1,
2,
3,
4,
5,
6Эпизод VI. Месть ситхов
Решение проблемы гибели позднепеньковского политического объединения зависит от того, как толковать приведенные в прошлом посте археологические материалы. А.М. Обломский ускользнул от решения этой проблемы, ограничившись констатацией факта симбиоза антского и кочевого населения. Гибель пеньковской и колочинской культур автор связывал с вторжением новой волны славянских племен из числа носителей пражской культуры. Таким образом, уничтожение пеньковцев и колочинцев привело к формированию лука-райковецкой культуры, культуры кривичей («длинных курганов») и волынцевско-роменско-борщевских комплексов. Но, мы то с вами придерживаемся мнения, что этот самый симбиоз представляет реалии «Великой Болгарии». А, следовательно, в нашем распоряжении есть ни много, ни мало - целый рассказ о судьбе болгаро-антского объединения.
Приводит его Феофан Исповедник: «Во времена Константина Западного умер властитель упомянутой Булгарии и котрагов Кроват. Он оставил пять сыновей, завещав им ни в коем случае не отделяться друг от друга и жить вместе, так, чтобы они властвовали надо всем и не попадали в рабство к другому народу. Но спустя недолгое время после его смерти, разделились пять его сыновей и удалились друг от друга каждый с подвластным ему народом. Первый же сын [Кровата], по имени Батбаян, храня завет отца своего, оставался на земле предков доныне. А второй его брат, по имени Котраг, перейдя реку Танаис, поселился напротив первого брата. Четвертый же и пятый, переправившись через реку Истр, называемую также Дунай, один - оставался в подчинении, вместе со своим войском, у хагана аваров в Паннонии Аварской, а другой - достигнув Пентаполя, что у Равенны, попал под власть империи христиан. Наконец, третий из них, по имени Аспарух, переправившись через Днепр и Днестр и дойдя до Огла - реки севернее Дуная, поселился между первыми и последним, рассудив, что место это отовсюду укрепленное и неприступное: спереди болотистое, с других же сторон окруженное, как венцом, реками, оно позволяло народу, ослабленному разделом, отдохнуть от нападений врагов. Так вот, после того как они разделились таким образом на пять частей и стали малочисленны, из глубин Берзилии, первой Сарматии, вышел великий народ хазар и стал господствовать на всей земле по ту сторону вплоть до Понтийского моря. [Этот народ], сделав своим данником первого брата, Батбаяна, властителя первой Булгарии, получает с него дань и поныне». Об этом «задунайском» периоде истории «Великой Болгарии» рассказывает «Именник болгарских ханов»:
«Авитохолъ жытъ лѣтъ 300, родъ емоу Дуло, а лѣтъ ем(у) диломъ твиремъ.
Ирник житъ лѣтъ 100 и 8 лѣть, род ему Дуло, а лѣть ему диломъ твиремъ.
Гостунъ намѣстникъ сый 2 лѣт(а), родъ ему Ерми, а лѣтъ ему дохсъ твиремъ.
Куртъ 60 лѣть, дръжа, родъ ему Дуло, а лѣтъ ему шегоръ вѣчемъ.
Безмѣръ 3 лѣт(а), а родъ сему Дуло, а лѣтъ ему шегоръ вѣчемъ.
Сии 5 кънязь дръжаше княжение обону страну Дуная лѣтъ 500 и 15 остриженами главами.
И потомъ приде на страну Дуная Исперих князь, тожде я доселѣ.
Есперерихъ князь 60 и одино лѣто, родъ ему Дуло, а лѣтъ ему верени алемъ».
Мы видим здесь тех же правителей, что у Феофана. Курт - это Куврат, Есперерих - Аспарух, основатель Дунайской Болгарии, а Безмер - это, таким образом, Батбаян. Имя этого наследника Куврата служит своеобразным символом анто-болгарского симбиоза. Согласно «Именнику болгарских ханов» легендарным ханам - долгожителям Авитохолу и Ирнику, которые совокупно правили 408 лет, наследовал некий Гостун из рода Ерми, названный наместником, правящим 2 года. Имя, звучащее так по-славянски, порождает удивительные фантазии на тему славяно-тюркских отношений. Но, как показал С.Е. Рассадин (
http://archaeology.kiev.ua/journal/040702/rassadin.htm), столь же вероятно, что имя «Гостун» имеет иранское происхождение. Это лучше коррелирует с историческим контекстом и родовым именем наместника. Скорее всего, Гостун был наместником аварского кагана Органы. Через 2 года его сверг Куврат (Курт) из рода Дуло, потомок легендарных прародителей и племянник Органы, правящий в последствии 60 лет. А Куврату наследовал Безмер/Батбаян, правящий 3 года. Все интересующие нас события Феофан относит ко времени правления Константина Западного (630-668 гг.), прозванного так за то, что решил перенести центр Империи подальше от арабов - на Сицилию в 660 г.
