.
.
Savoia-Marchetti S.55
.
.
Муссолини проявил большой интерес к авиации еще в 1909 году, когда, будучи молодым социалистом и журналистом, он объявил перелет через Ла-Манш Луи Блерио предзнаменованием будущего. Он рассматривал летательные аппараты как нечто большее, чем новинку или игрушку для богатых, утверждая, что самолету суждено изменить ход истории.
.
.
(Richard Bosworth “Mussolini”, 2002)
Когда французский летчик Луи Блерио перелетел Ла-Манш, в глазах Муссолини это событие ознаменовало триумф “латинского гения и храбрости”, а также стало свидетельством бесконечного потенциала современного образованного человека, благословенного существа, которое отвергло братоубийственную борьбу чтобы одержать окончательную победу над “природой, жизнью и вселенной”..
.
Тупиковая ситуация в Первой мировой войне только углубила его уважение к полетам. Будучи солдатом, он восхищался свободой и героизмом пилотов, в частности итальянца Габриэле д'Аннунцио, который совершил бомбовый налет на столицу Австрии Вену. После войны Муссолини доставляло огромное удовольствие общение с военными летчиками, поездки на самолетах и продвижение им итальянской авиации.
.
Муссолини начал брать летные уроки у пилота Чезаре Редаелли летом 1920 года. По словам своего учителя, он был исключительным, удивительным учеником с концентрацией внимания выше, чем у любого другого стажера. Он тренировался на аэродроме Аркоре, к северу от Милана, и очень любил летать, быстро изучая элементарный высший пилотаж. После выполнения 18 полетов, налетав 7,5 часов, он пережил аварию, выйдя из разбитого самолета с небольшими царапинами на лице и поврежденным коленом.
.
Муссолини и Редаелли, 1921
.
"Самолет Дуче", авиационная выставка, Милан, 1934.
В результате этих успехов, в мае 1921 года Муссолини и его знакомый еврей фашист Альдо Финци были объявлены газетами "первыми летающими членами парламента".
.
.
(Richard Bosworth “Mussolini”, 2002)
Этим летом и осенью Муссолини был занят не только редактированием и полемикой. Его жизнь была оживлена новым увлечением, которое можно было легко приспособить к новой политике - полетом. У молодого социалиста, который приветствовал покорение Блерио Канала, теперь был собственный шанс взлететь в небеса. В преддверии следующего Нового года он извинился перед Д'Аннунцио за то, что могло показаться невниманием к событиям в Фиуме, объяснив, что он собирается отправиться в “рейд” в Токио и подготовка у этому подвигу занимает много времени. Когда через 6 месяцев этот перелет совершился без него, Муссолини все еще лирически отзывался об этом: “Вспышка зеленого, белого и красного, итальянского света останется в небесах, сигнализируя бесконечному, что символизирует Италия” ('signalling to the infinite what Italy stands for'). “Перелет представляет собой величайшую поэму современности, современный аналог “Божественной комедии“ Данте.”
.
Муссолини был не одинок в выражении этих напыщенных взглядов. “Воздух”, “эфир”, особенно в то время когда самолеты имели открытую кабину, казался многим современникам видом “реакционного модернизма” и был притягателен для многих правых по всему миру, таких как Герман Геринг, Чарльз Линдберг и ряд итальянских друзей Муссолини. Среди этих последних были Джузеппе Боттай, который присоединился к фашистскому движению после опыта национализма и футуризма, он с 1921 года станет руководить “Римским клубом фашистских летчиков”, и феррарец, “альпиец”, антисоциалист и патриот Итало Бальбо. Позже, Бальбо станет фашистским министром авиации, а также широко пропагандируемым пилотом-командиром межконтинентальных перелетов. Бальбо еще в 1911 году, в возрасте 15 лет, зажигал огни, чтобы обозначить путь для летчиков, бесстрашно участвующих в гонке из Болоньи в Венецию и обратно. К 1921 году Бальбо был одним из наиболее активных и влиятельных фашистов-скадристов. Мечты о полете и избиении социалистов слились вместе, потому что после Первой мировой войны пропагандисты были уверены, что индивидуальное мужество, необходимое для завоевания эфира было в основном “антимарксистским”. Дарвинизм тоже легко укладывался в воздушный словарь; и поэтому, несмотря на мысли Муссолини о едином человечестве, торжествовал национализм. Италия, как обычно утверждал Муссолини, должна стремиться к достижению “первенства в воздухе”, а те идиоты, которые возражали против этой цели или крохоборничали о ее стоимости, должны быть отброшены. С августа 1919 года в “Popolo d'Italia” [главная фашистская газета] была создана pagina aeronautica, “страничка авиации”, которая должна была служить как делу авиации, так и подчеркивать современность и технологический оптимизм фашизма. Муссолини определил себя как “фанатика полета” и, по крайней мере, однажды ошарашил собрание фашистов, появившись одетым как летчик.
