Неизвестный Холокост: Африканский Сион 1936-1943 ч.2

Jun 26, 2019 19:22

.

Часть 1
.
.


Итальянская Восточная Африка, 1936
.
.


Самолетом в Аддис-Абебу
.
.

Эфиопия имела давние исторические связи с евреями - ее правители возводили свою родословную к царю Соломону, а император Эфиопии носил титул “Льва Иудеи”. Одним из первых результатов фашистского вторжения в Эфиопию было возникновение значительного интереса к фалашам, или эфиопским евреям, со стороны ряда итальянских евреев. Эта еврейская община в горах христианской Эфиопии получила свою долю внимания в итальянской прессе. Итальянский фашистская газета La Nostra Bandiera (Наш флаг), издаваемая евреем Этторе Овацца, например, опубликовала 15 апреля 1936 г. статью, озаглавленную “С оккупацией Гондэра итальянские евреи сталкиваются с проблемой фалашей”, а влиятельный итальянский еврейский еженедельник “Милан” опубликовал информативную статью “Фалашия” еврейского ученого Карло Альберто Витербо в своих выпусках 7 и 14 мая 1936 г..
.
В начале июня итальянская еврейская организация Unione della Communita связалась с итальянским министром колоний Аллесандро Лессона, который согласился с тем, что он может заняться вопросами благосостояния фалашей, и учредил филиалы организации в Аддис-Абебе и Дире-Дава. Витербо, член совета Unione della Communita, и Умберто Скацкоккио, еще один член этой организации, который тогда проживал в Асмаре, были уполномочены расследовать положение фалашей на месте. В конце июля 1936 г. Витербо покинул Италию и отправился в Восточную Африку в Массаву, а 22 августа его принял итальянский наместник маршал Грациани, который официально признал Аддис-Абебское отделение организации указом от 19 сентября. Идея создания аналогичного отделения в Дире-Дава, однако, была заброшена.
.
Еврейские общины в Эфиопии были небольшими - так в это же время сообщалось, что в Аддис-Абебе насчитывалось 54 фалаша, 61 йеменских еврея, 25 итальянских еврея и 38 евреев из других европейских стран. Витербо был впоследствии назначен комиссаром еврейской общины в Аддис-Абебе, а также отвечал за евреев в Джибути во французском протекторате Сомали. Позже он посетил общины фалашей на севере Эфиопии, взяв с собой известного эфиопского ученого, профессора Тамрата Эмануэля, который был директором школы фалашей, которая была основана в Аддис-Абебе до войны.
.
В то время как итальянские еврейские организации действовали на социальном и культурном фронте, фашистское государство начало контактировать с иностранными еврейскими общинами с целью возможного сотрудничества в расселении евреев в оккупированной Эфиопии.
.
14 мая 1936 года, всего через девять дней после итальянской оккупации Аддис-Абебы, директор австрийского отделения полуофициального итальянского страхового агентства Instituto Nazionale delle Assicurazioni Роберт Ауэр, который сам был евреем, поднял вопрос в Вене перед одним из сионистов, д-ром Э.М.Цвейгом. Ауэр, согласно докладу, который Цвейг отправил три дня спустя сионистским лидерам Моше Шертоку и Хаиму Вейцману, поинтересовался у него было бы полезно поселить “большое количество” евреев в Эфиопии и далее заявил, что эта страна настолько велика и малонаселенна, что Италия, несмотря на ее избыточное население, быстро не сможет эффективно ее колонизировать. По его словам, 250 000 итальянских солдат и рабочих, бывших тогда там, напоминали норманнов в Англии во времена Вильгельма Завоевателя. Поэтому нужна была еврейская инициатива и деньги, и евреи, если бы они сотрудничали с Италией, могли бы стать “щукой в карповом пруду”. Далее он заявил, что “Италия, конечно, не создаст государство в государстве, но, возможно, даст широкую местную автономию еврейским поселениям”. Помимо предоставления бесплатной земли, можно ожидать, что итальянцы построят для евреев необходимые дорожные и водные сооружения и, прежде всего, “позаботятся о защите поселенцев более надежным способом, чем Англия в Палестине”. Еврейское поселение в Эфиопии, добавил он, будет политически выгодно для евреев в том смысле, что оно сделает их менее зависимыми от британской доброй воли в Палестине, и в любом случае, по его мнению, евреям полезно быть в хороших отношениях с растущей державой, такой как фашистская Италия. Поэтому Ауэр предложил, чтобы делегация из двух или трех евреев встретилась с итальянским консулом в Вене, который, как он утверждал, был дружески к нему настроен и мог напрямую общаться с Муссолини, но он также заявил, что сионисты должны согласиться заранее не оспаривать значение еврейского поселения в Эфиопии (по сравнению с Палестиной). Цвейг сообщает, что он выслушал приведенные выше аргументы, не дав им никакого ответа, просто ответив, что сионистская дисциплина не позволяет ни одному из членов их группы участвовать в предлагаемой делегации без одобрения их руководства.
.
Значение инициативы Ауэра стало еще более очевидным, когда австрийский журналист Бергер, тесно связанный с посольством Италии в Вене, вскоре после этого сообщил Цвейгу, что дуче “готов позволить 100 000 евреев ежегодно въезжать в Абиссинию в течение следующих трех лет”, и  продолжил объяснять почти теми же словами, что и Ауэр, что хотя Муссолини не допустит никакого “государства в государстве”, но готов предоставить евреям широкую местную автономию..

