1,
2,
3,
4,
5,
6,
7,
8,
9 Эпизод VIII. Скайуокер. Восход
Важным отличием волынцевского периода от последующего роменского в геополитическом, так сказать, плане является присутствие волынцевцев на Киевском Правобережье. Причем, речь идет не о поступлении сюда гончарной керамики, например, а именно наличие волынцевского населения.
Территория летописных полян представляет очень малое количество археологических памятников VIII-IX вв. Выделяется 7 поселений, вытянувшихся с севера на юг от Киева до Канева. Одно из них (Столпяги) на левом берегу Днепра. Этот регион представлял собой далекую окраину волынцевской культуры.
Самым северным поселением на правом берегу был собственно Киев, точнее Старокиевское городище (на территории Киева было много всяких поселений). Анты здесь не жили. Волынцевской культуре здесь предшествовали слои пражской культуры к. V - 1й половины VI в. От антского периода выявлено только выпадение кладов только 2й группы (к. VII - н. VIII в.). В 9 км к югу от Старокиевского волынцевцы проживали в ур. Китаево. В 12 км далее на юг находилось поселение в ур. Диброва и Козакив Яр у с. Ходосовка. Диброва возникла на месте колочинского поселения. Здесь найдена серьга Харьевского горизонта, предшествующего сложению волынцевской культуры. В Козакивом Яру обнаружены салтовские украшения 1й трети IX в. Битицкого горизонта и небольшой процент раннероменской лепной посуды с гребенчатым штампом. Далее, в 20 км к югу находилось поселение Обухов II на правом берегу Стугны. Здесь серьга Битицкого горизонта также соседствовала с гребенчатым штампом. Значительная часть жилищ погибла в огне, но жизнь здесь продолжалась вплоть до сер. IX в. В 55-60 км южнее волынцевская керамика и детали салтовских поясов обнаружены на поселении Григоровка и Бучак. К ним тяготеет пос. Столпяги на Левобережье, оторванное от основного ареала волынцевской культуры. Эта группа поселений была связана с Зарубским бродом.
Правобережные волынцевские поселения отличались от своей левобережной метрополии тем, что испытывали влияние лука-райковецких традиций в керамике, но в целом они характеризуются культурным единством и синхронностью в появлении и исчезновении памятников с основным ареалом волынцевской культуры. Здесь также фиксируются следы пожаров в Киеве, Обухове II, Столпягах и Бучаке. Здесь также наблюдается картина спешно оставленных жилищ.
О судьбах волынцевцев Правобережья у нас есть кое-какие данные. Южнее Бучака на левом берегу р. Рось открыто поселение Сахновка, имеющее долгую и спорную историю изучения. Пересмотр археологического материала позволяет говорить о том, что этот памятник и соседнее Каневское городище возникли в результате перемещения сюда остатков волынцевцев из правобережных и мб даже левобережных (из Волынцево) поселений. Немногочисленное население оказалось окружено лука-райковецким населением, смешавшись с ним. Сахновка прекратила существование уже в IX в., а Каневское городище в конечном итоге превратилось в древнерусскую крепость.
Другая часть волынцевцев, как мы помним, двигалась в сторону аланских/салтовских и хазарских территорий. Еще одна группа осела в области расселения будущих вятичей, у городища Супруты (Щекинский район, Тульская область). В небольшом количестве горшки волынцевского типа известны на салтовских памятниках - Дмитриевском могильнике, Жовтневе, Саркеле. Дата создания Саркела служит верхней хронологической границей падения волынцевских памятниках. На славянских памятниках Лесостепного Дона подобная керамика (и упрощенные подражания ей) присутствует в крайне ограниченном количестве. В Верхнем Поочье эта керамика известна в материалах поселений Болохово и Уткино, но наиболее ярко она представлена на поселении у д. Торхово, где ее доля составляет ок. 5 %, а в отдельных комплексах достигает 15 %. Присутствие на указанном поселении фрагментов амфорной керамики, керамики и вещей салтовского типа делает его необычайно схожим с раннероменскими памятниками волынцевского типа. Подводя итог анализу упомянутых событий, А.В. Григорьев пишет: «Можно предположить, что после каких-то событий, произошедших в Северской земле в 1 -й четв. IX в. и явно неблагоприятных для носителей волынцевских традиций, часть этого населения переместилась на восток, в районы, более зависимые от центральной администрации Хазарского каганата. Основная масса переселенцев обосновалась в бассейне Упы, о чем говорит материал расположенных здесь памятников. Отдельные представители продолжили движение вниз по р. Дон, где растворились в среде славянского и алано-болгарского населения. В месте основной своей концентрации, в междуречье Оки и Дона, волынцевское население прослеживается вплоть до конца раннего периода, т. е. до нач. Х в. В свете изложенных выше наблюдений можно констатировать, что в нач. IX в. славяне совместно с частью носителей волынцевских древностей с территории Северской земли переселяются в верховья Оки и на Упу. При этом открывается путь к освоению Дона вплоть до г. Саркел и Тмутаракань, где славянское присутствие в следующем X в. весьма ощутимо».
