.
Часть 1 Часть 2.
.
Punch (Лондон), 3 августа 1938 г.
Муссолини и Чемберлен
Англо-итальянское соглашение признавало захват Италией Эфиопии в обмен на сокращение итальянских войск в Испании.
.
Министр иностранных дел Италии Чиано подписывает англо-итальянское соглашение, по которому Великобритания признает аннексию Эфиопии
26 ноября 1938 г., Рим
.
.
В марте 1938 г. Германия аннексировала Австрию, а в мае Гитлер посетил Рим.
.
Муссолини, тем не менее, еще не отказался от идеи переселения евреев в итальянскую Восточную Африку, и какое-то время думал об их отправке в Сомали, где условия, как известно, были хуже чем в остальной Итальянской Восточной Африке. 3 августа 1938 г. он сказал своему зятю графу Чиано, что у него есть проект для превращения части Сомали (Migiurtina) “в концессию для международного еврейства”, поскольку у этой страны есть важные природные ресурсы, которые евреи могут использовать. Среди прочего, дневник Чиано цитирует, он сказал, что “там есть промысел акул, который имеет то большое преимущество, что многие евреи будут съедены”.
.
Такие проекты приобрели повышенный интерес в фашистских кругах во второй половине года в результате антисемитской кампании Муссолини, которая тогда набирала силу. 4 сентября Чиано сообщил, “что касается еврейской колонии, то дуче сейчас говорит о Джубаленде (район Сомали), который предлагает (сравнительно) лучшие условия для жизни и работы”.
.
Идея еврейского поселения где-нибудь в Итальянской Восточной Африке не была оставлена. На следующий день Кортези, корреспондент New York Times в Риме, сообщал, что “определенный план по ускорению колонизации Эфиопии путем превращения ее в убежище для итальянских евреев и, возможно, позднее и для евреев из других стран, рассматривался как практическая возможность сегодня. Авторитетные итальянские круги признали, что недавно изданные указы, изгоняющие иностранных евреев из Италии, запрещающие им постоянно проживать в Италии и запрещающие всем евреям посещать итальянские школы, были преднамеренно сформулированы таким образом, чтобы Эфиопия оставалась вне рамок их применения. Было сказано, что итальянские власти не будут создавать никаких препятствий на пути любого еврея, проживающего в Италии, независимо от того, является ли он гражданином Италии или нет, кто захочет жить в Эфиопии, и что евреи из других стран могут получить разрешение обосноваться там c определенными ограничениями”.
.
Кортези далее сообщал, что считается, что немало евреев, которые прибыли в Италию после 1 января 1919 г. и должны были быть высланы в течение следующих шести месяцев, воспользуются такой возможностью, и изучение перспектив Эфиопии как будущего дома еще более заметно со стороны итальянских евреев. Большинство из тех, кто выражает готовность переехать, это мелкие государственные служащие, которые сталкиваются с вероятностью существования на пенсии, едва достаточной для поддержания жизни, до конца своих дней. “Многие евреи свободных профессий, которые предвидят, что скоро останутся без клиентов, - добавил он, - считают Восточную Африку своей единственной надеждой на спасение. Даже некоторые зажиточные евреи, которые могли бы продолжать жить в Италии спокойно за счет доходов от своих инвестиций, обнаруживают, что недавно начатая антиеврейская кампания поставила их в такое невыносимое моральное состояние, что они серьезно рассматривают целесообразность миграции в Эфиопию”.
.
Подчеркнув возможное преимущество, которое Италия может получить от такой политики, Кортези заключил: “Приток евреев может неизбежно ускорить процесс колонизации не столько из-за численности контингента евреев, которые готовы выехать в колонии, сколько из-за капитала, который они могут заставить влиться в это место. Если эксперимент с евреями, проживающими в настоящее время в Италии, окажется успешным, вполне возможно, что Эфиопия может быть открыта и для евреев из других стран”.
.