Подобные предложения были сделаны и другим людям в Австрии, поскольку Цвейг сообщает, что к тому времени идея еврейского поселения в Эфиопии приобрела “широкую популярность” и обсуждалась в венских еврейских кругах в течение нескольких недель. Но Шерток и Вейцман, которые, как сионисты, интересовались только еврейским поселением в Палестине, не имели желания участвовать в планах Муссолини и, соответственно, оставили предложения итальянцев без ответа.
.
Однако несколько недель спустя в Каире капитан Додона, директор итальянского телеграфного агентства в Египте, обратился к одному из сотрудников египетского телеграфного агентства Agence d'Orient, у которого были контакты с еврейской общиной в Египте. Последний сообщил Шертоку 10 июня, что итальянцы задумали “большое еврейское поселение в Абиссинии”, и предложили расселить не менее “500 000 евреев в автономном районе Годжам (Gojam)”, и что Додона призвал еврейскую общину Египта направить делегацию для изучения возможностей на месте. “Итальянцы, - заявил сотрудник Agence d'Orient, - заинтересованы в том, чтобы инициатива исходила прямо от еврейской общины Египта, потому что, если египетские евреи, которые знают условия в Абиссинии, будут согласны с этим планом, то он получит поддержку и евреев в Америке”. Чтобы сделать это предложение более приемлемым, итальянец добавил, что само собой разумеется, что, если евреи будут сотрудничать в этом вопросе, Италия пересмотрит свое отношение к сионистским требованиям создания еврейского национального дома в Палестине. Он заявил, что евреи никогда не получат Палестину, если будут полагаться на британцев, поэтому им следует сотрудничать с итальянцами, которые в будущем создадут для евреев государство в Палестине, а себе заберут Сирию и Ирак. В настоящее время евреям следует поселиться в Абиссинии в районе Годжам около озера Тана, что будет способствовать, с одной стороны, укреплению позиций Италии в Эфиопии, а с другой, укрепит симпатии евреев к Италии. Он понимает, что создание еврейского поселения в Эфиопии не может служить главной целью для евреев, но в ответ на еврейскую поддержку Италия потом окажет им помощь в создании еврейского государства в Палестине.
.
Однако сотрудник Agence d'Orient отклонил эти предложения, категорически заявив, что “ни один сионист не поддержит абиссинскую авантюру”. Затем он разъяснил этот вопрос еврейской общине в Египте, предупредив, что эта схема может привести к трудностям “во всех аспектах”. Со своей стороны, он объяснил, что итальянцы при выдвижении плана руководствовались тремя основными целями:
.
(1) Состязаться с сионизмом и купить дружбу еврейского народа.
(2) Найти финансовый источник для обширного итальянского поселения в Абиссинии, поскольку они надеялись, что евреи заплатят не только за свое собственное поселение, но и за итальянцев.
(3) Создать новые трудности для Англии.
.
Представленная таким образом схема, по-видимому, не получила поддержки среди египетских евреев, поскольку он заключает: “Здесь нет тенденции принимать итальянское предложение”.
.
В это же время один из лидеров ВСО Наум Голдман имел разговор в Женеве с итальянским дипломатом маркизом Теодоли о большом проекте еврейской колонизации в Абиссинии. Никаких последствий этот разговор не имел..