.
Его интерес к авиации не был просто теоретическим и пропагандистским. В июле 1920 года Муссолини нашел время, чтобы начать брать уроки полетов на аэродроме в Аркоре, на окраине Монцы, к северо-востоку от Милана. “Профессор Муссолини” прибыл на первое занятие, как вспомнил его инструктор, одетый в “темный костюм, шляпу-котелок и серые гетры”. На последующих занятиях, он пользовался случаем, чтобы взять с собой на дневную прогулку Рашель и мальчиков или Эдду. Однажды он был в особой спешке, потому что вскоре после учебного полета у него была запланирована дуэль. В течение следующего года Муссолини выполнил 18 полетов, продолжительностью почти семь с половиной часов. В марте 1921 года он пережил аварию, ценой лишь царапин на лице и искривленного колена - полеты все еще были довольно опасны, даже если инструктор Муссолини утверждал, что “каждый пассажир застрахован”.
.
В результате этих успехов, в мае 1921 года Муссолини и его знакомый еврей фашист Альдо Финци были вознаграждены тем, что “Gazzetta dell'Aviazione” назвала их “первыми летающими членами парламента”. Действительно, на протяжении всей своей жизни Муссолини сохранял приятные воспоминания о своем опыте в это время. В полете было что-то интуитивно фашистское или муссолинианское, когда человек летел в небо, чтобы бросить вызов самим богам. Случалось, что диктатор брал на себя управление самолетом, в котором он путешествовал. Современники отмечали, что даже в темные дни Республики Сало Муссолини терял свое обычное мрачное настроение, когда ему снова давался шанс стать собственным пилотом. Более того, в августе 1941 года он настоял на пилотировании самолета Гитлера, который побледнел от того, что посчитал нелепой и опасной латинской бравадой.
.
.
После того как в 1922 году Муссолини пришел к власти, он быстро выдвинул авиацию на передний план своего авторитарного режима. Он выступал за создание современной военной авиации Regia Aeronautica, содействовал проведению авиашоу и рекордных полетов, а также призывал к разработке современных военных самолетов. Завоевание международного признания в авиации, новейшей сфере промышленности, было возведено Муссолини в ранг государственной политики. Для Муссолини международные авиационные рекорды итальянских летчиков и воздухоплавателей были важнейшим способом пропаганды идей режима. Победа в гонке Schneider Trophy в 1926 году стала одним из первых успехов. В том же году Умберто Нобиле установил ряд мировых рекордов на дирижабле “Норвегия”. Министр авиации Итало Бальбо принес итальянской авиации мировую известность в 1933 году, когда возглавил эскадрилью из 25 летающих лодок Savoia-Marchetti SM-55 в трансатлантическом перелете в Нью-Йорк и Чикаго.
.
Репутация Муссолини как пионера авиации хорошо сочеталась с его более важным имиджем “Дуче”, динамичного лидера итальянского фашизма. Он появлялся в различных обличьях на официальных пропагандистских фотографиях - своего рода Супермен у руля государства, выступавший перед массами, играющий на скрипке, поющий арии, побеждающий в шахматах и, как человек из народа, работающий среди крестьян без рубашки во время сбора урожая. Названный Первым Спортсменом Италии, Муссолини выступал как заядлый пловец, гонщик, наездник, фехтовальщик и лыжник. Он вдохновил своих соотечественников поверить, что Италия находится на пороге величия - современное воплощение Римской империи.
.
