Данную заметку можно считать продолжением заметки
Лекарство от наивности, но можно читать и независимо от неё.
Среди множества вещей,
присутствующих в наших снах,
имеются объекты,
которые внедрены в наши сны
извне посторонними силами.
В умении находить и отслеживать их
и состоит искусство магии.
(Кастанеда)
Поступай так, словно это сон.
Действуй смело и не ищи оправданий.
(он же)
Преждевременно полученная свобода может оказаться для человека пагубной. Тем более, если в темнице мы находимся с детства.
Но всё-таки обитателю темницы полезно знать, что темница это всего лишь темница, и что выход есть. Люди рождаются, живут и умирают в темнице, и оставляют её в наследство своим детям, приучая их думать, что нет иной реальности и иного способа бытия. Но выход есть, и проблема не в том, чтобы его обрести. Главное - не попасться в лапы дикого зверя в тайге, оказавшись за пределами сравнительно безопасной и привычной «зоны».
Ты заключил нас в эти кожаные ризы, но не лишил возможности выхода. Эти выходы стерегут не ангелы Твои, а враждебные нам духи, заинтересованные в том, чтобы попытка выхода закончилась духовной катастрофой, а не обретением свободы. Впрочем, в наше время принято не замечать духов, и дорогой читатель лучше поймёт меня, если я скажу, что в темницу заключили себя «мы же сами». Естественно, «мы» сделали это «бессознательно» - это понятно, ну кто же будет сам себя держать в неволе сознательно.
Механизм этой несвободы тоже понятен: мы учим своих детей видеть реальность таким способом, под таким углом, что выхода отсюда просто не видно. Отсюда, с этой точки зрения, материальный мир представляется нам вполне замкнутым и самодостаточным, окруженным со всех сторон совершенной без изъяна небесной сферой «бесконечности». Никакого выхода тут нет и быть не может, потому что просто некуда выходить. Нет и не может быть ничего за пределами такого способа восприятия и описания мира.
Любой миф вполне самодостаточен. Попадая внутрь мифа, усваивая его как своё собственное мировоззрение, человек в какой-то момент обретает ощущение его совершенной полноты. Миф -- это полностью усвоенная концепция. И потому всякий миф это своего рода Абсолют, ведь он предоставляет возможность «правильно» интерпретировать любые, абсолютно любые факты. Что бы ни случилось, всё становится частью мифа, его развитием и украшением. Нет, и не может произойти ничего, что не укладывалось бы в миф. Таково свойство мифа. Если миф не самодостаточен или если он ещё не охватил нас целиком, то это не миф, а просто концепция, версия, один из многих вариантов описания реальности. И мифом он станет лишь обретя непробиваемую полноту, универсальность, совершенство замкнутости в себе и на себе.
Материализм это прекрасный миф. Может быть, это самый грандиозный миф, созданный людьми за всю историю человечества. Потому что создававшие его люди предварительно познакомились (хотя бы поверхностно) со множеством других человеческих мифов - едва ли не со всеми мифами всего человечества. Один из способов разрушения мифов это столкновение их между собой. Миф это куриное яйцо. Его невозможно раздавить, но яйца легко бьются друг об друга. В своё время я выскочил из материалистического мифа, столкнувшись с другим столь же крепким мифом. «Реальность» дала трещину, и в неё начала сочиться семантическая Пустота.
Материализм прекрасен тем, что он необыкновенно крепок. Он изначально был создан в расчёте на столкновение с другими мифами, и потому легко выдерживает такое столкновение. Я говорю это как специалист по мифам вообще и по материализму в особенности. Ведь я был зачат в материализме, и в материализме родила меня матерь моя. Долгие годы я прожил в темнице материализма и приобрел прекрасное материалистическое образование, закончив с отличием физический факультет МГУ - то есть, я стал дипломированным жрецом материализма. Любой миф нуждается в жрецах и пророках. Научные работники это жрецы материализма, а великие ученые это его пророки. Этим-то и объясняется необыкновенный авторитет науки в нашу эпоху - эпоху почти безраздельного торжества материализма.
