Эта заметка -- прямое продолжение предыдущей:
Сон и явь. "Темница материального".Желательно читать её ПОСЛЕ предыдущей.
Ты достигаешь третьих врат сновидения,
когда обнаруживаешь себя во сне
смотрящим на другого спящего человека.
И когда этот другой человек оказывается тобой
(Кастанеда)
Единственный по-настоящему мудрый советчик,
который у нас есть,
- это смерть.
(он же)
Итак, я никого не тяну в своё безумие, а всего лишь предлагаю интересную интеллектуальную игру.
Пусть наша жизнь есть лишь цепочка сновидений, и мы всю жизнь лишь переходим из одного сна в другой. (Эту концепцию в своё время популяризировал Пелевин в повести
"Чапаев и Пустота") Чем в таком случае отличается материальный мир? Можно ли его как-то выделить из тысяч прочих миров, сквозь которые мы проходим на протяжении жизни?
Ну, во-первых, сюда мы снова и снова возвращаемся. Иные сны мимолетны, а этот повторяется с удивительным постоянством, пока мы не просмотрим его до самого конца, подобно сериалу с тысячей сезонов по тысяче серий в каждом сезоне. Даёт ли это нам право считать явь чем-то качественно отличающимся от прочих снов? Наверное, нет. Ведь бывают и иные повторяющиеся сны. Когда я, придя в Православие, поселился при храме, я вдруг стал из ночи в ночь возвращаться в один и тот же сон, в котором общался с кем-то, кто продолжал обучать меня магии. Там во сне я не помнил, что я уже православный и оставил магию позади. Всё это продолжалось очень долго и вызывало у меня тревогу, и я каждый раз исповедовался в этих сновидениях, пока не начал осознавать во сне, что я сплю. Тогда я начал молиться во сне, о чем рассказывал в заметке
Вещие сны, на чём мои магические упражнения и закончились.
Во-вторых, явь гораздо яснее и чётче, чем обычное сновидение. Но и это "поправимо". На этот случай есть классическое упражнение: надо увидеть во сне свои руки. С этой целью нужно на протяжении всего дня время от времени вспоминать, что нужно посмотреть на свои руки во сне, и на всякий случай смотреть: ну а вдруг это уже сон? Спустя некоторое время (пару дней, неделю, месяц) человек, выполняющий это упражнение, таким же образом подумает во сне: а вдруг это сон? и посмотрит на свои руки. Когда у меня получилось это в первый раз, я просто обомлел -- таким ясным и отчетливым стало вдруг сновидение. Я до сих пор помню каждую деталь, каждую мелочь того сна. Характерно, что мне снилась ночь. Обычно мы спим ночью и нам снится день. Но в магических снах это не так. Если ты спишь ночью, то и снится тебе ночь. Если днём -- то день.
Следующий этап магического сна -- нужно найти во сне самого себя спящего. Надо вспомнить во сне то место, где ты уснул, и добраться туда. И вот на этом-то третьем этапе и начинается настоящая магия. Далее я моего дорогого читателя вести в этом направлении вести не могу и не хочу. Замечу лишь, что вот здесь-то и выясняется настоящее различие между сном и явью. Оно состоит в том, что наяву ты нигде не найдёшь своё спящее тело, потому что ты и так в нём.
Итак, между сном и реальностью действительно есть качественная разница. Она состоит в том, что в сновидении мы раздвоены. У нас четыре руки и четыре ноги. Две руки и две ноги у того меня, который видит сон. И две руки, две ноги у того меня, который спит. Эти два разных "я" и именуются "душа" и "тело". Наяву душа находится в теле, отождествляет себя с ним. А во сне происходит диссоциация, разделение. Замечу мимоходом, что и наяву можно заметить у человека
диссоциацию и использовать её для наведения транса. (Подробнее об этом см. заметку
Мой личный опыт) То есть, душа и тело это не одно и то же -- не только во сне, но и наяву, просто наяву это труднее заметить. И хорошо, что труднее, иначе
хлеб цыганок был бы слишком лёгким.
Обучение магическим снам начинается с того, что человек открывает (осознаёт), что у его души есть руки -- то есть, обнаруживает свою душу как особый, отдельный от тела объект. И заканчивается тем, что человек находит во сне своё собственное спящее тело, достигая тем самым осознания своей диссоциации. На самом деле на этом магия не заканчивается, а лишь начинается по-настоящему, но ходить туда дальше я решительно не советую, потому что смерть есть не что иное как окончательная и необратимая диссоциация. Глубокое обучение магии проходит на грани смерти, по лезвию бритвы.