Образ Дуче, носящего большие дорожные очки и ездящего на мотоциклах и автомобилях, стал частью иконографии его мифа, особенно в первые десять лет его правления, и миллионы таких фотографий были распространены на рынке открыток. Но, прежде всего, доблестным героем его сделало предполагаемое мастерство Дуче как летчика. Это были времена, когда заокеанский полет Чарльза Линдберга поражал воображение людей. Самолеты были символами новой эпохи, а авиаторов приветствовали как звезд, как актеров. На самом деле, большинство главных актеров рано или поздно играли роль пилота, чаще всего военного летчика, в фильме. Фашизм, как и футуризм ранее, присвоил самолет как собственный символ и превратил его в культ. Самолеты воплощали такие качества, как динамизм, энергию и смелость - атрибуты, которым фашизм поклонялся и утверждал как свои собственные. Муссолини как авиатор автоматически представлял и продвигал эти добродетели.
.
.
В 1935 году журналист и авиатор Гвидо Маттиоли, редактор журнала "L'Aviazione" и автор множества книг о фашистской авиации, провел четкую параллель между авиацией и фашизмом в ставшей бестселлером книге "Муссолини Авиатор".
.
"Ни одна машина не требует столько концентрации человеческого разума, сколько человеческой силы воли, как летающая машина. Пилот действительно знает, что значит управлять. Следовательно, между авиацией и фашизмом существует тесная внутренняя духовная связь. Каждый летчик - прирожденный фашист."
.
"Великие игры в истории выигрываются моральной и физической смелостью. Те, кто боятся и не предпринимают никаких действий, ничего не достигают. Они не летают, не могут летать. Вот почему Бенито Муссолини начал летать так рано."
.
В дизайне обложки книги "M" Муссолини графически превращается в алую хищную птицу.
.
.
.
3 января 1926 года Муссолини официально утвердил себя в роли главы авиации, заявив о своем руководстве министерством. (Муссолини, уже премьер-министр, также принял министерства иностранных дел, армии и флота.) В новостях постоянно сообщалось о часах полетов Муссолини на его личном самолете. Официальные фотографии Авиатора Муссолини, семиотически связанные с темами войны, появились во второй половине 1930-х годов одновременно с подготовкой и исполнением эфиопского завоевания и растущим акцентом на военные действия.
.
Военными летчиками были два сына Муссолини, Витторио и Бруно, и зять, Галеаццо Чиано, все воевавшие в Эфиопии. В испанской войне Бруно Муссолини совершил 27 боевых вылетов, и итальянская пресса восхваляла его и его товарищей-летчиков как лучших представителей фашистской итальянской авиации. Бруно Муссолини погиб в августе 1941 года в авиакатастрофе во время испытаний нового самолета.
.
В январе 1937 года Муссолини сдал летный экзамен и получил лицензию военного пилота
.
.
Значок и удостоверение ему вручил начальник штаба итальянских ВВС (Regia Aeronautica) генерал Джузеппе Валле.
.
Предвоенный упор Муссолини на воздушных зрелища создал Италии образ современной воздушной державы. В действительности Италия ставила рекорды вместо создания промышленной базы авиации, и Regia Aeronautica вступила в войну с небольшим количеством самолетов и минимальными возможностями для усиления. При полной мобилизации итальянские авиационные заводы могли выпускать только 200 самолетов различных типов в месяц. Великобритания опережала Италию более чем в восемь раз, Соединенные Штаты по крайней мере в 30.
.
В августе 1941 года Муссолини предоставилась возможность проявить свои летные навыки при весьма необычных обстоятельствах. Гитлер пригласил своего итальянского союзника Бенито Муссолини полететь с ним на Восточный фронт на его Fw 200 Condor, Immelmann III. Поездка на Украину требовала перелета более чем на 600 миль к взлетно-посадочной полосе в Умани, в активном секторе фронта в 150 милях к югу от Киева. Погода оказалась идеальной - небольшая турбулентность и почти безоблачное небо. К полету Гитлера и Муссолини присоединились министр иностранных дел Йоахим фон Риббентроп, глава СС Генрих Гиммлер и посол Италии в Германии Филиппо Анфузо. Анфузо позднее рассказал о невысказанной тревоге на борту: “Они все думали о первых страницах газет, если бы мы все разбились вместе”. Люфтваффе развернул эскорт истребителей Мессершмитт 109, чтобы обеспечить безопасность фюрера.
.