Сэр Ноэль Чарльз, советник британского посольства в Риме, также выразил мнение, что фашистские расовые законы могут послужить прелюдией к еврейскому переселению в Эфиопию. В письме от 10 сентября 1938 г. министру иностранных дел Великобритании лорду Галифаксу он отметил, что различные признаки указывают на то, что не случайно указ правительства Италии от 3 сентября изгнал иностранных евреев и итальянских евреев, натурализованных относительно недавно после присоединения Ливии и Эгейских островов, но не упомянул Эфиопию. “Со времени введения этого и других указов, касающихся евреев, я слышал из нескольких источников, что власти говорят евреям, которые жаловались на то, что жизнь в Италии становится для них невозможной, что решение их трудностей, по-видимому, само собой предполагает их эмиграцию в Эфиопию. Корреспондент “Таймс” сообщает мне, что его коллега недавно запросил министерство по делам Итальянской Африки о намерении отправить евреев в Эфиопию и добился признания того, что, хотя ничего не было еще определенно решено, было предложено выделить районы подходящие как для сельского хозяйства, так и для промышленного развития, в которые будут допущены как итальянские евреи, так и иностранные евреи, находящиеся в настоящее время в Италии. Корреспондент “Таймс” поинтересовался у пресс-службы Министерства культуры, имеет ли правительство Италии какое-либо такое намерение, но ему сообщили, что эта история не может быть ни подтверждена, ни опровергнута.”.
“Вполне возможно, что итальянскому правительству пришло в голову использовать еврейский капитал, существующий в настоящее время в Италии, для развития Эфиопии, и они могут в какой-то момент объявить об этом. В то время как евреям, как итальянцам, так и иностранцам, которые хотят покинуть Италию, Ливию и Эгейские острова, не будет разрешено вывозить свой капитал, им будут предложены условия для эмиграции и перевода их собственности в Эфиопию. Такой шаг позволил бы правительству изгнать евреев, как итальянских, так и иностранных, из итальянских и средиземноморских владений и, одновременно, сохранить их капитал в пределах Империи, не подвергаясь обвинениям в превращения их в обездоленных, и не навлекая претензий евреев-неитальянцев на право вывоза капитала. Поскольку евреи, каким бы отчаянным не было их положение в Италии, могут испытывать мало соблазна воспользоваться предложением переехать в Эфиопию, не будучи уверены, что через несколько лет и, возможно, после того, как они растратят там все свои капиталы, они не будут также изгнанны и с этой территории, вполне возможно, что итальянское правительство может также предложить какую-то гарантию того, что евреям будет разрешено оставаться в Эфиопии, если они будут вести себя как хорошие граждане”.
.
В заключение сэр Ноэль отметил, что “косвенное предупреждение” было “направлено международному еврейству чтобы оно не проводило кампанию от имени своих членов в Италии, если они не хотят, чтобы последние пострадали за это”.
.
Когда вышеупомянутое письмо дошло до Лондона, один из чиновников Министерства иностранных дел, Г.Л. Макдермотт, прокомментировал: “Будущее еврейского вопроса в Италии должно оставаться предметом обсуждения, но мы, безусловно, можем ожидать определенных колебаний, даже со стороны евреев, подлежащих высылке, в связи с перспективой поездки в Эфиопию и Эфиопии под фашистским правлением”. Другой его коллега, А.Н. Нобл, прочитав эти слова, добавил еще более резкий комментарий: “Никакая “гарантия”, которую могут дать итальянцы, не помешает им изгнать евреев из Эфиопии через несколько лет, если это покажется им желательным. Итальянец не человек своего слова”.
.
