.
Справа - оригинал, слева - отредактированная копия с двумя удаленными спутниками, удаленной стойкой верхнего крыла и пририсованными, вместо водной поверхности, небесными облаками
.
.
.
Вот весьма распространенная фотография на тему “Муссолини в кабине самолета”. Пожалуй, одна из двух наиболее распространенных, наряду с фотографией Муссолини, сидящего в кабине учебного AVIATIKа
.
.
Но если с AVIATIKом все было давно, более-менее, ясно, то происхождение первой фотографии до сих пор оставалось неизвестным.
.
На Pinterest это - An official photo of Thirties of Benito Mussolini, now the “Duce”, in aviator dress onboard a Savoia-Marchetti seaplane (likely a S.55) (
http://www.ww2incolor.com/italian-forces/MUSSOLINI-AVIATORE.html).
.
Также она присутствует в фотобанках с разными и явно сомнительными аннотациями. Например, у Getty читаем - “фашистский диктатор на борту своего трехмоторного самолета в Риме”
.
https://www.gettyimages.com/detail/news-photo/21st-october-1935-italy-italian-leader-and-fascist-dictator-news-photo/79666322.
21st October 1935, Italy, Italian leader and fascist dictator Signor Benito Mussolini who is ranked as his country+s No 1 pilot pictured boarding his 3 engined aeroplane in Rome (Photo by Popperfoto via Getty Images/Getty Images)
.
В некоторых публикациях ссылаются на известный итальянский кино-фотоархив Luce
.
.
В Википедии происхождение фотографии не указано
.
https://it.wikipedia.org/wiki/Sport_e_fascismo#/media/File:Mussolini_aviatore.jpg.
.
При взгляде на фотографию, очевидно, что Муссолини стоит в кабине какого-то гидроплана, но при сравнении с известными моделями итальянских гидросамолётов никак не удается найти полное соответствие.
.
И вот, в старом Almanacco Aeronautico за 1930 год
.
.
обнаруживается очень похожая фотография
.
.
Теперь понятно, что над этим оригинальным изображением потом кто-то поработал, для обложки журнала, открытки или плаката, удалив с него двух спутников Муссолини, стерев стойку верхнего крыла (между Муссолини и человеком слева - это Итало Бальбо) и и пририсовав, вместо водной поверхности, небесные облака, чтобы создать впечатление, что снимок сделан в полете. А с этой стойкой становится ясно, что самолет на фотографии это гидроплан Savoia-Marchetti S.59 (у внешне довольно похожего Savoia-Marchetti S.62 в конструкции эта стойка крыла отсутствует).
.
.
Фотография была сделана 20 июня 1929 г., когда глава правительства и министр авиации Муссолини вместе с заместителем министра авиации Бальбо на гидросамолёте Savoia-Marchetti S.59, в сопровождении два других S.59, отправились из Рима на базу гидросамолетов в Орбетелло чтобы поздравить офицеров и экипажи, которые участвовали в воздушном круизе по восточному Средиземноморью - в общей сложности, 4460 км. по маршруту Орбетелло, Тарент, Афины, Константинополь, Варна, Одесса и обратно. Пилотами были сам Итало Бальбо и Умберто Маддалена, летчики знаменитые даже в СССР, куда они прилетали. Муссолини сидел на заднем, пассажирском, кресле. Самолет приводнился на базе в 6:30 утра. Муссолини поздравил летчиков и произнес речь:
.
"Офицеры! Унтер-офицеры! Члены экипажей!
.
Этот второй круиз, спланированный мною и грамотно организованный высшим командованием, был совершенно успешным, великолепным примером технической подготовки и безупречной летной дисциплины. Я прибыл сюда сегодня утром, чтобы выразить не только мою личную симпатию, которую вы хорошо знаете, но также симпатию фашистского правительства и всего итальянского народа, которые гордятся вами и любят свою молодую, но уже славную аэронавтику. Прошлогодний круиз по западному Средиземноморью и круиз по восточному Средиземноморью в этом году показали, что прогресс итальянской авиации непрерывен. Вы должны продолжать прогрессировать во всех областях, но, прежде всего, в своей, или, лучше сказать, в нашей. [Здесь намек или на свой пост министра авиации или, даже, "Ну, вы ведь все знаете, я тоже, типа, пилот..."] Добивайтесь прогресса в авиатехнике и прогресса в летных навыках, чтобы в любой момент, когда Родина и режим призовут вас, стаи самолетов поднялись, чтобы охранять небо Родины и вести боевые действия в небе противника. Кому принадлежат небеса Италии и Европы?"
.
(Экипажи дружно отвечают: "Нам!")
.
Репортаж о поездке Дуче и интересующая нас фотография были опубликованы, в том числе, в газете "L'Aviazione" от 24 июня 1929 г. Причем панорама фотографии здесь шире, следовательно, оригинальная фотография была еще и обрезана по бокам.
.
.
.
.
Click to view
.
.
.
.
.
Что касается того, когда был изготовлен “портрет”, то на итальянском Ebay в комментарии к этой карточке написано "1933 год, десятилетний юбилей Regia Aeronautica" - "1933 Decennale Regia Aeronautica - Mussolini aviatore"
.
.
.
В 1937 году такие плакаты фигурируют на двух выставках на стенде авиакомпании ALA LITTORIA
.
.
.
.
.
.
.
.
А это, похоже, страница из какого-то итальянского издания 30-х годов (найдена в сети - источник, к сожалению, не указан)
.
.
.
Был ли как-то причастен к созданию "портрета" сам Муссолини? Наверное, нет. Но он лично следил за публикуемыми о нем материалами и такой плакат по важной для него теме авиации, наверное, попадался ему на глаза и не был запрещен.
.
Simonetta Falasca-Zamponi
"Фашистское зрелище: эстетика власти в Италии Муссолини" (2000)
.
"Муссолини создал образ доблестного и бесстрашного героя. Он практиковал различные виды спорта, такие как фехтование, автогонки, катание на лыжах, верховая езда, укрощение львов и плавание. Престиж Муссолини как летчика в манере Чарльза Линдберга был особенно важен, поскольку для фашизма самолет воплощал в себе такие качества, как динамизм, энергия и смелость. Сам Муссолини следил за тем, какие фотографии могут появляться, отвергая некоторые, например, потому что он на них не был достаточно заметным в группе.".
.
Автор современной статьи о фашистской пропаганде (Marco Impiglia “Mussolini Sportsman”) считает что данный плакат был выполнен “в американском стиле.” Был ли тут намеренный закос под Линдберга или просто случайное сходство в одежде? (Муссолини всегда явно стремился одеваться по последней авиационной моде.) Судите сами - вот для сравнения несколько фотографий - Линдберг-Муссолини-Линдберг
.
Линдберг
Линдберг
.
.
Поскольку было ясно, что это просто рекламный плакат, а не оригинальная фотография, то в серьезных фашистских авиационных биографиях Муссолини, таких как книга Маттиоли, она не публиковалась. А потом о ее происхождении все забыли.
..
+
ALA LITTORIA рекламные материалы 1936-1937 гг.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Муссолини Авиатор: Первые полеты 1913-1918
https://pluto9999.livejournal.com/171084.html.
Советские летчики на приеме у Муссолини
https://pluto9999.livejournal.com/170864.html.