Идея еврейской колонизации Эфиопии была, скорее всего, личной инициативой Муссолини, который пытался представить себя другом и защитником евреев, и привлечь в Италию и ее колонии еврейские капиталы. Это также могло улучшить международный имидж Италии, находившейся под санкциями Лиги Наций. Однако, эти планы Муссолини поддерживались не всей итальянской верхушкой и Министерство колоний почти открыто саботировало их, опасаясь появления в стране финансируемых из-за границы предприятий, не находящихся под их полным контролем.
.
Вообще-то, эта идея уже возникала ранее в качестве частных предложений. Еще в ноябре 1934 г. еврей Мозес Лехман из США предлагал расселить в течении 10 лет миллион евреев в итальянских колониях.
.
В сентябре 1936 г. некий Ластманн из Вены написал итальянским властям, что Эфиопия должна стать убежищем для евреев, которые разовьют местную экономику и создадут для себя новое отечество под эгидой Италии. В то же время рабби Овадиа, главный сефардический раввин Парижа, заявил что в Эфиопию в течении 10 лет выедут 2 миллиона евреев, которые инвестируют туда 400 миллионов фунтов стерлингов.
.
В 1936 г. Магнетт, бывший президент сената Бельгии, предложил Италии выделить часть, или всю Эфиопию для евреев.
.
Хотя итальянские предложения не содержали никаких явных анти-сионистских выпадов, те встретили их в штыки. Лидер Всемирной сионистской организации Вейцман немедленно известил британского министра колоний Ормсби-Гора о новых опасностях, угрожающих Британской империи. “Евреи и сионисты (за исключением, возможно, нескольких итальянских ревизионистов) не придают никакого значения этим “соблазнам“. Рим разрушил Иерусалим, и он никогда его не восстановит”. В качестве меры противодействия коварным итальянцам он предложил британскому министру ускорить промышленное развитие Хайфы и Акабы в Палестине.
.
В 1937 г., вследствие Гражданской войны в Испании, началось сближение Италии с Германией - в сентябре 1937 г. произошел визит Муссолини в Германию, а в мае 1938 г. состоялся ответный визит Гитлера в Италию. Муссолини укреплял отношения и с арабами - во время визита в Ливию в марте 1937 г. он получил от них церемониальный Меч Ислама..