Но Гитлер и его личный пилот, Ханс Баур, столкнулись с другой опасностью - Муссолини спросил своего немецкого хозяина, может ли он пилотировать самолет. Муссолини имел лицензию пилота и считал себя талантливым летчиком. Гитлер согласился, но предусмотрительно дал указание Бауру оставаться в кабине, контролируя полет.
.
.
Click to view
.
Как только Муссолини вошел в кабину, Гитлер нервно вернулся к своему Führersessel (специальному креслу лидера). Под пристальным взором Баура Муссолини совершил несколько небольших маневров и выразил восхищение отзывчивым управлением самолета. Через час Муссолини наконец вернулся из кабины, ко всеобщему облегчению. Анфузо писал об этом инциденте: “Я уверен, что шутка вовсе не понравилась Гитлеру. Эсэсовцы, должно быть, думали об этом как о попытке убить фюрера. Не зная, что делать, они тупо уставились на Гиммлера, который молчал. Когда пришло время приземляться, пилот Гитлера сказал, что посадка под управлением дуче была бы не очень хорошей идеей. Муссолини повернулся и увидел судорожные лица пассажиров, которые избежали смерти от рук Советов и не хотели умирать из-за итальянца, каким бы знаменитым он ни был”.
.
К большому разочарованию Гитлера Муссолини поручил своему помощнику упомянуть в совместном коммюнике от двух лидеров Оси, что дуче доставил фюрера домой с фронта..
.
Click to view
Флоренция, 22 мая 1935 г.
Бенито Муссолини пилотирует самолет на пути в Рим после переговоров с австрийским канцлером Куртом Шушнигом во Флоренции.
.
Click to view
"Пилот Муссолини управляет самолетом" (British Movietone)
.
.
Click to view
Муссолини - спортсмен и (0:37-0:59) авиатор
Октябрь 1934.
.
Portrait of Benito Mussolini driving an airplane, photo by Luce, from L'illustrazione Italiana, year LXII, n 12, March 24, 1935.
(Savoia-Marchetti S.72)
.
.
Рекламный плакат - разбор здесь
https://pluto9999.livejournal.com/171363.html(Savoia-Marchetti S.59)
.
.
The Duce Benito Mussolini on the three-engined aircraft S81 gets the military pilot's license;
as a representative of the Italian Air Force, General Giuseppe Valle gives him the badge
from L'Illustrazione Italiana, year LXIV, n 3, January 17, 1937
(Savoia-Marchetti S.81)
.
.
Savoia-Marchetti S.66
.
.
Savoia-Marchetti S.66
L'ALA D'ITALIA 1936
.
.
Личным самолетом Муссолини с 1936 года был трёхмоторный Savoia-Marchetti SM.81
.
Click to view
.
.
Может быть именно из любви к авиации Муссолини дважды соглашался принять делегации советских летчиков - в июле 1929 года и в августе 1934 года, но никогда не принимал делегации советских моряков.
.
.
Самолет “АНТ-9”, получивший название “Крылья Советов”, 10 июля 1929 г. отправился в перелет по маршруту Москва - Берлин - Париж - Рим - Марсель - Лондон - Варшава - Москва. Эта инициатива должна была расцениваться как ответ на визит итальянской эскадрильи гидросамолетов, под командованием Итало Бальбо, в Одессу в июне 1929 г. Самолет пилотировал летчик М.М. Громов. Советская делегация состояла из 11 пассажиров: деятели гражданского воздушного флота и журналисты. Возглавляли ее заместитель А.Н. Туполева - А.А. Архангельский и главный инспектор гражданской авиации В.А. Зарзар.
.
Советской делегации была устроена торжественная встреча на римском аэродроме Литторио, где присутствовал замминистра авиации Италии Бальбо и другие высокопоставленные лица. Во время пребывания в Италии советская делегация посетила НИИ авиации и аэродром в Монтечелио, чья специально построенная взлетно-посадочная полоса служила стартовой площадкой для рекордных итальянских перелетов. В конце пребывания советских летчиков в Риме их принял на своей летней вилле сам Муссолини. (В августе 1934 года Муссолини примет другую делегацию советских авиационных специалистов в Палаццо Венециа - правительственной резиденции в Риме.)
.
.
Click to view
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Громов М.М. "На земле и в небе"
.