Я знаю выход из этой темницы. Я знаю, как расширить сознание человека, подарить ему возможность иного взгляда на мир. «Неизвестно, кто первым открыл воду, но это сделали не рыбы» - и потому понятно, что невозможно выйти из материализма при помощи материалистических методов. Тут нужны другие методы. Но тем не менее, выход может быть плавным и достаточно безболезненным. Проблема тут в другом. Проблема в том, что из этого выйдет. Получим ли мы на выходе более свободного человека - или напротив, узника иного, ещё более тесного и провинциального мифа. Какой смысл выводить человека из темницы имени Карла Маркса, чтобы ввести его в темницу имени Кашпировского? Ведь преждевременно полученная свобода может оказаться для человека и пагубной.
Поэтому я так осторожно и даже неохотно спорю с материалистами. Я боюсь навредить. Сидит человек на своей зоне, привык уже - и ладно, не надо трогать его понапрасну. Именно поэтому я даже здесь в ЖЖ так редко и неохотно раскрываю перед моим дорогим читателем магические страницы моей жизни. Между тем, из песни слова не выкинешь - и не будь магии, может быть, я так и не дорос бы до Православия. Это важная промежуточная стадия моей биографии.
Я предпочитаю сразу говорить о Православии, потому что это безопасно. Церковь даёт человеку надёжное пристанище, погружая его в свой миф, который выгодно отличается от всех прочих мифов, которыми живёт человечество. Отличается именно тем, что предоставляет человеку возможность заглянуть за пределы всех и всяческих мифов. Миф Православия принципиально неполон, и в этом его достоинство. Если обычный миф это сфера, охватывающая человека целиком, семантическая темница без выхода, то Православие это полусфера. Именно поэтому Церковь и не даёт ответа на многие вопросы.
Однажды Варсонофия Великого спросили: почему Бог не даёт нам окончательного ответа на все вопросы? Почему Писание нуждается в толкованиях Отцов, а эти толкования в свою очередь - в новых и новых толкованиях? Разве не может Бог дать христианам окончательный документ (Коран), в котором содержались бы окончательные ответы на все вопросы? Конечно, Ты можешь это сделать. Но не хочешь. Потому что смысл религии в живом общении с Тобой. Наша религия не монолог Истины, а незавершённый, вечно незавершённый диалог -- совершенное, но никогда не завершающееся Откровение. Потому-то миф Православия это не сфера, а полусфера. А во второй её половине зияет семантическая Бездна, ожидающая нашего обращения.
Человек не может найти в Церкви ответы на новые и новые возникающие вопросы, и он вынужден обратиться за разъяснениями к Тебе Самому. А диалог с Тобой не может завершиться, потому что получив правильные ответы на свои вопросы, наш ум немедленно обретает возможность задать новые, которые прежде были за границей его чувствительности или решимости.
Естественно, любой по-настоящему серьёзный миф не завершён. Любой миф это миф о собственной незавершенности. И в любом мифе есть окно, выводящее за его пределы, в Непознаваемое. Может быть, в этом окне и следует искать истинный смысл мифа-как-такового. Если миф приходит к человеку извне, как откровение из духовного мира, то он не может не содержать в себе Приглашение на собеседование с его автором. Впрочем, сказав «извне», я тем самым уже задал «координаты», задал некий миф или тип мифа. С точки зрения материалистической мифологии, миф приходит к человеку вовсе даже не «извне», а «изнутри», из его «бессознательного», из глубин его таинственного «мозга». Ведь именно «мозг» есть главное святилище материалиста, в котором обитает его божество - человеческий Гений, творческая Интуиция, научное Озарение - словом, все светлые божества материалиста. Впрочем, там же обитают и его тёмные божества - Безумие, Мания, Омрачение, религиозное Мракобесие и прочие демоны, которые продуцируют тёмные религиозные мифы прошлого, уводящие человека от Единственно-верной научной истины.
В любом мифе есть дверца, открыв которую можно познакомиться с Хозяином этого мифа. И если чуть выше я восхвалял материалистический миф за его «замкнутость и самодостаточность», рисовал его «окруженным со всех сторон совершенной без изъяна небесной сферой бесконечности», это была всего лишь ирония - достаточно тонкая, чтобы материалист мог принять мои слова всерьёз. Материалисту действительно кажется, что «никакого выхода тут нет и быть не может, потому что просто некуда выходить», но это вовсе не потому, будто в материалистическом мифе нет этой волшебной «дверцы». А всего лишь потому, что материалист приучен стоять к ней спиной.
