После бабушкиного рассказа о разгуле природных стихий, Мика требует показать в интернете штрафовую молнию, ведь я же могу вообще все, что угодно.
- Неужели они бывают - такие милые и пушистые шарики штрафной молнии? - По-карлсоновски умиляется он, отказываясь верить в их существование и, значит, бояться.
Когда-то много-много лет назад,
Даня даже расплакался, глядя через окно на всполохи электроразрядов: впечатлительная натура не выдержала наших рассказов и видов поселка, грозой накрытого.
Зато тогда, между прочим, совсем как и теперь, рядом с ним стояла старшая сестра Поля - она утешила брата как могла, раз уж страх его снимается чужим участием и, таким образом, вполне управляем.
Единственное, что Даня пока в себе не поборол - переживание темноты: из-за этого он не ходит один в подвал или в баню, требует в опочивальню ночник из солевых кристаллов (бабушка внукам свой пожертвовала, хотя младшему брату лишний свет ночью только мешает).
Небо к середине августа перестало быть прозрачным - вот, что жалко.
Однако про облака - история совсем иная, пока же мы с Микой ловим в ютьюбе съемки шаровых молний.
Думая о неустойчивой детской психике, поначалу я хотел обойтись поиском картинок и фотографий «штрафных молний», но Мика, не приемлющий компромиссов в исследовательских практиках, сразу же затребовал видео.
Первый же закадровый голос начал объяснять с загробными утробными интонациями, что существование шаровых молний в реальном мире (а не в лабораторных условиях) наукой до сих пор не доказано.
В августе дожди совсем обнаглели и перестали прятаться по ночам.
Грозы обступают все тесней и ближе, обрушиваясь на домохозяйства без предварительной разминки, как это обычно бывает летом, когда молнии сверкают поначалу в отдалении, гром включают совсем уже где-то под куполом и лишь после длительного и психоделического нагнетания духоты, дождь обрушивается на окоем, вслед за порывами пыльного ветра, чавкая и пуская слюну на яблони, соседский крыжовник, малинник и кусты смородины.
Израильтяне поначалу радовались несмолкающему ливню - необычному для них явлению природы («зима посредине лета», сказала Лена), радикально меняющему расписание детских игр на свежем воздухе, но быстро устали - они же люди динамичные, даже Полина, постоянно разговаривающая со своим любимым Арэлем утром и вечером, днем и ночью.
Тем более, что напор стихии отрезал нас от интернета, то есть, абсолютно.
Информационно обесточил.
Конечно, выглядит это очень мило и даже романтично, но создает определенные проблемы в быту: всех геморроев перечислять не стану, но внезапно я оценил с каким количеством подсказок мне помогает Википедия и простой поиск.
Когда дело идет о забытых словах, застрявших где-то на дне (киста, тамагочи, контрактура, рамплиссаж) и не способных подняться на поверхность памяти (непотизм, интарсии, фланкирующий) - это одно, для них заведен специальный файл в записной книжке: пропедевтика, рейдерский, эпифания.
Но вчера, к примеру, я не мог вспомнить «Грааль» и какие книги (энциклопедии, справочники) следовало бы ворошить теперь в поисках счастья подсказки?
Израильтяне узнали для себя новое слово - «воздушка», которым местные называют сугубо инновационный способ проведения интернета по одноэтажной России в поселках да в деревнях, где связь идет от столба до столба «по воздуху» и, поэтому, иной раз, сугубо инновационно дает сбой: очень уж от погодных условий зависит.
Накануне, отправляясь с Леной за резиновыми сапогами в «Кольцо», мы несколько раз инкрустировали инструктировали мальчиков не браться за планшеты и телефоны, но конструктивно заниматься математикой и языками.
Даня, хитроумный как Одиссей и, что ли, более опытный из братьев, молча кивал, зато Мика, как положено младшему в семье, самый простодушный, неожиданно решил вскрыть прием.
- Дима сказал про таблеты и наяды, но не упомянул телевизор!
