Колизей


Боковой фасад стадиона


Незадымляемые лестницы


Перед стадионом - колоннада


А фасад со стороны моря я пропустил - фото с Викимапии


Колонна напротив стадиона - изначально памятник Александру II. Впоследствии барельеф царя заменили на Карла Маркса, позже колонну назвали именем Сувогора, тк. здесь располагался бастион Суворовской крепости.


Выходим аллейками на другую сторону парка


Парковый павильон - на самом деле бывшая трамвайная остановка, еще дореволюционных времен


Выходим на улицу Маразлиевскую. Памятник Шевченко в Одессе установлен не совсем в центре


7-этажка царских времен - одно из самых высоких зданий той эпохи в Одессе. Где-то здесь есть музей современного искусства


Дворец студентов, изначально - Крестьянский банк,  1914, арх. Ю. М. Дмитренко и Ф. А. Троупянский.


Пробираемся на Сабанский переулок


Сабанские казармы - изначально построены помещиком Сабанским в 1827 г. как... склад для зерна. Сабанский был поляком, и в 1831 году после польского восстания его имущество конфисковали, а здание передали военному ведомству.
С 1918 по 1920 год в этом здании находился только открывшийся на тот момент политехнический университет. Сейчас здесь казарма и учебный корпус Одесского государственного университета внутренних дел. (из Викимапии)


Новостройка нескучная


Все те же казармы. Нецентральная Одесса


Угол Бунина и Канатной, новостройка


В этом районе тоже оказалось несколько классических двориков. У входа - раритетЪ


Просто дворик, каких множество в Одессе


Через Деволановский спуск, проходящий по Карантинной балке, переброшено несколько мостов, причем все они - старинные, царских времен. Мы идем по мосту Коцебу или Полицейскому. Мост сооружен архитектором Ландесманом в 1889-1892 годах, каркас изготовлен в Париже, а в Одессе только собран. Назван мост в честь последнего Новороссийского генерал-губернатора Павла Евгеньевича Коцебу, находившегося на этом посту с 1862г. по 1874 г. К слову, очень много сделавшего для Одессы, но, по курьезному совпадению, отвергнувшего проект строительства моста на Полицейской улице в период своего правления. (из Викимапии)


Старинное здание в процессе реставрации


Взглянем с моста Коцебу на соседние. Новиков мост, сооружен в 1822-1824 гг. по проекту знаменитого одесского ученого и инженера Жюста Гаюи и арх. А. Дигбия по инициативе купца Новикова, выступившего также подрядчиком при его сооружении. Новиков являлся еще и владельцем канатного завода, давшего, в свою очередь, название Канатной улице. Пожалуй, один из самых старых мостов в Украине - ему почти 200 лет!


Ниже по балке, ближе к порту, расположен Строгановский мост длиной аж 110 метров. Строгановский мост - район бывших красных фонарей и клуба "Амстердам". Первый мост здесь был построен в 1853-1863, архитеткор Ф. Гонсиоровский
«Ведь он висит над бездной, - сообщал еще в 1913 году Александр де Рибас. - Он снабжен ныне высокою чугунною решеткою для предотвращения самоубийств. Несчастные, замученные жизнью, опираясь в отчаянии на прежние низкие каменные перила моста, испытывали непреодолимое стремление полететь вниз головою. Случаи самоубийств так одно время участились, что пришлось сделать высокую решетку»

«Сколько их стремглав на камни падало,
Завершая тут последний спор!
И по указанью губернатора
На мосту возвысили забор»
поэт И. Рядченко

К слову, повышать высоту перилл - местная традиция, так, на пешеходном Тещином мосту они слишком высоки, идешь как в клетке


Деволановский спуск - улица весьма раздестроенная.


Выходим на угол Польского спуска, которым отправимся к порту


Это все тот же Строгановский мост - помним, что он более 100 метров длиной, переброшен и через Деволановский спуск, и через Польский


Привет из Аркадии:)))


Строгановский мост, вид в сторону Девролановского спуска


На Польском спуске также есть несколько старинных малоэтажек с двориками


Подъезд в проезде


Ныне Таможенная площадь не особо интересна - а в старину она выглядела так


На площади - памятник "Потомкинцы - потемкам". Ну т.е. "Потемкиныцы - потомкам", скульптор В. А. Богданов, арх. Ю. Лапин. В 1965 памятник был установлен на площади Потёмкинцев (ныне Екатерининская), в 2007 перенесён сюда.


Все тот же Строгановский мост - но снизу Деволановского спуска. Деволановский  спуск - одна из самых разваленных улиц Одессы. Можно только представить, как здесь можно сделать реконструкцию. С другой стороны, это та самая Старая Одесса, которую в центре уже искать придется.


Главный въезд в Одесский порт


Старинные склады на дороге вдоль порта


Роскошные здания!




Одесса. Часть 1. Третий вокзал
Одесса. Часть 2. Тот самый Привоз. Как ничего не пропустить

Одесса. Часть 3. Молдаванка и парк-кладбище

Одесса. Часть 4. От Дальних Мельниц к Малой Арнаутской

Одесса. Часть 5. По Итальянскому бульвару к виду на порт

Одесса. Часть 6. Французский бульвар

Одесса. Часть 7. Канатка и трасса здоровья по склонам

Одесса. Часть 8. Заведения Аркадии

Одесса. Часть 9. Граффити в Аркадии

Одесса. Часть 10. По пути к порту: старинные мосты и спуски

Одесса. Часть 11. Морской вокзал

Одесса. Часть 12. Приморский бульвар и окрестности

Одесса. Часть 13. От Апельсина к Соборной площади

Одесса. Часть 14. От Оперного - по Дерибасовской

Одесса. Часть 15. Отели Леона Влодека

Одесса. Часть 16. Греческая "Афина" и Александровский проспект

мост, cities, Одесса, Одесская область

Previous post Next post
Up