«ГОНЕНИЯ НА ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН
Новые ссылки и казни последовали тотчас же после «собора» 1667 года. Знаменитые защитники древнерусского благочестия протопоп Аввакум, священник Лазарь, диакон Благовещенского собора в Москве Феодор, инок Епифаний были сосланы на далекий север и заточены в земляную тюрьму в Пустозерске (Архангельской губернии). Эти исповедники были подвергнуты, за исключением Аввакума, еще особой казни: им вырезали языки и отсекли правые руки, чтобы они не могли ни говорить, ни писать в обличение своих гонителей и их неправой веры. Когда же их языки чудесным образом исцелели и заговорили, их вырезали вторично.
Более четырнадцати лет эти исповедники пробыли безвыходно в мучительном заточении - в сырой яме, но никто из них не поколебался в правоте своей веры. Отсюда они рассылали грамоты, послания, увещания к своей единоверной братии, а таковой была вся тогдашняя сермяжная Русь, - хранить целой и неизменной Древнеотеческую Православную Веру, стоять в ней до смерти. Благочестивый народ чтил этих заточенников, как непреоборимых воинов Христовых, как дивных страстотерпцев и мучеников за Святую Веру. Пустозерск стал местом священным.
По настоянию нового Московского лжепатриарха Иоакима, пустозерские страдальцы были преданы сожжению в срубе. Казнь последовала в пятницу - в день страстей Христовых, 14 апреля 1682 г. Всех их вывели на площадь, где был приготовлен сруб. Играло ясное весеннее солнце, точно приветствуя этих выходцев из могилы (из ямы, в которой они так долго томились). Более четырнадцати лет не видели они света Божия, ни неба, ни других красот природы. БОДРО И РАДОСТНО ВОШЛИ ОНИ В СРУБ. Толпа людей, сняв шапки, молчаливо окружила место казни. Подожгли дрова, и сруб запылал. Протопоп Аввакум успел еще обратиться к народу с прощальным словом. Подняв высоко сложенную в двоеперстие руку, он завещал: «Вот будете этим крестом молиться, вовеки не погибнете». Когда мученики сгорели, народ бросился собирать на память святые кости их, чтобы разнести их потом по всей русской стране.
Горевшие огнем веры сожжены огнем вещественным, чтобы быть светочами, светящими в даль веков.
Мучения и казни древлеправославных христиан происходили и в других городах и весях Российского государства. В самой Москве пылали срубы и костры, воздвигались и другие эшафоты, свирепствовали в застенках дьявольские пытки и неимоверные жестокости. За шесть лет до сожжения пустозерских узников были преданы лютой смерти целые сотни преподобных отцов и исповедников славной Соловецкой обители. Эта обитель вместе с другими монастырями и скитами Русской Церкви отказалась принять новые никоновские книги, как соблазнительные и погрешительные. Соловецкие иноки решили продолжать службу Божию по старым книгам, по которым служили и угодили Богу соловецкие чудотворцы. Они написали государю в течение нескольких лет пять челобитных (прошений), в которых умоляли державного государя только об одном: разрешить им пребывать при прежней вере. «Плачемся вси со слезами, - писали иноки царю Алексею Михайловичу, - помилуй нас нищих и сирот, повели, государь, нам быти в той же нашей Старой Вере, в которой отец твой, государев, и все благоверные цари и великие князи и отцы скончались, и преподобные отцы Соловецкой обители: Зосима, Савватий, Герман и Филипп митрополит и вси святии угодили Богу». СОЛОВЕЦКИЕ ИНОКИ БЫЛИ ТВЕРДО УБЕЖДЕНЫ, ЧТО ИЗМЕНА СТАРОЙ ВЕРЕ ОЗНАЧАЛА ИЗМЕНУ САМОЙ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ И САМОМУ БОГУ. Поэтому они соглашались скорее принять мучения, нежели отступить от Святой Веры своих Богу угодивших предков. Они смело заявляли царю: «ЛУЧШЕ НАМ ВРЕМЕННОЮ СМЕРТИЮ УМЕРЕТЬ, НЕЖЕЛИ ВЕЧНО ПОГИБНУТЬ. И ЕСЛИ НАС ПРЕДАДУТ ОГНЮ И МУКАМ ИЛИ НА ЧАСТИ РАЗСЕКУТ, МЫ И ТОГДА НЕ ИЗМЕНИМ АПОСТОЛЬСКОМУ ПРЕДАНИЮ ВОВЕКИ». В ожидании мучений многие старцы приняли схиму (великий постриг). В ответ на все просьбы и мольбы смиренных иноков, царь послал в Соловецкий монастырь военную команду, чтобы силою заставить убогих старцев принять новую веру и новые книги. ОБИТЕЛЬ НЕ ПУСТИЛА К СЕБЕ ЭТУ КОМАНДУ И ЗАТВОРИЛАСЬ ЗА СВОИМИ КАМЕННЫМИ СТЕНАМИ, КАК В КРЕПОСТИ. АПОСТАТНЫЕ ЦАРСКИЕ ВОЙСКА ОСАЖДАЛИ СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ В ТЕЧЕНИЕ СЕМИ ЛЕТ (с 1668 по 1675 гг.). (СОЛОВЕЦКИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ ЕЩЕ ПЕРЕСТАЛИ МОЛИТЬСЯ ЗА АПОСТАТНУЮ ЦАРСКУЮ ВЛАСТЬ И ОКАЗАЛИ НАПАДАВШИМ НА НИХ АПОСТАТНЫМ ВОЙСКАМ ВЕСЬМА ЭФФЕКТИВНОЕ ГЕРОИЧЕСКОЕ ВООРУЖЕННОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ! Ф.Е. МЕЛЬНИКОВ ОТ ЭТОМ УМАЛЧИВАЕТ, ИБО ОТ ДАННЫХ СВЯТООТЕЧЕСКИХ БОГОДУХНОВЕННЫХ ЗАВЕТОВ ОТСТУПИЛИ ВСЕ ЛЖЕПОПОВЦЫ, ВКЛЮЧАЯ И ЕГО СТАРОБЕЛОКРИНИЦКИХ!)
