Фундамент Бессознательного

Dec 22, 2017 05:43

В этой короткой заметке я хочу подвести итог своим размышлениям о природе Бессознательного. Моя жизнь так сложилась, что этому исследованию я фактически посвятил большую её часть. Это не был мой выбор, но скорее судьба. Судьба свела меня с человеком, который настолько глубоко ввёл меня в эту тему, что я не мог не возвращаться к ней снова и снова с разных сторон. Фактически, он стал моим сюзереном и оставался им до того времени, пока я не пожелал стать вассалом единственного истинного Сюзерена - Иисуса Христа. Образами этого человека являются Волшебник из моей "Сказки для старших", Папа из "Короля и Королинки" и даже отчасти Василий Хуаныч из " Хуаныча и Петьки".

Прошло много лет - и каких лет! - прежде чем я обрел способность мало-помалу начать осознание того, что со мной произошло. И я теперь понимаю, что я никогда не смог бы совершить это осознание, если бы я не пришел в Церковь, которая дала мне независимую точку опоры, настолько твердуюю и фунаментальную, что я смог посмотреть со стороны на такой опыт, обычным следствием которого у любого нормального независимого гражданина является шизофрения. Собственно, я и был нормальным независимым гражданином, так что знаю изнутри, что такое шизофрения. Я один из  тех крайне редких людей, кому удалось полностью исцелиться от этой прилипчивой болезни. И это выздоровление было для меня, наверное, самым важным чудом из тех чудес, свидетелем которых мне довелось стать за четверть века работы в Церкви.

Здесь нет смысла повторять уже сказанное. Удобство сетевого ЖЖурнала в том и состоит, что всякий желающий может в один-два клика добраться до любого из тех текстов, которые я когда-либо оставлял в Сети. А по теме Бессознательного я  написал хотя и немного, но весьма ёмко.Прежде всего, это Опыты глубинной психологии, кроме того, всякий интересующийся темой может познакомиться с текстами

Фрейд и Православие
Части психики

Те, кого более всего интересует в моем журнале теория Власти, могут пробежать заметку
Социальная психология бессознательного

Кто находит остроумными мои толкования фильмов и литературных произведений, могут подойти к теме Бессознательного именно с этого конца, познакомившись с текстами
Духовный анализ волшебных сказок
Власть и гениальность (тема)
Власть и гениальность (рема)
и даже отчасти
Философия "Хуаныча и Петьки"

Для интересующихся историей, самое удобное введение в тему, это цикл
Молчание Вселенной и возвышение Европы

Ну и, наконец, те редкие и самые ценные мои читатели, кто не боится религиозно-мистической тематики, могут прямо начать с текстов, где почти все сказано почти открытым текстом:
Метод замены лица
Как загипнотизировать дьявола
Французская магия
Иисус Христос: личность и маска

Если вкратце повторить уже сказанное, я различаю в бессознательном человека несколько принципиально различных составляющих, которые достаточно ясно и подробно перечислены и разобраны здесь. Из этих частей самой интересной является та часть, которая управляет поведением человека в глубоком сомнамбулическом трансе. Это разумное, целесообразное поведение, в котором, однако, совершенно не принимает никакого участия сознательное "Я" человека. Важно понимать, что этот удивительный феномен проявляется не только когда мы в трансе, но и в каждую минуту нашей повседневной обыденной жизни, на чем, собственно говоря, и сделал свою фантастическую карьеру скромный венский невропатолог Зигмунд Фрейд, сделавшийся пророком всей современной культуры и оказавший таким образом на нас влияние, превосходящее по масштабу влияние Карла Маркса и уступающее разве только влиянию Исаака Ньютона, научившего человечество применять математику к описанию физических явлений.

Этот фундаментальный слой бессознательного, который я ввиду его особой важности именую Бессознательным с заглавной буквы, допускает несколько различных интерпретаций. Собственно говоря, разные психологические школы как раз и отличаются друг от друга тем, как именно та или иная школа интерпретирует феномен Бессознательного.

Что это? Может быть, просто естественная работа тех зон возбуждения коры головного мозга, которые почему-то оказались отделены с зоной, контролируемой в данный момент нашим сознательным "Я"? Может быть, проявление в нас действия прошлого опыта, оказавшегося вытесненным из сознания вследствие пережитых травм? Может быть, действие каких-то частей нашего собственного "Я", расщепившегося вследствие этих травм? А может быть, это действие злых духов, которые использовали эти травмы, чтобы отщепить от нашего "Я" какие-то части?