Через несколько дней, проведённых содержательно и весело, мы вылетели в Рим (23 июля 1929 года.). Вид Южной Франции и побережья Средиземного моря был сказочно красив. Затем мы должны были пересечь море и выйти прямо к Риму. В воздухе стояла густая дымка. Над морем я снизился до бреющего полёта. Мои пассажиры забеспокоились, но границы порядка не переходили. Над морем и в Италии стояла жара в 42-45°С. Мы летели так низко, что чудесные парусники, так поэтично украшавшие море, дополняли картину прекрасного побережья. Подлетая к берегу, я быстро набрал 1200 метров. Вскоре мы увидели залитый солнцем Рим и опустились на аэродром Литторио.
.
В Италии нас встречали особенно помпезно. На аэродроме был сам Бальбо - заместитель командующего ВВС Италии (министром авиации Италии был Б.Муссолини ). Молодой, рыжий, казалось заряженный огромной энергией.
.
На другой же день, несмотря на жару, мы побывали в соборе святого Петра. Красота, грандиозность, искусство и мастерство слились в одно грандиозное целое прекрасное произведение. Памятники древности и искусства были основными предметами нашего внимания. Залитая солнцем, утопающая в тропической зелени и цветах Италия - это то, что мы видели тогда.
.
Я забыл сказать, что своим полётом мы наносили итальянцам ответный воздушный визит. Бальбо устроил нам приём, где нам был представлен тогдашний рекордсмен, обладатель мирового рекорда дальности полёта без посадки лётчик Маддалена. Он же, вылетев из Италии на летающей лодке, разыскал У.Нобиле, потерпевшего аварию на дирижабле “Италия” около Шпицбергена. Мы осмотрели специальную дорожку с горкой для взлёта рекордного самолёта, построенного специально для установления рекорда дальности полёта. Там же мы осмотрели Научно-исследовательский институт авиации, построенный на прежде болотистых местах. Итальянцы в то время подняли престиж своей авиации рекордными полётами на дальность и скорость. Мы знали, что 22 итальянских самолёта в строю перелетели через Атлантический океан в США и вернулись обратно через Азорские острова.
.
Маддалена всюду сопровождал меня и давал пояснения через переводчика. Это был высокий, красивый брюнет, обаятельный, скромный молодой пилот. Вскоре после нашего отлёта он погиб на этом же рекордном самолёте, перегоняя его из ремонтной базы в Научно-исследовательский институт. Во время полёта над морем самолёт разлетелся на мелкие части. Оба лётчика, в том числе и Маддалена, погибли. Б.Муссолини приказал достать со дна моря все части самолёта и определить причину катастрофы. Как выяснилось, это был один из первых случаев флаттера, одного из самых опасных видов вибраций.
.
Наш визит был украшен замечательной прогулкой в Неаполь. Из Рима мы проехали на автомашинах до берега моря, там пересели в гидросамолёты и вдоль берега долетели до Неаполя. Осмотрев город, мы позавтракали на балконе, с которого открывался чудесный вид на город и вулкан Везувий. К обеду мы вернулись в Рим.
.
Через 2-3 дня вся наша экспедиция была представлена Б.Муссолини. На автомашинах, в сопровождении Бальбо, мы подъехали к его летней резиденции, утопающей в зелени и цветах. Бальбо шёл впереди, за ним - В.А.Зарзар (главный инспектор гражданской авиации СССР), затем - я, и далее все остальные. Войдя в большую виллу, мы остановились перед входом в приёмный зал. В этот момент по лестнице, ведущей на второй этаж, быстро сбегала молодая девушка, жгучая брюнетка с громадными чёрными блестящими глазами. Поражённая видом незнакомых людей и, видимо, не ожидавшая такой встречи, она так же быстро, как и сбегала с лестницы, остановилась. Затем, улыбнувшись, вспорхнула и улетела снова наверх.
.
- Это - дочь Муссолини, - шепнул нам Бальбо.
.
