Неизвестный Холокост: Африканский Сион 1936-1943 ч.4

Jun 26, 2019 19:43

.

Часть 1

Часть 2

Часть 3
.
.


.


.
.

Тем временем идея расселения европейских евреев в Эфиопии широко обсуждалась, и показательно, что она мало или вообще не привлекала внимание итальянских евреев, тем более в сионистских кругах. В декабрьском выпуске Нью-Йоркского “Еврейского рабочего голоса” (Jewish Workers’ Voice) содержалась саркастическая статья С. Этельсона “Хорошо быть сиротой”, в которой автор заявил:
.
“Могущественные нации, пользующиеся суверенитетом и свободой, могут рассчитывать только на свои страны. Но еврейские беженцы могут выбирать из множества земель. Если кто-то предпочитает влажную жару джунглей Гвианы, он может это сделать. Если чей-то вкус склоняется к мухам цеце и подобным благословениям Восточной Африки, они в его распоряжении. Воистину, хорошо быть беженцем”.
.
О эфиопском проекте упоминает представитель Nederlands Kinder Comité из Вены:
.
“После этого я [31 декабря 1938 г.] некоторое время снова находился в офисе Гильдемейстера (частная организация Aktion-Gildemeester в 1938-39 г. занималась, на коммерческой основе, легальной эмиграцией состоятельных евреев из Австрии и переводом их денег за рубеж), где мне рассказали о великолепном плане эмиграции в Абиссинию. Стоимость его составляет 100 000 фунтов стерлингов и будет осуществляться Англией. Учитывая отношение Муссолини к евреям и климат там, многие думают, что это непрактичный план, в любом случае не подходящий для предоставления эмигрантам постоянного места для проживания.”
.
Одним из главных сторонников плана расселения еврейских беженцев в Эфиопии в это время был, что достаточно интересно, президент Соединенных Штатов Ф.Д.Рузвельт, который, по мнению его еврейского помощника Бернарда Баруха, желал отвести еврейскую иммиграцию за пределы США, создать “убежище в Африке, финансируемое за счет частных средств и открытое для всех беженцев”, и в одном случае даже “нарисовал карту Африки в блокноте, на которой были указаны умеренные, в основном незаселенные районы, где такая схема могла быть эффективно внедрена”. Рузвельту приходилось тогда отбиваться от обвинений американских правых экстремистов в особых симпатиях к евреям, которых, на самом деле, у него не было. Тем не менее, правые "патриоты" наезжали на его госсекретаря Френсиса Халла, жена которого была еврейкой, а его администрацию называли "администрацией Баруха-Франкфуртера-Розенмана-Моргентау-Бнай-Брита", которые и настраивают президента против Германии. Были даже опасения, что республиканцы попытаются разыграть эту карту на президентских выборах 1940 г.
.
22 января 1938 г. на встрече с главой Американского Еврейского Конгресса раввином Стефаном С. Вайсом Рузвельт предложил Вайсу поискать новые места для создания еврейского государства, кроме Палестины. "Не думаете ли вы, что пришло время вашим людям, в свете нынешних трудностей, подумать об этом - если мы сможем предотвратить войну максимум на два или три года, у нас будет всемирная конференция по выделение территорий, особенно незанятых территорий, и перераспределению сырьевых ресурсов. В этом случае мы могли бы найти несколько больших площадей в качестве альтернативного варианта ("a second choice") [после Палестины] для евреев. Я не предлагаю замену Палестине, но возможности Палестины скоро будут исчерпаны. Вы должны иметь еще одну карту в рукаве."
.
В конце ноября 1938 г. Рузвельт запросил всю доступную информацию о возможных местах для еврейской колонизации в любой части мира. Рузвельт также обсудил с послом в Италии Филлипсом возможность расселения евреев в Африке. Он попросил Филлипса рассмотреть с Муссолини возможность размещения евреев в итальянской Эфиопии. Этим Рузвельт также пытался вбить клин между Муссолини и Гитлером и настроить Муссолини просить у Гитлера разрешения на вывоз евреями с собой их собственности в другие страны.
.
7 декабря 1938 г. Рузвельт написал лестное, чтобы не сказать подхалимское, письмо дуче, в котором он сослался на широко разрекламированную роль последнего как “миротворца” на мюнхенской конференции 29 сентября того года и заявил, что это было “признано повсюду как историческое служение делу мира”. Затем президент США обратил внимание фашистского диктатора на “проблему поиска новых домов для масс людей многих конфессий, которым больше не разрешено свободно проживать на своих родных землях” и приложил меморандум, в котором он одобряет идею еврейского поселения на юге Эфиопии и в северной части британской колонии Кении. Этот примечательный документ заявлял:
.
“Изыскивая районы, которые могут оказаться пригодными для переселения, президент Рузвельт был особенно поражен соответствием этой цели плато, небольшая часть которого находится в юго-западной части Эфиопии, а большая часть - в районах, расположенных к югу от Эфиопии. Ему пришло в голову, что глава итальянского правительства может полагать, что надлежащим образом финансируемая колонизация семьями беженцев в этом районе будет соответствовать планам, которые правительство Италии, возможно, разработало для развития и экономического восстановления Эфиопии. Если глава итальянского правительства увидит достоинства этого плана и постарается сделать его своим, и призвать другие государства, владеющие участками этого плато, поступить аналогичным образом, то президент Соединенных Штатов будет готов представить это предложение в качестве составной части генерального плана его общественной поддержки”.
.
Письмо Рузвельта и сопроводительный меморандум были переданы фашистскому диктатору 3 января 1939 г. американским послом Уильямом Филлипсом. В письме Рузвельт просил дуче убедить Гитлера, что евреи должны сохранять часть имущества во время эмиграции за рубеж. Муссолини только что вернулся с лыжной прогулки и вел разговор будучи одет в лыжный костюм. Его зять, министр иностранных дел Чиано, присутствовал во время встречи, но хранил молчание. Филлипс начал медленно зачитывать меморандум, но когда он завершил часть, касающуюся предполагаемой эмиграции евреев на плато на границе Эфиопии и Кении, дуче прервал его, “сказав, что это предложение неосуществимо - что этот конкретный регион в Эфиопии населялся людьми, которые совершенно не сочувствовали евреям, и что он уже предложил гораздо лучший регион к северо-востоку от Аддис-Абебы, предложение, которое, однако, евреи не восприняли благоприятно. После этого он открыл карту Эфиопии, осмотрел предполагаемый регион плато и показал мне несколько расплывчато область, которую он уже предложил для колонизации евреев“..