Лично я являюсь по складу ума и характера прежде всего физиком (что почему-то совершенно не мешает мне оставаться одновременно и "лириком"), и потому не вижу решительно никакой необходимости отбрасывать какое-либо из этих объяснений. Физик привык к тому, что математические модели, описывающие природу, могут быть с равным успехом истолкованы с совершенно различных философских позиций, и любое толкование годится, пока оно работает - то есть, не входит в противоречие с математической моделью. И потому он более-менее равнодушно следит за борьбой этих философских школ, сознавая превосходство своего положения: да хоть горшком назови, только в печку не ставь.

Но в данном случае я собираюсь опереться на самое мистическое из толкований бессознательного. Это не значит, будто я отбрасываю прочие толкования. Просто в данном случае для меня удобнее именно эта проекция реальности. Каждое толкование есть лишь одна из плоских проекций объемной фигуры, именуемой "реальностью". Но в данном случае меня интересует вид "сверху", я желаю посмотреть на Бессознательное с точки зрения религии.

В самом деле, если мы вправе посмотреть на религию с точки зрения психологии, то кто нам запрещает применить обратную функцию, и посмотреть на психологию с точки зрения религии?

При таком взгляде Бессознательное есть ни что иное как некий дух, воздействующий на человека. Это действие в обычном состоянии проявляется в тех мелочах, которые обращает внимание опытный гипнотизер, желающий навести транс на человека. Я уже не раз объяснял, как это делается. В сомнамбулическом состоянии сознательное "Я" отсутствует, и тело человека полностью находится во власти Бессознательного. В нормальном состоянии во власти Бессознательного лишь мелкие, ускользающие от "Я" детали - микрожесты, микромимика, оговорки, ошибки памяти и прочие сбои управления (а если имеется патология, то тики и другие невротические симптомы). Нужно увидеть в этих разрозненных проявлениях Бессознательного цельную Личность, иное "Я", пробивающееся наружу сквозь доминанту сознательного "Я" - и вступить в контакт с этим иным "Я" через голову сознательного "Я", причем таким образом, чтобы этот контакт оставался незаметным для сознания. Мало-помалу расширяя этот контакт, можно добиться инверсии, когда Бессознательное выйдет на поверхность и захватит контроль, в то время как сознательное "Я" окажется сначала в поверхностном, а затем и в глубоком сомнамбулическом трансе.

Я описал здесь процедуру эриксоновского гипноза (известного в России как "цыганский гипноз") для того, чтобы облегчить понимание "религиозной проекции" для тех читателей, кто чужд религиозно-мистического подхода и руководствуется преимущественно прагматикой. Гипноз - это как раз та тема, где прагматика и мистика идут рука об руку. Из всех мистических феноменов цыганский гипноз - самый воспроизводимый феномен. А из всех воспроизводимых феноменов он самый мистической. Повторяюсь: я не навязываю именно мистическую интерпретацию этого явления, не отбрасываю прочие интерпретации. Я всего лишь хочу воспользоваться этой конкретной интерпретацией.

Итак, иное "Я" - это вполне зримый, ощутимый феномен, который совсем нетрудно наблюдать в другом человеке, но практически невозможно  - в себе самом. Бессознательное потому и бессознательно, что оно ускользает от сознания, оставляя на поверхности лишь описанные Фрейдом феномены "психопатологии обыденной жизни".

Но Бессознательное другого-то человека может вовсе не совпадать с твоим Бессознательным! Это и дает возможность с удобством изучать данное явление, не рискуя тем, что превратишься в барона Мюнхгаузена, который тянет самого себя из болота за волосы. Тот факт, что человек не один, что нас много, дает возможность обойти философскую пропасть теоремы Гёделя, не провалившись в дурную бесконечность бесплодной авторефлексии.

На этом и основан психоанализ - опора на другого человека (врача) позволяет пациенту осознать свое собственное Бессознательное в той мере, чтобы стать настолько же здоровым психически, насколько здоров сам врач. Иное дело, если у врача и пациента общее Бессознательное. Тогда дело худо: выше головы не прыгнешь. Фрейд наткнулся на это явление и назвал его контрпереносом, а Юнг построил вокруг него целую философскую систему "коллективного бессознательного", очень плохо совместимую с материалистическим представлением о Бессознательном как изолированном очаге возбуждения в коре головного мозга. Мозги-то у каждого свои - ну и откуда же возьмется "коллективное" в бессознательном?!

Прошло много лет, прежде чем у меня хватило душевных сил осознать, что со мной происходило в то время, когда Бессознательное затеяло со мной жестокую игру, едва не приведшую меня к гибели. Церковь дала мне защиту и почти немедленное исцеление. Но иное дело просто вернуться к норме, и иное - вспомнить и переосмыслить пережитый во время психоза опыт, оставаясь при этом в нормальном обыденном состоянии ума. Это далось мне далеко не так легко, как исцеление. Исцеление было необъяснимым даром Христа, а осмысление - плодом длительной и упорной внутренней работы. Которая, впрочем, тоже была бы невозможна без помощи Бога.