Наконец, ночью под 22 января 1676 г. стрельцы, предводительствуемые воеводой Мещериновым, ворвались в обитель и началась страшная казнь-бойня обитателей монастыря. Было замучено до 400 иноков и бельцов: одних повесили, других порубили на плахах, третьих утопили в прорубях. Вся обитель была залита кровью святых страдальцев. Они умирали спокойно и твердо: не просили ни милости, ни пощады. Каким-то чудом уцелели от этого кровавого пира только 14 старцев. Тела убитых и разрубленных мучеников лежали неубранными и неразложившимися целых полгода, пока не пришел царский приказ - придать их земле. Разгромленная и разграбленная обитель была заселена присланными из Москвы лжемонахами, принявшими новую веру - правительственную и новые книги - никонианские.
Незадолго до казни соловецких страдальцев замучены были в Боровске (Калужской губернии), в земляной тюрьме две родные сестры из славного боярского рода Соковниных - боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова и княгиня Евдокия Прокопьевна Урусова. ОНИ БЫЛИ ОЧЕНЬ БОГАТЫ, ОСОБЕННО БОГАТА БЫЛА БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА, молодая вдова. С детства обе были окружены почетом, славой, близко стояли к царскому двору и часто там бывали. Но РАДИ ИСТИННОЙ ВЕРЫ И ВО ИМЯ ХРИСТА ОНИ ПРЕЗРЕЛИ И БОГАТСТВО, И ПОЧЕТ, И СЛАВУ МИРА СЕГО. ТВЕРДО УБЕЖДЕННЫЕ В ПРАВОТЕ СТАРОЙ, ДОНИКОНОВСКОЙ ВЕРЫ, ОНИ БЕЗБОЯЗНЕННО И ДЕРЗНОВЕННО ВЫСТУПИЛИ ИСПОВЕДНИЦАМИ ЭТОЙ СВЯТОЙ ВЕРЫ. Пошли увещания - оставить Благочестивую Веру; стали угрожать в случае неповиновения лишением всего имущества, арестом, заключением в темницу, казнями. Родовитые сестры не устрашились этих угроз и не соглашались принять новшества. Они были арестованы и подвергнуты страшным пыткам: их вздергивали на дыбы (с вывернутыми назад руками подвешивали к перекладине), кости трещали от этой жестокой пытки. Затем клали им на грудь мерзлую плаху и подносили их потом связанных к огню, устрашая сожжением. ВСЕ ВЫДЕРЖАЛИ ДИВНЫЕ ИСПОВЕДНИЦЫ И ОТ ПРАВОЙ ВЕРЫ НЕ ОТРЕКЛИСЬ. По указу царя их отправили в г. Боровск и бросили здесь в мрачное и сырое подземелье, в котором обитали всякие насекомые. Сестер-исповедниц томили голодом и холодом. Силы их слабели, жизнь медленно угасала: 11 сентября 1675 г. скончалась княгиня Евдокия Урусова, а через 51 день (под 2 ноября) преставилась и боярыня Феодосия Морозова, успевшая еще до ссылки принять иночество с именем Феодоры. Вместе с ними замучена и третья знатная страдалица, Мария Данилова, жена стрелецкого головы Акинфа Данилова. Для их устрашения была предварительно замучена и четвертая исповедница- инокиня Иустинья: она была сожжена у боровского подземелья на глазах именитых страдалиц, СВЯТЫХ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦ Феодоры, Евдокии и Марии. Их мужественному терпению и многообразным страданиям удивлялся сам огнепальный Аввакум священномученик. «Херувимы многоочитыя, - восхвалял он их, - серафимы шестокрыльни, воеводы огнепальныя, воинство небесных сил, тричисленная единица Трисоставного Божества, рабы вернии: Феодора в Евдокеи, Евдокея в Феодоре и Мария в Феодоре и Евдокеи. О, светила великия!».