И если я боюсь учить, реально боюсь учить материалиста тому, как отворить скрытую в его «мозге» волшебную дверцу, то лишь потому, что мне не нравятся духи-авторы материалистической концепции. Я знаю по собственному горькому опыту, чем может кончиться попытка бегства из этого мифа. Но всё-таки деваться некуда - времена становятся нелегкими, атмосфера тяжёлой, и выходить ведь в любом случае придётся, хотим мы или нет. Старый мир очевидным образом дал трещину, и пора, пора стелить соломку там, куда скоро посыплются люди, выпадающие из окон родимой темницы.
Чтобы понять, как выйти за пределы привычного способа восприятия мира, достаточно понять, каким способом мы там находимся. Привычное дело кажется нетрудным, и мы вроде бы не прилагаем усилий для того, чтобы оставаться в границах своего собственного мифа. Но на самом деле это не так. Чтобы оставаться внутри своего мифа, человек постоянно совершает некий ряд важных действий, исполняя привычный ритуал, который отождествляет со своим «Я», не помышляя себя за пределами этого ритуала. И главное из этих действий касается внимания. А именно: мы приковываем внимание нашего вечно подвижного ума к вещам, которые в рамках нашего мифа являются важными. И тем самым мы отвращаем наше внимание от вещей, которые в рамках этого мифа считаются неважными.
Чтобы изменить восприятие, достаточно приковать внимание к другим вещам. Количество нашего внимания (и времени) ограничено, и потому привлекая внимание к чему-либо, мы неизбежно уводим его от всего остального. Это очень простая механика: чтобы увести внимание от ритуально-важных вещей, надо привлечь это внимание к вещам ритуально-неважным. Неважным именно с точки зрения обычного нашего ритуала. Вещи делятся на важные и неважные -- это основа любого мифа. Как выглядит реальность вне мифов? В ней нет неважных мелочей, всё важно и осмысленно. И ясно, что для нас невообразимо такое видение реальности.
Миф создается и поддерживается ритуалом. Исполняя ритуал, человек погружается в порождаемый этим ритуалом миф. Погружаясь в миф, человек мало-помалу всё более вживается в важность базового ритуала и наконец в пределе начинает считать этот ритуал естественным, единственно возможным образом жизни, напрямую вытекающим из самой природы вещей. Да ведь так оно и есть, если понимать вещи при помощи данного мифа. Ну, а как ещё? Чтобы сменить ритуал, надо отказаться от порожденного им мифа. А чтобы отказаться от мифа, надо выйти за пределы ритуала. Замкнутый круг. Это и есть устройство «темницы», в которой каждый из нас обитает.
Обратить внимание на неважные вещи это и есть способ выйти из темницы. Начать можно с чего угодно, но этим началом задаётся всё последующее. Вещи, на которые мы обращаем внимание, постепенно обретают важность - уже в рамках нового мифа. Та мелочь, которая захватит твоё внимание, она и породит новый для тебя мир. Так можно не выходя из комнаты совершить путешествие за пределы, за границы известной с детства Вселенной. А хотя бы раз изменив своему мифу, тем более побывав в нескольких разных мирах, человек уже никогда не будет прежним даже после возвращения в миф своих родителей. Осознание относительности всего того, что казалось абсолютным - это очень важное знание, доступное каждому, но почему-то весьма редкое в мире людей. Хотя понятно, почему (см.
выше).
Только не надо думать, будто бы мы можем обойтись без мифа вообще. Такие состояния бывают, но это всегда состояния промежуточные. Мореплавание может быть долгим, но рано или поздно оно кончается на твердой земле. Когда разрушен миф, мы не в силах осознать, что с нами происходит. Если есть уже достаточно большой опыт таких состояний, человек может достаточно долгое время «плыть» на каком-то обломке прежнего опыта или даже построить себе корабль для подобных путешествий, но и сам этот корабль суть небольшой, но сравнительно прочный миф, пусть маленький, но достаточно комфортный. Именно такой корабль и называется по сути «достаточно большим опытом таких состояний». Такой корабль не дает эффекта «небесной сферы» или даже «полусферы», он со всех сторон открыт для волн и штормов, но все-таки там есть какая-то система простых, но эффективных ритуалов, позволяющая оставаться на плаву. Совсем без мифа мы находимся лишь в глубоком трансе, в исступлении, когда мы лишены сознания. Как только человек выплывает из бессознательного, он немедленно цепляется вниманием за какой-то простой ритуал (любой порядок внимания суть уже ритуал). Ибо сознание наше и есть ни что иное как миф. Нет мифа -- нет сознания.