Мы всей экспедицией прошли в круглый зал. Через несколько минут вошёл Б.Муссолини. На нём был светлый чесучовый костюм. Поздоровавшись и пожав всем руки, он встал в непринуждённую позу, скрестив руки на груди. Это был человек средних лет, небольшого роста, широкоплечий, могучего телосложения. Крупное лицо с большими чёрными блестящими глазами и мощной, выдающейся вперёд челюстью производило впечатление необычайной воли. Он держался просто, без какой-либо наигранности. Побеседовав минут пятнадцать, он попрощался со всеми и вышел из зала. Бальбо с восхищённым видом воскликнул, подняв вверх правую руку:
.
- Теперь вы понимаете, что мы готовы умереть за него!
.
Мы промолчали, но подумали: “За кого, а главное, за что вы готовы умирать?”
.
На другой день Бальбо устроил прощальный банкет на аэродроме, на открытом воздухе. На банкете присутствовали наиболее известные итальянские лётчики..
Советская сторона в качестве одной из целей перелета ставила задачу привлечения внимания итальянцев к своему новейшему пассажирскому цельнометаллическому самолету. Об этом свидетельствует статья инженера И. И. Погосского, заместителя А. Н. Туполева, вышедшая в журнале “L’Ala d'Italia”. Она содержала исчерпывающее описание “АНТ-9” и утверждала, что высокие скоростные показатели и дальность полета дают основания считать его лучшим пассажирским самолетом в Европе.
.
L'ALA D'ITALIA 1929/09
.
.
.
.
..
Вторая встреча делегации советских авиационных специалистов с Муссолини состоялась 8 августа 1934 года.
.
Протокол №5 (Особый) заседания Политбюро ЦК ВКБ(б) от 15.4.1934.
15 апреля 1934 г.
Опросом членов Политбюро
210/192. - Об ответном визите во Францию. Польшу и Италию.
1) В ответ на визит на самолетах в СССР представителей Италии (29 г.), Франции и Польши (33 г.) НКВМ организовать ответные визиты отрядами самолетов - по три самолета Т.Б.З в эти страны.
2) Во главе отрядов во Францию и Польшу (летят разновременно) послать тов. Хрипина, в Италию т. Меженинова.
3) визиты осуществить в июле-августе.
4) Принять к сведению, что весной прибывает с визитом в Ленинград польская морская эскадра. Предрешить ответный визит в Польшу нашей Эскадры.
Выписки посланы: т.т. Ворошилову, Крестинскому, Артузову.
.
Протокол ПБ № 10 от 15 июля 1934 г. п.38/20
Об ответном визите во Францию, Польшу и Италию (ПБ от 15-6-1934,пр.№ 5,п.210/192) - ОП.
Решено: Во изменение постановления ПБ от 15-4-1934 утвердить следующий руководящий состав делегации: в Польшу - Эйдман и Хрипин; во Францию - Уншлихт и Хрипин; в Италию - Эйдман и Меженинов.
Выписки посланы: Ворошилову, Крестинскому, Артузову, Жданову.
.
Для визитов в Европу было изготовлено десять специальных ТБ-3Р. Самолеты отличались отсутствием вооружения, улучшенной аэродинамикой и диванами в бомбоотсеках. Самолеты были окрашены в белый цвет, на их бортах были нанесены "регистрационные номера", совпадавшие с заводскими. Экипажи тренировались месяц, в конце тренировок каждому летчику выдали "белоснежный комбинезон, новый шлем и две пары перчаток".
.
.
28 июля первые три ТБ-3 (командиры Байдуков, Ефимов и Леонов) отправились в Варшаву.
.
5 августа три ТБ-3 (Байдуков, Ефимов и Леонов) через Киев и Вену отправились в Париж, затем Лион и Страстбург. 17 августа через Прагу вернулись в Москву.
.
5 августа три ТБ-3 (Соколов, Головачев, Рябченко) через Киев, Люблин и Краков вылетели в Рим. Вернулись 16 августа через Вену..
Делегацию в Италию из 23 человек, среди которых были высокопоставленные военные и специалисты по гражданской авиации, включая шестерых генералов, возглавлял генерал Р. П. Эйдеман, председатель Центрального совета Осавиахима (Эйдеман и Меженинов были расстреляны в 1937 году, а пилота, комбрига А.Н. Соколова в 1938 году уволили из армии). Всего на борту самолетов находились тридцать девять человек. Перелет на трех тяжелых бомбардировщиках ТБ-3 (бортовые номера 2236, 2237 и 2238) осуществлялся по маршруту Москва - Киев - Краков - Вена - Рим.