Глаза его многозначительно засверкали: сказав про телевизор, Микаэль точно напророчил нам программу ближайшей недели: ничего, кроме федеральных каналов. Ну, уж, нет.
Я поймал себя на том, что даже в угол, где стоит плазма, смотреть избегаю, настолько во мне рефлекс телевизор не любить, закрепился. Словно бы совсем уже безусловным рефлексом стал.
Тут-то нам резиновые сапоги очень даже пригодились.
Дожди лили три ночи и три дня, думаю, что рано или поздно, но тропические ливни станут на Урале, вместе с неуклонным развитием «парникового эффекта», чем-то естественным и логичным, обращаясь зимой в многоступенчатые снегопады.
Кстати, посмотрим. Интересно же дожить до такого.
В «Кольце» казалось, что, выбирая две резиновые пары (полегче, да поудобнее) на какую-то неделю, оставшуюся до отъезда левантийской фракции, не просто внимательно, но въедливо, Лена слегка перебарщивает.
Прозорливость сестры я оценил уже на следующий день, так как мир вокруг, омытый и прочищенный дождями, сермяжный наш мир, полностью переменился.
Еще вчера он казался серым и изученным, эра великих географических открытий иссякла не взрывом, но всхлипом с отменой экспедиций да экскурсий, ставших повзрослевшим мальчишам пресными и предсказуемыми, но теперь же, после молний и радуг, все тот же самый старый мир стал щедрым на приключения и лужи, где, как предположил Данель, возможно сокрыты порталы в параллельные измерения.
Надев резиновые сапоги (мальчики хором решили забрать их с собой в Израиль, демонстративно проигнорировав мое удивление: «А что, у вас дома, тоже есть такие же лужи как у нас?» и это высшая степень признания качества вещи), оказалось возможным исследовать близлежащие закоулки на новой итерации старого интереса, преобразившего обветшалые декорации в чудо нежданной премьеры.
В нечаянный интерес.
Отсутствие интернета словно бы сняло заклятье с хронических пользователей, словно бы сняло цифровую да потоковую пелену с глаз - все равно же деваться некуда: ремонтники из службы поддержки лишь в субботу приедут, причем, строго с пяти до семи вечера, раньше у них окошка нет и не предвидится - гроза хорошо пошалила в округе, прошлась широкими мазками по стране, вызовов и выездов масса - практически ведь вся страна «на воздушке» существует.
Ну, а пока живите как хотите.
Вот и живем, как хотим.
Как уже давным-давно не жили, вдыхая посвежевшую реальность полной грудью, рассказывая подросткам и молодежи про старозаветные времена, когда телефон в квартире был один («…Да-да, Данель, именно с крутящимся диском и крученным шнуром, ты в музее именно такой видел…») и стоял на холодильнике, а телевизор был черно-белым и ловил только два канала.
- Какие именно? - Поразился Микаэль.
- Ну, как какие, Первый канал и Второй. Причем на 80% они тупо дублировали друг друга.
Начал рассказывать про то, как жили в другой стране, где не просто интернета, но и компьютеров не существовало и понял, что сложно остановиться, очень уж много всего изменилось. Причем, существенного самого.
Постоянно спотыкаясь на необходимость объяснять парням, что такое «блат» или «дефицит».
Оторвавшись от экранов и экранчиков, семья обзавелась давно отложенными, а то и напрочь забытыми делами.
Деда Вова опустошил бассейн, осушил его и скатал до следующего лета.
Пошел пропалывать кабачки и принес к столу целый урожай.
Баба Нина испекла пиццу со всем, что любят тинэйджеры - тертым сыром, колбасами и большим количеством кетчупа (отдельная тема этого лета, но с детьми о вкусах не спорят, особенно когда они хоть что-то едят), а затем, снова и снова, озаботилась лепкой пельменей.