Итак, волынцевцы ушли, а на их территории распространилась роменская культура. Мы условились, что точку зрения А.В. Григорьева, который считал, что роменская и волынцевская культуры развивались на одной территории параллельно. Поэтому, ограничимся классическим представлением роменской культуры, следуя за А.В. Комаром. Согласно этому представлению, роменская культура делится на два этапа - ранний (2-3я четв. IX в.) и поздний (конец IX - 1я треть XI вв.). Здесь мы рассмотрим ранний период.
Раннероменский этап представлен археологическим горизонтом Новотроицкого городища - самого раннего и лучше всего изученного памятника этой культуры. Городищем Новотроицкое называется в некотором роде условно. Это поселение не имеет укреплений, но расположено на мысе, который с одной стороны прикрыт течением р. Пселл, а с другой стороны оврагом. Преобладающий тип жилищ здесь - дома со стенами, обшитыми плахами. Небольшой процент составляют плетнево-глинобитные жилища. (Речь о землянках, конечно). Посуда - лепная. Традиционные для волынцевского времени декор (защипы и насечки) сменяются классическим для роменской культуры гребенчатым штампом. Наиболее ранние типы такой роменской посуды, как мы видели, фиксировались уже в волынцывских поселениях Битицкого горизонта. Именно это и натолкнуло А.В. Григорьева на мысль (которая нам так нравилась до последнего времени) о том, что волынцевцы и роменцы - это один народ и одна формирующаяся культура. Однако, судая по всему, роменская посуда появляется на волынцевских памятниках по обе стороны Днепра лишь незадолго до падения волынцевцев. Это заставляет предполагать, что это следы первой волны роменских переселенцев, проникших на волынцевскую территорию лишь в первой четверти IX в.
В раннероменский период изменяется погребальный обряд. Бескурганные урновые кремации, сопровождавшиеся часто сосудами-приставками, сменили кремации под курганными насыпями. А.В. Григорьев относил появление этого обряда уже к волынцевскому периоду, но А.В. Комар оспорил ранние датировки, опираясь на вещевой материал.
Исследованных памятников Новотроицкого горизонта мало. Материал их свидетельствует о том, что контакты с салтовцами (хазарами, по А.В. Комару) были (если вообще были) эпизодическими. Гораздо ярче просматривается мадьярское влияние. Однако, как показал А.В. Григорьев, в этот период освоенная роменцами территория значительно превзошла волынцевскую (за исключением Киевского Правобережья).
Раннероменский период открывает период активного культурного взаимодействия между Севером и Югом на территории Восточной Европы. С одной стороны, мы видим предметы условно «южного» происхождения - салтовского, мадьярского, византийского, арабского. Характерно, что салтовские предметы на Новотроицком городище найдены главным образом в сломанном виде. Вместе с ними появляются также древневенгерские вещи субботцевского типа, появляющиеся после переселения мадьяр в Причерноморье (836-889 гг.). Византийское влияние проявляется в комплексе украшений Новотроицкого. В кладе из городища с ломом венгерских и салтовских вещей обнаружены древнейшие в Восточной Европе дирхемы (старшая монета - 711/712 г.; младшая монета - 818/819 г.). Еще один дирхем (833 г. чеканки) с отверстием (чтобы носить как медальон или подвеску) найден на руинах сгоревшего дома. С другой стороны, на Новотроицком появляются вещи «северного» происхождения: подковообразные фибулы, «усатые» перстни с узким щитком.
Судя по всему, Новотроицкое городище подверглось разгрому. На городище также нашли ланцетовидные наконечники стрел, близкие «гнездовским». А.В. Комар по устоявшейся традиции поспешил «вооружить» ими северную дружину, нападавшую на городище. Нижнюю границу разрушения позволяет датировать дирхем 833 г., но другие предметы позволяют говорить о том, что поселение было разгромлено уже в конце IX или даже начале Х в. На какие-то катаклизмы в последней четверти девятого столетия или чуть позже указывают Полтавский клад 1899 г. (млад. монета 882/883 г.) и клад из Погребного в Посемье (млад. монета 875/876 г.). Это позволяет вспомнить летописное предание о походе Олега на северу 884 г. (дата, конечно, условная). Гибель Новотроицкого, таким образом, открывает не только начало нового периода в развитии роменской культуры, но и новый этап в истории Восточной Европы - восхождение Древнерусского Киевского государства.
Продолжение следует...