Таким образом, благодаря противодействию сионистов, идея создать еврейский национальный дом в Эфиопии затухла на пару лет, но снова вышла на первый план, когда она получила известность в прессе, и приобрела популярность в начале 1938 г. среди многих европейских евреев, которые страдали от быстро растущих преследований в большинстве частей континента. Гюнтер, посол Соединенных Штатов в Румынии, сообщал, например, 20 января 1938 г., что “сходы деревенских евреев в Бессарабии” обратились к итальянскому послу в Бухаресте с просьбой разрешить им выехать в Эфиопию.
.
Несколько недель спустя, в феврале 1938 г., официальное издание итальянского Министерства иностранных дел Informazione Diplomatica опубликовало коммюнике, где сделало вид, что отвергает расовый антисемитизм, существующий в нацистской Германии, и вместо этого выступиет за антисемитизм, основанный на “борьбе против большевизма, многие из лидеров которого были евреями”. Далее в журнале говорится, что “ответственные римские круги считают, что универсальная еврейская проблема может быть решена только одним способом: путем создания в одном месте в мире, но не в Палестине, еврейского государства, государства в полном смысле этого слова, способного представлять и защищать по обычным дипломатическим и консульским каналам все еврейские массы, рассеянные по всему миру”. Статья - я уже упоминал о ней выше - была опубликована анонимно, но считается что ее текст принадлежал перу самого Муссолини .
.
Это заявление привело многих наблюдателей, в частности французскую газету Le Temps, к выводу, что фашисты не будут противостоять каким-либо еврейским поселениям в итальянской Восточной Африке. Римский корреспондент газеты размышлял в статье от 18 февраля о том, не собирается ли Италия предложить евреям “убежище в части своей империи", и не думает ли дуче о "создании еврейского государства путем передачи иудаизму, с полным суверенитетом, части Абиссинии". В поддержку этого тезиса римский корреспондент сообщил своим читателям что итальянская Восточная Африка была такой же большой, как Германия, Франция, Италия и Испания вместе взятые, была малонаселенной, но содержала неисчислимые неиспользованные ресурсы. Палестина, заявил он, с другой стороны, является лишь небольшой территорией, на которой евреи столкнулись с противодействием своих врагов арабов, но в Эфиопии априори не существовало ничего, что могло бы помешать еврейскому поселению: “На высоком плато в Восточной Африке еврейские труд, гений и капитал могут создать новый Сион, центр надежды и будущего для евреев, которые страдают во всем мире”. Такая схема, как утверждал корреспондент, будет тепло встречена во многих кругах. Он утверждал, что Ватикан, который не является антисемитским, поскольку считает, что все народы являются детьми Божьими, одобрит его, а гитлеровская Германия увидит в этом способ решения одной из своих самых деликатных проблем, поскольку беженцы из Германии, живущие в Эфиопии, станут менее враждебными по отношению к нацистам. Арабы поняли бы, что этот проект положит конец их братоубийственному конфликту с сионистами и устранит необходимость разделения Палестины, так что Муссолини повысит свой престиж как “защитника ислама”, в то время как евреи впервые со времен их рассеяния станут владельцами страны, полной ресурсов, без борьбы с ее обитателями. Как утверждал далее корреспондент, создание еврейского государства в Восточной Африке будет “самым тяжелым ударом для британской политики” и “важным материальным и моральным достижением для Италии: материальным приобретением в том смысле, что еврейское государство созданное в итальянских владениях на африканском континенте спонтанно сформирует связь между этим новым Сионом и еврейскими богачами Сити и Уолл-стрит - связь, которая принесет пользу всей Восточной Африке. Моральный выигрыш: если Италии удастся добиться создания такого государства, то она осуществит самую глубокую мечту детей Давида, если она поможет миллионам евреев создать отечество, она сможет привлечь к себе симпатии всего еврейского народа. Международный антифашистский иудаизм сам по себе будет примирен с политикой Муссолини. Дуче будет не только защитником ислама, но и защитником Иудеи. Он приобретет славу разрешителя проблемы, столь же старой как мир, и, в то же время, наградит себя сочувствием людей, интеллектуальная и материальная сила которых составляла великую политическую силу во всем свете”.
.
Такие аргументы, к явной тревоге сионистов, которые были заинтересованы исключительно в еврейском поселении в Палестине, вызвали значительный интерес в дипломатических кругах, особенно во время англо-итальянских переговоров, которые предшествовали признанию британцами 16 апреля завоевания Муссолини Эфиопии. 4 марта 1938 г. лондонская Jewish Chronicle обратила внимание своих читателей на тот факт, что идея создания еврейского национального дома в Палестине может “запутаться” в переговорах, которые велись между Великобританией и Италией, и что такие слухи были усилены рассказами об “идее дуче о еврейском поселении в Абиссинии”. В статье, отражающем исключительный интерес сионистов к данной теме, они яростно нападали на эфиопскую схему, утверждая полную неосуществимость любого плана еврейского поселения в Восточной Африке. “Сионистам не нужно бояться. Синьор Муссолини, который гордится своим реализмом, должен вскоре уяснить, если он еще этого не знает, что любой такой проект может иметь только самые плохие перспективы. Даже если бы несколько еврейских беженцев могли быть вынуждены поселиться на этой земле, количество богатства, которое было бы ими получено в результате, было бы бесконечно малым. Мысль о том, что существуют богатые евреи, готовые потратить целые состояния на поддержку такой схемы, даже с добавленной приманкой еврейской автономии, является чистой иллюзией”. Очевидно, что статья была опубликована с целью ее прочтения британским правительством и содержала явные угрозы. “Великобритания не сможет разменять свои обязательства перед еврейским народом на этот проект. Если бы она это сделала, то чрезвычайно повысила бы престиж дуче как защитника ислама и соответственно повредила бы себе. Итальянский престиж среди арабов будет резко повышен и преобладающая масса влияния среди арабских народов переместится от Великобритании к Италии. Мы уверены что Великобритания не совершит имперское самоубийство таким образом”..