Затем Муссолини продолжал пространно рассуждать о евреях, их нелояльности к странам проживания, их интригах и финансовых мошенничествах, и о том, что они никогда не ассимилируются с другими расами. Он заявил что в Европе нет места для евреев и, рано или  поздно, они должны будут ее покинуть. Филипс отмечает, что он был впечатлен явно подлинным антагонизмом диктатора по отношению к ним, хотя и отмечает, что дуче “выразил мнение, что евреи должны иметь собственное государство, которое не обязательно должно быть большим или важным, но, по крайней мере, на территории, где могли бы существовать еврейская столица и правительство. Он признал, что будет трудно найти подходящее место на земном шаре для bona fide (настоящего) еврейского государства, но он, похоже, убежден, что это был единственный ответ на проблему.” “Я счел необходимым, - заключает посол, - несколько раз возвращать его к первоначальному запросу о том, присоединится ли он к другим лидерам и государствам в попытке найти решение. Наконец он согласился сделать это”.
.
Чиано подтверждает эту версию, заявляя, что американский посол внес “некоторые предложения относительно расселения евреев, для которых президент США думал о выделении части Эфиопии и окружающих колоний”, но что “дуче отклонил это предложение и сказал, что только Россия, США и Бразилия имеют материальные возможности для решения еврейского вопроса”.
.
Весть о вышеупомянутых переговорах быстро распространилась, и уже на следующий день, 4 января 1939 г., итальянский еврей д-р Коэн из Comitato Asistanza Profughii Ebrei призвал посольство Великобритании в Риме предупредить британское правительство о том, что, как он ожидает, будет следующим ходом Муссолини. Он заявил, как впоследствии сообщал британский посол лорд Перт, что еврейские круги в Риме получили определенную информацию, которая может звучать фантастически, но которую, тем не менее, они считают достоверной. Существовали причины полагать, что если еврейский вопрос будет обсуждаться между премьер-министром Чемберленом и Муссолини и если г-н Чемберлен попросит смягчить положение евреев в Италии, то Муссолини предполагает информировать г-на Чемберлен, что он готов собрать всех итальянских евреев (доктор Коэн думал, что это может также относиться к иностранным евреям), чтобы они поселились в Эфиопии в районе озера Тана, где, по словам доктора Коэна, уже есть сообщество из примерно 50 000 эфиопских евреев, которые жили там около 2000 лет (хотя они стали почти черными за это время). Муссолини, по словам доктора Коэна, будет представлять это как благоприятное решение проблемы, которое делается в качестве уступки известной заинтересованности британской общественности в судьбе итальянских евреев. Он добавил, что для эмигрантов будет предоставлено достаточно щедрое обеспечение, и что вокруг озера Тана есть хорошая земля для поселения. В обмен на эту уступку Муссолини попросит предоставить средства для строительства дороги, соединяющей Итальянскую Восточную Африку с Ливией.
.
Вмешательство Коэна вызвало ограниченный интерес со стороны посла, который отметил, что он не уверен что эта история, “которую д-р Коэн по праву назвал фантастической”, может соответствовать реальным намерениям итальянского правительства, тем более, что цель д-ра Коэна в связи с этим явно заключалась в том, чтобы правительство Его Величества было подготовлено чтобы найти какое-то иное решение проблемы итальянских евреев. Тем не менее Браун из Министерства иностранных дел отметил, что история Коэна представляет определенный интерес, особенно в той части, что синьор Муссолини будет рассматривать дорогу Ливия-Эфиопия как quid pro quo (плату, “услугу за услугу”) за расселение евреев в Эфиопии. С другой стороны, его коллега Нобл был более скептичен и прокомментировал: “Я не думаю, что это очень важно. Мы уже слышали историю убежища в Эфиопии, и я до сих пор смотрю на нее с подозрением”.
.
Коэн, который ни в коем случае не был обескуражен своим приемом в посольстве, затем отправился в Лондон, где 9 января он позвонил в министерство иностранных дел, чтобы сообщить что еврейские круги в Риме испытывают растущие опасения относительно того, что может быть обсуждено между г-ном Чемберленом и синьором Муссолини. Они боялись, что может быть поддержана идея расселения итальянских евреев в Эфиопии - евреям было бы невыносимо поселиться на любой территории, находящейся под итальянским господством. Он добавил, что послание, недавно переданное послом США Муссолини, произвело плохое впечатление в еврейских кругах, поскольку стало понятно, что мистер Филлипс обсуждал идею урегулирования в Эфиопии”..