Передо мной стояла задача соединить пережитый мной мистический опыт с православным мировоззрением. А это совсем непросто. Бытовое упрощенное понимание Православия тут не работает или работает плохо. Чтобы решить эту задачу, мне пришлось по-настоящему углубиться в Таинство веры, прикоснуться к мудрости Отцов-исихастов, самому приобрести хотя бы малый опыт умной молитвы. И, конечно, детально вникнуть в академическое Богословие, без чего и сама исихия отчасти "повисает в воздухе", потому что в учении Церкви ничего лишнего, избыточного нет.

Я понял, что наиболее адекватной православному миросозерцанию является древнее античное понимание Бессознательного как влияния на человека со стороны демонов или богов. Греки называли их также просто духами, музами или гениями. Все эти слова обозначают одно и то же: разумную нечеловеческую сущность, которая руководит телом человека во время сомнамбулического транса. Когда до меня это дошло, я поначалу ужаснулся, потому что вдруг понял, насколько глубоко переплетена повседневная человеческая жизнь с миром духов. Искусство просто неотделимо от него, если говорить о подлинном искусстве, в основе которого лежит вдохновение муз:

Когда я ночью жду её прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.

И вот вошла. Откинув покрывало,
Внимательно взглянула на меня.
Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала
Страницы Ада?» Отвечает: «Я».

Без этого нет искусства, а есть только ремесло.

И надо сказать, что ужасался я не напрасно. Думаю, всякий европеец, до которого доходит это, поначалу ужасается. Потому что основой нашей культуры является христианство, и мы с детства воспитаны на отрицании всего демонического. Причем тут нет разницы между атеистами и людьми религиозными. Просто они отрицают демонов на разном уровне. Атеист отрицает демонов на уровне мировоззрения, а христианин - на уровне эмоций. В этом смысле неважно, как именно происходит это отрицание. Важно, что оно есть. Главное, что в тот момент, когда человек демонов принимает, он перестает быть европейцем. А это и болезненно, и не нужно.

Но как же можно продолжать отрицать демонов, если ты вдруг осознал, насколько глубоко эта штука сплетена с обыденной реальностью? Если ты вдруг понял, насколько  неотделимо от муз любое искусство, от сочинения стихов и научного творчества до боевых искусств. И что за жизнь без гения, без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви? Я уже рассказывал где-то на страницах своего журнала, как отреагировал мой друг японец, когда узнал, что я пишу книгу о Ки (так у них называется Бессознательное). Он немедленно задал мне самый насущный практический вопрос:

- Как мне подействовать на Ки, чтобы оно действовало в моих интересах? Дело в том, что меня бросила девушка, которая мне нравится. Нельзя ли сделать так, чтобы она мне позвонила?

И это очень характерная реакция. Так реагируют люди, не отягощенные предрассудками христианской культуры, когда узнают, чем я занимаюсь и в чем разбираюсь. Для человека же христианской культуры характерной реакцией является, как я уже сказал, отрицание. Причем отрицание атеиста - это не проблема. Самое тяжелое отрицание - это отрицание православного человека. Слишком большое бремя возлагает на нас понимание истинной природы и божества, и вдохновенья, и слез, и жизни, и любви. Иное дело - абстрактно читать в Писании, что "мир во зле лежит", и иное - увидеть это своими собственными глазами прежде, чем столь же явно уразумеешь в мире действие Божественного промысла.

Христиане в большинстве своём бегут от этого аспекта реальности как чёрт от ладана. Придумывают завиральные теории в духе Андрея Кураева, чтобы как-то отделить музу от дьявола, приписав её не то Божеству, не то естеству человека. То и другое очевидным образом неверно, но очень уж хочется, чтобы и волки были сыты, и овцы целы.

Я прошел через это страшное искушение - и не могу сказать, что прошел без потерь. Но все-таки прошел. И теперь я знаю свет, который в конце этого тоннеля, и готов поделиться своим знанием с читателем. По большому счету, уже почти все сказано мною в заметке Как загипнотизировать дьявола.

Правильное решение проблемы состоит следующем. Немного упрощая, можно сказать, что Бессознательным у каждого из нас грешных является бес-куратор, который по мере сил манипулирует нашим сознанием. Тут возникают интересные социальные аспекты, связанные с Управлением обществом и Властью, которая управляет. Но об этом нужно говорить много и я сделаю это как-нибудь в другой раз. Сейчас, как я и обещал, мы занимаемся только религиозным аспектом проблемы. Решение проблемы состоит в том, что у музы, в свою очередь, тоже имеется Бессознательное. Хотя эта тварь намного тоньше, разумнее и опытнее нас, но она не всемогуща и не обладает всеведением, у её сознания есть свои пределы, пусть эти пределы намного шире, чем мы можем вообразить. Когда фантасты пытаются нарисовать действие сверхразума, у них получается отличная дьявольщина, очень правдоподобное описание демонических феноменов. Именно так оно в реале и выглядят, действие демонов - как проявление нечеловеческого сверхразума.