В следующей статье в том же номере Jewish Chronicle дипломатический корреспондент газеты также подчеркнул необходимость противостоять предложениям о еврейском поселении в Эфиопии. “Все сионисты, - заявил он, - должны быть настороже против определенных возможностей, которые, какими бы отдаленными они ни казались, могут появиться из англо-итальянских переговоров. Я имею в виду любопытное предположение, недавно высказанное в итальянской прессе и в официальных итальянских изданиях, о том, что синьор Муссолини с радостью предоставит еврейским эмигрантам из Центральной и Восточной Европы просторное убежище в бывшей Эфиопской империи. Можно заметить в этом тонком шаге, который, по-видимому, может заручиться поддержкой Польши и даже Румынии, двойную цель”. Анализируя схему и ее возможные последствия для сионизма, статья продолжала: “Дуче явно стремится, по причинам скорее политическим, чем гуманитарным, заслужить благосклонность арабского мира, предоставив альтернативу еврейскому или англо-еврейскому государству в Палестине, и дать себе также аргумент, позволяющий ему убедить британское правительство в постоянных и радикальных ограничениях притока евреев в Палестину. Его вторая и, вероятно, главная цель, в которой, несомненно, нет ничего гуманитарного, кроме абсолютного экономического реализма, состоит в том, чтобы перенаправить англо-еврейскую и американо-еврейскую цель по созданию Святой Земли в Абиссинию, где Италия, при ее нынешних финансовых затруднениях, не в состоянии осуществить все, что приближается к адекватному масштабу. Однако эта последняя цель слишком очевидна, чтобы обмануть кого-либо, кроме, возможно, тех несчастных евреев, которые беспокоятся из-за временного сужения ворот в [Палестинский] Сион”.
.
Внося элемент увещевания в свою статью, корреспондент пришел к выводу: “Будущее сионизма нельзя отвлекать и жертвовать им ради любого такого дипломатического устройства и финансового трюка. Невозможно себе представить, чтобы британское правительство на своих переговорах с Италией позволило себе быть обманутым предложениями такого рода или сойти с пути праведности и чести, принимая во внимание его торжественные международные обязательства перед евреями.”
.
Официальная сионистская реакция также была крайне пессимистичной. Доктор Кахани из Женевы писал что итальянское правительство теперь официально высказывает отрицательное отношение к созданию еврейского государства в Палестине. Бюллетень Еврейского Агенства в Женеве Informations de Palestine вопрошал как можно объяснить нынешнюю позицию итальянского правительства, которое до тех пор высказывалось в поддержку сионизма.
.
В то время как пресса обсуждала плюсы и минусы возможного еврейского поселения в Эфиопии, Муссолини начал уклоняться от этой схемы, по-видимому, потому, что он хотел, чтобы преимущества колонизации достались только итальянцам. Дискуссия в прессе о возможностях еврейского поселения в Эфиопии привела к официальному итальянскому опровержению в конце месяца, когда в заявлении министра пропаганды было сказано, что “широко распространенные сообщения о том, что Италия предлагает евреям создавать свои колонии в Абиссинии” были “фантастикой”. Министерство колоний написало, что “Нежелательно поощрять массовую эмиграцию евреев в Империю, поскольку это привнесет новую религию и конфликт с мусульманами и коптами и, таким образом, не будет способствовать установлению мира в регионе. Более того, они могут быть заражены враждебными к нам настроениями.”
.
Аналогичный ответ был дан на запрос посольства Польши в Риме, а итальянское фашистское издание Azione Coloniale прямо заявило: “Наивно верить, что Италия откажется от идеи использования собственных возможностей колонизации Сомали и Эритреи в пользу евреев. Поэтому такое решение мировой еврейской проблемы следует рассматривать как совершенно исключенное”.
.
Такое развитие фашистского мышления, естественно, приветствовалось в сионистских кругах. В итальянском еврейском издании Israel отмечается, что заявление правительства должно быть “принято с удовлетворением”, поскольку еврейский народ заявил, что “рассматривает Палестину как свой единственный национальный дом”, имеет “духовное стремление” вернуться туда и на протяжении веков считал Палестину “землей их отцов, землей, которая, согласно Библии, была обещана их отцам и детям”. Также радовалась и лондонская Jewish Chronicle, которая была, в основном, антифашистской. 11 марта там была опубликована статья под эмоциональным заголовком “Абиссиния? Конечно, нет!” где говорилось: “Может быть, Дуче действительно летал на воздушном змее, просто чтобы посмотреть, куда подул ветер? Мы, конечно, этого точно не знаем - известно, что он увлекается гораздо менее забавными видами отдыха. Но, по крайней мере, теперь у него есть информация, которую он хотел. Его воздушный змей бесславно плюхнулся на землю. Евреи не готовы обменять Палестину даже на несколько преувеличенное увлечение Абиссинией. Они предпочитают мириться с трудностями, которые у них есть, а не лететь к другим, о которых они не знают”..
.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Часть 3
.

сионисты, фашизм, история, Италия, Холокост, Муссолини, Неизвестный Холокост, Эфиопия

Previous post Next post
Up