Кому интересно, пусть подробнее об этом расскажет
Икскуль.
И вот что материалисту полезно иметь в виду, хотя он в это и не верит. Смерть прерывает нашу связь с материальным миром, разрушая тело. И тогда "непроизвольная игра воображения" остаётся единственной нашей реальностью. Потому "воображаемые" реалии духовного мира настолько же важны для нас нынешних, насколько Вечность важна для временного. Эта временная жизнь лишь пролог настоящего Сюжета, пролог, в котором завязываются отношения, которыми и определяется наша Вечность. Можно в это не верить, но полезно, очень полезно иметь это в виду.
Вообще, полезно иметь в виду информацию, которую мы получаем, путешествуя по иными мифам. Верить не надо никому (кроме Бога) и ничему. А вот иметь в виду на всякий случай полезно очень и очень многое. Во всяком взгляде на вещи есть своя небольшая доля истины. Даже в ложном взгляде. Потому что "чистой лжи" не бывает. Если Бог попустил какой-то лжи существовать на свете, значит, и в ней есть какой-то отдалённый отблеск правды. И только правда бывает чистой.
Вопрос читателя:
> Вы правда считаете, что вселенная возникла 7 тысяч лет назад, как написано в Библии?
Мой ответ:
И да, 7528 лет назад Бог сотворил этот мир, которому на момент творения было 18 млрд лет.
> Если мир существовал уже 18 млрд лет, значит его не сотворили 7500 лет назад. Вы замечаете нестыковку? И откуда цифра про 18 млрд лет?
Бог сотворил Адама сразу взрослым. Адам никогда не был ребёнком. На момент творения Адаму было 30 лет.
Так и Вселенной в момент её творения было 18 млрд лет. Это я говорю как астрофизик. Хотя я давненько не слежу за новостями -- может быть, это число уже уточнили.
a_lazar:
> Адаму было 30 лет ИЛИ потому, что он прожил 30 лет, ИЛИ потому, что он был создан 30-летним в момент "0"
Дерево с сотней годичных колец ИЛИ росло 100 лет, ИЛИ было создано таким в момент "0"
Квазары находятся на расстоянии миллиардов световых лет ИЛИ потому, что они разлетались миллиарды лет, и свет от них шел миллиарды лет, ИЛИ потому, что они были созданы на расстоянии миллиардов световых лет, вместе со светом и с самим пространством в момент "0"
Именно так. А если копнуть ещё чуть глубже, то КАКАЯ РАЗНИЦА?
> На подход (да и на саму концепцию) науки влияет: ИЛИ мы (ученые) изучаем тварный мир, осознавая, что он тварный, и момент его создания - недоступен. (Хотя, при неверии в Нетварного Непостижимого Творца, там остается лазейка.) Или мы (наглые ученые) смотрим на все через концепцию "она сама пришла!" и - фантазируем, как "сама пришла".
Кстати, я ничего не имею против "наглого" подхода. В нём есть своя правда и от него будет ещё польза. Рано или поздно ученые обнаружат "пупок". Точнее, отсутствие у Вселенной пупка. (Адам был создан сразу взрослым, и потому у него не было пупка. Это знак Древнего Царя, Первоотца.) Это будет красивым, самым важным результатом науки.
Но сегодня мне хочется говорить не о космологии и эволюции, не о миллиардах лет и о Шестодневе.
Я хочу говорить о сне и яви, потому что здесь дверца, ведущая из материалистического мифа наружу, в иные мифы и миры. И я хочу сразу указать правильный путь тому, кто сумеет выбраться через эту дверцу, потому что (см.
выше).
Выходя из материального мира и убеждаясь, что есть многое-многое за его пределами, надо сразу иметь в виду, что материальный мир действительно выделен, он является особым миром. Он в каком-то смысле действительно более реален, чем мир духовный. Для православного человека это должно быть очевидным, ведь если материя есть лишь игра нашего воображения, то выходит, что и воплощение Христа, и тело Христа есть лишь игра нашего воображения. Для нас в Церкви очевидно, что этот ход мысли ведёт к ереси, и не случайно великий Беркли был еретиком (см.
Конец постмодерна -- магия Рождества). Но вчерашний материалист может попасться на эту удочку. Потому-то я и расписываю так подробно, что там к чему.
Из тюрьмы материализма есть и другие выходы. Например, можно поразмыслить над циклом о инопланетных цивилизациях, см.