Для материалиста неважны видения и сновидения. В рамках материалистического мифа всякого рода видения это лишь бессмысленная продукция почему-либо отключенного от реальности мозга. Они неважны и не заслуживают внимания. Внимания заслуживает лишь материальная реальность, окружающая нас, но никак не самостоятельная деятельность сосредоточенного на себе мозга. Здесь глубокий внутренний парадокс материализма: именно мозг, главное святилище его веры, почему-то оказывается не заслуживающим собственного внимания сам по себе, но лишь как инструмент познания окружающего мира (в частности, чужого мозга -- но никогда не своего собственного). Именно на это обстоятельство я и намекнул выше, заметив, что «небесная сфера» материалиста тоже имеет дверцу, однако материалист приучен всегда стоять к этой дверце спиной.
Между тем, стоит лишь повернуться к ней лицом, обратить внимание на "неважное", как сразу уже само по себе определение «материи» вызывает недоумение. Если материя вообще есть «реальность, данная нам в ощущении», то ведь и сновидение есть некая реальность, так же точно данная нам в ощущении. Когда мы видим сон, эта реальность так же точно реальна для нас, как реальность яви, когда мы не спим. Значит ли это, что в сновидении мы тоже имеем дело с материей? Очевидно, да! Как минимум, с материей нашего мозга. Не её ли мы воспринимаем в ощущении, когда спим? Не так ли? С точки зрения материализма - несомненно.
Цитирую очень любопытную статью "
Дефолт-система мозга":
Наше собственное мышление - не есть собственно наше мышление (по крайней мере, если речь идет о непроизвольной мыслительной деятельности человека - в состоянии активизации «дефолт-системы мозга»), а есть вынужденный процесс, происходящий под действием вполне определённых сил. И силы эти отнюдь не мистического происхождения и не метафизического свойства, а так организованные в нас наши собственные фактические отношения с «другими людьми», где, впрочем, и мы сами, и эти «другие люди» - лишь интеллектуальные объекты нашего внутреннего психического пространства.
И далее там же:
Невозможность недумания, таким образом, обусловлена не просто какой-то спонтанной активностью нашего мозга (порожденной, допустим, пейсмейкерной активностью клеток ретикулярной формации), а тем, что он постоянно занят решением социальных задач, пусть и представленных таким вот странным образом».
Что значит "социальных задач"? О каком социуме может идти речь, мы говорим о мозге, погруженном в "самого себя"? А вот
поди ж ты:
ДЕФОЛТ СИСТЕМА МОЗГА - зона мозга, которая специально создана у высших животных, чтобы они могли функционировать в стае. Именно она несёт ответственность за создание образов других людей и их накопление в нашей голове. ЖИЗНЬ и взаимодействие в рамках СТАИ непростое занятие. Со всеми нужно ДОГОВАРИВАТЬСЯ, понимать у кого какие полномочия и возможности, поэтому природа наградила нас специальным ИЕРАРХИЧЕСКИМ инстинктом. Который распределяет РОЛИ внутри социальной группы и это распределение позволяет нам спокойно функционировать внутри стаи на инстинктивном уровне, не задумываясь.
(Ага: иерархия, социальные роли... уже традиционная для моего ЖЖурнала тематика
теории Власти. Случайно ли всплыла она здесь, в заметке на, казалось бы, совершенно иную тему?)
Непроизвольная игра воображения свойственна всем людям. Даже отрываясь от восприятия материального мира, мы не прекращаем воображать. И вот, эта игра есть общение. Человек не может остаться один. Потому что быть человеком значит быть в общении. Даже оставаясь в одиночестве, он не прекращает интенсивно общаться. С кем?