«ТРУДНО НАЙТИ В ИСТОРИИ РУССКОЙ БОЛЕЕ ВЕЛИКУЮ И СИЛЬНУЮ ДУХОМ, ЧЕМ МОРОЗОВА», - пишет один русский писатель, Чудинов. Мы прибавим, дополняет «епископ» Михаил Канадский: не было в русской истории женщины такого напряженного религиозного чувства, такой любви к Сладчайшему Исусу, как она и ее блаженная сестра. «Увенчанные мученическим терпением, окруженные почетом при жизни и святительским поклонением по смерти, они живут и будут жить в памяти русского народа вовеки, как несравненный образец непоколебимости, как правило веры, как яркий светоч, указующий путь к честному исполнению гражданского долга. Сами мучителя Феодосии (Феодоры), пораженные величием духа в слабом женском теле, должны были признать, в боярыне Морозовой священномученицу». Царь Алексей называл ее «второй Екатериной - великомученицей». Этого имени заслуживает и Евдокия, более слабая телом, но потому еще более удивительная своим подражанием сестре. А рядом с этими двумя - Мелания «матерь великая» (еще одна преподобномученица), Иустина и другие.
Старообрядческая Церковь как самого Аввакума с его сострадальцами, в Пустозерске сожженными, так и боровских мучениц причислила к лику святых угодников Божиих (116).
Немало и других подвижниц и исповедниц было замучено в то время: одних из них засекли плетьми и кнутом, других уморили голодом в подземельях, третьих предали огнесожжению. ВСЕ ОНИ ЗАСЛУЖЕННО ВОШЛИ В ВЕЛИКИЙ СОНМ СВЯТЫХ БОЖИИХ, СИЯЮЩИХ ПРЕД ПРЕСТОЛОМ ГОСПОДА СЛАВЫ.
ПРИМЕЧАНИЯ
116. В парижском (русском) «Возрождении», в №№ 4046-4051 за 1936 г., напечатан замечательный очерк известного русского писателя Ивана Лукаша «Боярыня Морозова». Жизнь и страдания старообрядческих мучениц изложены в этом очерке так неподдельно правдиво, с таким сердечно-искренним чувством, что нельзя читать его без душевного волнения и даже слез. Есть замечательная картина известного художника Сурикова «Боярыня Морозова». Вот отзыв о ней Петроградского «Церковного вестника», считавшегося органом «Святейшего Синода»: «На картине г. Сурикова Морозова является в своеобразной обстановке - ее везут на пытки в подземную тюрьму. Впереди идет взвод стрельцов в красных кафтанах с секирами на плечах; за ними следуют сани-розвальни с боярыней Морозовой. У ней на руках цепи, но дух ее бодр: глаза ее, как раскаленные угли горят из-под ее полумонашеской шапки и черной фаты, все тело словно приподымается с соломы, набросанной в дровнях, она высоко поднимает в воздух руку с двуперстным сложением, она с жаром что-то проповедует. Вокруг толпа, все московское население, высыпавшее из своих домов на сугробы снега, навалившиеся горами на улицы. И молодые, и старые, и богатые, и бедные, и знатные аристократы, и темная чернь - все это повысыпало из домов и теснится на улице, на ступеньках церкви, на заборах. Тут встретились и смешались в густой толпе и сестра Морозовой княгиня Урусова в дорогих уборах XVII в., вся в бархате, драгоценных мехах, шелке, и богатые посадские женщины в шитых шапочках и платочках, штофных сарафанах; но еще больше тут монахов, монахинь, служек, юродивых, нищих, мужиков и баб, тайно или явно стоявших за Старую Веру и старую жизнь. В этой толпе есть поразительные типы: таков блаженнейший, что сидит нагишом на снегу и тоже творит знамение двуперстием; таков хохочущий «поп» в лисьей шубе - на третьем плане слева; таковы и молодые женщины справа; таков и возница боярыни - невзрачный мужичонка. Мы не говорим уже о самой Морозовой: ОБРАЗ ПОЛОЖИТЕЛЬНО СПОСОБЕН ПРЕСЛЕДОВАТЬ ЗРИТЕЛЯ В ТЕЧЕНИЕ МНОГИХ ДНЕЙ». «Церковный вестник». М., 1887. № 12. С. 236.»
Часть 1:
http://procvetitel.livejournal.com/185490.html Часть 2:
http://procvetitel.livejournal.com/186029.html Часть 3:
http://procvetitel.livejournal.com/186445.html Часть 4:
http://procvetitel.livejournal.com/187262.html Часть 5:
http://procvetitel.livejournal.com/187677.html Часть 6:
http://procvetitel.livejournal.com/188910.html Часть 7:
http://procvetitel.livejournal.com/189628.html Часть 8:
http://procvetitel.livejournal.com/191160.html Часть 9:
http://procvetitel.livejournal.com/191891.html Часть 10:
http://procvetitel.livejournal.com/192519.html Часть 11:
http://procvetitel.livejournal.com/193584.html Часть 12:
http://procvetitel.livejournal.com/194319.html Часть 13:
http://procvetitel.livejournal.com/195999.html Часть 14:
http://procvetitel.livejournal.com/196597.html ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