Молчание Вселенной и шепот бессознательного. Но описанный мною сейчас путь не оставляет шансов. Это убийство материализма как мифа. Увидев на опыте диссоциацию своих собственных души и тела, человек уже не сможет больше относиться к материалистической концепции как единственно возможной. Она перестанет быть для него мифом и станет тем, чем она и является -- одним из бесчисленного множества возможных способов описания огромной неописуемой реальности, в которой мы обитаем.
На этом можно было бы и остановиться. Но противопоставляя сон и явь, я не могу не сказать хотя бы несколько слов о духовном понимании сна и яви.
В дискурсе святых Отцов Античности "бдение" это очень важная, одна из ключевых добродетелей христианина. Очень часто "бдение" понимается как бодрствование и противопоставляется сну. Но важно понимать, что эти символическое толкование данной добродетели. Буквально же бдение в дискурсе античных Отцов Православия означает молитвенную память о Боге. Не просто словесную молитву, то есть не просто механическое повторение слов молитвы -- ведь молясь языком, человек может блуждать своим умом далеко от слов молитвы. (Это и происходит с нами, увы, едва ли не поминутно.) Бдение это молитвенное внимание.
Наяву человек может молиться механически, молиться телом (языком и мозгом) в то время, как его душа занята чем-то иным. А вот молиться во сне таким способом невозможно, так как во сне тело спит, покоится от всех трудов своих. Если человек молится в сновидении, то вот это вот и есть она самая -- умная молитва (что означает молитва ума). Именно поэтому так трудно молиться во сне -- трудно даже человеку, имеющему большой опыт осознанных, контролируемых снов. Потому что умная молитва это уже приличный уровень, достичь которого действительно непросто.
Люди, практикующие языческую мистику, порой достигают невероятных успехов в контроле своего внимания. Но стоит им обратить свои блестящие навыки на молитву, их золото немедленно превращается в черепки. Потому что языческая мистика основана на компромиссе с духами тьмы, а в отношении молитвы ко Господу Иисусу Христу тёмные духи не в силах пойти на компромисс. И потому духовно опытный, реально крутой нехристианский мистик внезапно обнаруживает себя беспомощным младенцем, когда пытается взяться за Иисусову молитву. Механическая словесная молитва у него, конечно, получается как правило лучше, чем у обычного православного прихожанина. Но вот попытка внимательно молиться, не говоря уже об умной молитве -- это почти 100%-ный облом. Исключения из этого правила крайне редки, и они всегда означают одно и то же: что данный мистик давно искал Христа, не сознавая того. Давно был тайноводим Божественной благодатью, и приход в Православие для него всего лишь долгожданное возвращение домой.
Такое бывает.
Когда я обратил на молитву свои навыки магических сновидений, когда я решился молиться во сне, дело кончилось полной утратой контроля над сновидениями. Я об этом подробно рассказывал в заметке
Вещие сны. Самоцитата:
И тут начался кошмарный период, один из самых тяжелых периодов моей духовной жизни. Мои сновидения стали адом. Когда я осознавал, что я сплю и начинал молиться в сновидении, окружавший мою душу воображаемый мир приходил в движение. Иногда меня просто атаковали во сне чудовищные образы, стремящиеся отвлечь меня от молитвы. Но это был далеко не худший вариант. Чаще начинали происходить вещи тонкие, непостижимые - но каким-то подлым образом сокрушительные для интеллекта. Иногда дьявол ставил меня в тупик длинными цепочками вложенных друг в друга снов, когда я, просыпаясь в холодном поту, вставал с постели на молитву... и тут же просыпался в следующем сне. (Удивительно, насколько ясными, отчетливыми и убедительными были эти фальшивые "пробуждения". В первую минуту я каждый раз верил, что дело происходит наяву.)
В этот период жизни я получил огромный опыт общения с духовным миром. Опыт настолько обширный, что осознать его содержание мне удалось к настоящему моменту лишь отчасти. Но даже эту часть нельзя не признать крайне интересной и значительной. (См.
итоговый текст)
Кончилось все это тем, что я сдался и перестал молиться во сне, опасаясь за своё здоровье, не только психическое, но и физическое. Все-таки превращать сон в пытку, хотя бы и воображаемую - дело не столь уж безобидное. Может быть, со своей гипертонией я где-то тут и повстречался...