С «другими людьми», причём «другие люди» - это некие «интеллектуальные объекты» нашего внутреннего психического пространства.
Вот учёные наконец и изобрели велосипед, открыли духовный мир -- ментальное пространство, в котором обитают боги, духи, архетипы -- хоть горшком назови, только в печку не ставь. И как они назвали эти обнаруженные объекты? Так же, как называют их дикари, встречающиеся с духами. Для дикаря духи это «другие люди», именно другие, а не просто люди. Потому что дикарь -- не дурак, и он прекрасно понимает, что эти «другие» никакие не люди, а лишь объекты его собственного внутреннего психического пространства.
Православие это религия Античности, как и католичество -- религия Средневековья, а протестантизм -- Нового Времени.
И нам, людям Античности, с седой древности было ясно, что "духи", насколько мы можем к ним прикоснуться, не погружаясь в тёмную мистику, это ни что иное как непроизвольная "игра нашего воображения".
Только вот бессмысленно называть это воображение "нашим", раз оно зависит от нашей воли не в большей мере, чем материальный мир, в котором мы телесно обитаем.
В действительности это самое "непроизвольное воображение" -- огромный мир, существующий объективно, независимо от нас и данный нам в ощущении так же точно, как дан нам в ощущении мир материальный. Этот-то мир и именуется "духовным миром". Разница между этими двумя мирами кажется очевидной: если с материальным миром мы соприкасаемся наяву, в обычном состоянии сознания, то с духовным -- во сне или в изменённом состоянии сознания.
А далее всем известная
притча:
Однажды я, Чжуан Чжоу, увидел себя во сне бабочкой - счастливой бабочкой, которая порхала среди цветков в свое удовольствие и вовсе не знала, что она - Чжуан Чжоу. Внезапно я проснулся и увидел, что я - Чжуан Чжоу. И я не знал, то ли я Чжуан Чжоу, которому приснилось, что он - бабочка, то ли бабочка, которой приснилось, что она - Чжуан Чжоу.
Мой магический опыт подсказывает мне, что мир вообще устроен иначе, чем принято думать. И наши сновидения это не просто иллюзия.
Напротив, этот материальный мир лишь сон, в который мы возвращаемся, вновь и вновь встречаясь друг с другом, пока смерть не разлучит нас. Он отличается от прочих наших снов лишь тем, что в нём воплотился Христос. И потому пока мы не умерли, у всех нас есть связь со Христом -- вот этот вот общий наш мир, в котором жили наши родители и живем мы. А смерть это начало иного сон, от которого уже нельзя будет проснуться, пока Христос не разбудит нас вновь.
Мой дорогой читатель уже понял, что я ввожу его в новый миф. Миф, при помощи которого мне удалось сохранить здравый смысл, будучи сумасшедшим. Интегрировать опыт безумия или того, что принято считать безумием, в опыт той жизни, которую принято считать нормальной жизнью.
Я не придаю этому мифу слишком большого значения. Потому что любой миф относителен. Важно не сойти с ума, приняв какой-то миф за Истину. Потому что Истина это не миф и не концепция, и вообще не та или иная картина мира. Настоящая Истина есть Ты, сказавший о Себе "Я Путь, и Истина, и Жизнь".
Безумие начинается тогда, когда мы принимаем какой-то миф за Истину. И хорошо, если этот миф принимают за Истину многие, многие люди -- тогда они будут считать нас нормальными, потому что мы безумны тем же безумием, что и они сами. Хуже, когда принятая нами за Истину концепция резко отличается от общепринятой. Потому я призываю дорогого читателя не принимать мои слова слишком близко к сердцу, ибо (см.
выше)
Итак, я никого не тяну в своё безумие, а всего лишь предлагаю интересную интеллектуальную игру.
Пусть наша жизнь есть лишь цепочка сновидений, и мы всю жизнь лишь переходим из одного сна в другой. (Эту концепцию в своё время популяризировал Пелевин в повести
"Чапаев и Пустота") Чем в таком случае отличается материальный мир? Можно ли его как-то выделить из тысяч прочих миров, сквозь которые мы проходим на протяжении жизни?
----
Продолжение см.
Сон и явь. Превосходство материального.