Идея еврейского поселения в итальянской восточноафриканской империи получила широкую огласку несколько недель спустя, когда 6 октября Большой Фашистский Cовет принял постановление о введении расовых законов (под действие этих законов не подпадали евреи, сражавшиеся в Первой мировой войне, а также в ливийской, эфиопской и испанской войнах, и те, кто вступил в фашистскую партию между 1919 и 1922 годами или в последние шесть месяцев 1924 г. во время кризиса после убийства Маттеотти). и одновременно, возможно для смягчения впечатления зарубежом, заявил о желательности “контролируемой иммиграции” европейских евреев в Эфиопию, однако добавил, что осуществимость плана будет зависеть от отношения евреев к фашистской Италии. Еще раньше, 1 сентября 1938 г., совет министров, "по предложению Дуче", постановил, чтобы все иностранные евреи, переселившиеся в Италию, Ливию или на Додеканезские острова после 1 января 1919 г., покинули Италию в течение шести месяцев. Это решение было направлено и против тех восьми тысяч беженцев, которые перебрались в Италию из Германии и Австрии после прихода к власти нацистов.
.
Резолюция о “контролируемой иммиграции” имела немедленные последствия. Голландец Фрэнк Ван Гил-Гильдеместер, который основал в Вене организацию Gildemeester Auswanderer Hilfsaktion по оказанию помощи эмигрантам, немедленно отправил своего секретаря Йозефа фон Гальваньи в Рим, чтобы узнать, будут ли немецкие евреи получать разрешения на въезд в империю на тех же условиях, что и итальянские евреи, но не получил какого-либо определенного ответа.
.
Идея еврейского поселения в Эфиопии вызвала бурную активность в дипломатических кругах. Некое jewish embassy в Риме (??? может быть имеется ввиду представительство ВСО) запросило информацию о проекте в октябре, но 14 ноября сообщило, что из министерства иностранных дел Италии стало известно, что, хотя решение о разрешении еврейской иммиграции было принято, даже к началу его реализации еще приступали, и что “возможно, пройдет некоторое время прежде чем будут установлены руководящие принципы”.
.
Несколько дней спустя, 19 ноября, британский посол в Риме лорд Перт сообщил, что тема эфиопского проекта была поднята перед посольством Карлом Уолтером, англичанином, который долго жил в Италии. Уолтер, как отметил Перт, “в разговоре обнаружил убеждение, что синьор Муссолини серьезен в своем намерении найти выход для евреев, итальянцев и других людей в Абиссинии, и, кажется, создается впечатление, что он ожидал, что Англия рассмотрит этот вопрос и обсудит возможности. Некоторые из друзей г-на Уолтера полагают, что синьор Муссолини разочарован тем, что отсутствует официальная британская реакция на предложение, впервые опубликованное в выпуске Informazione Diplomatica от 16 февраля, и повторенное на заседании Высшего Фашистского Совета 6 октября”. Подчеркивая, что проект не сыскал большой поддержки в еврейских кругах Италии, посол добавил, что “некоторые итальянские евреи, по-видимому, считают, что предложение было сделано исключительно с целью привлечения еврейского капитала для развития Абиссинии, и поэтому не хотят оказывать какую-либо поддержку этому предложению”..
Лорд Перт вернулся к этому вопросу 23 ноября, когда он проинформировал министерство иностранных дел о том, что его пресс-секретарь сэр В. МакКлюр “услышал от источника, который кажется ему заслуживающим доверия, что идея о предложении места для еврейского поселения в Абиссинии не была блефом и не должна была стать ловушкой для евреев.” “Этот вопрос, - продолжил британский посол, - кажется, был серьезно обсужден, и было высказано предложение обратиться к Еврейской территориалистской организации (Jewish Territorialist Organisation - созданная в 1903 г. как реакция на “Проект Уганда” она занималась поиском альтернативных Палестине территорий для расселения евреев - Аляска, Австралия, Эквадор, Суринам, Ангола, Крым, …). Говорят, что Чиано был против этой идеи - по мнению информатора, потому что ее не будут приветствовать в Германии. Так или иначе, это предложение было отброшено. Но МакКлюр уверен, что предложение Высшего Фашистского Совета было сделано в надежде на то, что Англия рассмотрит этот вопрос, по крайней мере, предварительно. Муссолини, как сообщается, сказал: “Что ж, посмотрим, как Англия воспримет это предложение”. Лорд Перт добавил: «Некоторые антифашисты призывают к тому, чтобы Англия быстро рассмотрела предложение Высшего Фашистского Совета. Они говорят, что следует назвать предложение Муссолини блефом, и они очень злы на нас за то, что мы этого еще не сделали”.