Лена с удвоенными продолжила генералить дом и усадьбу, а сегодня умчалась на внеочередную встречу с подругами, ходила со мной за фотографиями (мы заказали их напечатать 173 штуки, чтобы точно на все семейные альбомы хватило) и за осенней курткой (клетчатой, молодежной почти), ну, а Поля (Арэлю, разумеется, уже давным-давно скинуто смс про вынужденную паузу в словах), если не помогает в саду, водится с малышней.
Занимается с Микой уроками или играет с Даней в пинг-понг.
Помимо настольного тенниса, Даня и Мика вернулись к творческим занятиям и вновь нарисовали мой портрет.
- Хочешь, я нарисую тебе топор в голове?
- Спасибо, не надо. Но ведь и щеки как у хомяка можно не делать.
- Да, уж, Дима, голова у тебя совсем не как у качка…
Между прочим, новый портрет
сильно отличается от сделанного месяц назад, и не потому, что в первом портрете Даня изобразил меня с клочками и остатками волос на голове, похожими на венок, то ли лавра, то ли терний, а теперь мы зарядили, наконец, машинку и я лыс, точно бильярдный шар, но просто слишком много всего произошло за эти тягучие летние дни.
За этот месяц вместе мы плакали и смеялись, забывали пароль от телефона, чтобы затем его вспомнить, когда казалось, что разблокировать смартфон уже нельзя; мы гуляли по поселку и по деревне, по городу и его набережным, работали волшебниками и донорами, пугались и ошибались, исправлялись и делали новые ошибки; ели бабушкины булочки и яблоки из огорода, ягоды и арбузы, ходили за сладкими помидорами и резиновыми сапогами, смотрели мультики и стримы геймеров, читали про жителей Мумми-долла и Простоквашино.
Следили за тем, как Карлсончик курощает домомучительницу.
Уже и малина отошла, и даже вишня, одна ремонтантная клубника плодоносит как заведенная, новый шпинат подсадили в начале августа и руколу с салатными листьями на вторую половину сезона, а мы все говорим, говорим обо всем, да и наговориться не можем - все мальчишам интересно, все внове или не так, как привычно. Хотя бы те же лужи или цикорий, голубыми цветочками растущий на АМЗ по обочинам: очень уж братья на «детский кофе» подсели - в него же сахара сыпать можно сколько угодно. Хоть полкружки!
Кстати, через теннисный стол Даня, покуда инет не подключили, успел прогнать всех родственников, за исключением деда Вовы: тот только в мае на пенсию вышел, обвыкается в этом статусе и никакому призыву не подлежит.
Тем более, что у малышни к деду особый респект: во-первых, в студенчестве он занимался тяжелой атлетикой и руки у деда крепки до сих пор;
во-вторых, дед всю жизнь «письки лечил» и, значит, имеет власть над такими материями, куда несведущих и случайных людей не пускают.
Что-то такое чувствуют юнцы про важность мужеской сферы, причем уже сейчас, до каких бы то ни было пертурбаций и судьбоносных изменений в голосе и теле.
По крайней мере, когда, в рамках рекламной компании «детского кофе» я объяснял, что взрослый кофе вреден окончательно не созревшим людям («…мутит мутацию генов…»), Даня заинтересовался когда наступает зрелость, причем, не столько юридическая, сколько половая.
Пришлось объяснить про вторичные половые признаки.
Тогда Даня заинтересовался еще сильнее, объявив городу и миру, что волосы на лобке - лично для него уже не новость.
Пришлось объяснить, что и это не самое главное, куда важнее размеры.
Даня логично спросил сколько же см. тогда должно быть это самое у взрослого мужчины главное и, подобно рыбаку, поймавшему золотую рыбку, обозначил разведенными руками собственные притязания на перспективу.
Пришлось сказать, что это параметр субъективный, сугубо индивидуальный, хотя в человеке. вообще-то, все должно быть прекрасным.
Чувствовал себя при всем этом преподавателем ЭПСЖ, «Этики и психологии семейной жизни», школьного предмета, появившегося в старших классах советской школы, где суровые реалии социалистического быта объясняли на примерах из Пушкина и Толстого, приводя в пример Татьяну Ларину и Наташу Ростову.