Так вот, всё становится на свои места в тот момент, когда начинаешь понимать, что Бессознательным дьявола является Бог. И только у Бога нет бессознательного, так как Он насквозь разумен и осознан, сверх всякой теоремы Гёделя: Бог есть свет и нет в Нём тьмы ни единой. Об этом я написал уже давно, в заметке с несколько пугающим названием Как загипнотизировать дьявола.

Что же принципиально нового я хочу сказать в этом тексте? Хорошо уже то, что я кратко обобщил и свёл воедино всё сказанное прежде и дал ряд ссылок, пользуясь которыми внимательный читатель может детально разобрать всё, что здесь сказано кратко и в самых общих чертах. Но я не стал бы составлять этот текст, если бы не собирался добавить к сказанному кое-что очень важное.

А именно.

Сегодня ночью мне окончательно открылся ответ на вопрос, а как обстоит дело с бессознательным у человека по имени Иисус Христос. Кому-то покажется чрезмерным дерзновением ставить вопрос таким образом. Но христианская психология не может обойти стороной христологию. Более того: пока она её обходит, она остается вне Истины. И потому ответ на него принципиально важен для дальнейшего движения в правильном направлении.

Ответ на поставленный вопрос очевиден: человек Иисус Христос является всеведущим Богом, и потому у Него нет бессознательного. Для Него нет ничего скрытого в Себе Самом, как нет ничего скрытого ни во всём творении, ни даже в Божестве. Всё наго и обнажено пред очами Его. Можно выразить эту мысль и таким образом: у Христа Бессознательное и сознательное "Я" тождественны. Он есть Свое собственное Бессознательное.

А как в таком случае обстоит дело с нами?

Если мы не только поняли, что наше Бессознательное есть демон, но и то, что Бессознательным самого демона является Бог - значит ли это, что в самой-самой глубине наше Бессознательное тождественно Бессознательному Христа, то есть, Ему Самому?
Очень хочется дать на этот вопрос положительный ответ. Ведь это означает, что в глубине души каждый из нас желает именно того, что и происходит с нами и со всем миром! А ведь так оно и есть, и я о том подробно сказал в заметке Лекарство от наивности. Но если из А вытекает В, это не значит, что из В вытекает А. Ошибки такого рода труднее всего осознаются. Верно, что в самой-самой глубине нашего Бессознательного обитает Бог. Но дело в том, что Бог есть Троица. И обитающая в нас Ипостась есть Дух Святый. В этом принципиальное различие между Иисусом Христом и любым другим человеком. Потому-то когда человек достигает обожения, он становится Богом, но не становится Христом, даже бессознательно. Христос есть Царь, а мы Его вассалы. (А пока не достигли святости, и просто рабы.)

Я сознаю, что для неверующего читателя то, что я сказал в предыдущем абзаце, есть бессмысленная тарабарщина. Это понятно. Чтобы понять смысл сказанного, надо быть в теме, да ещё как в теме. Боюсь, что смысл моих слов останется непонятным и для большинства верующих читателей. Но для того и комментарии, для того и возможность общения. Я собираюсь дополнить этот текст, когда пойму по реакции читателей, какие именно пояснения надлежит добавить.

Пока же скажу несколько слов очевидных. Единство Троицы означает взаимопроникновение Ипостасей. Где Дух Святый, там и Христос - и наоборот. Но все-таки есть различие в образе дел Божьих, через которые Бог являет нам особенности Своих Ипостасей. Голубь, сходящий на Христа - это образ не Сына и не Отца, а именно Духа Святаго. А глас с небес, который слышали в это время, есть глас именно Отца, а не Сына и не Духа Святаго. В этом же смысле нужно понимать и мои слова, что в самой-самой глубине нашего Бессознательного проявляется действием именно Дух, а не Сын и не Отец. Это необходимый порядок Божественного Откровения, позволяющий нам приблизиться к Богу, познавая Его через отождествление, но при этом не отождествляясь с Ним. Здесь и принципиальное различие между Путем, которым идут христиане, и всеми прочими путями мистического познания, где Таинство Троицы не открывается.

Важно! Прямое продолжение это заметки см. здесь:
Иисус Христос: личность и маска

бессознательное, религия, психология

Previous post Next post
Up