.
Министерство иностранных дел Великобритании, хотя и не хотело казаться слишком бессердечным по отношению к тяжелому положению евреев, не имело желания участвовать в еврейских планах дуче. Одной из первых реакций на письмо Перта стал комментарий третьего секретаря министерства Ф.Д.В.Брауна: “Не совсем понятно, почему только наша страна должна реагировать на предложение разрешить евреям поселиться в Эфиопии. Но с учетом этих постоянных слухов в Риме и необходимости найти где-нибудь пристанище для беженцев, следует как-то отреагировать на это предложение, возможно, неофициально, чтобы узнать, блефует ли синьор Муссолини или нет”.
.
Второй секретарь министерства, А.Н.Нобл, был более откровенным. 29 ноября он категорически заметил: “Я не совсем понимаю, что мы должны делать. Насколько мне известно, итальянцы не сделали однозначного заявления о том, что они готовы расселить большое количество иностранных евреев в Эфиопии”. Подчеркивая маловероятность подлинной заинтересованности Муссолини в евреях, он добавил: “Маловероятно, что Италия начнет заселять иностранных евреев в Эфиопию еще до того, как она поселит там значительное количество своего собственного народа, поскольку такая политика может привести к осложнениям с ее подданными-мусульманами в Эфиопии и [с мусульманами] в других местах и когда ее благосклонность к евреям может не быть желанным гостем в Берлине”. Высказываясь в гораздо более откровенных выражениях, чем те, которые использовал его коллега Браун, и выступая против принятия плана Муссолини на англо-итальянских переговорах, он продолжил: “Я думаю, что мы должны внимательно изучить предложения Италии, прежде чем мы начнем на них реагировать, тем более что я не вижу никакой гарантии против того, что итальянцы сперва позволят ряду иностранных евреев поселиться в Эфиопии и осваивать землю со своим капиталом, а затем, под каким-то сомнительным предлогом, изгонят евреев и не разрешат им забрать с собой их деньги. На самом деле, мне кажется невероятным, что государство, которое проводит антиеврейскую кампанию у себя дома, станет подходящим получателем еврейских беженцев в его заморской империи. Каковы, например, будут отношения между евреями и итальянцами в Восточной Африке? Между прочим, действительно ли итальянцы приветствовали бы создание в Восточной Африке большой колонии людей, у которых есть мало оснований для любви к фашизму?” “Итальянский ум, - заключил Нобл, - работает своеобразно, и я не хотел бы сказать, что итальянцы не надеялись, что мы будем заинтересованы в поселении евреев в Эфиопии. Любая схема, которая может помочь евреям, безусловно, заслуживает рассмотрения, но я думаю, что к именно этой схеме следует подходить с большой осторожностью. Если представится подходящая возможность, премьер-министр мог бы затронуть эту тему во время своего визита в Рим, но я не думаю, что это было бы разумно. Было бы гораздо лучше предоставить итальянцам сделать первый шаг”.
.
Аргументы и анализ Нобла получили широкую поддержку в министерстве иностранных дел. Один из его должностных лиц, Эдвард Ингрэм, прокомментировал 31 ноября: “Я согласен. Я думаю, что нам лучше избегать обсуждения еврейской проблемы в Риме”, в то время как другой дипломат, Р.М.Макинс, разделяет эту точку зрения, отмечая, что было бы “лучше оставьте план в покое”. Обращаясь к собственной оценке ситуации, он заявил, что итальянские идеи о возможности расселения евреев в Абиссинии кажутся весьма прозрачными усилиями по привлечению еврейского капитала для развития страны, и добавил: “Если Италия заинтересована в том чтобы другие страны серьезно отнеслись к этим предложениям, то, похоже, ответ должен быть таков: Италия не может ожидать, что это предложение будет принято, если (1) антисемитская политика не будет прекращена, (2) предложения не примут ясную форму, и (3) они должны быть выдвинуты официальной властью”..