.
Проездом заехали с визитом в Польшу, вероятно, в Краков
.
Встреча. В центре заместитель начальника штаба РККА Меженинов С.А.
.
.
Крайние справа полпред СССР в Польше Давтян (расстрелян в 1938 году) и Меженинов
.
.
В центре Давтян и Меженинов
.
.
Меженинов
.
.
Глава делегации, председатель Центросоюза Осоавиахива Р.П. Эйдеман
.
.
Члены советской делегации
.
.
ТБ-3 2236, 2237 и 2238
.
.
В Италии в торжественной встрече на аэродроме Чампино участвовали высшие представители ВВС Италии, в том числе Итало Бальбо и его заместитель генерал Альдо Пеллегрини, а также советский полпред В.П. Потемкин. Программа визита, продлившегося 10 дней, включала посещение нескольких авиационных заводов и аэродромов, в частности, Монтечелио, аэродрома Литторио, Дома авиатора в центре Рима.
.
L'ALA D'ITALIA 1934/09
"Представители ВВС России и летчики России прибыли в Рим на самолетах, полностью построенных на заводах СССР. Миссия была принята старшими офицерами итальянских ВВС во главе с заместителем министра авиации. Во время этого визита вежливости в страны европейского континента россияне хотели, среди прочего, продемонстрировать аппараты, которые они создали в полном соответствии с программой пятилетнего плана."
.
.
.
В надежде представить советскую делегацию Муссолини посол Потемкин даже отложил свой отпуск. Дуче, “с его обычной сердечностью”, согласился, и в полдень 8 августа 1934 года Муссолини вместе генералом ВВС Валле и заместителем министра иностранных дел Сувичем приняли советскую миссию в Палаццо Венеция [резиденции Муссолини]. После того, как Дуче похвалил российскую авиацию, советские представители трижды прокричали “ура”.
,
Click to view
.
Итальянцы организовали для гостей визиты на военные и промышленные объекты, например, FIAT в Турине, чтобы заключить контракты на поставку в СССР военных товаров. (Итальянцы добились успеха в продаже, например, двигатели FIAT A-24R и A-6.) Советские летчики отправились в Кассерту и совершили поездку по Неаполю в автомобиле. Для советских представителей был дан прощальный банкет, на котором присутствовали пять итальянских генералов и сотрудники министерства иностранных дел. Делегация покинула Рим 13 августа, несколько раз облетев город, так же, как Бальбо облетел Одессу пять лет назад. Затем они пролетели возле Палаццо Венеция, прежде чем отправиться в Вену, откуда они вылетели домой 16 августа. Совершив этот перелет по нескольким странам за один раз в качестве теста на способность к полетам на дальние расстояния, Москва хотела продемонстрировать зрелость своей авиационной промышленности, навыки персонала и успехи в навигации. Советская пресса сообщала что визит укрепил связи между советской и итальянской авиацией и публиковала итальянские статьи о качестве советской авиации.
.
Усиливая политическую важность этого перелета и чтобы продемонстрировать растущее сотрудничество между СССР, Италией и Францией, в это же время другая советская группа одновременно вылетела в Париж через Вену и возвратилась через Прагу.
.
.
Советская пресса в течение почти двух недель жадно следила за обоими перелетами и обычно помещала сообщения, приходившие из Рима и Парижа, под одним большим заголовком. Очевидно, что она рассматривала два визита как одно дипломатическое событие, публично демонстрирующее тесное сотрудничество, развивающееся между Италией, Францией, Австрией, Чехословакией и СССР. Советская пресса даже утверждала что эти визиты помогли укрепить всеобщий мир.
.
.
.
О приеме у Муссолини советская пресса, кажется, не сообщала, но об этом рассказывает в своих воспоминаниях известный советский авиаконструктор А.С. Яковлев.
.
А. С. Яковлев "Цель жизни"
.
В самый разгар осмотра лабораторий нам сообщили, что нужно ехать на прием к Муссолини. Он был тогда не только главой итальянского правительства, но и министром авиации. Мы подъехали к резиденции Муссолини - палаццо "Венециа" на площади Венеции в Риме.
.