Хазары вышли на историческую арену, как самостоятельная политическая сила примерно в это же время. Об этом мне уже приходилось писать в
«Аварском цикле». В VI - первой трети VII в. хазары были верными соратниками западных тюрок, составляя основу их военной силы в Европе. Для армян и грузин западные тюрки были в первую очередь хазарами (это как с татарами и монголами для русских 13 века). Трудно сказать, когда именно хазары вышли из-под власти умирающего Западно-Тюркского каганата, но сомневаюсь, что они долго ждали. Скорее всего, уже после убийства Тон-ябгу-кагана в 630 г., когда тюрки начали терять обширные территории (например, к западу от Сырдарьи), Хазария стала независимой страной. Традиционно считается, что во главе хазар встал один из представителей рода Ашина. Я не вижу причин сомневаться в этом. Более того, думаю, что правителем Хазарии был сын Тон-ябгу-кагана Тардуш-шад, остававшийся на западе, когда отец решил навести порядок в своих азиатских владениях. Первым проявлением хазарского военного могущества стал разгром болгар, о котором повествует Феофан. Хазарский царь Иосиф в Х в. также рассказывал об этих событиях в своем письме испанскому еврею Хасдаи ибн-Шафруту: «В стране, в которой я живу, жили прежде В-н-н-тр (Хунногундуры). Наши предки, хазары, воевали с ними. В-н-н-тр были более многочисленны, так многочисленны, как песок у моря, но не могли устоять перед хазарами. Они оставили свою страну и бежали, а те преследовали их, пока не настигли их, до реки по имени "Дуна" (Дунай). До настоящего дня они расположены на реке "Дуна" и поблизости от Кустандины, а хазары заняли их страну до настоящего дня». Из этого рассказа следует, что «венендеры», упоминаемые арабскими источниками (в частности, трактат «Худуд аль-Алам») - это хазарское наименование болгар. Венендеры ХАА, принявшие христианство, и расселившиеся к IX в. в бассейне рек Дон и Северский Донец, и «внутренние булгары» («черные болгары» греческих и русских источников) должны соответствовать ордам Батбаяна и Котрага. Поскольку, Феофаан подчеркивает, что именно Батбаян подчинился хазарам, а ХАА говорит о слабости венендеров и силе «внутренних булгар», то логично предположить, что венендеры - это потомки орды Батбаяна. Не совсем понятно, как его народ попал в Подонье. Жили ли они там изначально, со времен Куврата, как будто бы следует из рассказа Феофана и Иосифа, или же пришли туда в ходе распада «Великой Болгарии», или их переселили на эти земли хазары? Учитывая, что археологические памятники, которые можно увязать с венендерами, появляются в Подонье несколько позже, последний вариант не стоит исключать.
Итак, после того, как хазары напали на болгар, им удалось подчинить орду Баяна и возможно орду Котрага, Аспарух под натиском хазар предпочел укрыться за Дунаем, в Добрудже и на равнинах Нижнего Подунавья. В 679/680 г. против болгар выступил сын Константа Константин IV. Его войска были разгромлены, что и стало началом Первого Болгарского государства. Вероятно, смерть Куврата стоит относить к последним годам Константа, может быть к тому же 668-му. Безмер-Баян правил 3 года. Следовательно, нападение хазар нужно датировать приблизительно 671 г. Аспарух вряд ли мог сразу опасаться их нападения, так как жил на другом конце Северного Причерноморья. Обратимся вновь к Феофану: «Василевс Константин, узнав о том, что неожиданно племя мерзкое и нечистое поселилось за Дунаем на Огле и совершает набеги на [селения], прилежащие к Дунаю, разоряет их, то есть земли, которыми теперь владеют они и которыми тогда владели христиане, был очень обеспокоен. Он приказал всем фемам переправляться во Фракию…». Война закончилась для императора неудачно. Он был вынужден признать создание нового государства - Дунайской Болгарии. Аспарух пошел по тому же пути, что его отец. Он сумел наладить связи с семью или восемью славянскими племенами, проживавшими в Нижнем Подунавье. Но, власть Аспаруха над славянами была реальной. Самое сильное из племен (северов) он расселил на границах с ромейской Фракией, а остальных - на аварской границе. Своей орде Аспарух оставил пригодные для кочевого хозяйства степей Добруджи.
Однако, исследованные болгарскими археологами памятники этого степного ядра Первого Болгарского царства показали, что вместе с кочевниками сюда пришли анты. Союз не распался с распадом «Великой Болгарии». Очевидно, что и другие группы антов присоединились к Батбаяну, Котрагу, а возможно и к другим сыновьям, ушедшим к аварам и в Италию. Это объясняет следы антского населения на землях салтово-маяцкой культуры, о которых упоминала Е.С. Галкина в «Тайнах Русского каганата».
Странным образом аваро-тюркское соперничество разрешилось войной наследников их культур и традиций - болгар и хазар. И жертвой этой многовековой борьбы стали анты. С распадом «Великой Болгарии» и хазарским разгромом пеньковской и колочинской культур завершилась история антов, само их имя исчезло, а земли стали ареной истории иных славянских народов, в которых растворились остатки антов. Само имя их исчезло, так как новые пришельцы ыли потомками словен и несли с собой это имя.
Продолжение следует...