Сегодня я лучше понимаю, что пошло не так. Мне помешало именно отсутствие нормального навыка обычной умной молитвы. Молитва моя была слишком сопряжена с телесным действием, и потому молясь во сне умом, я волей-неволей напрягался и телесно -- вначале на уровне очага возбуждения в коре, а потом и просто мышечного напряжения. Дыхание прерывалось, становилось сбивчивым... и я просыпался. Это было естественным следствием попытки перепрыгнуть через ступеньку, сразу приступить к умной молитве в то время, как по своему духовному состоянию я был ещё на стадии молитвы словесной. Опыт духовной контрабанды оказался неудачным -- как и должно было случиться, как и случается со всяким, кто пытается применить полученные вне Церкви навыки и ресурсы на дело Церкви. Намерение это хорошее, но в итоге золото обязательно превращается в черепки. Надо быть к этому готовым и не смущаться.
Молитва по своей природе есть явь, даже когда мы молимся во сне. Это нетривиальное правило, но это правило. У новичка вроде меня это проявляется в простом разрушении сна в результате молитвы. Решившись молиться во сне, лишаешься и самого сна. У людей продвинутых не так. На стадии умно-сердечной молитвы или, тем более, достигший чистоты сердца человек уже способен молиться, не пробуждаясь телесно.
Аз сплю, а сердце мое бдит, говорит великий Соломон, автор библейской "Песни песней". Но в этом случае сновидение его уже не является простым сном. Это божественное видение, в котором ему открывается будущее и иные Божественные тайны.
В какой-то мере и у нас -- критерием по-настоящему вещего сна является присутствие в этом сне знаков и образов, относящихся к дискурсу и эстетике Православной Церкви (см. например заметку
Этика и эстетика Третьесортного Рима, так как раз об этом), потому что эстетические формы нормального Православия как раз и рождены видениями святых людей, молитвенников русской земли или других поместных церквей. Естественно, у разных народов они немного разные, как и дух разных народов различен. Но Православие везде пронизано одним духом, и разнообразие национальных форм Православия не мешает выражению одного и того же Духа. А если во сне нет таких знаков, то его можно просто игнирировать, как бы он ни претендовал на наше внимание. Сновидение может казаться очень важным и значительным, но если оно не от Бога, то это всего лишь сон. К конечном итоге, ментальный мусор. Явь материального мира отличается от сна прежде всего тем, что она напрямую контролируется промыслом Самого Бога, в то время как обычные наши сны есть продукция тварных духов, то есть вторичный продукт. В то время как настоящее видение от Бога так же первично, как и материальный мир.
В этом мире родился Христос. В этом мире наши родители научили нас своему мифу. В этом мире рождаются и наши дети, которых мы учим вновь и вновь возвращаться в наш миф после каждого пробуждения. Этот мир есть место встречи, где все люди могут пересечься друг с другом. Этот мир -- мир человеческий. В то время как уходя в сон мы отделяемся от мира людей и соприкасаемся с миром духом. Кто-то просто соприкасается, а кто-то и всерьез погружается туда при помощи специальных упражнений. В своих снах человек остается один, один на один с миром духов. Ведь понятно же, что это обман и прельщение, когда мы видим в снах наших родственников или знакомых. Хотя в особенных снах люди в впрямь могут встречаться друг с другом (видеть один и тот же общий сон), но это большая редкость и несомненный признак особого замысла духов или даже Самого Бога. Это всегда сюжет, который обязательно чем-то обернётся потом и наяву.
Мы обсудили, что является общим у сна и яви, что их различает между собой. Обсудили и моменты, когда сон сближается с явью, приобретает её черты. В завершение осталось лишь упомянуть для полноты картины, когда происходит обратное -- когда явь уподобляется сну.
Итак, главная уникальная особенность яви, резко выделяющая её среди всех прочих видений и сновидений, состоит в том, что именно в этом материальном мире воплотился Христос, тем самым и выделив его среди всех прочих миров. Именно поэтому полноценный материализм не мог появиться нигде кроме как внутри христианской культуры. Да материализм и является по сути ничем иным как христианской ересью. Он лишь доводит до абсолюта, да абсурда некоторые черты христианской религии, пренебрегая другими. Нигде за пределами христианского мира материализма не было, да и быть не могло. Потому что сам материальный мир изначально и был предназначен для воплощения Христа, и в этом воплощении заключен смысл бытия материального мира.
Христос это Царь человечества и Хозяин реальности. Конечно, Он является также и Хозяином всех снов, но в сюжеты и образы снов Он попускает создавать духам, с которыми мы находимся в общении и наяву. Если явь Он как правило контролирует напрямую, то сны как правило лишь опосредованно. Но ведь и в материальном мире Он попускает нам контактировать с духами! И здесь в этом мире есть место попущению. Значит ли это, что если мы идём на такой контакт, то и наяву у тварных духов появляется какой-то "люфт", сближающий явь со сном? Несомненно!