Ворота дворца охраняли часовые - карабинеры. Я решил пройти последним, за нашими военными, чтобы не выглядеть среди них белой вороной. Вдруг, после того как мы уже прошли ворота, один из карабинеров - в черной рубашке, с фашистской повязкой на рукаве - схватил меня за руку и, ни слова не говоря, потащил обратно на площадь. На мое счастье, итальянские офицеры, замыкавшие группу, знали меня как члена делегации и уладили недоразумение. Оказалось, меня приняли за итальянского журналиста, пытающегося проникнуть во дворец вместе с советскими летчиками, чтобы присутствовать на церемонии. Я, очевидно, походил на итальянца - в светлом спортивном костюме, смуглый и черноволосый. Пришлось догонять своих бегом.
.
Палаццо "Венециа" - дворец средневековой архитектуры. Наш путь проходил по коридорам, лестницам, переходам этого музейного здания. На втором этаже открылась анфилада больших высоких мрачных залов, тонувших в полумраке, убранных огромными, развешанными по стенам гобеленами, старинными средневековыми доспехами, расставленными по углам и в простенках, темными, почерневшими от времени картинами в массивных золотых рамах. В одной из комнат вдоль стен стояли, как сначала показалось, какие-то часовые, жуткие в своей неподвижности. Только внимательно приглядевшись, мы различили манекены рыцарей в латах. Наконец остановились в большой приемной комнате перед огромной двустворчатой дверью. Через несколько минут дверь распахнулась, и нам предложили пройти.
.
Кабинет Муссолини - один из залов этого дворца - был почти пуст. Полумрак, высокий потолок. Голые холодные стены, средневековые окна с маленькими стеклышками и частой сеткой металлических переплетов. В противоположном конце комнаты - большой письменный стол с креслом. Из-за стола вышел коренастый, среднего роста человек с кривыми ногами, лысый, с грубыми, рублеными чертами лица, с челюстью бульдога - дуче Муссолини. Надменный взгляд, высоко поднятая голова и в каждом движении желание быть величественным. Он был в чесучовом штатском пиджачке, таких же брюках и, как мне показалось, чуть ли не в стоптанных ботинках. Рубашка завязана у воротника вместо галстука крученым шелковым шнурочком с помпончиками. Его внешность и подчеркнуто скромный костюм никак не вязались с той величественностью, которую он пытался выразить своим взглядом, походкой, жестами, сопровождавшими речь, обращенную к нам.
.
Муссолини позировал, и не только перед нами. Лишь мы вошли в кабинет, зажглись юпитеры, затрещали киноаппараты и начались фотографирование и киносъемка. Муссолини говорил с пафосом и закончил свою речь пожеланием дружбы итальянских и русских летчиков. В заключение он обещал сделать приятным наше пребывание в Италии и показать нам все, что нас интересует.
.
С ответным словом выступил [посол] В. П. Потемкин, который на французском языке сказал от имени делегации несколько слов..
.
И еще несколько статей, связанных с историей Италии
.
https://pluto9999.livejournal.com/171084.htmlМуссолини Авиатор: Первые полеты 1913-1918
.
Предпосылки предвоенного советско-итальянского сотрудничества
https://pluto9999.livejournal.com/169224.html.
ИТАЛО-СОВЕТСКОЕ ВОЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В 30-X ГОДАХ XX ВЕКА
https://istorya.pro/italo-sovetskoe-voennoe-sotrudnichestvo-v-30-X-godah-XX-veka-t.html.
СССР, ИТАЛИЯ И ГЕРМАНО-СОВЕТСКИЙ ПАКТ 23 августа 1939 г.
https://pluto9999.livejournal.com/166507.html.
Последний шанс избежать начала Второй мировой войны
https://pluto9999.livejournal.com/167512.htmlhttps://pluto9999.livejournal.com/168565.htmlhttps://pluto9999.livejournal.com/168721.html.
Итало-эфиопская война: Поставки германского оружия Эфиопии
https://pluto9999.livejournal.com/170150.html.
Африканский Сион 1936-1943
https://pluto9999.livejournal.com/164729.htmlhttps://pluto9999.livejournal.com/164907.htmlhttps://pluto9999.livejournal.com/165289.htmlhttps://pluto9999.livejournal.com/165514.htmlhttps://pluto9999.livejournal.com/165715.html.