Такие аргументы получили поддержку Министерства иностранных дел, чей постоянный заместитель секретаря Алек Кадоган, повторяя большинство уже цитированных аргументов Нобла почти слово в слово, соответственно написал Перту 29 декабря, что “прежде чем мы могли бы пойти очень далеко с этим вопросом у нас должна быть гораздо более точная информация о намерениях итальянского правительства”. Поэтому он в заключение заявил: «Любая схема, которая может помочь евреям, безусловно, заслуживает рассмотрения, но мы считаем, что к идее, изложенной другом МакКлюра, следует подходить с осторожностью. Я полагаю, что премьер-министр мог бы затронуть этот вопрос во время своего визита в Рим, но мы склонны думать, что при любых обстоятельствах было бы лучше позволить итальянцам сделать первый шаг”. Лорд Перт согласился с этим вердиктом, кратко ответив Кадогану 4 января 1939 г.: “В сложившихся обстоятельствах мне нечего сказать, кроме как согласиться с вашими выводами”.
.
Между тем немецкое посольство в Риме несколькими неделями ранее пришло к схожему выводу, поскольку в его донесении от 29 ноября 1938 г. сообщалось, что запросы к итальянским властям выявили, что вопрос о еврейском поселении “все еще находится на ранней стадии, и нельзя предвидеть когда и каким образом решение достигнет практической реализации”.
.
Однако примерно в это же время итальянская колониальная администрация предприняла шаги по изученнию возможностей еврейского поселения в Эфиопии. В ноябре 1938 г. тогдашний вице-король герцог Аостский вызвал одного из своих людей полковника Джузеппе Адами и, как последний отмечает в своем дневнике, “объявив, что ему будет поручено самое интересное и важное задание”, поручил ему найти подходящую зону, способную вместить 1400 еврейских семей, число которых может скоро удвоиться, а впоследствии еще больше увеличится. “Зона, - объясняет Адами, - должна была быть лучшей с точки зрения здоровья: ни малярии, ни мухи цеце и т.д., с умеренным климатом, богатыми водными ресурсами, землей, пригодной к очень хорошей сельскохозяйственной и промышленной эксплуатации, не на основном транспортном маршруте и населенной мирным населением, предпочтительно языческим, где было минимум коптских церквей и мечетей, чтобы избежать разногласий религиозного характера”. Вице-король сообщил Адами, что Муссолини истребовал это изыскание по результатам соглашения с британским правительством о том, что предполагаемые поселенцы будут беженцами, изгнанными нацизмом из Германии, Австрии и Чехословакии, и что было бы предпочтительнее колонизировать Итальянскую Восточную Африку, а не Палестину, где они будут создавать трудности с арабским населением. Затем герцог отпустил Адами с улыбкой, сказав, что ожидает сообщения последнего о том, что он открыл маленький “земной рай”.
.
Два дня спустя полковник Адами выехал на юг в Борану, где он выбрал район в Аресоксе, в 100 километрах от границы с Кенией, который показался ему подходящим как с точки зрения его связи с маршрутами сообщения, границей и основными городскими центрами, так и в отношении его климата, почвы и “прежде всего человеческого окружения”. Площадь района составляла около 8000 квадратных километров, или почти вдвое меньше, чем Палестина, и находилась примерно в 1200 метрах над уровнем моря, омываемая рекой Дава-Парма, и подходила для выращивания крупного рогатого скота и последующей выработки молока, сливочного масла и других продуктов животноводства, а также для выращивания хлопка, касторового масла и табака, а также для эксплуатации лесных ресурсов. (Обратите что этот район лежит не очень далеко от того места которое в 1903 г. Герцль выбрал для своего Угандийского плана.) Адами передал свой отчет герцогу Аостскому 5 декабря 1938 г., и тот тотчас же отправил его дуче. Как мы вскоре узнаем, на район избранный полковником Адами положил глаз и президент США..
.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ Часть 4.