Ну вот очевидный пример: когда мы увлечены каким-либо фильмом или книгой, мы и наяву погружаемся в воображаемый мир порой почти так же глубоко, как и во сне. Потому что внутри книги или фильма "богом" является автор данного произведения (а если точнее, его муза, об этом см. например заметку
Православный анализ волшебных сказок). Пример из другой области был уже вскользь упомянут выше: это диссоциация, которую используют в цыганском/эриксоновском гипнозе, чтобы навести на человека транс. Человек не может полностью контролировать своё тело, полностью осознавая всё, что с ним происходит. Специалисты говорят, что в течение любой минуты мы хотя бы несколько секунд находимся в трансе, полностью или частично теряя контакт с материальным миром и уходя вниманием в духовный мир. Но даже и находясь в сознании, мы обязательно упускаем что-то из виду. И специалист может использовать это обстоятельство, использовать наше тело в качестве медиума, посредника при контакте с нашим бессознательным. (Лучше сказать "нашим" Бессознательным -- см. заметку
Фундамент Бессознательного и далее по ссылкам.)
Гипнотизёр незаметно вступает в контакт с влияющим на нас духом, используя неосознаваемые нами действия нашего тела (микрожесты, микромимику) и далее они вдвоём (человек и дух) совместными усилиями углубляют уже имеющиеся элементы транса, постепено доводя дело до полного отключения сознания. Противостоять этой технике очень трудно или даже невозможно. Милтон Эриксон часто наводил на людей транс, сам находясь в состоянии транса. Описан случай, когда он загипнотизировал коллегу, специалиста, сознательно сопротивлявшегося гипнозу, применив такой приём. Он вышел из кабинета, ввёл в транс какую-то студентку и велел ей (в трансе!) пойти и загипнотизировать упрямца. Цель была достигнута. Идеал эриксоновской психотерапии - это когда оба в трансе, врач и пациент. Общение бессознательного с бессознательным". (См. заметку
Природа бессознательного)
Удивительный факт, однако, состоит в том, что пока человек молится, навести на него транс невозможно, потому что он сохраняет контакт с Источником реальности. Необходимо сначало отвлечь его от молитвы, например, занять разговором. Причем наведению транса препятствует не только умная или просто внимательная молитва (это понятно), но и -- что по-настоящему удивительно -- простая словесная! Простого, чисто механического повторения слов молитвы оказывается достаточно, чтобы транс навести оказалось невозможным. Этот странный эффект объясняется просто Дело в том, что немалая сила заключена уже в самих этих словах, даже если произносящий их человек занят не тем, чем надо, и рассеян умом. Всё равно -- эти слова вызывают активное сопротивление со стороны лукавых духов. Дьявол стремится "заткнуть" молящегося человека, не останавливаясь для этого ни перед чем. И здесь одно из двух. Либо человек оставляет молитву, либо упорно продолжает её, невзирая на сопротивление. Но в любом случае, молитва просто не может чисто механической, полностью рассеянной. Такой молитвы лукавый лишит нас очень быстро. А значит, если человек всё-таки продолжает "чисто механически" повторять слова молитвы, то и ум его не остаётся безучастным. Хотя бы тоненькая ниточка всё-таки соединяет его с Господом. Потому и увести его в сторону от реальности невозможно никаким способом, кроме как заставив его прекратить повторение этих слов.
На этом-то эффекте, пусть слабом, но зато постоянном, и основана техника "Иисусовой молитвы". Вроде бы, совсем простое дело -- повторять и повторять без остановки известные слова. Но вот, благодаря упорному сопротивлению духов, старающихся увести нас куда угодно от этого делания, механически молящийся человек волей-неволей "качает" главную "мышцу" своего ума -- внимание. И мало-помалу ум его начинает укрепляться. "Мышца" ума накачивается, а по мере внимания к словам молитвы возрастает и сила молитвы. Молитва начинает реально влиять на события. Это поражает ум и приковывает его внимание к словам молитвы. Теперь, молясь, человек уже сознательно ожидает ответа на молитву, потому что по опыту знает, что этот ответ непременно последует. Хотя ответ этот как правило бывает не таким, как ожидалось, а непредсказуемым. Бог неисчерпаем в сюжетах. На этой стадии человек влияет на события своей молитвой "вслепую". И только затем, достигнув стадии умной молитвы, он обретает возможность полноценного общения с Богом.
Ну, вот теперь я эту неисерпаемую и очень важную и интересную тему -- тему Яви и Сна, кажется, в общих чертах исчерпал.