Тем временем в Риме фашистские власти начали публиковать планы урегулирования еврейского вопроса, и в прессе появилось несколько отзывов на это. Римский корреспондент Evening Standard, например, сообщил 9 января, что, поскольку Италия не может надеяться на развитие Абиссинии так как она расчитывала, то она хотела бы, чтобы кто-то проделал там пионерскую работу, и она не видит никого, кто будет более готов помочь, чем евреи. С другой стороны, “Le Temps” от 13 января цитирует своего римского корреспондента, заявляя, что встреча Филлипса с Муссолини не достигла предполагаемой цели, поскольку дуче, видимо, боялся, что “еврейская иммиграция в Эфиопию может повлечь за собой определенные опасности для будущего империи”.
.
Тем не менее, Муссолини нашел план Рузвельта интересным в том, что он позволил ему продолжать выдавать себя за мирового государственного деятеля и арбитра событий, как он делал это несколько месяцев назад в Мюнхене. На встрече с Чемберленом 11 января 1939 г. дуче, согласно британскому отчету о событии, сказал, что проблема еврейских беженцев была не местной, а общей. Это уже было проблемой не только для Германии, и он думает, что, вероятно, она возникнет во многих других странах, включая Великобританию. В этот момент он широко улыбнулся и сказал, что это его мнение. “Лучшим постоянным решением, - продолжал он - было бы создание независимого суверенного еврейского государства, которое не требовало бы, чтобы в нем жили все евреи, поскольку как субъекты такого государства они имели бы его статус и его официальное представительство в любой стране”. Не затрагивая вопрос о еврейском поселении в Эфиопии, диктатор говорил только в самых общих выражениях. “Чтобы найти место для такого государства, - заявил он, - нужно обратить внимание на страны, которые имеют большие территории, такие как Соединенные Штаты Америки, Советская Россия или Бразилия.” С некоторой иронией он сказал, что, возможно, пройдет какое-то время, прежде чем такое решение станет практически возможным, но это должно рассматриваться как долгосрочная цель.
.
Чиано в своем отчете о разговоре утверждает, что его тесть рассказал Чемберлену о послании, которое он получил от Рузвельта, и продолжил важно рассуждать о том, что от немцев, желающих решить еврейскую проблему тоталитарным образом, можно было бы ожидать, что они “принесут некоторую жертву, чтобы способствовать полному исходу еврейских масс с немецкой территории”, хотя он добавил значительно: “Нельзя требовать слишком тяжелых жертв от немецкого народа, который сильно пострадал из-за евреев”.
.
Такие дискуссии, однако, не учитывали мнение евреев Италии, которые, особенно после принятия расовых законов Муссолини, не хотели помогать фашистскому развитию империи. Представители Комитета по помощи евреям в Италии соответственно обратились в американское посольство в Риме 11 января и, как сообщает посол Филлипс, “их спикер заявил, что если является правдой, то что в послании президента США к Муссолини содержалось предложение о поселении еврейских беженцев в Эфиопии, его Комитет хочет заверить американское правительство, что ни один еврей добровольно не отдаст себя на милость итальянского режима в Эфиопии или где-либо еще”. Посол еще сообщил, что еврейская организация также откровенно проинформировала британского премьер-министра, что “они не могут согласиться на какой-либо план поселения евреев на территории Италии”..

Это действие итальянских евреев разрушило возможность соглашения между Италией и Америкой. 12 января Муссолини написал Рузвельту письмо, отвечая на письмо и меморандум последнего, но отмечая: “Что касается Эфиопии, то невозможно рассмотреть вопрос об организации еврейской эмиграции в этом регионе. Помимо любых других соображений, общее отношение еврейских кругов к Италии не таково, чтобы рекомендовать итальянскому правительству принимать на своей территории большое количество еврейских эмигрантов”. Германскому послу фон Макензену было сообщено, что Италия не собирается предоставлять ни одного квадратного сантиметра эфиопской почвы для еврейской колонизации.
.
Несколько дней спустя премьер-министр Великобритании Чемберлен направил доклад Палате общин Парламента, в котором говорилось что “любые планы относительно Эфиопии могут считаться мертвыми.”.
.

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ

Часть 5
.

сионисты, фашизм, история, Италия, Холокост, Муссолини, Неизвестный Холокост, Эфиопия

Previous post Next post
Up