ЭПСЖ обычно преподавали словесники, так что кое-какая преемственность сохранилась и примеры с тычинками и пестиками до сих пор живы в сознании народном.
Мика все это слушал, участия в разговоре не принимал (что нетипично), руками не махал, глазами не вращал, но позже пересказал услышанное и превратно понятое бабе Нине с просьбой делать ему детский кофе (цикорий) не меньше пяти раз в день.
Ни в коем случае не заставляя его пить такой же кофе вот как у взрослых.
Отсутствие интернета принудило нас к подвижным играм на свежем воздухе и интеллектуальным занятиям, брошенным во славу всепожирающим цифровым потокам: я вернулся к чтению Кнаусгора и длинным записям в дневник, увлекшись этим настолько, что даже не заметил, как пролетела постная неделя и в нашу дверь позвонили монтеры.
В общении с детьми время летит незаметно и как-то путано. Планировать ничего нельзя: ребенок может проснуться не в настроении или же, недайбог, заболеть, поэтому все сосредоточено вокруг текущей повестки.
Она все время разная, с одной стороны, так как мальчики не сидят на месте, попросту не способны к статике и однообразию и занятия следует все время менять, расширяя круг предметов, вовлеченных в развлечения и игры, но, с другой-то стороны, приключения уходят и приходят без следа (если их не зафиксировать в тексте или фотоаппаратом), вместе со словами, вот как слова или же изобретенные случайно выражения, которые сгинут, словно бы их и не было вовсе.
События, микрособытия и ситуативные открытия валятся на детей и их близких как из рога изобилия, да словно бы мимо - чтобы лишь день простоять, да ночь продержаться.
Как на карусели, которая красивая, яркая и блестящая, а бегает сугубо по кругу. Да, даже если и по спирали бегает, то, если в моменте брать, от этого легче не сильно. Напротив, с каждым годом трудней и трудней.
Зато есть лужи, в которых самое место репетировать лунную походку Майкла Джексона.
Зато есть бабушкины пельмени, собирающие семью за большим, уютным столом, где все сидят, не уткнувшись в девайсы, но общаются как в стародавние времена, когда деревья были большими даже для бабушки с дедушкой.
Мика всей душой хочет увлечь их круизом по лужам, вот и объясняет критерии своего выбора.
- Самая лучшая лужа та, которая самая грязная и липкая, чтобы засасывала и потом уже долго не отпускала!
Зато я с радостью понял, что легко… окей, не легко, но без сильного напряжения и ощутимого дискомфорта, могу обходиться без интернета сколько душе угодно.
Именно что душе. В душе и душою.
Нащупав паузу в привычке, рука автоматически подтягивает мышку к иконке ютьюба, но, чу…
…уровень пройден, вы можете перейти на следующий...
Нам не страшен серый волк.
Спасибо всем причастным, что помогли осознать.
Игра в XVIII век и страхи: полиции, шаровой молнии, тв, медведя и волка, а так же парикмахерской:
https://paslen.livejournal.com/2192263.html Летние приключения этого года:
1.Как меня рисовали, покуда я срисовывал других или Карандаши три года спустя. Буддийское лето:
https://paslen.livejournal.com/2821201.html 2.Жаба без метлы. Болезнь и аномальная жара как летняя лихорадка южно-уральской полосы…:
https://paslen.livejournal.com/2821858.html 3. Вдоль путей. Новый виток экспедиционного движа: как Даня и Мика плывут внутри своей временной реки:
https://paslen.livejournal.com/2822553.html 4. Приключения Дани и Мики в поисках абсолюта. Конец экспедиционного корпуса:
https://paslen.livejournal.com/2823337.html 5. Поля приехала, Даня занялся библиотекой, а Мика - спасением планеты. Отзовитесь, горнисты!:
https://paslen.livejournal.com/2823996.html 6. Штрафная молния и прочие приключения Дани и Мики без интернета:
https://paslen.livejournal.com/2824759.html